Версия для печати 4123 Материалы по теме
На международной конференции «Государственные инвестиции в России», организаторами которой выступили компания «Финансовый мир» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) при поддержке Ассоциации региональных банков России, поднимались вопросы инвестирования активов Стабилизационного фонда, средств «молчунов» Пенсионного фонда РФ, функционирования Агентства по страхованию вкладов, а также опыт работы частных компаний с государственными фондами.
Анастасия АНДРЕЕВА

Сегодня финансовым сообществом активно обсуждается вопрос инвестирования средств Стабилизационного фонда. Президент РФ Владимир Путин публично потребовал от главы Минэкономразвития России Германа Грефа скорейшего создания в стране венчурного инвестиционного фонда, деньги из которого будут вкладываться в самые передовые, «прорывные», но в то же время и рискованные проекты. Министр экономики позже отметил, что для воплощения этой идеи необходимо в первую очередь усилить роль частного капитала. По его мнению, помочь здесь могут такие институты, как федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны и развитие механизма частно-государственного партнерства на основе концессий.
Премьер-министр Михаил Фрадков привел данные прогнозов изменения инвестиционных расходов на 2006–2008 гг. Он сообщил, что государственные инвестиционные расходы за этот период будут увеличены до 2,3% ВВП против 1% в 2005 г., назвав Инвестиционный фонд одним из главных факторов роста.
В сфере государственного инвестирования произошел ряд событий. Так, принято окончательное решение о создании Российской корпорации развития на базе Внешэкономбанка: новое кредитное учреждение вправе осуществлять отдельные банковские операции без банковской лицензии. Рассматривается вопрос расширения спектра финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений, находящихся под надзором государственной управляющей компании. Постоянно обсуждается зарубежный опыт управления государственными фондами и целесообразность инвестирования их средств в зарубежные активы.
Открывая конференцию, первый исполнительный вице-президент РСПП, председатель Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев отметил, что на сегодняшний день мнения о том, на что следует направить государственные инвестиции и какие вопросы с их помощью решить в первую очередь, разделились. Между тем проблем в России достаточно: плохое развитие инфраструктуры, сложность расширения деятельности мелких и средних компаний из-за нехватки у них собственных материальных ресурсов, старение основных фондов и т.д. Инновации, увы, пока не играют существенной роли в подъеме промышленности страны. Кроме того, падает конкурентоспособность трудовых ресурсов, поскольку средний возраст работающего россиянина приближается к 50 годам. Изменить эту опасную ситуацию без государственных вложений в человеческий капитал будет очень сложно.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков задался вопросом: «Правильно ли мы сделали, образовав Стабилизационный фонд?» По личному мнению депутата, лучше было бы отдать эти деньги бизнесу в виде снижения налогов. Оборотной стороной создания Стабфонда стало увеличение давления на правительство с требованием использовать полученные средства. Поднял депутат и другой злободневный вопрос: насколько эффективно будут распределяться государственные средства? Ведь по предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-октябрь 2006 г., опубликованной Минфином, совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 декабря 2006 г. составил 2 189,5 млрд руб., а к концу следующего года, учитывая мировые цены на нефть, эта цифра может увеличиться в несколько раз. Аксаков предлагает государству как можно меньше финансировать проекты напрямую, а пропускать бюджетные деньги в экономику через банковскую систему. Банковское сообщество должно решить ряд проблем, тормозящих капитализацию банков в нашей стране. И здесь может помочь создание Российской корпорации развития, которая будет кредитовать крупные инфраструктурные проекты и программы, связанные с развитием малого бизнеса. Причем государству следует взять на себя только часть стоимости проекта, остальное должен давать коммерческий банк. По такой схеме работают многие страны мира.
Александр Мурычев, напротив, считает, что механическое увеличение инвестиций в частный сектор не всегда является благом, однако обеспечить прозрачность и эффективность расходов при размещении средств Стабфонда действительно важно. Удачным примером такой работы может послужить создание Российской венчурной компании – фонда фондов, – в которую за два года будет вложено 15 млрд руб. (5 млрд руб. в 2006 г. и до 10 млрд в 2007 г.) из Инвестиционного фонда. По сути, из Российской венчурной компании будут наполняться государственные доли в отраслевых венчурных фондах. 49% в них составит софинансирование со стороны государства, а 51% – деньги частных компаний.
Говоря о государственном инвестировании, не стоит забывать о расслоении регионов. По первому распределению Инвестиционного фонда можно сделать вывод, что Правительство РФ пока поддерживает наиболее сильные субъекты РФ, надеясь на то, что они умело используют выделенные финансовые средства. А для регионов-аутсайдеров необходимо продумать специальные схемы поддержки. И здесь чрезвычайно важна роль государства как инвестора: своими вложениями оно должно подать пример коммерческим структурам.
Благоприятная экономическая конъюнктура России предполагает поиск новых путей развития экономики страны, считает депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, председатель комиссии по банкротству Государственной Думы Владимир Тарачев. По его мнению, пока идет стабильный поток сверхдоходов, следует задуматься о масштабах и планах инвестиционной поддержки бессырьевых отраслей экономики, и наиболее подходящим для реализации указанных задач является Стабилизационный фонд. Высказанное недавно министром финансов России Алексеем Кудриным предложение об определении в составе Стабфонда фонда сбережений (фонда будущих поколений) и резервного фонда, который будет служить «подушкой безопасности» в случае падения цен на нефть, – первый шаг в этом направлении.
По прогнозам аналитиков, профицит бюджета на 2007 г. составит 1,3 трлн руб. Тарачев уверен: недопустимо просто копить деньги. Причем помимо ценных бумаг иностранных компаний надо покупать и ценные бумаги российских корпораций: в противном случае, учитывая тенденцию к падению доллара, валютная часть Стабфонда в будущем году может уменьшиться на 8–10%.
Вопрос о том, куда девать сверхдоходы, был поднят и директором Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Алексеем Саватюгиным. Он напомнил, что в начале прошлого века в России уже вставал вопрос зерновых сверхдоходов и мировая общественность опасалась, что Россия «вздумает поиграть своими зерновыми мускулами». Тогда ситуация разрешилась сама собой: началась Первая мировая война. Однако сейчас вопрос средств Стабфонда придется решать мирным путем.
Из проблемы размещения Стабфонда вытекает целый ряд вопросов: нужна ли стране новая национализация (если государство начнет покупать ценные бумаги российских корпораций), каким образом средства фонда будут перетекать в реальный рыночный сектор и кто еще, помимо государственной венчурной компании, станет проводником государственной инвестиционной политики в России. Иными словами, куда девать Стабфонд?
Есть предложение направлять средства в реальный рыночный сектор через прямое бюджетное финансирование. Этот вариант, по мнению Алексея Саватюгина, неплох, но схема негибка и недолгосрочна, хотя бюджет теперь закладывается на три года вперед. Однако создание более гибкой системы проводников государственной инвестиционной политики могло бы облегчить бюджетное финансирование.
Таким образом, получается, что в нашей стране до сих пор нет механизмов и инструментов, позволяющих участникам финансового рынка в полной мере претендовать на государственные инвестиции.

Поделиться