Законы — 20 июля 2010

Фискальные органы откажутся от споров по копеечным долгам граждан

Долги, суд

Версия для печати 2525 Материалы по теме
Фискальные органы откажутся от споров по копеечным долгам граждан

долг
Таможенники и налоговики не будут обращаться с иском в суд о взыскании долга с гражданина до тех пор, пока сумма задолженности вместе с пеней и штрафом не вырастет до 1,5 тысячи рублей.

Такие послабления могут вступить в силу уже в этом году, рассчитывает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Новация уже прошла первое чтение, она содержится в законопроекте о внесении поправок в Гражданский и Налоговый кодексы.

Поправки, впрочем, не означают, что по мелким долгам граждане получат "амнистию". Они по-прежнему будут числиться за налогоплательщиками. Но изменится порядок обращения налоговых и таможенных органов в суд о взыскании. Сейчас они обязаны это делать даже при "копеечных" долгах. За год в судах накапливается вал таких исков. Это не только загружает работой суды, но и отнимает время и деньги на рассылку извещений. По некоторым оценкам, себестоимость взыскания долга через суд составляет как раз примерно 1,5 тысячи рублей, но нередко разбираются дела о взыскании 100, 200 или 300 рублей. При этом споров в суде по таким долгам, как правило, не возникает.

После принятия закона вопрос будет решаться следующим образом. "Если вы не уплатили налог, то вам все равно будет направлено сначала извещение, а потом и требование об уплате. Если вы его проигнорировали, начинает начисляться штраф. И когда сумма долга переваливает за установленный порог, может быть подано в суд исковое заявление. Но сделать это истец должен в течение шести месяцев. Такая норма поможет разгрузить работу судов, избавит налогоплательщиков от бюрократической волокиты".

Новации ожидают и бизнес. В этом году планируется принять сразу два важных закона, связанных между собой - о трансфертном ценообразовании и о консолидированной налоговой отчетности, говорит Васильев. Первый законопроект, напомним, направлен на то, чтобы положить конец манипуляциям с ценами внутри корпораций, в результате чего прибыль выводится в оффшоры, а казна недополучает многие миллионы рублей. Проект этого закона уже одобрен в первом чтении. Но депутаты сразу ставили вопрос о том, что приниматься и вступать в силу он должен одновременно с законом о консолидированной налоговой отчетности. Этот проект закона уже поступил в Госдуму из правительства, сейчас с ним работают эксперты. Дело в том, что так называемые трансфертные цены, когда одна структура холдинга реализует продукцию другой по заниженным, нерыночным ценам, возникли не на пустом месте. Они появляются, потому что некоторые предприятия в холдингах убыточны, а другие, наоборот, сверхприбыльны. Чтобы перераспределить эти доходы и задолженности многие и идут на создание "центров прибыли". Создание института консолидированного налогоплательщика позволит предприятиям, входящим в холдинг, объединяться для уплаты налога на прибыль и вносить платеж, используя общий результат, - с учетом и прибылей, и убытков. Таким образом, будут снижены стимулы к применению трансфертного ценообразования. Предприятия такой группы сами определят ответственного участника, который будет от их имени взаимодействовать с налоговыми органами и подавать отчетность, поясняет Васильев. Но есть и ограничения: доля участия основной компании в активах "дочек" должна быть не менее 90 процентов, сумма налоговых отчислений - превышать 15 миллиардов рублей, активы - 1 триллион рублей. То есть под действие этой нормы, как и закона о трансфертном ценообразовании, попадут только суперкрупные компании. "В то же время законопроект вызывает немало вопросов: как вести учет внутри холдинга, выдержит ли груз ответственности тот человек, который будет отчитываться за своих коллег", - признает Васильев. Все эти проблемы и предстоит решить при детальной проработке законопроекта.


Автор: Илья Акимов

Источник: Российская газета

Поделиться