Версия для печати 3367 Материалы по теме
Пути модернизации  финансового образования
4 июня в зале ученых советов Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся круглый стол «Модернизация подготовки российских специалистов по общественным финансам». Его организаторами выступили ВШГА и журнал «Бюджет».
В круглом столе приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, академического сообщества, руководители финансовых и экономических кафедр ведущих вузов. В центре внимания собравшихся оказалась актуальная для всей финансовой системы страны тема отсутствия качественных методик и учебных пособий для преподавания теории и практики государственных и муниципальных финансов в российских вузах. Данная проблема, как признали участники мероприятия, оказывает негативное влияние на качество законодательства, а также на решения, принимаемые чиновниками различных уровней исполнительной власти. Собравшиеся резюмировали, что переводных учебников по теории общественных финансов достаточно, однако сопоставимых по качеству отечественных пособий, которые, уделяя достаточное внимание теории, в то же время  учитывали бы специфику российской бюджетной системы, в наличии нет.
Директор Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН В. Л. Макаров кратко остановился на существующих отечественных учебных пособиях и монографиях по госфинансам и указал на их недостатки. «Они не формируют у студента четкого представления о том, что такое общественные финансы», — отметил он. Особенно это касается изложения материала о налоговой системе и функциях налогообложения. В области общественных финансов сегодня нужен прорыв, полагает академик. Необходимо создание рабочей группы, которая бы комплексно проанализировала  сложившуюся ситуацию не просто с точки зрения перспектив создания качественного учебника, но и с точки зрения переподготовки профессоров.
Как отметила заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко: «В наших учебниках сегодня не найти ответы на многие и теоретические, и практические вопросы». Это влияет на все, начиная с уровня обучения, которое осуществляется на их основе, и заканчивая дискуссиями вокруг основного финансового закона, протекающими в парламенте. «Достаточно посмотреть финансово-экономическое обоснование любого законопроекта, чтобы сделать такой вывод», — сказала замминистра. По ее словам, стране не хватает целого поколения людей, которые бы понимали фундаментальные основы отношений в общественном секторе.
Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин привел в пример Соединенные Штаты Америки, где у федеральных чиновников в распоряжении, как правило, есть несколько сценариев возможного развития ситуации в интересующей их сфере. Данные сценарии представляют разные, подчас противоположные мнения различных научных школ. При этом все они осмыслены и прошли первичную обработку в научной среде. «В России остро ощущается дефицит подобных экспертных разработок», — полагает Артюхин. По его словам, наличие экспертной среды, которая бы давала чиновникам возможность выбирать между различными научно обоснованными стратегиями, крайне важно. Лица, ответственные за  принятие решений, заинтересованы в наличии многочисленных теорий, подходов, сценариев — это облегчает им работу. А вот формирование среды, которая бы их вырабатывала, — дело многих лет, оно должно начинаться еще со студенческой скамьи.
Один из ключевых критериев оценки деятельности ученого — индекс цитируемости его исследований. «Свидетельством плачевного положения дел в российской науке общественных финансов можно считать то, что в мире не знают нашей профессуры», — отметил главный редактор журнала «Бюджет» В. Д. Дзгоев. Это отставание объяснимо, поскольку относительно недавно страна совершила резкий и болезненный переход от плановой экономики к рынку. Проблема решаема, уверен главный редактор «Бюджета». Он привел пример из банковской сферы: в начале 90-х практикам приходилось изучать банковское дело по инструкциям Центробанка, но спустя всего несколько лет появилась масса достойных книг по банковским финансам, так что сегодня такой проблемы просто не стоит. Точно так же ситуация развивалась и в сфере корпоративных финансов. Что же касается общественных финансов, то в мире это мощная отрасль экономических знаний, которая даже имеет собственных нобелевских лауреатов. «Если мы не создадим предпосылки к тому, чтобы наша научная молодежь работала на уровне мировых стандартов, выдавая публикации соответствующего качества, то мы так и будем топтаться на месте», — считает В. Д. Дзгоев.
Проректор по научной работе Финансовой академии при Правительстве РФ М. А. Федотова полагает, что сегодня необходимо ставить вопрос о создании уже не одного, а целой серии учебников, взаимосвязанных между собой и не содержащих противоречий: по общественным финансам, по экономике общественного сектора, по корпоративным финансам и т. д. Важно, чтобы данные дисциплины воспринимались учащимися в комплексе, а полученные знания не оказались разрозненными. Что касается подготовки литературы по общественным финансам, то время предъявляет свои требования к тому, как должен выглядеть качественный учебник. В частности, по мнению Федотовой, он обязательно должен содержать прикладные задачи. Проректор также рассказала о том, какие шаги предпринимаются в Финансовой академии для поддержки научной молодежи, включая и материальную составляющую. По ее словам, в этих вопросах остро ощущается потребность в активизации связей с Российской академией наук.
Участники круглого стола намерены перевести состоявшееся обсуждение в форму конкретного сотрудничества с целью подготовки адекватного существующим потребностям учебного пособия, а также разработки современного образовательного стандарта по специальности «Общественные финансы».
Поделиться