Инвестиции№1 январь 2007 — 26 февраля 2007

Долговой путь длиной в 10 лет: тяжкое бремя или инвестиции в будущее?

Версия для печати 4930 Материалы по теме
Осенью 2006 г. Комитет государственных заимствований города Москвы (Москомзайм) отметил свой первый юбилей – 10 лет. За это время в столице была создана одна из лучших в Восточной Европе профессиональная система управления долгом, позволяющая за счет эмиссии долга привлекать в городскую экономику дополнительные финансовые ресурсы максимально дешево, безопасно и своевременно, и город дополнительно получил за счет заемной деятельности 240 млрд руб.

Для Москвы заимствования – серьезный политический вопрос. Столичные власти традиционно ориентируются на высочайшие стандарты в сфере управления и инвестиционно-заемной системы, в том числе международные. Заемные средства в день получения переводятся единым платежом в Казначейство, где их расходуют согласно законам о бюджете. Все привлекаемые с рынка капитала средства используются на финансирование инвестиционных программ города или на рефинансирование уже существующего долга.
Система управления долгом интегрирована в общую систему управления финансами города и представляет собой часть бюджетного процесса. Долговые обязательства размещаются для того, чтобы обеспечить ритмичное выполнение Москвой всех запланированных городских инвестиционных проектов, финансируя их с помощью инструментов долгового рынка. Это придает дополнительный импульс развитию и реконструкции города, росту его экономики, проявляет мультипликативный эффект государственных инвестиций.
пахомов
Правительство Москвы в отношении долга придерживается следующих принципов. Во-первых, взятые в долг средства направляются в те сферы экономики города, куда должно инвестировать государство и куда частный инвестор обычно не приходит: строительство и реконструкция дорог, инженерных сетей, коммуникаций, жилья, городских социальных объектов. Среди наиболее крупных объектов, которые в предыдущие годы создавались или реконструировались в Москве на заемные средства, – новая Олимпийская деревня, Гостиный двор, Третье транспортное кольцо. Во-вторых, займы преимущественно размещаются на средне- и долгосрочной основе. В-третьих, объем займов должен быть соразмерным возможностям экономики. Современная экономическая история столицы показала правильность этого подхода: денежные средства, привлеченные Комитетом, работают на будущее нашего города.

Возникновение рынка московских облигаций
В середине 1990-х гг. в процессе перехода к принципиально иным основам социально-экономического устройства и принципам государственного управления мэром и правительством Москвы был выбран ключевой стратегический курс на ускорение развития экономики столицы. Одновременно выявилась острая необходимость в привлечении дополнительных финансовых ресурсов для реконструкции города. В 1995 г. мэр принимает решение создать в структуре органов исполнительной власти города специальное подразделение для осуществления оперативной деятельности на рынке заемного капитала, которое впоследствии стало именоваться Комитетом государственных заимствований города Москвы.
Москва одной из первых среди российских регионов начала использовать займы в качестве источника финансирования государственных инвестиций и в 1997 г. разместила свои первые займы на внутреннем и внешнем рынке. Первый заем, состоявшийся в феврале 1997 г., имел объем 200 млрд неденоминированных рублей и срок обращения шесть месяцев. На международные рынки заимствований столица – впервые после 80-летнего перерыва – вышла в мае 1997 г.: весьма успешно был размещен внешний заем объемом 500 млн долл. сроком на три года. До 1998 г. 3/4 консолидированного объема всех займов города приходилось на внешние заимствования.

Преодоление кризиса
Августовский кризис 1998 г. и отказ Правительства РФ платить по государственным облигациям подорвал доверие к России со стороны инвесторов, больно ударил по экономике страны и нарушил процесс развития долгового рынка.
Москва, как и другие российские эмитенты, номинировавшая свои заимствования в иностранной валюте, серьезно пострадала от девальвации рубля, которая к январю 1999 г. достигла 400%. Для города это означало увеличение долга в четыре раза (в рублевом исчислении) при одновременном сокращении бюджетных доходов в четыре раза (в пересчете на доллары). До кризиса ситуация считалась вполне управляемой: в 1997 г. объем заимствований составлял примерно 11% от общего уровня годовых доходов бюджета, а к концу 1998 г., после девальвации, вырос до 65%. Бюджет города сократился с 10 до 4 млрд долл. при внешнем долге в 2 млрд долл.
В результате бюджет пришлось пересмотреть, отменив или сократив многие статьи расходов. Москва оказалась обремененной долгами, лишилась возможности занимать «длинные» (и более дешевые) деньги за рубежом, что предвещало сложности с реализацией инвестиционной программы, включающей в себя строительство жилья, дорог, инженерных сетей, модернизацию промышленных предприятий. Сложившаяся ситуация требовала принятия неординарных решений и реформирования системы управления долгом.
На протяжении 1999–2000 гг. деятельность властей была направлена на преодоление кризиса. Профессионалы долгового рынка настаивали на реструктуризации долгов, однако мэр Москвы принял политическое решение (и будущее доказало его правильность): выплачивать долги в полном объеме и в срок.
Началась работа по улучшению структуры заимствований: замене доминирующих валютных долгов на рублевые в минимально возможные сроки. Комитет проводил масштабные операции на внешнем рынке, досрочно откупая долг в условиях невозможности его рефинансирования.
Самым напряженным был 2000 г. – за первые пять месяцев предстояло выплатить кредиторам более 650 млн долл. Однако погасить старые долги без привлечения новых средств было невозможно. После кризиса столица, продолжая выплачивать прежние долги, первой среди российских эмитентов вышла на рынок с новым размещением годовых купонных облигаций общим объемом эмиссии в 1 млрд руб. Благодаря этому масштабному размещению московских рублевых облигаций удалось не только решить ряд насущных проблем города, но и фактически восстановить рынок государственных долговых обязательств в стране.
Кропотливая работа по санации долга Москвы позволила сохранить объем заемного капитала, работающего в экономике города, существенно снизив валютные риски и долговую нагрузку на бюджет. Столица погашала и обслуживала долги исключительно из своих внутренних источников. Роль Комитета заключалась в эффективном использовании возможностей, которые предоставил в тот момент рынок, и существенном уменьшении долгового бремени для городского бюджета.

Возврат на внешний рынок заимствований
К 2001 г. государство успешно провело операции по погашению внешнего долга. Ситуация с доходами бюджета радикально улучшилась, в результате рейтинг России и Москвы несколько раз повышался. Осенью 2001 г. столица смогла вернуться на внешний рынок и успешно разместить два еврооблигационных займа. Дальнейшее повышение рейтинга позволило Комитету в 2004 г. рефинансировать один из еврозаймов и разместить облигации в евро сроком на семь лет. Ставка купонов составляла 6,45% и была существенно ниже, чем у всех российских эмитентов, размещенных в евро. Кроме того, ставка была ниже, чем у внутренних займов в рублях.
На протяжении последних трех лет в городе динамично идет процесс увеличения бюджетных доходов, улучшается финансовое положение Москвы, повышается рейтинг и сокращается объем долга по отношению к годовым бюджетным доходам. Столица стоит на пороге присвоения рейтинга А – высшей категории надежности и платежеспособности, к которой в мире относится весьма ограниченное число заемщиков.
В октябре 2006 г. размещен самый успешный еврозайм объемом 407 млн евро сроком на 10 лет с купонной ставкой чуть более 5%. Это самый низкий на сегодняшний день купон среди облигаций с фиксированным доходом в евро, выпускаемых российскими эмитентами.

Текущая работа с долгом Москвы
В рамках выполнения Программы государственных заимствований города Москвы на 2006 г. Комитет должен был привлечь 53,3 млрд руб. за счет размещения государственных внутренних облигаций города Москвы, 5 млрд руб. за счет внутренних кредитов от кредитных организаций и 407 млн евро за счет внешних кредитов. Однако высокая обеспеченность расходов бюджета поступлениями из налоговых и неналоговых источников позволила городским властям в рамках реализации закона «О бюджете города Москвы на 2006 г.» направить дополнительные доходы, поступающие в столичный бюджет, на сокращение объемов заимствований.
В результате фактическое исполнение указанной программы выглядит следующим образом: за счет размещения государственных внутренних облигаций Москвы привлечено 17,4 млрд руб., а за счет размещения внешнего займа – 407 млн евро. От привлечения кредитов кредитных организаций на внутреннем рынке было решено отказаться. Таким образом, общий объем заемных средств в 2006 г. составил 31,2 млрд руб.
Объем обязательств, погашенных в 2006 г. через Москомзайм, составил 21 млрд руб., включая:
    облигации городского облигационного (внутреннего) займа Москвы – 7,1 млн руб., в том числе 2,6 млн по номинальной стоимости за счет досрочного откупа облигаций;
    внешний заем Москвы – 407 млн eвро (13,6 млрд руб.);
    валютные кредиты – 4,8 млн долл. (132 млн руб.) и 3,8 млн eвро (131 млн руб.).
В 2006 г. Комитет осуществлял своевременное и полное обслуживание всех долговых обязательств, находящихся в его управлении. Всего на эти цели (включая обслуживание долга в иностранной валюте) с начала года было направлено 7,5 млрд руб.
В рамках работы по управлению государственным долгом столицы в течение 2006 г. было принято решение о направлении части дополнительных доходов города на досрочное погашение долговых обязательств – откуп облигаций государственного облигационного (внутреннего) займа Москвы. Всего в течение года Комитетом было откуплено таких облигаций на сумму 2,6 млн руб. по номинальной стоимости, кроме того, был досрочно погашен кредит Банка Москвы в объеме 3,8 млн евро. Указанные мероприятия позволили сэкономить на обслуживании госдолга порядка 117,2 млн руб. и 65,8 тыс. евро.

Справка
Комитет государственных заимствований города Москвы (Москомзайм) – орган исполнительной власти, входящий в состав Комплекса экономической политики и развития города Москвы и обеспечивающий реализацию политики Правительства Москвы в области государственных заимствований и управления долгом. В настоящее время Комитет является ядром организационной структуры московской заемной системы, в его ведомственном подчинении находятся СГУП «Мосфинагентство» и ЗАО «Гарант-М». Основные задачи Комитета:
– реализация политики Правительства Москвы в сфере государственного долга, разработка программы госзаимствований Москвы;
– привлечение, обслуживание и погашение долговых обязательств Москвы.

Из истории
До 1917 г. Москва была крупнейшим заемщиком среди городов и губерний России. Городские власти успешно выпускали и международные займы, пользуясь тем, что рубль был свободно конвертируемой валютой, привязанной к золотому стандарту. Займы брались на срок до 50 лет. Купонный доход составлял 4,5–5% годовых. Москва использовала займы для реконструкции, развития жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, создания объектов социальной сферы. С участием заемных средств в конце XIX – начале XX в. стоились многие действующие до сих пор больницы и первые трамвайные пути, проходила телефонизация Москвы и создавалась система водоснабжения.

Внешние займы
Москомзайм разместил семь еврооблигационных займов, в том числе номинированных в долларах (500 млн долл.), немецких марках (500 млн немецких марок), итальянских лирах (400 млрд итальянских лир). С 2001 г. четыре зарубежных займа размещены в евро: два уже погашены (объемом 350 и 400 млн евро) и два находятся в обращении (один, объемом 374 млн евро, размещен в 2004 г. сроком на семь лет; другой, объемом 407 млн евро, размещен 20 октября 2006 г. сроком на 10 лет). Доля внешних обязательств в общей структуре долга Москвы к концу 2006 г., по оценке Комитета, составит 29%.
Доходность облигаций участия в кредите (еврооблигаций) для Москвы, погашаемого в 2011 г., в 2006 г. выросла с 4,1 до 4,6% годовых. Повышение доходности связано с увеличением процентных ставок на мировом рынке. Разница в доходности еврооблигаций Москвы и облигаций Германии аналогичной срочности за этот период снизилась с 1,07 до 0,97% годовых (10 базисных пунктов), что является следствием повышения международного кредитного рейтинга Москвы.

Внутренние займы
Внутри страны Москомзайм разместил 47 рублевых займов. В настоящее время в обращении находятся облигации на сумму 59 млрд руб. Их доля в объеме долга города составляет 60%.
Среди региональных эмитентов долг столицы является наибольшим: московский рынок признан ценовым ориентиром для выпусков облигаций субъектами РФ и корпоративными заемщиками. Долг Москвы практически безопасен для экономики города, уровень долговой нагрузки здесь один из самых низких среди европейских столиц и мегаполисов – отношение долга к годовым бюджетным доходам Москвы не превышает 15%.
Внутренние облигации города наряду с государственными облигациями Российской Федерации являются ключевым сегментом рынка рублевых облигаций в стране. Показателем роли облигаций столицы на внутреннем рынке является их торговый оборот, который в 2006 г. составил в среднем 15 млрд руб. в месяц. Благодаря высокой надежности и ликвидности облигации Москвы все шире используются банками в качестве инструмента управления и поддержания своей ликвидности.
Индикатором признания качества и надежности рублевых облигаций города является уровень их доходности, который ниже доходности любого эмитента, за исключением Российской Федерации, и в настоящее время составляет 4,5–6,8% годовых для облигаций срочностью от 1 до 10 лет.
Разница между доходностью облигаций Москвы и Российской Федерации с начала 2006 г. не превышала 40 базисных пунктов.

По материалам Москомзайма и Мосфинагентства

Поделиться