Такие послабления могут вступить в силу уже в этом году, рассчитывает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Новация уже прошла первое чтение, она содержится в законопроекте о внесении поправок в Гражданский и Налоговый кодексы.
Поправки, впрочем, не означают, что по мелким долгам граждане получат "амнистию". Они по-прежнему будут числиться за налогоплательщиками. Но изменится порядок обращения налоговых и таможенных органов в суд о взыскании. Сейчас они обязаны это делать даже при "копеечных" долгах. За год в судах накапливается вал таких исков. Это не только загружает работой суды, но и отнимает время и деньги на рассылку извещений. По некоторым оценкам, себестоимость взыскания долга через суд составляет как раз примерно 1,5 тысячи рублей, но нередко разбираются дела о взыскании 100, 200 или 300 рублей. При этом споров в суде по таким долгам, как правило, не возникает.
После принятия закона вопрос будет решаться следующим образом. "Если вы не уплатили налог, то вам все равно будет направлено сначала извещение, а потом и требование об уплате. Если вы его проигнорировали, начинает начисляться штраф. И когда сумма долга переваливает за установленный порог, может быть подано в суд исковое заявление. Но сделать это истец должен в течение шести месяцев. Такая норма поможет разгрузить работу судов, избавит налогоплательщиков от бюрократической волокиты".
Новации ожидают и бизнес. В этом году планируется принять сразу два важных закона, связанных между собой - о трансфертном ценообразовании и о консолидированной налоговой отчетности, говорит Васильев. Первый законопроект, напомним, направлен на то, чтобы положить конец манипуляциям с ценами внутри корпораций, в результате чего прибыль выводится в оффшоры, а казна недополучает многие миллионы рублей. Проект этого закона уже одобрен в первом чтении. Но депутаты сразу ставили вопрос о том, что приниматься и вступать в силу он должен одновременно с законом о консолидированной налоговой отчетности. Этот проект закона уже поступил в Госдуму из правительства, сейчас с ним работают эксперты. Дело в том, что так называемые трансфертные цены, когда одна структура холдинга реализует продукцию другой по заниженным, нерыночным ценам, возникли не на пустом месте. Они появляются, потому что некоторые предприятия в холдингах убыточны, а другие, наоборот, сверхприбыльны. Чтобы перераспределить эти доходы и задолженности многие и идут на создание "центров прибыли". Создание института консолидированного налогоплательщика позволит предприятиям, входящим в холдинг, объединяться для уплаты налога на прибыль и вносить платеж, используя общий результат, - с учетом и прибылей, и убытков. Таким образом, будут снижены стимулы к применению трансфертного ценообразования. Предприятия такой группы сами определят ответственного участника, который будет от их имени взаимодействовать с налоговыми органами и подавать отчетность, поясняет Васильев. Но есть и ограничения: доля участия основной компании в активах "дочек" должна быть не менее 90 процентов, сумма налоговых отчислений - превышать 15 миллиардов рублей, активы - 1 триллион рублей. То есть под действие этой нормы, как и закона о трансфертном ценообразовании, попадут только суперкрупные компании. "В то же время законопроект вызывает немало вопросов: как вести учет внутри холдинга, выдержит ли груз ответственности тот человек, который будет отчитываться за своих коллег", - признает Васильев. Все эти проблемы и предстоит решить при детальной проработке законопроекта.
Автор: Илья Акимов
Источник: Российская газета