25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7179 Материалы по теме
Специалисты отдела госзакупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития отвечают на вопросы, связанные с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопрос: Можно ли считать запрос членами конкурсной комиссии недостающих документов на стадии вскрытия конвертов с конкурсными заявками разъяснением положений конкурсной документации?
Ответ: В соответствии с ч. 9 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить свою заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе.
В соответствии с ч. 7 ст. 26 указанного закона при вскрытии конвертов конкурсная комиссия вправе потребовать от участников размещения заказа представления разъяснений положений представленных ими документов и заявок на участие в конкурсе. При этом изменение заявки на участие в конкурсе не допускается. Таким образом, в случае выявления факта отсутствия документов или сведений, предусмотренных конкурсной документацией, при вскрытии конвертов конкурсная комиссия не вправе требовать недостающих документов или сведений. Соответствующая заявка на участие в конкурсе должна быть отклонена.
Требование к участнику размещения заказа о предоставлении недостающих документов или сведений, отсутствующих в заявке на участие в конкурсе, является нарушением закона.
Вопрос: В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 94-ФЗ в случае, если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения государственного контракта, заказчику предоставляется возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место. Правомерно ли, пользуясь аналогией права, заключить контракт с участником, занявшим второе место, в ситуации, когда государственный контракт с победителем конкурса расторгнут в порядке, указанном в ч. 8 ст. 9 данного закона?
Ответ: Статья 29 Федерального закона № 94-ФЗ предусматривает, что в случае, если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении победителя конкурса заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником конкурса, чьей заявке на участие в конкурсе присвоен второй номер. При этом заключение государственного или муниципального контракта для участника конкурса, чьей заявке присвоен второй номер, является обязательным.
Данная норма закона применима только до заключения государственного или муниципального контракта, а п. 8 ст. 9 Закона может быть применен в случае расторжения уже заключенного государственного или муниципального контракта по соглашению сторон или решению суда.
трубы
Вопрос: Накладывает ли Федеральный закон № 94-ФЗ ограничения на закупки на сумму менее 60 тыс. руб.?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время согласно указанию Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У этот предел составляет 60 тыс. руб.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, превышающую размер, который установлен законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупки одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 60 тыс. руб., один раз в квартал.
Вопрос: Обязан ли заказчик, который получил субвенцию из краевого бюджета на цели, определенные краевой целевой программой, расходовать средства субвенции по правилам, установленным Федеральным законом № 94-ФЗ? Регулируются ли данным законом отношения, связанные с расходованием получателем средств таких субвенций и субсидий?
Ответ: Согласно ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Следовательно, любые поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, в том числе в форме субвенций и субсидий, следует считать обеспечением государственных нужд, а в этом случае выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) производится в соответствии с процедурами, предусмотренными законом.
Вопрос: Ограничен ли доступ импортных товаров из стран, не предоставляющих российским товарам национального режима при государственных закупках?
Ответ: В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 94-ФЗ при размещении заказов предусмотрено применение национального режима в отношении государств, в которых установлен такой же режим для российских товаров и поставщиков. То есть иностранные товары (работы, услуги) и иностранные поставщики допускаются к закупкам на равных условиях с российскими поставщиками, если иное не установлено международными договорами или другими федеральными законами. Данный режим применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами.
По данным торговых представительств РФ, работающих в 52 странах мира, в настоящее время в законодательстве зарубежных государств, за исключением Республики Украины и Республики Беларусь, нет прямых запретов на допуск российских поставщиков на национальный рынок.
Пунктом 3 ст. 13 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, не установлен режим, аналогичный режиму, предусмотренному ч. 1 настоящей статьи, Минэкономразвития России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по обращению любого заказчика при выявлении случаев дискриминации российских поставщиков при поставках товаров в другие страны вправе установить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Вопрос: Должен ли муниципальный заказчик публиковать извещение об открытом конкурсе для нужд муниципального образования на официальном сайте и в соответствующем официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого оно находится, если определен официальный сайт и официальное печатное издание муниципального образования для публикации извещений о размещении заказа?
Ответ: В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 94-ФЗ муниципальный заказчик обязан опубликовать информацию о проведении открытого конкурса на официальном сайте и в официальном печатном издании муниципального образования для публикации извещений о размещении заказов. Одновременно вне зависимости от того, определен ли официальный сайт муниципального образования, муниципальный заказчик обязан разместить информацию о размещении заказа для муниципальных нужд на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится муниципальное образование. Публикации извещения о размещении заказа для муниципальных нужд в официальном печатном издании субъекта РФ не требуется.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно