В июне в Ярославле прошел ставший традиционным IV Всероссийский семинар-совещание «Повышение эффективности бюджетных расходов. Пути и решения». Его организаторами выступили «Центр экономических проектов» и мэрия города Ярославля. На семинар приехало порядка 100 участников: представители Минфина России, Минрегионразвития России, нескольких субъектов РФ и администраций 40 муниципальных образований. Основными темами обсуждений и докладов стали реализация бюджетной реформы, повышение качества управления муниципальными финансами и последнее новшество, внесшее существенные изменения в работу финансистов, — Закон № 83-ФЗ.
20 мая Правительство РФ одобрило Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Вопросам ее реализации был посвящен доклад А. М. Лаврова, директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Одним из тезисов программы субъектам Федерации рекомендуется разработать и принять аналогичные региональные программы и организовать их реализацию. И те субъекты Федерации, которые успешно их реализуют, получат гранты из федерального бюджета. «То есть фактически, — подчеркнул Лавров, — речь идет о восстановлении Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), правда, в несколько расширенном формате».
Лавров отметил, что программа впервые за последние 10 лет объединила все направления реформирования госфинансов. Но ее логика диктует, что начинать все равно надо с разграничения расходных полномочий. Программой планируется расширить полномочия субъектов РФ в сфере социальной защиты, завершить ликвидацию необеспеченных «мандатов»; перевести начиная с 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности на федеральный бюджет с одновременной передачей на уровень субъектов полномочий и обязательств в других сферах; консолидировать субсидии бюджетам субъектов РФ в рамках ключевых направлений государственной политики (государственных программ) в сферах совместного ведения с установлением четких критериев эффективности; сократить за счет расширения собственных полномочий регионов (с передачей соответствующих финансовых ресурсов) число и объемы субвенций бюджетам субъектов РФ.
Что касается доходной базы, то главная инновация Программы заключается в том, что предлагается отказаться — как особо подчеркнул Лавров, — в целом и навсегда от льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральными законами. И реализация этой задачи может начаться уже со следующего года. Также к важным практическим новациям Лавров отнес принцип ведомственности в администрировании доходов (кроме ФНС) и долгожданное внесение изменений в налоговое законодательство, которые обеспечат доступ для финорганов регионов и муниципалитетов к информации о платежах, осуществляемых юрлицами в региональные и муниципальные бюджеты.
МНЕНИЕ
Константин Валерьевич Захаров, директор Центра экономических проектов
Мероприятия подобного уровня с участием представителей профильных министерств необходимы для региональных и муниципальных властей, иначе в условиях радикальных изменений, имеющих место в бюджетной системе в последние годы, при общем недостатке информации, да еще в условиях экономического кризиса, они не смогут в полном объеме исполнять свои функции. У участников заседания была возможность (и они в полной мере ею воспользовались) напрямую задать вопросы А. М. Лаврову, Е. В. Мухтияровой, начальнику отдела Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, А. Ю. Хоцу, начальнику отдела Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации Минрегионразвития России.
Обмен опытом в рамках заседания, также нельзя сбрасывать со счетов. С докладом о реализации бюджетной реформы в Ярославской области выступил присутствовавший на заседании А. П. Федоров, заместитель губернатора Ярославской области, о ситуации в Ярославле рассказали В. В. Волончунас, мэр города, и А. А. Данц, заместитель мэра города, директор Департамента финансов. Также о положительном опыте Сыктывкара, Тюмени и Краснодара рассказали представители финорганов этих городов Е. А. Волкомурова, С. Г. Черепанова, Л. И. Балашёва.
В заключение хочу заверить читателей, что Центр экономических проектов будет прилагать все усилия, чтобы традиция проведения таких семинаров не прерывалась.
20 мая Правительство РФ одобрило Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Вопросам ее реализации был посвящен доклад А. М. Лаврова, директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Одним из тезисов программы субъектам Федерации рекомендуется разработать и принять аналогичные региональные программы и организовать их реализацию. И те субъекты Федерации, которые успешно их реализуют, получат гранты из федерального бюджета. «То есть фактически, — подчеркнул Лавров, — речь идет о восстановлении Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ), правда, в несколько расширенном формате».
Лавров отметил, что программа впервые за последние 10 лет объединила все направления реформирования госфинансов. Но ее логика диктует, что начинать все равно надо с разграничения расходных полномочий. Программой планируется расширить полномочия субъектов РФ в сфере социальной защиты, завершить ликвидацию необеспеченных «мандатов»; перевести начиная с 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности на федеральный бюджет с одновременной передачей на уровень субъектов полномочий и обязательств в других сферах; консолидировать субсидии бюджетам субъектов РФ в рамках ключевых направлений государственной политики (государственных программ) в сферах совместного ведения с установлением четких критериев эффективности; сократить за счет расширения собственных полномочий регионов (с передачей соответствующих финансовых ресурсов) число и объемы субвенций бюджетам субъектов РФ.
Что касается доходной базы, то главная инновация Программы заключается в том, что предлагается отказаться — как особо подчеркнул Лавров, — в целом и навсегда от льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральными законами. И реализация этой задачи может начаться уже со следующего года. Также к важным практическим новациям Лавров отнес принцип ведомственности в администрировании доходов (кроме ФНС) и долгожданное внесение изменений в налоговое законодательство, которые обеспечат доступ для финорганов регионов и муниципалитетов к информации о платежах, осуществляемых юрлицами в региональные и муниципальные бюджеты.
МНЕНИЕ
Константин Валерьевич Захаров, директор Центра экономических проектов
Мероприятия подобного уровня с участием представителей профильных министерств необходимы для региональных и муниципальных властей, иначе в условиях радикальных изменений, имеющих место в бюджетной системе в последние годы, при общем недостатке информации, да еще в условиях экономического кризиса, они не смогут в полном объеме исполнять свои функции. У участников заседания была возможность (и они в полной мере ею воспользовались) напрямую задать вопросы А. М. Лаврову, Е. В. Мухтияровой, начальнику отдела Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, А. Ю. Хоцу, начальнику отдела Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации Минрегионразвития России.
Обмен опытом в рамках заседания, также нельзя сбрасывать со счетов. С докладом о реализации бюджетной реформы в Ярославской области выступил присутствовавший на заседании А. П. Федоров, заместитель губернатора Ярославской области, о ситуации в Ярославле рассказали В. В. Волончунас, мэр города, и А. А. Данц, заместитель мэра города, директор Департамента финансов. Также о положительном опыте Сыктывкара, Тюмени и Краснодара рассказали представители финорганов этих городов Е. А. Волкомурова, С. Г. Черепанова, Л. И. Балашёва.
В заключение хочу заверить читателей, что Центр экономических проектов будет прилагать все усилия, чтобы традиция проведения таких семинаров не прерывалась.