25 апреля 2024 года
Версия для печати 5899 Материалы по теме
Нужно применять разные формы ГЧП
баженов
Александр Владиславович БАЖЕНОВ, директор Центра ГЧП Внешэкономбанка

На нашем сайте есть библиотека статей, посвященная ГЧП в России. Ознакомиться с ней можно здесь.

Сама политика государственно-частного партнерства в России базируется на консервативной модели, не предполагающей развития. Это модель параллельного финансирования проектов из Инвестиционного фонда РФ, в рамках которых фонд несет расходы по финансированию инфраструктуры, а частные инвесторы создают промышленные объекты. При этом одним из ключевых критериев возможности использования средств Инвестфонда в проектах ГЧП является критерий бюджетной эффективности, который предполагает, что государство вкладывает деньги в развитие инфраструктуры, бизнес осуществляет строительство производственных объектов и эти объекты в будущем обеспечивают достаточно доходов бюджета, для того чтобы окупить нынешние бюджетные затраты. Эта предпосылка, с одной стороны, предполагает эффективное использование бюджетных средств. Однако массовое развитие такого рода проектов в данном случае ограничивается объемом бюджетных средств, так как получается, что инфраструктура в таких условиях может развиваться только за счет бюджета, а все остальное — за счет частного инвестора. Возникает риск того, что в бюджете в нужный момент может просто не оказаться необходимых средств.
В региональном модельном законе закладывается такая экономическая модель, при которой бюджет и институты развития рассматриваются не как «кошелек», а как механизм долгосрочного развития и управления рисками инфраструктурных проектов. В рамках данной модели частный инвестор может вкладывать средства как в создание промышленных объектов, так и в строительство инфраструктуры. При этом возвращение инвестиций, согласно данной модели, идет не только за счет тарифов, но и за счет будущих доходов или экономии средств бюджета.
Другая форма сотрудничества государства и бизнеса, которая тоже может софинансироваться из Инвестиционного фонда — это концессии. В рамках концессий предполагается, что создание объектов инфраструктуры может окупаться за счет предоставления платных услуг. Закон о концессиях был принят в 2005 году, но к середине 2009 года было создано всего 23 муниципальные концессии на уровне нескольких отдельных деревень, где фактически этот инструмент использовался для передачи муниципальной инфраструктуры в частные руки. При этом не были привлечены существенные внебюджетные ресурсы и не создано ничего, что стало бы собственностью этих деревень. На региональном уровне создана только одна концессия в Краснодарском крае, который завершил почти годовую процедуру и передал в концессию систему краевых водопроводов, но пока сделка не дошла до финансового закрытия. На стадии закрытия находятся еще две концессионные сделки: строительство платной автодороги Москва — Петербург (первые 50 км из 900) и объездной трассы вокруг Одинцово. За четыре года было принято три поправки к Закону о концессиях, для того чтобы эти сделки все-таки дошли до закрытия. Процедура очень трудная, Закон о концессиях плохо увязан с действующим бюджетным законодательством в части распределения полномочий между органами власти различных уровней. Очевидно, что пока эта модель не стала эффективным инструментом с точки зрения привлечения финансирования и не может считаться инструментом широкого использования для развития инфраструктуры.
Еще один вариант сотрудничества предусматривает привлечение средств частных инвесторов в разработку проектов. Однако в этом случае необходимо не увеличивать барьеры для входа бизнеса на рынок, как это происходит у нас сейчас, а, наоборот, снижать. На примере сектора коммунальных услуг можно увидеть, что до 2006 года российский рынок частного управления муниципальной коммунальной инфраструктурой активно рос, став крупнейшим в Восточной Европе. Однако с того момента, как ФАС стала развивать конкуренцию за доступ на этот рынок, резко сократилось количество как новых проектов, так и частных операторов. Фактически произошла стагнация рынка. Во многом это произошло из-за того, что необходимо не только устанавливать правила для развития конкуренции на условиях тендеров, но заниматься и самой организацией тендеров, а за эту подготовительную работу, как уже говорилось, отвечают органы государственного и муниципального управления. Поэтому для формирования массового рынка проектов ГЧП целесообразно развивать конкуренцию не за проекты на этапе их подготовки и отбора, а за эксплуатацию уже построенных объектов. Это позволит повысить качество исполнения проектов, а в случае неэффективной реализации даст возможность замены инвестора или оператора. Подобная модель конкуренции существует, например, в Великобритании.
Одной из перспективных форм ГЧП в России, доказавшей эффективность при реализации многих проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, является так называемая модель b — o — t («строю — владею — передаю»). Также сейчас отрабатывается Внешэкономбанком, с тем чтобы дальше на ее основе запускать большое количество контрактов, модель built — operate — lease — transfer, то есть «строю — владею — передаю в аренду (органу государственного или муниципального управления) — передаю в собственность» (после того как за счет платной эксплуатации этого объекта, платных услуг или за счет бюджета инвестиции в соответствующий объект окупились). Еще одна форма ГЧП, имеющая принципиальное значение для развития объектов, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, — проект с оплатой в рассрочку в течение 10–15 лет. Такая модель используется в Великобритании, Франции, Германии.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно