Версия для печати 8381 Материалы по теме
Елена ПЛАСТИНИНА, директор учебно-методического центра подготовки специалистов ЖКХ ФГОУ ДПО «Академия промышленного менеджмента им. Пастухова», консультант учебно-методического центра «Управление закупками продукции для государственных нужд»

пластинина
До недавнего времени российская система госзакупок, основываясь на международном опыте публичного прокьюремента, предоставляла госзаказчикам поистине неограниченные возможности в части требований, предъявляемых к поставщикам продукции для государственных и муниципальных нужд. Если добавить к этому скрытое противостояние между государственным аппаратом и бизнесом, существующее на сегодняшний день в России, можно утверждать, что интерес потенциальных поставщиков, подрядчиков и исполнителей к участию в процедурах размещения заказа для государственных и муниципальных нужд фактически отсутствует.
Сказанное особенно заметно при размещении заказов незначительного объема: поставщиков часто отпугивал большой объем необходимой документации, жестко регламентированные сроки проведения процедур и повышенный интерес контролирующих органов к данной сфере; кроме того, поставщики просто не желали вникать во все тонкости закупочных процедур.
Потенциальные участники размещения заказа даже вычленили основные злоупотребления заказчиков, которые позволяли при проведении закупок лоббировать интересы конкретного поставщика. Приведем несколько примеров. Организаторы процедуры могут потребовать:
    предоставить ряд документов, которые сложно получить на практике (в частности, лицензию на осуществление деятельности, согласно законодательству не относящейся к числу лицензируемых);
    объявить о необходимости наличия специфического опыта работы с конкретным заказчиком (в рамках конкурса на поставку медицинского оборудования региональные власти поставили обязательным условием наличие опыта взаимодействия с властями в социальной сфере, тем самым сведя круг потенциальных участников к одной-двум заранее известным фирмам);
    составить технические требования к поставляемой продукции с учетом характеристик определенной торговой марки;
    включить в анкету поставщика провокационные вопросы об участии компании в судебных разбирательствах и пр.
Коренная реформа системы госзакупок, начало которой положил Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», была направлена в первую очередь на изменение отношений между представителями государства и коммерческими структурами в указанной сфере. В очередной раз забыв о правиле «золотой середины», законодатели попытались максимально повысить конкуренцию в данной области, разрешив любым заинтересованным лицам участвовать в процедурах размещения заказов. Очевидно, что данный документ прежде всего защищает интересы поставщиков продукции в системе госзаказа. Это утверждение базируется на следующих положениях закона:
    участие в торгах посреднических организаций и иностранных поставщиков допускается практически без ограничений;
    закрытые торги разрешены только при размещении заказов, составляющих государственную тайну;
    в дополнение к судебному предусмотрен весьма действенный административный порядок обжалования действий заказчиков;
    установлен закрытый перечень требований к участникам торгов, который не подлежит ни расширительному, ни ограничительному толкованию;
    предусмотрена упрощенная процедура подачи документов для всех заинтересованных лиц.
Требования, установленные в ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ к претендентам на заключение государственного или муниципального контракта, являются весьма мягкими, и соответствие им абсолютно не гарантирует надлежащего исполнения контрактов и добросовестного выполнения поставщиками условий, предусмотренных в действующем законодательстве.
А у государственных и муниципальных заказчиков возникла новая проблема: как защитить себя от фирм-однодневок, созданных с целью хищения авансов по контрактам. С формальной точки зрения такие фирмы зачастую соответствуют требованиям закона, но лишь на первый взгляд. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов к участникам конкурса предъявляются следующие обязательные требования:
1. Соответствие условиям, определенным в законодательстве Российской Федерации для лиц, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В частности, в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено более 100 видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Кроме того, постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 устанавливает перечень товаров, работ, услуг, которые подлежат обязательной сертификации в Российской Федерации. К обязательным требованиям также относятся государственная аккредитация учебного заведения в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и санитарно-эпидемиологическая экспертиза отдельных видов деятельности, проводимая территориальными органами Роспотребнадзора РФ согласно приказу Роспотребнадзора от 21 ноября 2005 г. № 776.
2. Непроведение ликвидации участника размещения заказа – юридического лица; непроведение процедуры банкротства в отношении участника размещения заказа – юридического лица, индивидуального предпринимателя. Установление данного требования законодателем представляется весьма логичным и обоснованным. Основная проблема, возникающая при его реализации, заключается в том, что наличие или отсутствии указанных процедур проверяется заказчиком самостоятельно, и закон запрещает требовать от участников конкурса соответствующих доказательств. При этом заказчик имеет право обратиться в Арбитражный суд субъекта РФ, расположенный по месту регистрации участника, с целью получения официального документа на этот счет (такой документ предоставляется в течение 10 дней с момента обращения).
3. Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Приостановление деятельности организации относится к числу санкций за административные правонарушения, которые могут накладываться на срок до 90 дней. Решение о приостановлении деятельности организации выносится в судебном порядке. Информацией о вступлении в силу указанных решений обладают службы судебных приставов, которые предоставляют эти сведения заказчику в оговоренный срок.
4. Отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. В отношении данного требования, как и в двух предыдущих случаях, заказчик вынужден искать информацию самостоятельно. На этот раз в роли компетентного органа выступают территориальные органы Федеральной налоговой службы, которые предоставляют сведения подобного рода в течение 10 дней. Однако заказчик должен помнить, что с точки зрения закона важна лишь задолженность компании перед государством. Финансовые обязательства участника перед своими партнерами в описанном случае значения не имеют, что представляется весьма нелогичным. Кроме того, участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или аукционе не будет принято.
Также в законе предусмотрены факультативные требования к участникам размещения заказа, которые заказчик вправе устанавливать в случае объективной необходимости:
1. Наличие у участников размещения заказа исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на такие объекты. Данное условие ставится в случае, когда предметом контракта являются научные исследования, промышленные разработки и иные объекты авторских прав. Поскольку указанная деятельность полностью финансируется заказчиком и выполняется в его интересах, он может быть зарегистрирован в качестве патентообладателя указанного произведения по соглашению с автором, если автор ни в каком виде не использовал научные разработки других лиц.
2. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа. Нужно сказать, что данный институт был введен законодателем на основе зарубежного опыта осуществления государственных закупок. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением условий. Ведение реестра недобросовестных поставщиков поручено Федеральной антимонопольной службе, но поскольку порядок ведения такого реестра не определен, отсутствуют требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения данной процедуры, устанавливаемые Правительством РФ, в настоящее время эта функция не выполняется. На уровне субъектов РФ региональные органы по контролю за размещением заказов формируют временные реестры недобросовестных поставщиков – именно туда заказчики сейчас обязаны предоставлять информацию. Сведения о недобросовестных поставщиках хранятся в реестре в течение двух лет, а по истечении указанного срока исключаются из списка. За предоставление недостоверных данных Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность в виде штрафа в отношении должностных лиц государственных и муниципальных органов.
И наконец, Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к конкурсантам при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, а также финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. Однако в настоящее время такие нормативно-правовые акты правительством не приняты.
Грамотно используя существующие законодательные ограничения, а также право на установление требования об обеспечении заявок и контракта, ответственные лица государственных и муниципальных органов, выступающих в качестве заказчиков, могут с высокой степенью надежности выбирать достойных партнеров в вопросах обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Справка «Бюджета»
Елена Александровна ПЛАСТИНИНА, директор учебно-методического центра подготовки специалистов ЖКХ ФГОУ ДПО «Академия промышленного менеджмента им. Пастухова», консультант учебно-методического центра «Управление закупками продукции для государственных нужд»
Родилась 31 октября 1980 г. в Ярославле.
В 2003 г. окончила Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, специальность «Юриспруденция». В 2004 г. прошла курс «Правовое обеспечение работы системы органов Федерального казначейства» в Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, в 2005 г. – курсы «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд» в ГОУ ДПО ЯрИПК и «Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ – порядок применения, особенности переходных положений, правила и процедуры размещения государственных и муниципальных заказов» в Институте управления государственными закупками Высшей школы экономики.
С 2002 г. – юрист Управления Федерального казначейства по Ярославской области.
С 2005 г. – консультант учебно-методического центра по государственным закупкам Академии промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова, директор УМЦ подготовки специалистов ЖКХ. В настоящее время занимается консалтинговой деятельностью, представляет заказчиков федерального, регионального и муниципального уровней ряда регионов (в частности, Ярославской, Архангельской, Калининградской и Ивановской областей, Республики Карелия и др.) в государственных органах по вопросам практического применения бюджетного законодательства.

Поделиться