Социальная сфера — 06 июля 2010

Треть территории Москвы обещают сделать памятником

Москва

Версия для печати 662 Материалы по теме
Треть территории Москвы обещают сделать памятником
Москва
Столичные чиновники начали активно устанавливать границы не подлежащих освоению территорий исторических памятников и надеются, что это снимет недоверие граждан к градостроительной политике мэрии Москвы. По крайней мере, как заявил вчера на встрече с журналистами заместитель председателя Москомнаследия Алексей Емельянов, «комплексная работа по определению границ территорий всех объектов культурного наследия, расположенных в административных границах города Москвы» призвана разрешить уже возникшие конфликты, подобные ситуации в Кадашах, и предотвратить возможные градостроительные скандалы в будущем.

Напомним, что в конце июня мэр Москвы Юрий Лужков подписал первую партию адресов памятников истории и культуры, для которых установлены официальные границы территорий. Всего в адресный перечень вошли 292 участка, в том числе и вызывающая особое беспокойство общественности территория храма Воскресения Христова в Кадашах. Именно это место, где девелопер начал зачистку площадки под строительство, находилось буквально в осадном положении. И до вмешательства в ситуацию Генпрокуратуры общественники и прихожане были вынуждены защищать храм и старые постройки в Кадашевской слободе от посягательства строителей.

Как утверждает г-н Емельянов, теперь все попавшие в список объекты культурного наследия и прилегающие к ним территории защищены от «любого строительства и реконструкции». До конца года, по данным представителей Москомнаследия, должно быть утверждено еще десять подобных распорядительных документов, которые позволят «полностью защитить от негативных последствий» 1200 участков и порядка 4 тыс. объектов культурного наследия. По данным г-на Емельянова, в целом это оградит от посягательств столичного стройкомплекса примерно 30% городской территории. По его словам, с выходом первого пакета охранной документации «ряд инвестиционных проектов уже прекратили свое существование».

Правда, судя по всему, проект строительства жилого комплекса в Кадашах своей актуальности не потерял. По крайней мере, по словам зампредседателя Москомнаследия, неприемлем первоначальный вариант высотного строительства, «который наступал на храм». В целом же, по его словам, дальнейшее развитие этой территории возможно только после проработки градостроительной документации и только «за территорией объекта культурного наследия». Правда, эти самые границы г-н Емельянов не уточнил, ограничившись демонстрацией схемы территории храма Воскресения Христова, из которой на первый взгляд не было понятно, входят ли теперь сносимые постройки вблизи памятника в его охранную зону или нет.

Впрочем, как уточнил Алексей Емельянов в беседе с журналистами, в границах территории объектов культурного наследия невозможен снос ценных зданий, тогда как «поздние диссонирующие объекты» вполне могут быть снесены. Новое же строительство в охранных зонах памятников, по его словам, возможно исключительно «методом научной реставрации». «Цель нашей работы не удовлетворять хотелки инвесторов, а создать такие границы памятников, которые позволят сохранить объекты культурного наследия», -- подчеркивают в Москомнаследии.

Правда, чиновники не отрицают, что при определении границ памятников во внимание принимается не только «охранный статус объектов, ценность, сохранность и трансформация исторической территории», но и уже действующие землеотводы, где есть пользователи, и «современная градостроительная ситуация» в целом. Разработчики охранной документации подчеркивали, что важно было сделать «территорию памятников живой, чтобы ее было удобно сохранять». Кроме того, они старались предотвратить возможные проблемы с пользователями прилегающих к памятнику зданий.

Как заявила начальник отдела учета и регистрации территорий и зон охраны объектов культурного наследия Москомархитектуры Елена Магомедова, в отличие от Санкт-Петербурга или Праги, где ЮНЕСКО взяло под охрану все центральные части городов, Москва развивалась более хаотично. И в российской столице границы охраняемой территории нужно выделять под каждый конкретный памятник. Как рассказала г-жа Магомедова, отвечая на вопрос «Времени новостей», границы прилегающих к памятнику территорий могут быть существенно сокращены в зависимости от сохранности исторической застройки. По ее словам, максимальные границы имеют памятники, сохранившие домовладения, построенные еще до 1917 года. Объекты культурного наследия, на территориях которых строительство велось, например, в 30-х годах прошлого века, по ее словам, уже могли лишиться части своей территории.

Как рассказал «Времени новостей» координатор городского движения «Архнадзор» Рустам Рахматулин, вышедшая документация не только не успокоила общественность, но и добавила на градостроительной карте Москвы проблемных точек. В частности, по словам г-на Рахматулина, беспокойство защитников исторического облика города помимо Кадашей теперь вызывают такие объекты, как здание посольства Белоруссии на Маросейке, здание консерватории на Большой Никитской и прилегающий к нему дом синодальных композиторов, 5-й квартал Китай-города в районе церкви Успения, а также бывшая усадьба князей Вяземских на Волхонке, где расположен сейчас ГМИИ имени Пушкина. Все эти территории в ближайшее время могут подвергнуться серьезной реконструкции, и г-н Рахматулин не исключает, что именно в границах этих памятников территории заведомо были определены «некорректно», дабы разрешить строительство.

«Территория памятников и охранных зон -- это область манипуляции. Научную корректность здесь может перевесить конкретный интерес. Кроме того, работа по определению границ -- это заказные работы, за деньги, поэтому они не должны вестись кулуарно», -- заявил г-н Рахматулин. По его словам, для независимых экспертов выпускаемая городскими чиновниками документация непонятна, поскольку она достаточно ограничена в информации. «Почему постановление было опубликовано без графиков?» -- недоумевают в «Архнадзоре».

Источник: "Время Новостей"
Поделиться