Московскому Театру сатиры – 80! Валентин Плучек – ученик Мейерхольда, возглавивший Театр сатиры – выдающийся режиссер ХХ века. Благодаря В. Плучеку, Театр сатиры очень скоро стал одним из ведущих московских театров – современным, умным и ироничным. За 48 лет работы в театре он поставил 54 спектакля.
Еще в 1957 году, одновременно с «Мистерией – буфф» режиссер выпустил пьесу Хикмета «А был ли Иван Иванович?» с фантастически талантливой работой Анатолия Папанова. Главная идея спектакля: а не виноват ли сам человек, позволяющий себе жить по законам, пропагандируемым Иваном Ивановичем, в том, что превращается в безликое безымянное «существо в черном». Особенность эстетики этого спектакля – слияние фантасмагории и тонкого психологического анализа современной души. Необычная тема и необыкновенность стиля, несхожего со стилем господствующего тогда соцреализма. Постановка Плучека произвела настоящий переполох, и, конечно же, была запрещена. В 1966 году подобная участь постигла спектакль «Теркин на том свете» по пьесе А. Твардовского. В послужном списке Анатолия Папанова появилась еще одна несыгранная роль.
В 1963 году Театр сатиры переехал в здание на площади Маяковского, имеющее весьма необычную сценическую историю. Если смотреть на него с высоты птичьего полета, то можно увидеть необычный огромный купол, похожий на летающую тарелку. В начале двадцатых годов в этом здании находился знаменитый цирк братьев Никитиных. Затем, частично перестроенное, оно было отдано первому московскому Театру мюзик-холл, преобразованному позже в Театр оперетты. Наконец после реконструкции и реставрации сюда переехал коллектив Театра сатиры, получивший одно из самых удобных и современных театральных залов.
Значительным театральным событием того времени стал спектакль «Доходное место» А.Н. Островского в постановке Марка Захарова. В спектакле присутствовала какая-то неуловимая тревога, и всплески отчаяния главного героя Жадова (актер – Андрей Миронов) были предчувствием трагедии. Сценическое произведение звучало последним «всплеском оттепели», а его герой казался последним героем этого времени, способным не изменить себе. Спектакль, прошедший на сцене меньше сорока раз, стал театральной легендой и во многом определил творческую судьбу его режиссера.
В 1970 году Марк Захаров поставил в Театре сатиры легкую радостную комедию «Проснись и пой!». А в следующем, 1971 году – свой первый театральный мюзикл «Темп – 1929». На основе трех погодинских пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг») М. Захаров – режиссер и автор композиции – поставил спектакль стремительных ритмов, где музыка композитора Г. Гладкова и стихи Р. Рождественского были главными действующими лицами. Именно в Театре сатиры Марк Захаров и стал тем Марком Захаровым, которого мы сейчас знаем.
Конфликты в драматургии тех лет вращались вокруг трудовых успехов советского народа. Известный всем «конфликт хорошего с лучшим», по мнению идеологов, был главным вопросом бытия. В театре, который построил Плучек, главной идеей была идея Гармонии – Высшего принципа, постоянно нарушаемого самим человеком.
Один из самых интересных спектаклей Театра сатиры о современном человеке – «Дон Жуан», или Любовь к геометрии». В центре – человеческая душа, проходящая испытание Раем и Адом, человек на пороге утраты веры в Высший идеал, в любовь и гармонию. Андрей Миронов играл эту роль с удивительной личной исповедальностью.
Плучек в лице актера Миронова приобрел своего лирического героя. Актерская индивидуальность, таящая в себе мощный источник яркой праздничной театральности, стала «проводником» его творческих идей. Для Миронова, в свою очередь, режиссер Плучек всегда оставался главным театральным педагогом.
Еще одна характерная черта того времени – отрицание красоты. В одном из интервью режиссер сказал: «Сейчас очень не хватает ренессансного восприятия жизни как радости. Какое-то отсутствие кислорода, анемия. И я поставил Бомарше».
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» – гармония красок, атмосфера театральной праздничности, созданная художником Валерием Левенталем. «Женитьба Фигаро» в Театре сатиры была действительно похожа на глоток шампанского – легкий полет свободной игры духа.
В юности – ученик Мейерхольда, Валентин Плучек «поклялся», что не будет браться за пьесы, которые так гениально поставил Мастер. Нарушив «обет» он дважды, поставив «Ревизора» и «Горе от ума». Впервые за долгие сценические годы жизни пьесы «Горе от ума», режиссер делал упор не на бытовую комедию нравов, а на скрытую музыку пьесы. Валентин Плучек поставил пронзительный, глубокий и поэтический спектакль о любви, в котором Андрей Миронов играл, быть может, одну из своих самых тонких, драматических и трепетных ролей.
После ряда экспрессивных темпераментных постановок конца 70- х – 80-х годов, режиссер поставил ряд спектаклей иного, камерного характера: «Ремонт» М. Рощина, «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Вишневый сад» Чехова на открывшейся в 1984 году Малой сцене театра.
Малый зал театра (перестроенный сейчас в «Чердак Сатиры») – три вытянутых длинных ряда кресел, охватывающих полукругом небольшую сценическую площадку. Зрители попадали в своеобразную ловушку. Их запускали в двери, расположенные рядом со сценой, которые потом закрывали, и они оказывались внутри удивительного сада, созданного музыкой и светом. Сада, который, казалось, дышал и жил, наполненный звуками и тенями цветущих деревьев. Историю об утрате одних человеческих ценностей и отсутствии надежды обретения других играли три поколения артистов Театра сатиры: Г. Менглет, А. Папанов, О. Аросева, А. Миронов, М. Державин Р. Ткачук, Б. Плотников, совсем молодая актриса Р. Этуш в роли Раневской.
Вспоминая Театр сатиры 70-х середины 80-х годов, обязательно отмечают популярную развлекательную телепередачу того времени «Кабачок 13 стульев», хотя половина ее участников была из других театров. Ее слава затмевала популярность всех нынешних телесериалов и развлекательных программ, потому что была единственной. В. Плучек ее очень не любил и весьма успешно боролся со штампами, которыми обрастали актеры в этой телевизионной работе. Удивительно трогательной и даже нежной была в его спектаклях Ольга Аросева – актриса одной из самых характерных телемасок. Роль Шарлотты в «Вишневом саде», сыгранная с грустной иронией и глубоким сочувствием к героини, одна из ее лучших актерских работ.
По сравнению с сегодняшней телевизионной халтурой тогдашний «Кабачок» не оказывал разрушительной силы для актерских талантов и зрительских нервов.
В те годы Театр сатиры умел развлекать и радовать своего зрителя.
В середине 70-х годов ведущие актеры театра Андрей Миронов и Александр Ширвиндт начинают ставить свои первые спектакли. В 1973 году они вернулись к форме спектакля – обозрения, поставив «Маленькие комедии большого дома». Спектакль отличался точностью работы с актерами, легким балансированием на грани смешного и серьезного, точным пониманием жанра.
Знаменитая «комическая пара» Ширвиндт – Державин – эстрадный дуэт, с которым массовое сознание отождествляет Театр сатиры, был рожден в недрах Театра Ленинского Комсомола и выпестован в знаменитых капустниках Дома Актера. Спектакли, поставленные режиссером А. Ширвиндтом на сцене Театра сатиры («Нам –50!», «Концерт для театра с оркестром», «Молчи, грусть, молчи...», «Нам все еще смешно…») продолжают традицию театрального капустника, с репризным эстрадным типом актерского существования на сцене.
Весьма органичной для Театра сатиры и в то же время абсолютно самобытной и оригинальной была режиссура Андрея Миронова. Вторым спектаклем, который он поставил, были «Феномены» Григорий Горина. Затем были «Бешеные деньги» А.Н. Островского. Спектакль до сих пор идет на сцене театра, сменив уже не одно поколение исполнителей. Он ничуть не потускнел в своих радостных театральных красках, не говоря уж об актуальности драматургического конфликта эпохи первоначального накопления капитала. Андрей Миронов успел поставить на сцене Театра сатиры всего пять спектаклей. Но ни один из них не был проходной «ученической» работой.
Спектакль «Прощай, конферансье!» по пьесе Григория Горина об актерах на войне, о концертной бригаде Театра сатиры, погибшей под Москвой осенью 1941 года. Андрей Миронов – сын знаменитых эстрадных артистов. Любовь к этим людям, прекрасное знание их жизни определяли стиль и дух спектакля.
Последней и самой значительной его режиссерской работой были «Тени» Салтыкова-Щедрина. Спектакль прошел всего несколько раз, и в новом сезоне 1987 – 1988 годов Миронов хотел продолжить работу с актерами. Но летом 1987 года на гастролях в Риге он не доиграл свой последний спектакль.
В интервью в 1987 году В. Плучек говорил, что не знает, удастся ли театру без его лучших актеров снова «взлететь». Трудно было «взлетать» и при тех переменах в идеологии и ценностях, столь повлиявших на вкусы потенциальных зрителей.
В начале 90-х годов, прогуливаясь по улице, В. Плучек увидел разносимые ветром отбросы из переполненного мусорного бака. «Пора ставить Оскара Уайльда» – подумал режиссер. В 1991 году на афише театра появился «Идеальный муж» Уайльда.
Начинался новый этап, выдвигающий новых героев. Остро чувствовал это время перемен и точно воплощал в своих сценических работах актер и режиссер Михаил Зонненштраль, трагическая гибель которого в 1997 году еще одна невосполнимая утрата для театра. Прирожденный актер-лицедей, он обладал тонким режиссерским чувством времени.
Выбор ценностей – идеальных или материальных, любовь, гармония мира, выгодно проданная лукавому, простота обычных человеческих отношений, спасающая или не спасающая человека «у бездны мрачной на краю» – темы, волновавшие Зонненштраля. Они становились предметом рефлексии его актерских и режиссерских работ, начиная с первой, экспериментальной постановки пьесы «Контракт» С. Мрожека на Малой сцене театра. Неповторим был и актерский дуэт этого спектакля – М. Зонненштраля (Мориса) и В. Гаркалина (Магнуса). Именно Зонненштраль открыл актера Валерия Гаркалина, после ухода из Театра сатиры, играющего теперь в однообразных антрепризах.
Несколько лет назад Театр сатиры возглавил Александр Ширвиндт. Первым спектаклем нового художественного руководителя стал спектакль памяти Андрея Миронова «Андрюша». В работе принимала участие целая группа авторов, и был задействован практически весь коллектив театра. Совместное творчество в жанре «спектакля-воспоминания» оказалось весьма плодотворным. Спектакль «Андрюша» одна из несомненных удач театра последних лет. В центре – уникальная личность актера, имя которого продолжает привлекать зрителей в театр. Самыми «ударными» моментами стали «бенефисные» сцены «стариков» театра, играющих фрагменты лучших спектаклей прошлых лет. На каждого из корифеев театра, В. Васильеву, С. Мишулина, О. Аросеву, М. Державина, Н. Корниенко, можно ставить отдельный бенефисный спектакль, так горячо принималось каждое появление их на сцене.
Свое 80-летие Театр сатиры отметил юбилейным обозрением с весьма символическим названием «Нам все еще смешно…».
Галина Степанова
Еще в 1957 году, одновременно с «Мистерией – буфф» режиссер выпустил пьесу Хикмета «А был ли Иван Иванович?» с фантастически талантливой работой Анатолия Папанова. Главная идея спектакля: а не виноват ли сам человек, позволяющий себе жить по законам, пропагандируемым Иваном Ивановичем, в том, что превращается в безликое безымянное «существо в черном». Особенность эстетики этого спектакля – слияние фантасмагории и тонкого психологического анализа современной души. Необычная тема и необыкновенность стиля, несхожего со стилем господствующего тогда соцреализма. Постановка Плучека произвела настоящий переполох, и, конечно же, была запрещена. В 1966 году подобная участь постигла спектакль «Теркин на том свете» по пьесе А. Твардовского. В послужном списке Анатолия Папанова появилась еще одна несыгранная роль.
В 1963 году Театр сатиры переехал в здание на площади Маяковского, имеющее весьма необычную сценическую историю. Если смотреть на него с высоты птичьего полета, то можно увидеть необычный огромный купол, похожий на летающую тарелку. В начале двадцатых годов в этом здании находился знаменитый цирк братьев Никитиных. Затем, частично перестроенное, оно было отдано первому московскому Театру мюзик-холл, преобразованному позже в Театр оперетты. Наконец после реконструкции и реставрации сюда переехал коллектив Театра сатиры, получивший одно из самых удобных и современных театральных залов.
Значительным театральным событием того времени стал спектакль «Доходное место» А.Н. Островского в постановке Марка Захарова. В спектакле присутствовала какая-то неуловимая тревога, и всплески отчаяния главного героя Жадова (актер – Андрей Миронов) были предчувствием трагедии. Сценическое произведение звучало последним «всплеском оттепели», а его герой казался последним героем этого времени, способным не изменить себе. Спектакль, прошедший на сцене меньше сорока раз, стал театральной легендой и во многом определил творческую судьбу его режиссера.
В 1970 году Марк Захаров поставил в Театре сатиры легкую радостную комедию «Проснись и пой!». А в следующем, 1971 году – свой первый театральный мюзикл «Темп – 1929». На основе трех погодинских пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг») М. Захаров – режиссер и автор композиции – поставил спектакль стремительных ритмов, где музыка композитора Г. Гладкова и стихи Р. Рождественского были главными действующими лицами. Именно в Театре сатиры Марк Захаров и стал тем Марком Захаровым, которого мы сейчас знаем.
Конфликты в драматургии тех лет вращались вокруг трудовых успехов советского народа. Известный всем «конфликт хорошего с лучшим», по мнению идеологов, был главным вопросом бытия. В театре, который построил Плучек, главной идеей была идея Гармонии – Высшего принципа, постоянно нарушаемого самим человеком.
Один из самых интересных спектаклей Театра сатиры о современном человеке – «Дон Жуан», или Любовь к геометрии». В центре – человеческая душа, проходящая испытание Раем и Адом, человек на пороге утраты веры в Высший идеал, в любовь и гармонию. Андрей Миронов играл эту роль с удивительной личной исповедальностью.
Плучек в лице актера Миронова приобрел своего лирического героя. Актерская индивидуальность, таящая в себе мощный источник яркой праздничной театральности, стала «проводником» его творческих идей. Для Миронова, в свою очередь, режиссер Плучек всегда оставался главным театральным педагогом.
Еще одна характерная черта того времени – отрицание красоты. В одном из интервью режиссер сказал: «Сейчас очень не хватает ренессансного восприятия жизни как радости. Какое-то отсутствие кислорода, анемия. И я поставил Бомарше».
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» – гармония красок, атмосфера театральной праздничности, созданная художником Валерием Левенталем. «Женитьба Фигаро» в Театре сатиры была действительно похожа на глоток шампанского – легкий полет свободной игры духа.
В юности – ученик Мейерхольда, Валентин Плучек «поклялся», что не будет браться за пьесы, которые так гениально поставил Мастер. Нарушив «обет» он дважды, поставив «Ревизора» и «Горе от ума». Впервые за долгие сценические годы жизни пьесы «Горе от ума», режиссер делал упор не на бытовую комедию нравов, а на скрытую музыку пьесы. Валентин Плучек поставил пронзительный, глубокий и поэтический спектакль о любви, в котором Андрей Миронов играл, быть может, одну из своих самых тонких, драматических и трепетных ролей.
После ряда экспрессивных темпераментных постановок конца 70- х – 80-х годов, режиссер поставил ряд спектаклей иного, камерного характера: «Ремонт» М. Рощина, «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Вишневый сад» Чехова на открывшейся в 1984 году Малой сцене театра.
Малый зал театра (перестроенный сейчас в «Чердак Сатиры») – три вытянутых длинных ряда кресел, охватывающих полукругом небольшую сценическую площадку. Зрители попадали в своеобразную ловушку. Их запускали в двери, расположенные рядом со сценой, которые потом закрывали, и они оказывались внутри удивительного сада, созданного музыкой и светом. Сада, который, казалось, дышал и жил, наполненный звуками и тенями цветущих деревьев. Историю об утрате одних человеческих ценностей и отсутствии надежды обретения других играли три поколения артистов Театра сатиры: Г. Менглет, А. Папанов, О. Аросева, А. Миронов, М. Державин Р. Ткачук, Б. Плотников, совсем молодая актриса Р. Этуш в роли Раневской.
Вспоминая Театр сатиры 70-х середины 80-х годов, обязательно отмечают популярную развлекательную телепередачу того времени «Кабачок 13 стульев», хотя половина ее участников была из других театров. Ее слава затмевала популярность всех нынешних телесериалов и развлекательных программ, потому что была единственной. В. Плучек ее очень не любил и весьма успешно боролся со штампами, которыми обрастали актеры в этой телевизионной работе. Удивительно трогательной и даже нежной была в его спектаклях Ольга Аросева – актриса одной из самых характерных телемасок. Роль Шарлотты в «Вишневом саде», сыгранная с грустной иронией и глубоким сочувствием к героини, одна из ее лучших актерских работ.
По сравнению с сегодняшней телевизионной халтурой тогдашний «Кабачок» не оказывал разрушительной силы для актерских талантов и зрительских нервов.
В те годы Театр сатиры умел развлекать и радовать своего зрителя.
В середине 70-х годов ведущие актеры театра Андрей Миронов и Александр Ширвиндт начинают ставить свои первые спектакли. В 1973 году они вернулись к форме спектакля – обозрения, поставив «Маленькие комедии большого дома». Спектакль отличался точностью работы с актерами, легким балансированием на грани смешного и серьезного, точным пониманием жанра.
Знаменитая «комическая пара» Ширвиндт – Державин – эстрадный дуэт, с которым массовое сознание отождествляет Театр сатиры, был рожден в недрах Театра Ленинского Комсомола и выпестован в знаменитых капустниках Дома Актера. Спектакли, поставленные режиссером А. Ширвиндтом на сцене Театра сатиры («Нам –50!», «Концерт для театра с оркестром», «Молчи, грусть, молчи...», «Нам все еще смешно…») продолжают традицию театрального капустника, с репризным эстрадным типом актерского существования на сцене.
Весьма органичной для Театра сатиры и в то же время абсолютно самобытной и оригинальной была режиссура Андрея Миронова. Вторым спектаклем, который он поставил, были «Феномены» Григорий Горина. Затем были «Бешеные деньги» А.Н. Островского. Спектакль до сих пор идет на сцене театра, сменив уже не одно поколение исполнителей. Он ничуть не потускнел в своих радостных театральных красках, не говоря уж об актуальности драматургического конфликта эпохи первоначального накопления капитала. Андрей Миронов успел поставить на сцене Театра сатиры всего пять спектаклей. Но ни один из них не был проходной «ученической» работой.
Спектакль «Прощай, конферансье!» по пьесе Григория Горина об актерах на войне, о концертной бригаде Театра сатиры, погибшей под Москвой осенью 1941 года. Андрей Миронов – сын знаменитых эстрадных артистов. Любовь к этим людям, прекрасное знание их жизни определяли стиль и дух спектакля.
Последней и самой значительной его режиссерской работой были «Тени» Салтыкова-Щедрина. Спектакль прошел всего несколько раз, и в новом сезоне 1987 – 1988 годов Миронов хотел продолжить работу с актерами. Но летом 1987 года на гастролях в Риге он не доиграл свой последний спектакль.
В интервью в 1987 году В. Плучек говорил, что не знает, удастся ли театру без его лучших актеров снова «взлететь». Трудно было «взлетать» и при тех переменах в идеологии и ценностях, столь повлиявших на вкусы потенциальных зрителей.
В начале 90-х годов, прогуливаясь по улице, В. Плучек увидел разносимые ветром отбросы из переполненного мусорного бака. «Пора ставить Оскара Уайльда» – подумал режиссер. В 1991 году на афише театра появился «Идеальный муж» Уайльда.
Начинался новый этап, выдвигающий новых героев. Остро чувствовал это время перемен и точно воплощал в своих сценических работах актер и режиссер Михаил Зонненштраль, трагическая гибель которого в 1997 году еще одна невосполнимая утрата для театра. Прирожденный актер-лицедей, он обладал тонким режиссерским чувством времени.
Выбор ценностей – идеальных или материальных, любовь, гармония мира, выгодно проданная лукавому, простота обычных человеческих отношений, спасающая или не спасающая человека «у бездны мрачной на краю» – темы, волновавшие Зонненштраля. Они становились предметом рефлексии его актерских и режиссерских работ, начиная с первой, экспериментальной постановки пьесы «Контракт» С. Мрожека на Малой сцене театра. Неповторим был и актерский дуэт этого спектакля – М. Зонненштраля (Мориса) и В. Гаркалина (Магнуса). Именно Зонненштраль открыл актера Валерия Гаркалина, после ухода из Театра сатиры, играющего теперь в однообразных антрепризах.
Несколько лет назад Театр сатиры возглавил Александр Ширвиндт. Первым спектаклем нового художественного руководителя стал спектакль памяти Андрея Миронова «Андрюша». В работе принимала участие целая группа авторов, и был задействован практически весь коллектив театра. Совместное творчество в жанре «спектакля-воспоминания» оказалось весьма плодотворным. Спектакль «Андрюша» одна из несомненных удач театра последних лет. В центре – уникальная личность актера, имя которого продолжает привлекать зрителей в театр. Самыми «ударными» моментами стали «бенефисные» сцены «стариков» театра, играющих фрагменты лучших спектаклей прошлых лет. На каждого из корифеев театра, В. Васильеву, С. Мишулина, О. Аросеву, М. Державина, Н. Корниенко, можно ставить отдельный бенефисный спектакль, так горячо принималось каждое появление их на сцене.
Свое 80-летие Театр сатиры отметил юбилейным обозрением с весьма символическим названием «Нам все еще смешно…».
Галина Степанова