– Светлана Валерьевна, для чего сейчас в России создается еще один фонд – инвестиционный? Каковы его цели и задачи?
– Говоря «еще один», Вы, очевидно, подразумеваете Стабилизационный фонд. Но я бы не стала их сравнивать, потому что аналогов Инвестиционного фонда на сегодняшний день в России нет. Он не является ни «подушкой безопасности» для экономики, как Стабилизационный фонд, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства, как ФЦП. Хотя определенные черты этих двух механизмов фонду, безусловно, присущи.
У Инвестиционного фонда есть своя цель – стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов. И достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.
Создание Фонда вовсе не предполагает вытеснения частных инвестиций государственными. При прочих равных частный инвестор намного эффективнее государства и большая часть вложений в рыночной экономике должна идти со стороны бизнеса. Именно частные инвестиции являются основой долгосрочного экономического роста. Главная задача государства – создавать и защищать рыночные «правила игры» для инвесторов и «вступать в игру» тогда, когда рынки дают сбой.
Сейчас властям приходится брать часть финансирования на себя, ведь реализация большинства крупномасштабных проектов, таких как строительство дорог, портов, обустройство территорий, создание новых кластеров промышленности, разработка и внедрение инновационных технологий, невозможна силами только государства или только бизнеса. Это подтверждает и международная практика: подобные механизмы поддержки активно применяются во многих странах.
Отмечу, что обязательным условием предоставления средств из Инвестиционного фонда является безубыточность проекта и наличие частных инвестиций. Таким образом, государство действует не вместо бизнес-структур, а вместе с ними.
– Из каких источников предполагается наполнять Инвестиционный фонд? Зависит ли его финансирование от бюджетного процесса?
– Да, во многом зависит, хотя есть и особенности. Предельный объем Инвестфонда при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана Российской Федерации определяется как сумма разницы между доходами федерального бюджета, формирующими Стабилизационный фонд РФ и рассчитанными при базовой цене на нефть сырую марки «Юралс» и той же цене, уменьшенной на 1 долл. за баррель, и прогнозируемого сокращения расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации при его досрочном погашении.
– О каких суммах идет речь?
– Пока мы придерживаемся перспективного финансового плана на 2006–2008 гг., одобренного Правительством РФ. В 2006 г. объем Инвестиционного фонда составит 69,7 млрд руб., в 2007 г. – 110,6 млрд (что уже заложено в проекте бюджета на следующий год при прогнозной цене на нефть в размере 61 долл. за баррель), а в 2008 г. – 91,4 млрд руб.
– Как организован процесс отбора проектов, претендующих на финансирование из средств Инвестиционного фонда?
– На первом этапе инициатор проекта – любая организация или орган власти любого уровня – формирует перечень документов, предусмотренных Положением об Инвестиционном фонде РФ, для подачи заявки на реализацию проекта. В частности, необходимо получить два заключения на проект: от независимого инвестиционного консультанта (авторитетного на российском и международном рынке инвестиционного банка) и от профильного федерального министерства.
Пакет документов, включая паспорт инвестиционного проекта, форма которого утверждена в этом году распоряжением Правительства РФ № 391-р, направляется в Минэкономразвития России, где проверяется на соответствие необходимым требованиям, а также качественным и количественным критериям, установленным Положением об Инвестиционном фонде. Далее проекты рассматриваются инвестиционной комиссией, по результатам заседания которой оформляется ряд документов, в том числе паспорт инвестиционного проекта, содержащий основные параметры такого проекта, и проект инвестиционного соглашения. Инвестиционная комиссия тщательно анализирует экономику проекта, по ее поручению может быть проведена дополнительная экспертиза, в том числе с привлечением инвестконсультантов Минэкономразвития России.
На втором этапе инвестиционные проекты и заявки на разработку проектно-сметной документации, прошедшие первый этап отбора, передаются в правительственную комиссию. Комиссия рассматривает представленный перечень инвестиционных проектов и заявок на разработку проектно-сметной документации и принимает решение о предоставлении государственной поддержки из Инвестиционного фонда либо об отказе в предоставлении такой поддержки. Сформированный перечень и паспорта инвестиционных проектов Минэкономразвития России представляет в Правительство РФ для утверждения соответствующим распоряжением.
Во время работы над созданием такого нового для России механизма частно-государственного партнерства, как Инвестиционный фонд, мы постарались максимально полно и точно прописать всю процедуру, все этапы его функционирования в целом ряде документов: постановлениях Правительства РФ об Инвестиционном фонде, инвестиционной и правительственной комиссиях, других нормативно-правовых актах. Кроме того, в 2006 г. утверждена форма заявки на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда и методические рекомендации по ее заполнению. Все материалы опубликованы и находятся в открытом доступе.
– Каким основным критериям должны отвечать представляемые проекты? Как проходил процесс отбора первых проектов, поступивших на конкурс в этом году?
– Есть целый набор как количественных, так и качественных критериев. Среди качественных:
наличие коммерческой организации, подтвердившей готовность участвовать в инвестиционном проекте;
соответствие решаемой при реализации инвестиционного проекта задачи приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством РФ;
наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки;
соответствие сметной стоимости инвестиционного проекта минимальной стоимости (5 млрд руб.), установленной для получения государственной поддержки;
наличие положительного заключения инвестконсультанта по инвестиционному проекту.
Инвестиционные проекты, прошедшие отбор на основе качественных критериев, подлежат отбору по количественным критериям, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Например, показателем финансовой эффективности является чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как накопленный дисконтированный эффект от реализации инвестиционного проекта за расчетный период. Чистая приведенная стоимость характеризует превышение суммарных денежных поступлений всех инвесторов, включая частных, над суммарными затратами с учетом дисконтирования.
Проекты также оцениваются с точки зрения экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией инвестиционного проекта. Иными словами, чем меньше запрашиваемая сумма государственной поддержки на реализацию проекта, тем больше шансов на ее получение при прочих равных условиях.
Не менее важный количественный показатель – объем вклада инвестиционного проекта в увеличение валового внутреннего продукта или валового регионального продукта.
Методики применения критериев и расчета указанных показателей, а также их предельные значения утверждены совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России.
В 2006 г. отбор проектов, претендующих на финансирование из Инвестиционного фонда, проходил впервые. Самым важным было не просто «освоить средства», а именно определить наиболее значимые и интересные проекты. Отбор проводился в строгом соответствии с установленной законодательством процедурой.
– А какова роль инвестиционных консультантов? Каким организациям государство доверило выполнение этих функций?
– Инвестиционные консультанты не только составляют заключения по представляемым к финансированию проектам, но и привлекаются государством для оценки поступивших заявок. Это высококвалифицированные специалисты, помогающие уполномоченному органу власти максимально качественно и объективно оценить проект с точки зрения его финансовой состоятельности. Поэтому консалтинговые компании выбираются на конкурсной основе, и их услуги оплачиваются также за счет средств Инвестиционного фонда.
Ответственность консультантов очень велика, а значит, и требования к таким компаниям предельно высокие: не менее пяти лет работы на российском рынке в качестве консультанта (организатора выпусков ценных бумаг, андеррайтера, консультанта в сделках по слиянию и поглощению) по реализации инвестиционных проектов (включая выпуск ценных бумаг), общая сумма которых составляет более 10 млрд долл.; рейтинг максимум на три пункта ниже рейтинга высшего уровня одного из таких международных агентств, как Standard & Poor’s, Moody’s Investor Service и Fitch Ratings.
В результате открытого конкурса в апреле 2006 г. в качестве инвестиционных консультантов были отобраны две компании: UBS Advisors Services и ING Bank N.V., London Branch. В настоящее время министерство ведет с ними работу по оценке инвестиционных проектов.
К компаниям, привлекаемым инициаторами проектов в качестве инвестиционных консультантов, также предъявляются особые требования. В числе документов, подаваемых вместе с заявкой на финансирование проекта из Инвестиционного фонда, должны быть доказательства высокого профессионального уровня и достаточного опыта работы консалтинговой компании, давшей инвестиционное заключение по проекту.
– По каким проектам уже принято окончательное решение о финансировании?
– В настоящее время правительственная комиссия отобрала 10 инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда:
комплексное развитие Нижнего Приангарья;
комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске;
создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;
строительство платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге;
строительство скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км;
строительство нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск;
строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге в рамках развития Волго-Балтийского пути;
строительство платной автодороги Краснодар – Абинск – Кабардинка;
строительство платной автодороги М-4 «Дон» Москва – Новороссийск на участке 21–117 и 330–464 км.
Еще один проект – строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и на юго-западе Ростовской области – был принят за основу. Данный проект должен быть доработан и повторно рассмотрен правительственной комиссией.
Все проекты реализуются в форме софинансирования, когда государство вкладывает средства в создание транспортной и энергетической инфраструктуры, необходимой для реализации проекта (строительство участков автомобильных и железных дорог, линий электропередач, мостов, сохраняемых в государственной собственности), а бизнес – в строительство промышленных объектов.
Данный механизм является весьма эффективным катализатором инвестиционной активности и экономического роста: только эти 10 одобренных правительственной комиссией проектов позволят привлечь в экономику более 770 млрд руб и создать 151 тыс. новых рабочих мест. Свыше 400 млрд руб. поступят в бюджеты субъектов Федерации в качестве налоговых поступлений.
– Насколько успешно, на Ваш взгляд, прошла процедура отбора названных проектов? Исходя из каких соображений к финансированию были рекомендованы именно они?
– С моей точки зрения, все прошло достаточно хорошо. При отборе рекомендовались проекты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение и осуществляемым на условиях частно-государственного партнерства.
Приведу несколько примеров. Благодаря созданию комплекса по переработке высокосернистой нефти планируется серьезно повысить общее качество, а значит, и цену российской нефти в экспортных трубопроводах. При использовании нового рыночного механизма ценообразования на российскую нефть REBCO результат станет заметен уже через несколько лет. Другой пример – первые комплексные проекты по созданию промышленных районов. Развитие Нижнего Приангарья позволит увеличить ВРП Красноярского края на 50%, ВРП Читинской области будет удвоен за счет создания транспортной инфраструктуры юго-востока региона. Инвестфонд поддержит также первые концессионные проекты по автомобильным дорогам: здесь участие государства позволит не только привлечь крупные частные инвестиции, но и снизить цену за проезд, сохранив при этом коммерческую окупаемость.
– Очевидно, что у России еще нет достаточного опыта реализации инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства. Требуется ли внесение поправок в механизм государственной поддержки проектов в рамках Инвестиционного фонда?
– Пока такой необходимости не возникало, но я бы не стала исключать вероятность доработки нормативной базы, регулирующей деятельность Инвестиционного фонда. Если для повышения эффективности предложенного нами механизма понадобится скорректировать его работу, соответствующие поправки будут внесены.
– Есть ли аналоги российского Инвестиционного фонда в других странах?
– Частно-государственное партнерство – достаточно распространенный способ реализации проектов, имеющих общегосударственное значение. Во многих странах существуют государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет избыточных (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов. Таковыми, например, являются государственный нефтяной фонд Норвегии, медный стабилизационный фонд Чили, венесуэльский фонд макроэкономической стабилизации, нефтяные фонды штата Аляска, нефтяной фонд Кувейта, нефтяной фонд Омана.
Государственный нефтяной фонд Норвегии управляется правительством и создан с целью формирования финансовых резервов в период стабильных или высоких цен на нефть или общего подъема экономики ввиду старения населения и истощения запасов нефти. Правительство Норвегии определяет порядок и характер инвестирования средств фонда, вложения осуществляются в надежные иностранные активы, а также в акции компаний, не связанных с сырьевым сектором.
– Поступают ли сейчас новые заявки на финансирование? Когда планируется их рассмотреть?
– Новые заявки подаются постоянно и рассматриваются по мере поступления. Сроки приема заявок не ограничены. Есть лишь план заседаний инвестиционной комиссии (проходящих примерно раз в квартал), на которых принимаются решения по поступившим к дате очередного заседания заявкам. Заявки, утвержденные инвестиционной комиссией, рекомендуются для рассмотрения на очередном заседании правительственной комиссии.
Беседовала Татьяна БЫСТРИЦКАЯ
Справка «Бюджета»
Светлана Валерьевна ГАНЕЕВА, директор Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России
В 1996 г. окончила Московский инженерно-физический институт, специальность «Прикладная математика», в 1998 г. – Высшую школу экономики. Магистр экономических наук.
С августа 2000 г. работает в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.
С апреля 2004 г. – директор Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Награждена почетной грамотой Правительства Российской Федерации.
– Говоря «еще один», Вы, очевидно, подразумеваете Стабилизационный фонд. Но я бы не стала их сравнивать, потому что аналогов Инвестиционного фонда на сегодняшний день в России нет. Он не является ни «подушкой безопасности» для экономики, как Стабилизационный фонд, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства, как ФЦП. Хотя определенные черты этих двух механизмов фонду, безусловно, присущи.
У Инвестиционного фонда есть своя цель – стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов. И достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.
Создание Фонда вовсе не предполагает вытеснения частных инвестиций государственными. При прочих равных частный инвестор намного эффективнее государства и большая часть вложений в рыночной экономике должна идти со стороны бизнеса. Именно частные инвестиции являются основой долгосрочного экономического роста. Главная задача государства – создавать и защищать рыночные «правила игры» для инвесторов и «вступать в игру» тогда, когда рынки дают сбой.
Сейчас властям приходится брать часть финансирования на себя, ведь реализация большинства крупномасштабных проектов, таких как строительство дорог, портов, обустройство территорий, создание новых кластеров промышленности, разработка и внедрение инновационных технологий, невозможна силами только государства или только бизнеса. Это подтверждает и международная практика: подобные механизмы поддержки активно применяются во многих странах.
Отмечу, что обязательным условием предоставления средств из Инвестиционного фонда является безубыточность проекта и наличие частных инвестиций. Таким образом, государство действует не вместо бизнес-структур, а вместе с ними.
– Из каких источников предполагается наполнять Инвестиционный фонд? Зависит ли его финансирование от бюджетного процесса?
– Да, во многом зависит, хотя есть и особенности. Предельный объем Инвестфонда при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана Российской Федерации определяется как сумма разницы между доходами федерального бюджета, формирующими Стабилизационный фонд РФ и рассчитанными при базовой цене на нефть сырую марки «Юралс» и той же цене, уменьшенной на 1 долл. за баррель, и прогнозируемого сокращения расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации при его досрочном погашении.
– О каких суммах идет речь?
– Пока мы придерживаемся перспективного финансового плана на 2006–2008 гг., одобренного Правительством РФ. В 2006 г. объем Инвестиционного фонда составит 69,7 млрд руб., в 2007 г. – 110,6 млрд (что уже заложено в проекте бюджета на следующий год при прогнозной цене на нефть в размере 61 долл. за баррель), а в 2008 г. – 91,4 млрд руб.
– Как организован процесс отбора проектов, претендующих на финансирование из средств Инвестиционного фонда?
– На первом этапе инициатор проекта – любая организация или орган власти любого уровня – формирует перечень документов, предусмотренных Положением об Инвестиционном фонде РФ, для подачи заявки на реализацию проекта. В частности, необходимо получить два заключения на проект: от независимого инвестиционного консультанта (авторитетного на российском и международном рынке инвестиционного банка) и от профильного федерального министерства.
Пакет документов, включая паспорт инвестиционного проекта, форма которого утверждена в этом году распоряжением Правительства РФ № 391-р, направляется в Минэкономразвития России, где проверяется на соответствие необходимым требованиям, а также качественным и количественным критериям, установленным Положением об Инвестиционном фонде. Далее проекты рассматриваются инвестиционной комиссией, по результатам заседания которой оформляется ряд документов, в том числе паспорт инвестиционного проекта, содержащий основные параметры такого проекта, и проект инвестиционного соглашения. Инвестиционная комиссия тщательно анализирует экономику проекта, по ее поручению может быть проведена дополнительная экспертиза, в том числе с привлечением инвестконсультантов Минэкономразвития России.
На втором этапе инвестиционные проекты и заявки на разработку проектно-сметной документации, прошедшие первый этап отбора, передаются в правительственную комиссию. Комиссия рассматривает представленный перечень инвестиционных проектов и заявок на разработку проектно-сметной документации и принимает решение о предоставлении государственной поддержки из Инвестиционного фонда либо об отказе в предоставлении такой поддержки. Сформированный перечень и паспорта инвестиционных проектов Минэкономразвития России представляет в Правительство РФ для утверждения соответствующим распоряжением.
Во время работы над созданием такого нового для России механизма частно-государственного партнерства, как Инвестиционный фонд, мы постарались максимально полно и точно прописать всю процедуру, все этапы его функционирования в целом ряде документов: постановлениях Правительства РФ об Инвестиционном фонде, инвестиционной и правительственной комиссиях, других нормативно-правовых актах. Кроме того, в 2006 г. утверждена форма заявки на предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда и методические рекомендации по ее заполнению. Все материалы опубликованы и находятся в открытом доступе.
– Каким основным критериям должны отвечать представляемые проекты? Как проходил процесс отбора первых проектов, поступивших на конкурс в этом году?
– Есть целый набор как количественных, так и качественных критериев. Среди качественных:
наличие коммерческой организации, подтвердившей готовность участвовать в инвестиционном проекте;
соответствие решаемой при реализации инвестиционного проекта задачи приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством РФ;
наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки;
соответствие сметной стоимости инвестиционного проекта минимальной стоимости (5 млрд руб.), установленной для получения государственной поддержки;
наличие положительного заключения инвестконсультанта по инвестиционному проекту.
Инвестиционные проекты, прошедшие отбор на основе качественных критериев, подлежат отбору по количественным критериям, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Например, показателем финансовой эффективности является чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как накопленный дисконтированный эффект от реализации инвестиционного проекта за расчетный период. Чистая приведенная стоимость характеризует превышение суммарных денежных поступлений всех инвесторов, включая частных, над суммарными затратами с учетом дисконтирования.
Проекты также оцениваются с точки зрения экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией инвестиционного проекта. Иными словами, чем меньше запрашиваемая сумма государственной поддержки на реализацию проекта, тем больше шансов на ее получение при прочих равных условиях.
Не менее важный количественный показатель – объем вклада инвестиционного проекта в увеличение валового внутреннего продукта или валового регионального продукта.
Методики применения критериев и расчета указанных показателей, а также их предельные значения утверждены совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России.
В 2006 г. отбор проектов, претендующих на финансирование из Инвестиционного фонда, проходил впервые. Самым важным было не просто «освоить средства», а именно определить наиболее значимые и интересные проекты. Отбор проводился в строгом соответствии с установленной законодательством процедурой.
– А какова роль инвестиционных консультантов? Каким организациям государство доверило выполнение этих функций?
– Инвестиционные консультанты не только составляют заключения по представляемым к финансированию проектам, но и привлекаются государством для оценки поступивших заявок. Это высококвалифицированные специалисты, помогающие уполномоченному органу власти максимально качественно и объективно оценить проект с точки зрения его финансовой состоятельности. Поэтому консалтинговые компании выбираются на конкурсной основе, и их услуги оплачиваются также за счет средств Инвестиционного фонда.
Ответственность консультантов очень велика, а значит, и требования к таким компаниям предельно высокие: не менее пяти лет работы на российском рынке в качестве консультанта (организатора выпусков ценных бумаг, андеррайтера, консультанта в сделках по слиянию и поглощению) по реализации инвестиционных проектов (включая выпуск ценных бумаг), общая сумма которых составляет более 10 млрд долл.; рейтинг максимум на три пункта ниже рейтинга высшего уровня одного из таких международных агентств, как Standard & Poor’s, Moody’s Investor Service и Fitch Ratings.
В результате открытого конкурса в апреле 2006 г. в качестве инвестиционных консультантов были отобраны две компании: UBS Advisors Services и ING Bank N.V., London Branch. В настоящее время министерство ведет с ними работу по оценке инвестиционных проектов.
К компаниям, привлекаемым инициаторами проектов в качестве инвестиционных консультантов, также предъявляются особые требования. В числе документов, подаваемых вместе с заявкой на финансирование проекта из Инвестиционного фонда, должны быть доказательства высокого профессионального уровня и достаточного опыта работы консалтинговой компании, давшей инвестиционное заключение по проекту.
– По каким проектам уже принято окончательное решение о финансировании?
– В настоящее время правительственная комиссия отобрала 10 инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда:
комплексное развитие Нижнего Приангарья;
комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске;
создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области;
строительство платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге;
строительство скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км;
строительство нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск;
строительство Орловского тоннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге в рамках развития Волго-Балтийского пути;
строительство платной автодороги Краснодар – Абинск – Кабардинка;
строительство платной автодороги М-4 «Дон» Москва – Новороссийск на участке 21–117 и 330–464 км.
Еще один проект – строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове-на-Дону и на юго-западе Ростовской области – был принят за основу. Данный проект должен быть доработан и повторно рассмотрен правительственной комиссией.
Все проекты реализуются в форме софинансирования, когда государство вкладывает средства в создание транспортной и энергетической инфраструктуры, необходимой для реализации проекта (строительство участков автомобильных и железных дорог, линий электропередач, мостов, сохраняемых в государственной собственности), а бизнес – в строительство промышленных объектов.
Данный механизм является весьма эффективным катализатором инвестиционной активности и экономического роста: только эти 10 одобренных правительственной комиссией проектов позволят привлечь в экономику более 770 млрд руб и создать 151 тыс. новых рабочих мест. Свыше 400 млрд руб. поступят в бюджеты субъектов Федерации в качестве налоговых поступлений.
– Насколько успешно, на Ваш взгляд, прошла процедура отбора названных проектов? Исходя из каких соображений к финансированию были рекомендованы именно они?
– С моей точки зрения, все прошло достаточно хорошо. При отборе рекомендовались проекты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение и осуществляемым на условиях частно-государственного партнерства.
Приведу несколько примеров. Благодаря созданию комплекса по переработке высокосернистой нефти планируется серьезно повысить общее качество, а значит, и цену российской нефти в экспортных трубопроводах. При использовании нового рыночного механизма ценообразования на российскую нефть REBCO результат станет заметен уже через несколько лет. Другой пример – первые комплексные проекты по созданию промышленных районов. Развитие Нижнего Приангарья позволит увеличить ВРП Красноярского края на 50%, ВРП Читинской области будет удвоен за счет создания транспортной инфраструктуры юго-востока региона. Инвестфонд поддержит также первые концессионные проекты по автомобильным дорогам: здесь участие государства позволит не только привлечь крупные частные инвестиции, но и снизить цену за проезд, сохранив при этом коммерческую окупаемость.
– Очевидно, что у России еще нет достаточного опыта реализации инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства. Требуется ли внесение поправок в механизм государственной поддержки проектов в рамках Инвестиционного фонда?
– Пока такой необходимости не возникало, но я бы не стала исключать вероятность доработки нормативной базы, регулирующей деятельность Инвестиционного фонда. Если для повышения эффективности предложенного нами механизма понадобится скорректировать его работу, соответствующие поправки будут внесены.
– Есть ли аналоги российского Инвестиционного фонда в других странах?
– Частно-государственное партнерство – достаточно распространенный способ реализации проектов, имеющих общегосударственное значение. Во многих странах существуют государственные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет избыточных (по отношению к определенному национальным законодательством уровню) или дополнительных (в случае более высоких цен на экспортные товары) доходов бюджета, поступлений от экспорта природных ресурсов. Таковыми, например, являются государственный нефтяной фонд Норвегии, медный стабилизационный фонд Чили, венесуэльский фонд макроэкономической стабилизации, нефтяные фонды штата Аляска, нефтяной фонд Кувейта, нефтяной фонд Омана.
Государственный нефтяной фонд Норвегии управляется правительством и создан с целью формирования финансовых резервов в период стабильных или высоких цен на нефть или общего подъема экономики ввиду старения населения и истощения запасов нефти. Правительство Норвегии определяет порядок и характер инвестирования средств фонда, вложения осуществляются в надежные иностранные активы, а также в акции компаний, не связанных с сырьевым сектором.
– Поступают ли сейчас новые заявки на финансирование? Когда планируется их рассмотреть?
– Новые заявки подаются постоянно и рассматриваются по мере поступления. Сроки приема заявок не ограничены. Есть лишь план заседаний инвестиционной комиссии (проходящих примерно раз в квартал), на которых принимаются решения по поступившим к дате очередного заседания заявкам. Заявки, утвержденные инвестиционной комиссией, рекомендуются для рассмотрения на очередном заседании правительственной комиссии.
Беседовала Татьяна БЫСТРИЦКАЯ
Справка «Бюджета»
Светлана Валерьевна ГАНЕЕВА, директор Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России
В 1996 г. окончила Московский инженерно-физический институт, специальность «Прикладная математика», в 1998 г. – Высшую школу экономики. Магистр экономических наук.
С августа 2000 г. работает в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.
С апреля 2004 г. – директор Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России.
Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
Награждена почетной грамотой Правительства Российской Федерации.