Об основных тенденциях развития промышленного производства в Новосибирской области, а также о поддержке, которую оказывает администрация региона субъектам малого и среднего бизнеса, рассказывает министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Николаевич СЁМКА.
Сегодня доля добавленной стоимости, получаемой в промышленности, составляет около четверти валового регионального продукта. Базовыми видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства (см. рис. 1), в частности производство пищевых продуктов (включая напитки), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Обрабатывающие производства в регионе ориентированы на выпуск конечной продукции, значительную часть которой составляет продукция оборонно-промышленного комплекса.
Динамично развивающимся видом экономической деятельности является добыча полезных ископаемых — нефти и антрацита. Высокими темпами развиваются и промышленные предприятия области, занимающие ведущие позиции в России и мире по выпуску угольных электродов для цветной металлургии, средств инициирования взрывчатых материалов для горнодобывающей и угольной промышленности, горно-обогатительного оборудования, литейных машин.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние предприятия и организации. Удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции Российской Федерации составляет 1,1 %. В объеме отгруженных промышленных товаров Сибирского федерального округа область занимает пятое место (9,9 % продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Омской, Иркутской областей.
С 2009 года администрация Новосибирской области начала последовательную работу по разработке и внедрению новых видов государственной поддержки, направленных на стимулирование развития промышленных предприятий и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Сегодня они нуждаются в поэтапной замене физически изношенного и морально устаревшего основного технологического оборудования новым, более производительным, обеспечивающим основные качественные показатели выпускаемой продукции, при одновременном повышении эффективности действующего производства, создании новых передовых технологий, формировании перспективного научно-технологического задела для разработки наукоемкой продукции.
Предусмотренные бюджетом области в 2010 году 80 млн руб. на государственную поддержку промышленных предприятий позволят привлечь средства самих производителей общим объемом не менее 320 млн руб. К системе мер по модернизации крупных промышленных производств, стимулированию их инновационной активности относятся:
В объеме отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг третью часть занимает продукция предприятий, в том числе и малых, обрабатывающих производств. Также значительна доля малых предприятий, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, предприятий строительства, транспорта и связи. Малыми предприятиями произведено 11 % промышленной продукции области. Их доля значительна в таких видах деятельности, как производство резиновых и пластмассовых изделий; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и обуви (от 49,2 до 50 % продукции промышленного производства).
Выручка от реализации товаров, работ и услуг малых предприятий в 2009 году составила около 300 млрд руб., малыми и средними предприятиями осуществлено инвестиций в основной капитал на сумму в 24,5 млрд руб. (25,2 % областного объема инвестиций). При этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий достигла в 2009 году 210 тыс. человек (24,9 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Структура среднесписочной численности работников малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2009 году отображена на рисунке 2.
Нормативно-правовая база, регламентирующая меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуется и использует в настоящее время следующие механизмы:
Так, в феврале 2007 года введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор в наукограде Кольцово. С помощью бизнес-инкубатора формируются благоприятные условия для возникновения и развития малого инновационного бизнеса. Предоставляются в аренду офисные и производственные помещения, предусмотрены зал для совещаний, комната переговоров, площади для объектов общественного питания. В конце 2009 года в бизнес-инкубаторе располагались 25 малых инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в основном в сфере биотехнологий. Также в наукограде Кольцово с 2007 года действует ЕвроИнфоЦентр, основной целью деятельности которого является предоставление информационно-консультационной поддержки и содействие малым предприятиям области, России и стран Евросоюза, заинтересованным в деловом сотрудничестве.
В целях развития системы кредитования бизнеса в 2009 году в регионе создан гарантийный фонд — Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства при кредитовании их в банках — партнерах фонда. Размер поручительства составляет до 70 % от суммы кредита (для инновационных компаний — до 90 %). В 2009 году фондом принято решение о предоставлении поручительств 239 малым предприятиям. Общая сумма поручительств превысила 726 млн руб. Общая сумма кредитов, выданных банками под поручительства фонда, составила около 1,2 млрд руб.
С 2009 года действует Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области. Венчурный фонд занимается инвестированием в развитие малых и средних предприятий, причем доля фонда в их уставном капитале не должна превышать 49 % акций. Планируется, что после того как такие компании «встанут на ноги» (обычно не ранее, чем через пять-семь лет), фонд будет продавать свои акции акционерам этих организаций или любым другим участникам рынка. Создание венчурного фонда позволит стимулировать развитие малых предприятий, занимающихся современными научно-техническими разработками.
Использование описанных механизмов позволяет обеспечить достаточно высокую результативность государственной поддержки, в том числе с точки зрения поступлений в бюджет. Получатели такой поддержки имеют более высокие, чем в среднем по области, показатели по темпам роста выручки и заработной платы. В 2009 году Новосибирская область была признана победителем конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию наиболее благоприятных условий для его развития в инновационной сфере, который проводился Советом Федерации, Министерством экономического развития РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Структура промышленного производства
Новосибирская область относится к несырьевым регионам. Основной промышленный потенциал области формировался в годы Великой Отечественной войны, когда здесь было размещено оборудование и другие фонды почти 150 предприятий и учреждений, эвакуированных из промышленных центров запада страны. Абсолютное большинство этих предприятий получили постоянную прописку в Новосибирске.Сегодня доля добавленной стоимости, получаемой в промышленности, составляет около четверти валового регионального продукта. Базовыми видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства (см. рис. 1), в частности производство пищевых продуктов (включая напитки), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Обрабатывающие производства в регионе ориентированы на выпуск конечной продукции, значительную часть которой составляет продукция оборонно-промышленного комплекса.
Динамично развивающимся видом экономической деятельности является добыча полезных ископаемых — нефти и антрацита. Высокими темпами развиваются и промышленные предприятия области, занимающие ведущие позиции в России и мире по выпуску угольных электродов для цветной металлургии, средств инициирования взрывчатых материалов для горнодобывающей и угольной промышленности, горно-обогатительного оборудования, литейных машин.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние предприятия и организации. Удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции Российской Федерации составляет 1,1 %. В объеме отгруженных промышленных товаров Сибирского федерального округа область занимает пятое место (9,9 % продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Омской, Иркутской областей.
Господдержка промышленности
Поддержка промышленности со стороны администрации Новосибирской области оказывается по ряду направлений. Налоговые меры поддержки в виде льгот по налогу на имущество организаций, по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, распространяются на широкий круг организаций. Правом на неналоговые меры государственной поддержки в виде выделения субсидий на компенсацию затрат на приобретение нового основного технологического оборудования и субсидий на компенсацию части затрат на проведение опытно-конструкторских и технологических работ обладают преимущественно организации, относящиеся к обрабатывающим производствам.С 2009 года администрация Новосибирской области начала последовательную работу по разработке и внедрению новых видов государственной поддержки, направленных на стимулирование развития промышленных предприятий и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Сегодня они нуждаются в поэтапной замене физически изношенного и морально устаревшего основного технологического оборудования новым, более производительным, обеспечивающим основные качественные показатели выпускаемой продукции, при одновременном повышении эффективности действующего производства, создании новых передовых технологий, формировании перспективного научно-технологического задела для разработки наукоемкой продукции.
Предусмотренные бюджетом области в 2010 году 80 млн руб. на государственную поддержку промышленных предприятий позволят привлечь средства самих производителей общим объемом не менее 320 млн руб. К системе мер по модернизации крупных промышленных производств, стимулированию их инновационной активности относятся:
- развитие механизмов кооперации и специализации в промышленном комплексе области, организация проведения биржи субконтрактации, семинаров по направлениям специализации;
- реализация подпрограммы «Развитие сибирского электротехнического машиностроения» межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение»;
- разработка долгосрочной целевой программы «Сибирская керамика»;
- внедрение в организациях Новосибирской области системы управления качеством продукции в соответствии с требованиями стандартизации серии ИСО.
Роль малого бизнеса в экономике области
Малые предприятия вносят существенный вклад в экономику Новосибирской области. В регионе действует почти 49 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия) и 686 средних предприятий. Удельный вес малых (включая микропредприятия) и средних фирм в обороте предприятий Новосибирской области в 2009 году составил 41,5 %. Наибольшую долю в обороте составляет оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Оценочно доля малых предприятий в объеме валового регионального продукта в 2009 году составила около 25 %.В объеме отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг третью часть занимает продукция предприятий, в том числе и малых, обрабатывающих производств. Также значительна доля малых предприятий, осуществляющих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, предприятий строительства, транспорта и связи. Малыми предприятиями произведено 11 % промышленной продукции области. Их доля значительна в таких видах деятельности, как производство резиновых и пластмассовых изделий; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и обуви (от 49,2 до 50 % продукции промышленного производства).
Выручка от реализации товаров, работ и услуг малых предприятий в 2009 году составила около 300 млрд руб., малыми и средними предприятиями осуществлено инвестиций в основной капитал на сумму в 24,5 млрд руб. (25,2 % областного объема инвестиций). При этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий достигла в 2009 году 210 тыс. человек (24,9 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Структура среднесписочной численности работников малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2009 году отображена на рисунке 2.
Поддержка малого бизнеса
Мероприятия по государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства осуществляются в соответствии с Законом Новосибирской области от 2 июля 2008 г. № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» и областной целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009–2013 годы». В регионе реализуются финансовая, имущественная, информационно-консультационная и другие виды поддержки предпринимательства. Формы финансовой поддержки, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, связаны с субсидированием:- части затрат по обучению субъектами малого и среднего предпринимательства своих работников на образовательных курсах;
- части затрат по участию в выставках (ярмарках);
- части процентных выплат по банковским кредитам;
- части лизинговых платежей;
- части арендных платежей;
- затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям по договорам поручительства между малыми и средними предприятиями и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга;
- затрат на внедрение субъектами малого и среднего предпринимательства международных стандартов в своих организациях и на сертификацию выпускаемой продукции;
- части затрат на модернизацию (обновление) основных средств;
- части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области;
- части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта;
- части затрат на патентование (оформление прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом).
Нормативно-правовая база, регламентирующая меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуется и использует в настоящее время следующие механизмы:
- стимулирование сокращения теневого сектора экономики: легализация заработной платы, оборотов и доходов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- индикативное планирование основных экономических показателей (выручки, уровня рентабельности реализованной продукции, численности работающих, средней заработной платы) и налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих государственную поддержку;
- стимулирование роста налоговой базы (размер предоставляемой финансовой поддержки обуславливается величиной ожидаемого прироста основных налоговых поступлений).
Инфраструктура развития предпринимательства
С 2005 года Новосибирская область участвует в конкурсах Минэкономразвития России по отбору субъектов РФ для предоставления субсидий федерального бюджета на мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Итогом участия в конкурсах стало создание ряда объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на территории области.Так, в феврале 2007 года введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор в наукограде Кольцово. С помощью бизнес-инкубатора формируются благоприятные условия для возникновения и развития малого инновационного бизнеса. Предоставляются в аренду офисные и производственные помещения, предусмотрены зал для совещаний, комната переговоров, площади для объектов общественного питания. В конце 2009 года в бизнес-инкубаторе располагались 25 малых инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в основном в сфере биотехнологий. Также в наукограде Кольцово с 2007 года действует ЕвроИнфоЦентр, основной целью деятельности которого является предоставление информационно-консультационной поддержки и содействие малым предприятиям области, России и стран Евросоюза, заинтересованным в деловом сотрудничестве.
В целях развития системы кредитования бизнеса в 2009 году в регионе создан гарантийный фонд — Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства при кредитовании их в банках — партнерах фонда. Размер поручительства составляет до 70 % от суммы кредита (для инновационных компаний — до 90 %). В 2009 году фондом принято решение о предоставлении поручительств 239 малым предприятиям. Общая сумма поручительств превысила 726 млн руб. Общая сумма кредитов, выданных банками под поручительства фонда, составила около 1,2 млрд руб.
С 2009 года действует Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области. Венчурный фонд занимается инвестированием в развитие малых и средних предприятий, причем доля фонда в их уставном капитале не должна превышать 49 % акций. Планируется, что после того как такие компании «встанут на ноги» (обычно не ранее, чем через пять-семь лет), фонд будет продавать свои акции акционерам этих организаций или любым другим участникам рынка. Создание венчурного фонда позволит стимулировать развитие малых предприятий, занимающихся современными научно-техническими разработками.
Использование описанных механизмов позволяет обеспечить достаточно высокую результативность государственной поддержки, в том числе с точки зрения поступлений в бюджет. Получатели такой поддержки имеют более высокие, чем в среднем по области, показатели по темпам роста выручки и заработной платы. В 2009 году Новосибирская область была признана победителем конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию наиболее благоприятных условий для его развития в инновационной сфере, который проводился Советом Федерации, Министерством экономического развития РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей.