Версия для печати 8274 Материалы по теме
В прошедшем году в российском налоговом законодательстве произошли большие изменения. Наступивший 2007 г. не стал исключением: новшества коснулись налога на прибыль, НДС, НДФЛ… Подробнее о государственной налоговой политике рассказывает статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Сергей ШАТАЛОВ.

– Сергей Дмитриевич, какие изменения в налоговой политике ожидаются в 2007 г.?

– Налоговая реформа, которая началась в России в 2000 г., сейчас уже заметно продвинулась. Резко сократилось количество налогов, действующих в стране. Отменены оборотные налоги, снижена налоговая нагрузка в целом: за прошедшие шесть лет – примерно на 6 процентных пунктов в сопоставимых условиях, то есть при одинаковых ценах на нефть (хотя, конечно, стоимость нефти в этот период менялась).
Налоговая система стала более нейтральной, приблизилась к европейским аналогам. На сегодняшний день главная задача заключается в том, чтобы сделать налоговую систему понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и в то же время снять все еще сохранившиеся барьеры, которые ухудшают инвестиционный и деловой климат в России. Поэтому основные наши действия в рамках налоговой политики будут направлены на достижение именно этой цели.
Кроме того, предполагается дальнейшее снижение налоговой нагрузки. Многие важные решения вступили в силу с 1 января 2007 г., некоторые начнут действовать с 2008 и 2009 г.
– Расскажите, пожалуйста, о самых важных, на Ваш взгляд, решениях ближайшего времени.
– Во-первых, хотелось бы сказать несколько слов о налоге на прибыль. До 1 января 2007 г. действовали ограничения по переносу убытков на будущее, которые сейчас окончательно сняты. В результате налогоплательщики получили возможность в полном объеме погашать убытки прошлых лет за счет прибыли текущего года.
Во-вторых, изменения коснулись налога на добавленную стоимость. С начала 2007 г. от разрешительного порядка возмещения НДС экспортерам мы перешли к заявительному. Теперь налогоплательщики будут представлять не две, а одну налоговую декларацию, сальдируя внутренние экспортные операции.
В-третьих, есть заметные изменения по налогу на доходы физических лиц. С 1 января 2007 г. увеличены социальные налоговые вычеты, которые граждане могут использовать для того, чтобы учесть расходы на образование и на медицинские цели. И если в 2006 г. эти вычеты составляли 38 тыс. руб. по каждому основанию на каждого человека, в отношении которого налогоплательщик имеет соответствующее право (напомню, что такие расходы гражданин может осуществлять не только в отношении себя, но и в отношении своих родственников), то с нынешнего года сумма увеличилась до 50 тыс. руб. Полагаю, что и в дальнейшем эти суммы будут индексироваться. В 2007 г. налогоплательщик в состав вычетов на медицинские цели может включать не только расходы на собственно медицинское обслуживание и приобретение лекарств, но еще и расходы на добровольное медицинское страхование.
Очень важно и то, что с 1 января наступившего года стартовали многие изменения в ч. 1 Налогового кодекса РФ, посвященной вопросам налогового администрирования. Коренным образом изменяются правила проведения налоговых проверок, представления документации налоговым органам, появляются некоторые прежде отсутствовавшие процессуальные нормы. С одной стороны, это будет способствовать защите прав налогоплательщиков, гарантировать соблюдение всех правил и процедур, с другой – упростит и удешевит соблюдение налогового законодательства, поскольку объем документов, которые необходимо представлять в налоговые органы, тоже существенно сократится.
Кроме того, с 2008 г. налог на добавленную стоимость платить нужно будет не ежемесячно, а ежеквартально.
– Над какими новациями Вы сейчас работаете?
– Сейчас обсуждается целый ряд новаций, тесно связанных с формированием трехлетнего бюджета, которые мы будем вносить на рассмотрение в Правительство России для реализации в течение ближайших трех лет. В частности уже в начале февраля мы должны представить в Правительство РФ свое видение налоговой политики.
– Объем работы большой?
– Примерно полтора десятка вопросов, которые требуют дополнительного обсуждения. Из самых важных я бы выделил вопросы трансфертного ценообразования. Данный законопроект находится в завершающей стадии проработки, и скоро мы предложим его для обсуждения другим министерствам и ведомствам, а также бизнес-сообществу. Не менее значимыми являются и вопросы консолидации налогоплательщиков и вопросы, связанные с налогообложением иностранных контролируемых компаний. Есть целый ряд проблем, касающихся налогообложения доходов граждан, и прежде всего доходов, которые они получают от операций с ценными бумагами, паями в инвестиционных фондах, имущественными правами. Очевидно, что сегодняшняя имущественная система налогообложения деформирована и требует улучшения.
Также планируется обсудить вопросы социальных вычетов, в том числе на добровольное пенсионное страхование. Мы полагаем, что правильная налоговая политика в данной сфере будет стимулировать граждан более активно участвовать в формировании своей будущей пенсии.
К важным темам, требующим обсуждения, относятся и вопросы налогообложения недвижимости (на первом этапе – для физических лиц), усовершенствования налога на добычу полезных ископаемых, прежде всего твердых.
– Какие действия предпринимаются для улучшения налогового администрирования?
– Налоговое администрирование – важнейшая составляющая всей налоговой системы. Если отношения налогоплательщиков с налоговыми органами будут недружелюбными, то сбор даже самых низких налогов будет предельно сложен. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы обеспечить взаимопонимание и сотрудничество между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Я уже упоминал о том, что со следующего года серьезно модифицируются административные процедуры. Кроме того, значительные изменения происходят в самих налоговых органах. В частности, для сотрудников налоговых органов установлены должностные регламенты, которым они обязаны следовать. Создаются и уже начинают функционировать специальные аудиторские подразделения. А деятельность налоговых органов будет оцениваться на основании ряда количественных и качественных показателей.
– Какие функции планируется возложить на такие аудиторские подразделения?
– Они должны рассматривать возражения и жалобы налогоплательщиков, касающиеся результатов проведенной у них налоговой проверки. Очень важно, чтобы лица, разбирающие эти обращения, были своего рода арбитрами по отношению к тем, кто совершил обжалуемые действия или принял обжалуемые решения.
– В 2006 г. произошло заметное снижение объема налоговых поступлений по налогу на добавленную стоимость по сравнению с суммой, запланированной в бюджете.
– Важно понять, с чем это связано: с изменением законодательства, ростом числа мошенничеств или неправомерным возмещением НДС из бюджета. Мы считаем, что оснований предполагать увеличение неправомерного возмещения НДС из бюджета нет, а снижение объема поступлений обусловлено главным образом теми изменениями в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с 1 января 2006 г.
В прошлом году новаций, касающихся НДС, было очень много: это и переход на метод начисления, и новый порядок возмещения налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве и осуществлении инвестиций. Есть и другие важные факторы, которые привели к увеличению сумм возмещаемого НДС. Да, эти суммы больше, чем прогнозировалось, но это не страшно, поскольку объем поступлений по НДС (если рассматривать и внутренние операции, и импорт) по-прежнему превышает 6% ВВП.
Заметный рост инвестиций, наблюдавшийся в 2006 г., также во многом связан с решениями, принятыми по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Налогоплательщики получили возможность в большей степени переносить убытки прошлых лет на текущий налоговый период и использовать амортизационную премию. Думаю, что все это способствовало инвестиционному буму 2006 г. Например, импорт технологического оборудования в Россию по сравнению с 2005 г. вырос на 50%. Поэтому, я думаю, не стоит особенно пугаться снижения в 2006 г. объема налоговых поступлений по налогу на добавленную стоимость. Бюджет прошедшего года мы исполнили, более того, получили дополнительный экономический рост. По итогам завершившегося года мы, скорее всего, получим общий рост ВВП порядка 7%. Это хороший результат.
– Ожидается ли в перспективе понижение налоговой ставки по НДС?
– На ближайшие три года, по которым уже приняты основные решения, мы такой задачи не ставим. Скажу только, что мы готовы пойти на ее снижение при унификации (то есть отказе от двух существующих сейчас ставок), но это задача скорее 2010 г.
– В прессе все чаще обсуждается вопрос о замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Реально ли это?
– В этом вопросе Министерство финансов РФ последовательно придерживается одной и той же позиции: мы против такой замены по целому ряду причин. Во-первых, это грозит очевидными бюджетными потерями, потому что ставка налога с продаж не может быть слишком высокой. Во-вторых, это еще и огромные риски, связанные с налоговым администрированием. Дело в том, что налог на добавленную стоимость собирается по частям, и если в цепочке от первого производителя до последнего потребителя участвуют еще несколько смежников и перепродавцов, то каждый платит свою часть налога. В случае когда по каким-либо причинам цепочка оборвалась, вся предыдущая сумма налога в бюджет поступит. Налог с продаж этим свойством не обладает. Кроме того, контролировать розницу значительно сложнее, особенно ту розницу, которая использует специальные режимы – упрощенную систему налогообложения, налог на вмененный доход.
– Как долго будет существовать плоская шкала налога на доходы физических лиц? Не планируется ли ее изменение?
– Нет, не планируется. Это решение не конъюнктурное, оно рассчитано на долгосрочную перспективу. Важно, чтобы фонд оплаты труда не испытывал чрезмерной нагрузки. Только в таком случае у нас появится шанс исправить ситуацию с распространенными на сегодняшний день «серыми» схемами выплаты заработной платы, когда работодатели выдают сотрудникам деньги в конвертах. Наш опыт показывает, что каждый год (начиная с 2001 г., когда этот налог был введен), объем налоговых поступлений существенно увеличивается. Минфин России против того, чтобы вводить прогрессивную ставку по НДФЛ.
Наши оппоненты утверждают, что такая шкала налога несправедлива и по отношению к тем, кто получает маленькие, и по отношению к тем, кто получает большие доходы, поскольку богатые люди могли бы платить больше. Однако здесь есть два возражения. Во-первых, совершенно очевидно, что у обеспеченных граждан имеется значительно больше способов организовать свои доходы так, чтобы вовсе не платить налоги. Ставка в 13% скорее побудит их к тому, чтобы показывать прибыль честно и иметь меньше потенциальных проблем с правоохранительными органами. А во-вторых, налоги с богатых нужно брать, иначе организовывая налогообложение собственности – в первую очередь земли и недвижимости, которая располагается на этой земле. За виллы и особняки государство вправе потребовать заплатить больше, нежели за скромные квартиры. Этот принцип, вероятно, будет реализован в новой конструкции налога на недвижимость, которую предполагается ввести с 2009 г.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА

Справка «Бюджета»
Сергей Дмитриевич ШАТАЛОВ, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ
Родился 2 января 1950 г. в Пскове.
В 1972 г. окончил Ленинградский государственный университет, специальность «Математик». Кандидат физико-математических наук, доцент, доктор экономических наук.
1973–1990 гг. – ассистент, старший преподаватель, доцент псковского филиала Ленинградского политехнического института.
1990–1993 гг. – народный депутат, председатель подкомиссии по налоговой политике, секретарь Комиссии Совета Республики по бюджету, планам, налогам и ценам Верховного Совета РФ.
1993–1995 гг. – директор налогового департамента АО «Центр по иностранным инвестициям и приватизации».
1995-1998 гг. – заместитель министра финансов РФ.
1998–2000 гг. – директор управления налогообложения фирмы «Прайсвотерхаус энд Ко», ЗАО «Прайсвотерхаус Куперс Аудит».
С января 2000 г. по апрель 2004 г. – первый заместитель министра финансов РФ. С апреля 2004 г. по октябрь 2005 г. – заместитель министра финансов РФ.
С ноября 2005 г. по настоящее время – статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ.
Награжден медалью «Защитнику свободной России» (1997), имеет благодарности Правительства РФ (2000, 2001) и Президента РФ (2001).

Поделиться