Версия для печати 4351 Материалы по теме
Инновации: дефицит стимулов
сильная россия
25 июня в Москве в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» прошел саммит деловых кругов «Сильная Россия-2010», в котором приняли участие руководители предприятий реального сектора экономики, представители законодательной и исполнительной власти, эксперты. Основная дискуссия оказалась сконцентрирована вокруг темы стратегического планирования развития страны, а также вопроса о роли и месте государства в процессе модернизации и стимулировании инноваций.

По данным помощника руководителя Администрации Президента РФ Е. В. Поповой, которая руководит межведомственной рабочей группой по инновационному законодательству, доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства России сегодня не превышает 5,5 %. Она назвала эту ситуацию недопустимой. По ее словам, ставится задача в течение 10 лет довести эту долю до 25 %, однако при существующем уровне эффективности регулирования экономики она недостижима. Попова перечислила недостатки системы стратегического планирования, которые мешают инновационной активности. Так, Стратегия-2020 не учитывает многие ключевые факторы, например, миграционные процессы. Не разработана и генеральная схема размещения производительных сил — важнейшая составляющая системы стратегического планирования, задача которой заключается в обосновании целесообразности развития тех или иных отраслей в конкретных регионах с точки зрения интересов государства. К числу проблем, негативно влияющих на развитие инноваций, Попова отнесла неравномерность развития страны.
Как заявил вице-президент Торгово-промышленной палаты С. Н. Катырин, рынок инноваций в России пока не сложился. Особенно плохо обстоят дела и со спросом на инновационную продукцию. В 2010 году в России государство вложило в инновации больше средств, чем вложили у себя США, однако если сравнивать вложения бизнеса в двух странах, то у нас эта сумма на на порядок меньше. «Ни один серьезный бизнес не пойдет туда, где не ясны перспективы развития, именно поэтому стратегическое планирование так важно», — подчеркнул Катырин.
Первый заместитель мэра Москвы Ю. В. Росляк обрисовал идеальную, на его взгляд, картину, в которой четко формулируются приоритеты государственной и региональной политики, а субъекты Федерации определяют свои задачи и готовят программы с учетом целей, определенных на федеральном уровне. Регионы, по его словам, должны быть готовы к реализации «национальных целей».
В этой связи интересен опыт Франции, в области планирования экономического развития. Как отметил посол Франции в России Жан де Глиниасти, в течение 50 лет Франция активно применяла планирование и даже относила себя к странам со смешанной экономикой. В 90-е годы планы перестали применяться, однако роль государства в ней осталась существенной. Главный рецепт успеха — дать больше полномочий регионам, в том числе в области планирования и прогнозирования. После принятия в 1982 году законов о децентрализации именно на французские регионы возлагается основная ответственность в области развития экономики, включая привлечение инвестиций и стимулирование инноваций.
«Неверно считать, что в процессе модернизации государство должно играть ключевую роль», — подчеркнул посол Франции. Пресловутая Силиконовая долина никогда не появилась бы без молодых инноваторов: власти Калифорнии лишь сопровождали этот проект. Государство должно не пытаться подменить предприятия, а способствовать их развитию, создавая деловую обстановку.
С этим не согласился губернатор Новосибирской области В. А. Толоконский. По его убеждению, для того чтобы появились инновации, рыночных механизмов недостаточно, поэтому государству, напротив, следует быть еще более активным. Более того, губернатор полагает, что государство должно стимулировать не только предложение инновационной продукции, но и спрос на нее. «В Новосибирской области спрос на инновации поддерживается из бюджета, что делает инновационную продукцию более конкурентоспособной на первом этапе ее выхода на рынок», — пояснил он. Губернатор отметил, что пока необходимые для инновационного развития стимулы — налоговые, финансовые и иные — развиты недостаточно, то же касается и инновационной инфраструктуры.
Поделиться