Версия для печати 3388 Материалы по теме
А. В. Гордеев:  «Мы вошли в десятку регионов “новой волны”»
гордеев
Воронежская область — один из самых перспективных регионов в плане развития инфраструктурного, индустриального и человеческого капитала. В период кризиса на общем фоне падения экономики в стране область оказалась в числе регионов, где правительству удалось не допустить ухудшения качества жизни населения. Более того, за минувший год было сделано многое для того, чтобы обеспечить задел устойчивого, а главное, долгосрочного роста. Воздействие кризиса, безусловно, сказалось на экономических итогах, но меры, предпринятые правительством области, продемонстрировали эффективность антикризисной работы на региональном уровне. Так, в этот сложный период область не взяла ни одного банковского кредита; заключенные соглашения с крупными торговыми сетями позволили не допустить резкого роста цен на продукты питания и товары первой необходимости; устойчиво функционировал социальный комплекс области, были выполнены все публичные социальные обязательства и гарантии, кроме того, приняты новые социальные программы. Губернатор Воронежской области Алексей Васильевич ГОРДЕЕВ рассказывает об итогах 2009 года и перспективах дальнейшего развития региона.

Для противодействия кризису в Воронежской области был сформирован Координационный совет. Отраслевые рабочие группы осуществляли постоянный мониторинг экономической ситуации. Правительство области разработало программу антикризисных мер, предусматривающую поддержку реального сектора экономики: промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительного и жилищно-коммунального комплексов. Параллельно решались задачи повышения устойчивости бюджетной системы, обеспечения стабильности функционирования потребительского рынка и содействия развитию малого предпринимательства. Не меньше внимания уделялось проблеме моногородов, поддержке сферы занятости и обеспечению социальной стабильности в целом.

Сфера занятости

Говоря о социальном развитии региона в прошлом году, надо отметить, что реализация антикризисных мероприятий позволила не допустить существенного ухудшения качества жизни населения области. Реальные доходы граждан остались практически на уровне 2008 года. Номинальная оплата труда в среднем по области выросла на 9,8 процента Это выше, чем в среднем по стране более чем на 1 процент. В сельском хозяйстве заработная плата увеличилась на 12 процентов. В бюджетном секторе за счет работы по оптимизации сети и штатов, перехода на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, рост заработной платы составил от 5 до 20 процентов. При этом расходы на содержание аппарата чиновников в целом сократились. К концу 2009 года была снята острота проблемы долгов по выплате заработной платы. К пиковому значению задолженность была сокращена на порядок, то есть в 10 раз. На коллегии Генеральной прокуратуры РФ опыт работы антикризисного совета нашей области отмечен в качестве примера для других регионов.
К маю прошлого года нам удалось остановить рост безработицы. Ключевую роль здесь сыграла программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Реализация программы позволила не допустить серьезного высвобождения работников. На таких крупных предприятиях, как «РудГорМаш», «Семилукский огнеупорный завод», «Электроприбор», «Воронежсельмаш», «Мебель Черноземья», Воронежский механический завод число увольнений было минимальным.
В 2009 году благодаря программе нашли работу 98 тыс. человек. Около 7 тыс. человек получили новые профессии, 550 — открыли собственный бизнес, 85 тыс. — получили услуги по профессиональной ориентации. При этом в ярмарках вакансий приняли участие около 30 тыс. человек. На сегодня в области зарегистрировано около 26 тыс. безработных, что соответствует уровню безработицы в 2,2 процента. Это существенно ниже среднероссийского показателя.

Промышленность

В 2009 году нам удалось минимизировать темпы падения объемов промышленного производства и строительства. Положение дел на основных предприятиях оборонно-промышленного комплекса области оставалось стабильным. Своевременно выплачивалась зарплата, не допускалось массовых высвобождений работников. Снижение объемов работ по гражданской тематике — заказы Газпрома и РЖД — было компенсировано гособоронзаказом.
Комплекс совместных действий в отношении нашей «визитной карточки» — предприятия «ВАСО» — позволил сохранить коллектив предприятия, обеспечить стабильную загрузку производственных мощностей. Более того, предприятие имеет производственную программу и на среднесрочную перспективу. Задача сегодняшнего дня — наращивать среднегодовой выпуск самолетов марки АН-148, спрос на который уже подтвержден многими покупателями.
Правительство области активно использовало новые механизмы взаимодействия с бизнесом, банками и собственниками предприятий, существенно повысило роль торгово-промышленной палаты региона. Сегодня реализуется более 30 соглашений с промышленными предприятиями по развитию производственного потенциала и социальной сферы. Это обеспечивает социальную стабильность в условиях резкого сокращения заказов и ухудшения финансового состояния предприятий.
Постоянный контроль правительство Воронежской области осуществляло и за работой торговых организаций, прежде всего крупных сетевых компаний. Мы пошли на заключение соглашений с ними, что позволило не допустить резкого роста цен на продукты питания и товары первой необходимости.

Сельское хозяйство

Говоря о сельском хозяйстве, я хотел бы отметить, что оно являлось и является нашим приоритетом. В 2009 году мы не только сохранили, но и значительно прирастили объемы поддержки агропромышленного комплекса. Сельскому хозяйству области выделено более 4 млрд руб. — это в 1,6 раза больше, чем в 2008 году. В результате, несмотря на сложные погодные условия, в целом удалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции, а в животноводстве — обеспечить прирост, который составил 16 процентов. Это рекордное значение за последние 20 лет. Впервые рост продукции животноводства достигнут за счет крупных коллективных сельзхозпредприятий. Производство мяса выросло на 56 процентов, молока — на 10 процентов, куриных яиц — на процента %.
В регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие свиноводства, молочного животноводства, птицеводства и мясного специализированного скотоводства. И стоит подчеркнуть, что развитие животноводства — это не только рост валового регионального продукта, повышение эффективности сельского хозяйства области. Здесь главное — снижение безработицы на селе, сохранение сложившегося уклада жизни, возможность перейти к комплексному развитию сельских территорий.

Моногорода

Новое, очень важное направление антикризисной работы — это нормализация ситуации в моногородах. Минрегион России сформировал перечень моногородов, в который вошли наши Нововоронеж, Россошь, Павловск и Семилуки. Надо отметить, что в Семилуках в течение прошлого года социально-экономическая ситуация развивалась значительно напряженнее, чем в целом по области. Градообразующее предприятие — Семилукский огнеупорный завод — за период с начала кризисных явлений высвободил почти четверть работников, предприятие находилось в простое, работало по графику неполной рабочей недели, накапливались долги. Спад производства на предприятии достиг 70 процентов, долги по выплате заработной платы составили 44 млн руб. Единственным выходом из ситуации стало приобретение предприятия в областную собственность, что и было сделано.
В настоящее время при поддержке Министерства регионального развития РФ, разработан комплексный инвестиционный план развития города Семилуки до 2013 года. Основная цель — стимулировать привлечение частных инвестиций, создать условия для расширения сфер деятельности, в которых люди, проживающие в моногороде, смогут применить свои способности. В рамках реализации инвестиционного плана в инфраструктуру района планируется привлечь до 600 млн руб. федеральных средств.

Социально ориентированный бюджет

Отдельный вопрос — бюджет области. В кризисном 2009 году регион смог прирастить доходы на 175 млн руб. по сравнению с 2008 годом. Это довольно высокие темпы по сравнению со средними по России. На обеспечение социальных обязательств направлено 9,3 млрд руб., что выше уровня 2008 года на 2,7 млрд руб., или в 1,4 раза. Это позволило обеспечить в полном объеме социальные обязательства области по всем ключевым направлениям: оплата труда и начисления на нее, социальное обеспечение, страховые платежи на неработающее население. Удалось сохранить социальные программы. В их числе — единовременная денежная выплата матерям при рождении ребенка, индексация на 8,5 процента всех социальных выплат: ветеранам труда, труженикам тыла, пособие гражданам, имеющим детей.
В рамках областных программ в 2009 году улучшили свои жилищные условия 123 молодых семьи. На погашение первоначального взноса предоставлено субсидий из областного бюджета в объеме 60 млн руб., выдано 1210 ипотечных кредитов, приобретено 60 жилых помещений для детей-сирот, осуществляется переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
В регионе приняты и новые социальные программы. В частности, по программе «Школьное молоко», которая действует с сентября 2009 года, за счет субсидий из областного бюджета обеспечиваются молоком учащиеся 1–4 классов всех образовательных учреждений области. Кстати, со следующего года мы планируем расширить эту программу. В целом на социально значимые и первоочередные расходы, включающие социальные выплаты, расходы на оплату труда, коммунальные услуги, питание, медикаменты, проведение ремонтных работ в учреждениях бюджетной сферы направлено 47,8 млрд руб. — 77 процентов произведенных расходов бюджета.
Кризисный год не был потерян для реализации наших программ в сфере образования. Напомню, что 2010 год объявлен Годом учителя. Несмотря на финансовые трудности, правительство области обеспечило ввод в эксплуатацию двух школ-долгостроев в селе Верхняя Хава и в поселке Подгоренский. Произведен капитальный ремонт зданий 49 образовательных учреждений. В текущем году усилия правительства региона направлены на завершение строительства еще пяти школ в районах области.
В Воронежской области начата активная работа по формированию единого культурного пространства и сохранению самобытного материального и нематериального культурного наследия региона. Этому способствовало проведение широкомасштабных мероприятий в рамках празднования юбилея выдающегося русского поэта, нашего земляка Алексея Кольцова. Кроме того, были проведены несколько фестивалей федерального уровня. Мы поставили перед собой задачу в ближайшие год-два завершить реконструкцию здания Воронежского академического театра драмы (в 2011 году) и капитально отремонтировать Дом офицеров, недавно переданный Министерством обороны в областную собственность. Буквально несколько недель назад в регионе учрежден Международный Платоновский фестиваль. На мой взгляд, он решит важную задачу позиционирования Воронежа не только в стране, но и в мире как культурного центра Центрального Черноземья.
Уверен, что новый импульс развитию культуры придаст и проведение в Воронеже в сентябре текущего года Координационного совета Министерства культуры РФ под председательством министра культуры Александра Алексеевича Авдеева.

Здравоохранение

Все намеченные мероприятия в рамках областных и ведомственных целевых программ (их всего 12), а также обязательства по софинансированию приоритетного национального проекта «Здоровье» нами были исполнены в полном объеме. Дальнейшее развитие получила программа «Родовой сертификат», за счет которой обеспечены дополнительное питание в роддомах, приобретение медицинского оборудования, в том числе высокотехнологичного. Более эффективная организация медицинской помощи позволила в прошлом году сократить младенческую смертность на 2,5 процента, смертность от болезней системы кровообращения на 15,8 процента, от новообразований на 5,5 процента. Повысился уровень обеспеченности населения области специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощью. Все это сказалось на показателях демографического развития региона. В 2009 году число родившихся увеличилось на 5,4 процента к уровню предыдущего года. А это 23,6 тыс. новорожденных. При этом на 4,3 процента сократилась смертность.
С учетом задач, определенных в Послании Президента РФ, основные наши усилия в ближайшее время будут направлены на стабилизацию демографической ситуации и пропаганду здорового образа жизни. До конца года мы планируем завершить строительно-монтажные работы по перинатальному центру, реконструкцию зданий кардиохирургической реанимации областной клинической больницы № 1, областной глазной больницы и ряда других объектов.
Простая формула: здоровье населения напрямую связано со здоровым образом жизни. В прошлом году, несмотря на сложную ситуацию, на это направление были выделены значительные средства. Серьезное развитие получила спортивно-оздоровительная сеть региона. Буквально за несколько месяцев введены в строй пять современных спортивных объектов. В настоящее время есть договоренность и готовится соглашение с Минспортом России о совместном финансировании строительства объектов спортивной инфраструктуры. Нами поставлена задача в течение ближайших трех лет построить в каждом районном центре современный физкультурно-оздоровительный комплекс.
Уже сегодня налицо положительная динамика числа жителей области, которые стали систематически заниматься физической культурой и спортом. Их число выросло почти до 16 процентов против 11,8 процента в предыдущем году. В области было проведено более 500 соревнований разного уровня. Наши юные футболисты из Богучара, которые стали чемпионами Всероссийского турнира «Кожаный мяч», приняли участие в чемпионате мира по футболу в Южно-Африканской Республике и заняли там второе место среди детских команд.

Инвестиции

Президент РФ поставил задачу: модернизировать экономику нашей страны. Для этого нам нужна агрессивная концепция регионально-инвестиционной политики, предусматривающая привлечение инвесторов, которые создадут условия для развития конкурентоспособных производств на инновационно-технологической основе. Исполнительные органы государственной власти региона в 2009 году обеспечили сопровождение более 130 инвестиционных проектов, из которых более 50 относятся к категории особо значимых для экономики области. Всего при поддержке регионального правительства в течение прошлого года начата реализация 21 проекта с общим объемом планируемых инвестиций около 65 млрд руб. Я считаю, что важнейшим компонентом привлечения инвестиций и повышения привлекательности области должна быть разветвленная и эффективно действуюшая система многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна». Она позволит существенно повысить качество и заметно сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг. Результат нашей работы уже очевиден: рейтинговое агентство «Эксперт» по данным за прошлый год определило, что Воронежская область поднялась с 18-го на седьмое место в рейтинге инвестиционной привлекательности и вошла в десятку регионов «новой волны».
Особое внимание правительство области уделяет вопросу развития промышленных зон. В этом направлении мы делаем первые, но уверенные шаги. Так, например, подготовлены корректировки закона области о поддержке инвестиционной деятельности. Они предусматривают порядок предоставления преференций. Разработаны областные программы развития инновационной деятельности, повышения энерго- и ресурсоэффективности. В соответствии с решениями Правительства РФ для развития инженерной и транспортной инфраструктуры индустриального парка «Масловский» из средств Инвестиционного фонда федерального уровня выделено 425 млн руб. Общий объем средств, направленных на развитие парка и прежде всего на создание инфраструктуры, составит 550 млн руб. Это позволит разместить на территории индустриального парка более 20 современных производств. Заявки на участие от различного рода инвесторов, в том числе и воронежских, уже поступают в правительство области.

Авторитет власти

В прошлом году перед нами стояла еще одна задача: нам необходимо было срочно поднять авторитет власти. Для этого в рамках административной реформы была сформирована система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, утверждены плановые значения показателей для оценки этой эффективности. Они касаются и исполнительных органов государственной власти областного уровня, и органов местного самоуправления. На сегодня подписаны соглашения между правительством области и администрациями муниципалитетов о достижении таких плановых показателей.
По социологическим данным на начало 2009 года примерно 90 процентов жителей региона относились к областной власти с определенными претензиями и недоверием. Для решения проблем открытости власти, постоянной обратной связи с населением была развернута сеть общественных приемных губернатора во всех муниципальных районах, что дало свои позитивные результаты. Степень доверия к власти в 2009 году выросла почти до 70 процентов.
Принципиально важное направление деятельности правительства Воронежской области — создание целостной системы поиска и сопровождения талантливой молодежи, ее участия в образовательных, экономических, политических и социальных процессах региона. Мы очень рассчитываем на реальную работу уже созданных структур, таких как Молодежное правительство области, Молодежный парламент, различные молодежные объединения и организации. Словом, «молодежная политика» остается в числе приоритетов правительства.
Организация взаимодействия с федеральным центром всегда остается ключевой задачей для руководства любого региона. В 2009 году Воронежская область принимала участие в 17 из 22 федеральных целевых программ, в которых было возможно участие субъектов Федерации. На строительство 45 объектов были привлечены средства федерального бюджета по федерально-адресной инвестиционной программе. Лимит ассигнований из федерального бюджета по ФАИП, ФЦП и др. с учетом объектов федеральной собственности и собственности хозяйствующих субъектов в 2009 году составил 40,8 млрд руб. Это в 1,4 раза больше, чем в 2008 году, самом благополучном году развития экономики. В результате в целом на рубль средств областного бюджета, направленного на реализацию областных целевых программ, из других источников мы привлекли 3,5 рубля. Это свидетельство не только активизации работы с федеральным центром, но и роста ответственности нашего регионального бизнеса.
Сегодня завершена разработка новой стратегии социально-экономического развития Воронежской области. В документе обозначены перспективы развития нашего региона на ближайшие 10 лет. Прописаны в нем и механизмы роста валового регионального продукта, повышения качества жизни населения, вложения инвестиций в человеческий капитал. Мы рассчитываем, что реализация стратегии позволит Воронежской области в ближайшие годы уверенно войти в число регионов-лидеров, в соответствии с задачами, поставленными Президентом РФ.

Справка «Бюджета»

Воронежская область, наиболее крупный после Московской области регион России по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу, входит в состав Центрального федерального округа. Область расположена в центре Европейской части России в бассейне реки Дон, на стыке лесостепной и степной зон. Граничит с Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями, а также с Луганской областью Украины. Расстояние от Воронежа до Москвы 587 км.
Воронежская область — это 52,4 тыс. кв. км территории, по которой проходят 16 ниток магистральных газопроводов, сеть железных дорог протяженностью
2,4 тыс. км, протекает 828 рек общей протяженностью более 10 тыс. км. Главная водная артерия — река Дон, которая обеспечивает судоходную связь с Азовским и Черным морями.
Территория Воронежской области как никакой другой регион богата основными сырьевыми ресурсами, необходимыми в производстве широкого спектра строительных материалов. Минерально-сырьевая база области представлена месторождениями каолинов, бентонитов, фосфоритов, мела, гранитов, стекольного песка, известняка, песчаника и др.

Справка «Бюджета»

Алексей Васильевич ГОРДЕЕВ, губернатор Воронежской области
Родился 28 февраля 1955 г. во Франкфурте-на-Одере, ГДР.
Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.
С 1997 г. работал в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ:
до 1998 г. — руководитель Департамента экономики, с 1998 по 1999 г. — первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, с 1999 по 2000 г. — министр сельского хозяйства и продовольствия РФ, с 2000 по 2004 г. — заместитель Председателя Правительства РФ, министр сельского хозяйства РФ, с 2004 по февраль 2009 г. — министр сельского хозяйства РФ.
С марта 2009 г. по настоящее время — губернатор Воронежской области.
Награжден орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, большим количеством медалей.
Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, заслуженный экономист РФ. Кроме того, имеет пять иностранных государственных наград (Монголия, Казахстан, Венгрия, Германия, Франция) и орден РПЦ «Преподобного Сергия Радонежского» II степени.
Поделиться