Управление Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу (далее – УФК) создано в сентябре 1994 г. С момента основания отделений Управлением было принято решение идти по пути максимально возможной централизации функций при решении всех задач, стоящих перед органами Федерального казначейства. На наше решение прежде всего повлияло небольшое количество бюджетополучателей средств федерального бюджета в районах округа, а также сложная транспортная схема (связь административных центров районов круглогодично осуществляется только посредством авиасообщений).
С первых дней работы отделений УФК был выбран вариант централизованного бухгалтерского учета операций по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности, учитывающий природно-климатические условия, транспортные схемы, кадровый потенциал и т.д. В силу вышеперечисленных факторов, а также из-за отсутствия устойчивых каналов связи с 1995 г. УФК обеспечивало централизованный учет и распределение доходов на счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства», который в дальнейшем был закреплен законодательно. На сегодняшний день учет и распределение доходов всеми региональными управлениями проводится по единой схеме.
Следующим шагом в деятельности УФК стала централизация операций по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Опираясь на имеющийся опыт, мы практически без проблем перешли на централизованное кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъекта и муниципальных образований.
В 2003 г. специалистами УФК был предложен порядок взаимодействия с отделениями в режиме работы единого счета. С 1 января 2004 г. мы работали с учетом минимального остатка на счетах отделений, открытых в подразделениях расчетной сети Сбербанка России. Кроме того, в течение 2004 г. специалистами отделений и УФК обсуждался вопрос ведения лицевых счетов бюджетополучателей всех уровней бюджета в УФК. Требования к ведению лицевых счетов в тот период неоднократно менялись, в отчетные формы вносились поправки, а отделения готовились принимать на кассовое обслуживание местные бюджеты. Однако мы не смогли обеспечить отделения централизованными программными продуктами, поскольку и оборудование, и сами программы требуют постоянного сопровождения специалистов по информационным технологиям, а в районах таких специалистов нет.
Итак, теоретическая база была готова: разработан и утвержден порядок взаимодействия отделений и УФК при централизованном ведении лицевых счетов, проведены испытания готовности оборудования, связи, программных продуктов, проверен уровень квалификации сотрудников.
В течение октября-декабря 2004 г. УФК и территориально удаленные отделения работали в тестовом режиме. С 1 января 2005 г. в Управлении были открыты все лицевые счета всех бюджетополучателей. В этот момент наши отделения фактически перестали быть отделениями, но для изменения их юридического статуса и реорганизации в отделы УФК потребовался еще год. Таким образом, в составе УФК появилось два новых структурных подразделения: отдел по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на территории сельского поселения Хатанга и отдел по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на территории городского поселения Диксон.
В связи с отсутствием на территории сельского поселения Караул подразделения банка России и кредитной организации все бюджетополучатели обслуживаются непосредственно в УФК. Получатели бюджетных средств, находящиеся на территории городского поселения город Дудинка, также обслуживаются в УФК.
Вопросами кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта мы занимаемся с 2000 г. Федеральным законом о федеральном бюджете на 2000 г. высокодотационным территориям предписано осуществлять полное кассовое обслуживание бюджета субъекта. Во исполнение указанного закона УФК ведет лицевые счета бюджетополучателей, а с 2005 г. – лицевые счета местных бюджетов. В настоящее время ведение реестров получателей средств бюджетов всех уровней реализуется УФК централизованно.
Необходимо отметить, что в ноябре-декабре 2005 г. УФК провело с финансовыми органами субъекта и муниципальных образований работу, направленную на формирование единого подхода к ведению реестров получателей средств бюджетов всех уровней на территории округа. Результатом стал ряд приказов об утверждении порядка ведения сводных реестров бюджетополучателей. Порядки ведения, предложенные УФК, максимально соответствуют требованиям, которые установлены для бюджетополучателей, финансируемых из федерального бюджета. Согласно этим приказам УФК осуществляет ведение сводных реестров и присваивает коды бюджетополучателям.
Благодаря указанной округа работе получатели средств бюджетов всех уровней имеют уникальные коды в соответствующих реестрах бюджетополучателей, что позволяет вести лицевые счета получателей средств субъекта и муниципальных образований в единой базе данных прикладного программного обеспечения (ППО) «Центр-КС» в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н, и выбором единого варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов.
Юридические дела ведутся в полном соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н, где предусмотрено, что юридическое дело хранится у работника, уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства. В связи с этим был издан приказ о назначении лиц, ответственных за формирование, ведение и хранение юридических дел (в числе прочих ими стали начальники территориальных отделов).
Книга регистрации лицевых счетов ведется УФК. Поскольку документы для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером органа Федерального казначейства, начальникам территориальных отделов и их заместителям выданы доверенности на право подписи документов по оформлению лицевых счетов клиентов. Для внесения информации по лицевым счетам в ППО «Центр-КС» территориальные отделы информируют УФК письмом, в котором указывается все необходимые данные по клиенту.
Процедура кассовых выплат в территориальных отделах заключается в осуществлении контроля на стадии платежа в части проверки правильности оформления платежных документов и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателя средств. После проверки платежных документов территориальные отделы путем сканирования с использованием специализированной программы «ABBYY Fine Reader Банк» создают структурированные файлы и с помощью ППО «Система электронного документооборота» (ППО «СЭД») направляют документы в УФК. УФК принимает электронные документы в ППО «Центр-КС» и проверяет остаток отраженных на лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Далее УФК формирует рейсы и отправляет электронные платежные поручения в Главное управление Центрального Банка по Красноярскому краю. Кроме того, УФК централизованно осуществляет учет обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, ведет журнал учета.
Взаимодействие между территориальными отделами и УФК с использованием ППО «СЭД» реализуется аналогично взаимодействию с клиентами, что гарантирует доставку документов и «обратную связь». В УФК имеются сотрудники, которые отвечают за обработку документов, поступающих из территориальных отделов. При правильной организации труда и наличии связи время обработки документов, представленных клиентами из районов, по сравнению со временем обработки документов клиентов, находящихся в центре, увеличивается несущественно.
В целях обеспечения наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта и местных бюджетов в подразделениях расчетной сети Сбербанка России на территории муниципальных образований УФК открыло счета 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям», а также изготовило для территориальных отделов индивидуальные гербовые печати, которые отличаются от основной печати наличием цифры 1 или 2. Карточки образцов подписей, представленные в соответствующее подразделение Сбербанка, содержат образцы подписей руководителя и главного бухгалтера УФК, а также начальника соответствующего территориального отдела и его заместителя.
Информация для администраторов и бюджетополучателей формируется УФК и передается клиентам, находящимся в районах, через территориальные отделы в электронном виде (в формате Excel или Word) или на бумажном носителе.
В целях своевременного обеспечения УФК средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета был разработан и утвержден порядок взаимодействия структурных подразделений с указанием точного времени доведения той или иной информации между отделами. Указанный порядок в полной мере соответствует правилам и процедурам, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44 «Об утверждении порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам РФ средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета».
Естественно, что централизация ведения лицевых счетов в УФК привела к тому, что и бюджетная отчетность стала создаваться исключительно УФК. Все данные по проведенным операциям по поступлениям и выбытиям содержатся в единой базе данных ППО «Центр-КС».
Отметим, что раньше в отделениях был установлен программный продукт Expsql, позволяющий формировать платежные документы, мемориальные ордера и оборотные ведомости, делать выписки из лицевых счетов клиентов. Однако производить учет операций в соответствии с пунктами инструкции по бюджетному учету и формировать бюджетную отчетность приходилось отдельно, в MS Excel и MS Word, затем передавая их в УФК по электронной почте. Такая схема заметно влияла на качество и сроки предоставления отчетности, требовались дополнительная проверка данных и внесение исправлений.
В настоящее время учет всех бюджетных операций и формирование бюджетной отчетности осуществляется на уровне УФК, платежные документы принимаются от территориальных отделов в соответствии с утвержденным графиком предоставления документов посредством ППО «СЭД».
С момента структурных преобразований в УФК изменился механизм контроля: приоритетными стали предварительный (на стадии приема документов) и текущий (на стадии проверки структурными подразделениями УФК правильности оформления документов, арифметического подсчета, законности операций) контроль. При организации работы УФК по единому принципу были составлены графики документооборота в отделах, регламентирующие порядок предоставления установленных форм, сроков исполнения и исполнителей, ответственных за оформление и проверку документов на каждом этапе. Названные меры позволили повысить эффективность функциональных и административно-управленческих процессов, сократить количество и объем нарушений в деятельности подразделений. По итогам проведенных документальных проверок работа по выполнению поставленных задач и функций была признана удовлетворительной.
Существенные изменения претерпела и методика проведения внутреннего контроля в УФК. В связи с передачей функций отделений на уровень УФК был утвержден новый порядок проведения проверок деятельности структурных подразделений, позволяющий оценить эффективность применяемых процедур, степень выполнения возложенных на подразделения задач и функций, уровень принимаемых решений. Кроме того, были разработаны программы проведения проверок и порядок прохождения документов по планированию и организации проведения контрольных мероприятий.
Необходимо отметить, что структурные подразделения УФК используют централизованно поставляемые программные продукты «Центр-КС», «Аксиок», «СЭД» и самостоятельно закупленную в 2003 г. программу «ABBYY FineReader Банк». Мы отказались от применения сканеров штрих-кода, поскольку они не обеспечивают соответствия текстовой части платежного поручения и информации, содержащейся в штрих-коде, что предполагает дополнительную визуальную проверку оператором после сканирования. Кроме того, у большинства клиентов компьютеры не поддерживают функцию печати штрих-кодов на платежных поручениях.
Сейчас платежные поручения клиентов после проверки сканируются, а затем файл обрабатывается в программе «ABBYY FineReader Банк». Правильность вводимой информации гарантирует встроенная система перекрестных проверок: программа сравнивает суммы, введенные цифрами и прописью, по справочникам проверяет реквизиты банков, информацию о плательщике и получателе, предупреждая оператора при обнаружении ошибки. На ввод одного документа с начала сканирования и до момента сохранения результатов требуется от 10 до 30 секунд. Таким образом, появляется реальная возможность проверить большее количество документов в присутствии клиента.
После обработки данные экспортируются в структурированные файлы, подписываются начальником территориального отдела электронной цифровой подписью и передаются с помощью ППО «СЭД-клиент» произвольными документами в УФК, где после приема ППО «СЭД-сервер» передаются в отдел расходов и кассового обслуживания и, как и прочие электронные банковские документы, экспортируются в ППО «ЦЕНТР-КС». Доставка документов клиентам УФК производится также с помощью ППО «СЭД» произвольными документами.
Обмен данными с территориальными отделами осуществляется посредством арендуемых спутниковых каналов связи, защищенных централизованно поставленным аппаратно-программным комплексом «Континент». Сложные природно-климатические условиями Крайнего Севера, чрезвычайно слабая техническая оснащенность клиентов и отсутствие у них гарантированных каналов связи на сегодняшний день не позволяют предложить альтернативную схему информационного взаимодействия.
Реструктуризация отделений и централизация большинства функций дали следующие результаты:
1. Качественное формирование бюджетной отчетности как по исполнению федерального бюджета, так и по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта и местных бюджетов. Фактов несвоевременного предоставления бюджетной отчетности либо недостоверных отчетных данных в практике УФК не было.
2. Возможность обновления программных продуктов, используемых территориальными отделами, дистанционно, без непосредственного участия специалистов по информационным технологиям.
3. Минимизация числа сотрудников в районах, что крайне важно при «кадровом голоде».
4. Единообразие применения норм и правил по порядку кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
5. Принятие организационных, управленческих решений в кратчайшие сроки.
6. Значительное повышение качества исходящей информации.
Используемая в УФК по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу схема взаимодействия структурных подразделений дает возможность создавать на всей территории России крупные межрайонные отделения с большим количеством территориальных отделов. Это позволяет перераспределить сотрудников внутри управлений и отделений, увеличив штат в тех отделениях, где допустимо привлечение подготовленных специалистов, и решить ряд организационных вопросов в региональных управлениях за счет уменьшения числа отделений. Таким образом, во-первых, сократится количество управляемых единиц, а во-вторых, управления смогут передать часть полномочий по соблюдению безопасности информации и внутреннему контролю.
Подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Нина Юрьевна КУЗНЕЦОВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу
В 1976 г. окончила Иркутский сельскохозяйственный институт, экономический факультет; в 1999 г. – курсы повышения квалификации в Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ (Москва). В 2003 г. прошла профессиональную переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (Москва).
На Крайнем Севере с 1977 г. Возглавляла экономические службы в системе агропромышленного комплекса, органах государственной власти округа.
С 1994 г. – руководитель Управления Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Возглавляемый ею коллектив УФК одним из первых в России удостоен благодарности министра финансов РФ.
Награждена юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов РФ», благодарственным письмом Президента РФ, почетными грамотами губернатора и Думы Таймырского автономного округа. Имеет почетное звание «Заслуженный работник Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».
С первых дней работы отделений УФК был выбран вариант централизованного бухгалтерского учета операций по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности, учитывающий природно-климатические условия, транспортные схемы, кадровый потенциал и т.д. В силу вышеперечисленных факторов, а также из-за отсутствия устойчивых каналов связи с 1995 г. УФК обеспечивало централизованный учет и распределение доходов на счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства», который в дальнейшем был закреплен законодательно. На сегодняшний день учет и распределение доходов всеми региональными управлениями проводится по единой схеме.
Следующим шагом в деятельности УФК стала централизация операций по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Опираясь на имеющийся опыт, мы практически без проблем перешли на централизованное кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъекта и муниципальных образований.
В 2003 г. специалистами УФК был предложен порядок взаимодействия с отделениями в режиме работы единого счета. С 1 января 2004 г. мы работали с учетом минимального остатка на счетах отделений, открытых в подразделениях расчетной сети Сбербанка России. Кроме того, в течение 2004 г. специалистами отделений и УФК обсуждался вопрос ведения лицевых счетов бюджетополучателей всех уровней бюджета в УФК. Требования к ведению лицевых счетов в тот период неоднократно менялись, в отчетные формы вносились поправки, а отделения готовились принимать на кассовое обслуживание местные бюджеты. Однако мы не смогли обеспечить отделения централизованными программными продуктами, поскольку и оборудование, и сами программы требуют постоянного сопровождения специалистов по информационным технологиям, а в районах таких специалистов нет.
Итак, теоретическая база была готова: разработан и утвержден порядок взаимодействия отделений и УФК при централизованном ведении лицевых счетов, проведены испытания готовности оборудования, связи, программных продуктов, проверен уровень квалификации сотрудников.
В течение октября-декабря 2004 г. УФК и территориально удаленные отделения работали в тестовом режиме. С 1 января 2005 г. в Управлении были открыты все лицевые счета всех бюджетополучателей. В этот момент наши отделения фактически перестали быть отделениями, но для изменения их юридического статуса и реорганизации в отделы УФК потребовался еще год. Таким образом, в составе УФК появилось два новых структурных подразделения: отдел по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на территории сельского поселения Хатанга и отдел по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на территории городского поселения Диксон.
В связи с отсутствием на территории сельского поселения Караул подразделения банка России и кредитной организации все бюджетополучатели обслуживаются непосредственно в УФК. Получатели бюджетных средств, находящиеся на территории городского поселения город Дудинка, также обслуживаются в УФК.
Вопросами кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта мы занимаемся с 2000 г. Федеральным законом о федеральном бюджете на 2000 г. высокодотационным территориям предписано осуществлять полное кассовое обслуживание бюджета субъекта. Во исполнение указанного закона УФК ведет лицевые счета бюджетополучателей, а с 2005 г. – лицевые счета местных бюджетов. В настоящее время ведение реестров получателей средств бюджетов всех уровней реализуется УФК централизованно.
Необходимо отметить, что в ноябре-декабре 2005 г. УФК провело с финансовыми органами субъекта и муниципальных образований работу, направленную на формирование единого подхода к ведению реестров получателей средств бюджетов всех уровней на территории округа. Результатом стал ряд приказов об утверждении порядка ведения сводных реестров бюджетополучателей. Порядки ведения, предложенные УФК, максимально соответствуют требованиям, которые установлены для бюджетополучателей, финансируемых из федерального бюджета. Согласно этим приказам УФК осуществляет ведение сводных реестров и присваивает коды бюджетополучателям.
Благодаря указанной округа работе получатели средств бюджетов всех уровней имеют уникальные коды в соответствующих реестрах бюджетополучателей, что позволяет вести лицевые счета получателей средств субъекта и муниципальных образований в единой базе данных прикладного программного обеспечения (ППО) «Центр-КС» в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н, и выбором единого варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов.
Юридические дела ведутся в полном соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н, где предусмотрено, что юридическое дело хранится у работника, уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства. В связи с этим был издан приказ о назначении лиц, ответственных за формирование, ведение и хранение юридических дел (в числе прочих ими стали начальники территориальных отделов).
Книга регистрации лицевых счетов ведется УФК. Поскольку документы для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером органа Федерального казначейства, начальникам территориальных отделов и их заместителям выданы доверенности на право подписи документов по оформлению лицевых счетов клиентов. Для внесения информации по лицевым счетам в ППО «Центр-КС» территориальные отделы информируют УФК письмом, в котором указывается все необходимые данные по клиенту.
Процедура кассовых выплат в территориальных отделах заключается в осуществлении контроля на стадии платежа в части проверки правильности оформления платежных документов и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателя средств. После проверки платежных документов территориальные отделы путем сканирования с использованием специализированной программы «ABBYY Fine Reader Банк» создают структурированные файлы и с помощью ППО «Система электронного документооборота» (ППО «СЭД») направляют документы в УФК. УФК принимает электронные документы в ППО «Центр-КС» и проверяет остаток отраженных на лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Далее УФК формирует рейсы и отправляет электронные платежные поручения в Главное управление Центрального Банка по Красноярскому краю. Кроме того, УФК централизованно осуществляет учет обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, ведет журнал учета.
Взаимодействие между территориальными отделами и УФК с использованием ППО «СЭД» реализуется аналогично взаимодействию с клиентами, что гарантирует доставку документов и «обратную связь». В УФК имеются сотрудники, которые отвечают за обработку документов, поступающих из территориальных отделов. При правильной организации труда и наличии связи время обработки документов, представленных клиентами из районов, по сравнению со временем обработки документов клиентов, находящихся в центре, увеличивается несущественно.
В целях обеспечения наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта и местных бюджетов в подразделениях расчетной сети Сбербанка России на территории муниципальных образований УФК открыло счета 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям», а также изготовило для территориальных отделов индивидуальные гербовые печати, которые отличаются от основной печати наличием цифры 1 или 2. Карточки образцов подписей, представленные в соответствующее подразделение Сбербанка, содержат образцы подписей руководителя и главного бухгалтера УФК, а также начальника соответствующего территориального отдела и его заместителя.
Информация для администраторов и бюджетополучателей формируется УФК и передается клиентам, находящимся в районах, через территориальные отделы в электронном виде (в формате Excel или Word) или на бумажном носителе.
В целях своевременного обеспечения УФК средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета был разработан и утвержден порядок взаимодействия структурных подразделений с указанием точного времени доведения той или иной информации между отделами. Указанный порядок в полной мере соответствует правилам и процедурам, утвержденным приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44 «Об утверждении порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам РФ средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета».
Естественно, что централизация ведения лицевых счетов в УФК привела к тому, что и бюджетная отчетность стала создаваться исключительно УФК. Все данные по проведенным операциям по поступлениям и выбытиям содержатся в единой базе данных ППО «Центр-КС».
Отметим, что раньше в отделениях был установлен программный продукт Expsql, позволяющий формировать платежные документы, мемориальные ордера и оборотные ведомости, делать выписки из лицевых счетов клиентов. Однако производить учет операций в соответствии с пунктами инструкции по бюджетному учету и формировать бюджетную отчетность приходилось отдельно, в MS Excel и MS Word, затем передавая их в УФК по электронной почте. Такая схема заметно влияла на качество и сроки предоставления отчетности, требовались дополнительная проверка данных и внесение исправлений.
В настоящее время учет всех бюджетных операций и формирование бюджетной отчетности осуществляется на уровне УФК, платежные документы принимаются от территориальных отделов в соответствии с утвержденным графиком предоставления документов посредством ППО «СЭД».
С момента структурных преобразований в УФК изменился механизм контроля: приоритетными стали предварительный (на стадии приема документов) и текущий (на стадии проверки структурными подразделениями УФК правильности оформления документов, арифметического подсчета, законности операций) контроль. При организации работы УФК по единому принципу были составлены графики документооборота в отделах, регламентирующие порядок предоставления установленных форм, сроков исполнения и исполнителей, ответственных за оформление и проверку документов на каждом этапе. Названные меры позволили повысить эффективность функциональных и административно-управленческих процессов, сократить количество и объем нарушений в деятельности подразделений. По итогам проведенных документальных проверок работа по выполнению поставленных задач и функций была признана удовлетворительной.
Существенные изменения претерпела и методика проведения внутреннего контроля в УФК. В связи с передачей функций отделений на уровень УФК был утвержден новый порядок проведения проверок деятельности структурных подразделений, позволяющий оценить эффективность применяемых процедур, степень выполнения возложенных на подразделения задач и функций, уровень принимаемых решений. Кроме того, были разработаны программы проведения проверок и порядок прохождения документов по планированию и организации проведения контрольных мероприятий.
Необходимо отметить, что структурные подразделения УФК используют централизованно поставляемые программные продукты «Центр-КС», «Аксиок», «СЭД» и самостоятельно закупленную в 2003 г. программу «ABBYY FineReader Банк». Мы отказались от применения сканеров штрих-кода, поскольку они не обеспечивают соответствия текстовой части платежного поручения и информации, содержащейся в штрих-коде, что предполагает дополнительную визуальную проверку оператором после сканирования. Кроме того, у большинства клиентов компьютеры не поддерживают функцию печати штрих-кодов на платежных поручениях.
Сейчас платежные поручения клиентов после проверки сканируются, а затем файл обрабатывается в программе «ABBYY FineReader Банк». Правильность вводимой информации гарантирует встроенная система перекрестных проверок: программа сравнивает суммы, введенные цифрами и прописью, по справочникам проверяет реквизиты банков, информацию о плательщике и получателе, предупреждая оператора при обнаружении ошибки. На ввод одного документа с начала сканирования и до момента сохранения результатов требуется от 10 до 30 секунд. Таким образом, появляется реальная возможность проверить большее количество документов в присутствии клиента.
После обработки данные экспортируются в структурированные файлы, подписываются начальником территориального отдела электронной цифровой подписью и передаются с помощью ППО «СЭД-клиент» произвольными документами в УФК, где после приема ППО «СЭД-сервер» передаются в отдел расходов и кассового обслуживания и, как и прочие электронные банковские документы, экспортируются в ППО «ЦЕНТР-КС». Доставка документов клиентам УФК производится также с помощью ППО «СЭД» произвольными документами.
Обмен данными с территориальными отделами осуществляется посредством арендуемых спутниковых каналов связи, защищенных централизованно поставленным аппаратно-программным комплексом «Континент». Сложные природно-климатические условиями Крайнего Севера, чрезвычайно слабая техническая оснащенность клиентов и отсутствие у них гарантированных каналов связи на сегодняшний день не позволяют предложить альтернативную схему информационного взаимодействия.
Реструктуризация отделений и централизация большинства функций дали следующие результаты:
1. Качественное формирование бюджетной отчетности как по исполнению федерального бюджета, так и по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта и местных бюджетов. Фактов несвоевременного предоставления бюджетной отчетности либо недостоверных отчетных данных в практике УФК не было.
2. Возможность обновления программных продуктов, используемых территориальными отделами, дистанционно, без непосредственного участия специалистов по информационным технологиям.
3. Минимизация числа сотрудников в районах, что крайне важно при «кадровом голоде».
4. Единообразие применения норм и правил по порядку кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
5. Принятие организационных, управленческих решений в кратчайшие сроки.
6. Значительное повышение качества исходящей информации.
Используемая в УФК по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу схема взаимодействия структурных подразделений дает возможность создавать на всей территории России крупные межрайонные отделения с большим количеством территориальных отделов. Это позволяет перераспределить сотрудников внутри управлений и отделений, увеличив штат в тех отделениях, где допустимо привлечение подготовленных специалистов, и решить ряд организационных вопросов в региональных управлениях за счет уменьшения числа отделений. Таким образом, во-первых, сократится количество управляемых единиц, а во-вторых, управления смогут передать часть полномочий по соблюдению безопасности информации и внутреннему контролю.
Подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Справка «Бюджета»
Нина Юрьевна КУЗНЕЦОВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу
В 1976 г. окончила Иркутский сельскохозяйственный институт, экономический факультет; в 1999 г. – курсы повышения квалификации в Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ (Москва). В 2003 г. прошла профессиональную переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (Москва).
На Крайнем Севере с 1977 г. Возглавляла экономические службы в системе агропромышленного комплекса, органах государственной власти округа.
С 1994 г. – руководитель Управления Федерального казначейства по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Возглавляемый ею коллектив УФК одним из первых в России удостоен благодарности министра финансов РФ.
Награждена юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов РФ», благодарственным письмом Президента РФ, почетными грамотами губернатора и Думы Таймырского автономного округа. Имеет почетное звание «Заслуженный работник Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».