Версия для печати 4201 Материалы по теме
Финансовая самостоятельность республики — главный ориентир

бишенов
Кардинальное оздоровление финансовой сферы, значительное увеличение бюджета, сокращение внешних долгов — все эти задачи Правительству Кабардино-Балкарской Республики удалось решить за последние пять лет. О сегодняшнем положении дел в регионе мы побеседовали с министром финансов Кабардино-Балкарии Азретом Алиевичем БИШЕНОВЫМ. 

— Азрет Алиевич, 2009 год был непростым для регионов и страны в целом. Все внимание и действия властей были направлены на снижение последствий кризиса на экономику. А каким был минувший год для Кабардино-Балкарской Республики? 

— Если говорить в целом, то действительно, 2009 кризисный год для Кабардино-Балкарии, как и для всех субъектов РФ, был достаточно напряженным. Однако оперативно предпринятые антикризисные меры позволили нам нейтрализовать последствия финансового кризиса. Более того, наша республика вошла в число субъектов, доходы которых не только не «просели», но даже продемонстрировали рост на 21 процент. Улучшение результатов произошло за счет повышения собираемости налогов, в том числе акцизов на алкогольную продукцию, увеличения числа прибыльных предприятий и повышения заработной платы. 

Не имея большой доходной базы, мы сконцентрировали внимание именно на улучшении администрирования доходов и платежей в бюджет. Такая политика позволила увеличить объем собственных доходов за пять лет в 4,8 раза. Не отказываясь от федеральной помощи, республика собрала в 2009 году собственных доходов в объеме 9,8 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2004 году объем собственных доходов республики составлял 2 миллиарда рублей. 

— Каковы основные характеристики, задачи бюджета Кабардино-Балкарии на 2010 год? 

— Основные параметры консолидированного бюджета на 2010 год таковы: доходная часть составит 20,9 миллиарда рублей, расходная — 22,4 миллиарда рублей. Дефицит бюджета — 1,5 миллиарда рублей. Покрытие дефицита бюджета планируется за счет нескольких финансовых источников, в том числе за счет банковских кредитов, бюджетных кредитов из федерального бюджета, средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета. 

Что касается задач бюджетной политики, то одной из приоритетных является  снижение дотационности бюджета республики. Напомню, что в 2006–2007 годах бюджет республики был дотационным на 57 и 58 процентов соответственно. Благодаря грамотной бюджетной политике правительства республики уже в 2008 году Кабардино-Балкария была исключена из перечня высокодотационных субъектов РФ. В 2009 году дотационность бюджета снизилась до 54 процентов. По прогнозу на 2010 год уровень дотационности должен уменьшиться до 46,6 процента. 

В первом полугодии 2010 года бюджет республики по доходам исполнен в объеме 11,4 миллиарда рублей, или на 53,2 процента от плановых значений, или на 99,2 процента к соответствующему периоду 2009 года. Поступления по налоговым доходам составили около 3,7 миллиарда рублей с темпом роста 119,5 процента по сравнению с первым полугодием 2009 года и обеспечили прирост доходов на 601,3 миллиона рублей. Поступление налоговых  доходов в бюджет в текущем году обеспечено за счет налога на прибыль организаций — 594 миллиона рублей (темп роста к первому полугодию 2009 г. — 199,1 %), НДФЛ — 1221,2 миллиона рублей (103,8 %), акцизов — 1,2 миллиарда рублей (124,9 %) и т. д. 

Снижение поступлений финансовой помощи из федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 543 миллиона рублей (92,6 %) не позволило обеспечить общий прирост доходов бюджета республики, и он остался на уровне прошлого года. Вызывает опасения новый порядок выдачи акцизных марок на алкогольную продукцию в 2010 году, что может привести к снижению поступлений в доход республики суммы акцизов по подакцизным товарам. 

— В. В. Путин неоднократно предупреждал регионы о том, что делать долги нужно предельно осторожно. Вы прислушались к указаниям премьер-министра? Каков на сегодняшний день государственный долг Кабардино-Балкарии? 

— Мы ведем осторожную и выверенную долговую политику. В процессе управления государственным долгом Кабардино-Балкарской Республики осуществлялись меры, направленные на сокращение долговой нагрузки на бюджет, расходов на обслуживание долга, сокращение сроков заимствования. Были погашены ценные бумаги, выпущенные в счет задолженности республики, на сумму 500 миллионов рублей. Внутренний долг Кабардино-Балкарии меняется в зависимости от объемов банковских кредитов, привлеченных в течение года. Однако основной объем государственного внутреннего долга  республики за четыре года удалось уменьшить с 1,9 миллиарда рублей (на 1 января 2006 года) до 240 миллионов рублей (на 1 июля 2010 года). Стоит отметить, что объем внутреннего долга нашего региона является одним из самых низких не только в СКФО но и среди других субъектов РФ. 

— Сегодня в развитии экономики нашей страны большой акцент делается на усилении роли малого и среднего бизнеса. Как развивается малое предпринимательство  в Кабардино-Балкарии и каков его вклад в бюджет республики?

— В Кабардино-Балкарской Республике за последние три года сложилась положительная динамика показателей развития малого и среднего предпринимательства. На 1 января 2010 года, по информации государственной статистики, в республике осуществляют свою деятельность 5,4 тысячи малых и средних предприятий, более 27 тысяч индивидуальных предпринимателей. Темп роста к 2007 году составил 199 и 125 процентов соответственно (см. рис. 1). Количество человек, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства от общей численности экономически активного населения, составляет 30 процентов. Доля малого и среднего предпринимательства в формировании ВРП в 2009 году оценочно составила 25 процентов. В 2009 году поступления от субъектов малого предпринимательства по специальным налоговым режимам составили 491,4 миллиона рублей. 

рис 1
Стоит заметить, что правительство республики, понимая огромную роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии региона, принимает беспрецедентное количество мер для его поддержки. Разработана республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007–2011 годы». Финансирование программы за 2007–2009 год составило 597,6 миллиона рублей. Данной программой предусмотрены механизмы поддержки как для начинающих, так и для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, например такие, как субсидирование части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов в приоритетных отраслях; микрокредитование через систему муниципальных фондов поддержки малого бизнеса и систему кредитной кооперации. Для действующих субъектов малого и среднего бизнеса продолжается реализация таких мер, как компенсация процентных ставок по привлекаемым банковским кредитам и договорам лизинга; субсидирование стоимости технологического подсоединения к электрическим сетям; субсидирование затрат по аренде выставочных площадей; субсидирование части затрат на прохождение сертификации по международным стандартам качества и т. д. 

В целях создания благоприятных условий для развития микрофинансовых организаций принято постановление регионального правительства «О мерах по поддержке микрофинансовых организаций в Кабардино-Балкарской Республике». Также для облегчения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к банковским кредитным ресурсам был создан Гарантийный фонд Кабардино-Балкарской Республики. Основная функция фонда — предоставление гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства при получении банковских кредитов в случае отсутствия достаточного залогового обеспечения. Фонд будет предоставлять до 70 процентов необходимого залогового обеспечения. Объем Гарантийного фонда составляет 180 миллионов рублей, что позволит привлекать в сферу малого и среднего бизнеса ежегодно порядка 1 миллиарда рублей кредитных средств. 

В рамках имущественной поддержки малого предпринимательства функционирует офисный и производственный бизнес-инкубатор общей площадью свыше 13 тысяч квадратных метров. По решению правительства республики ставки арендной платы за пользование площадями бизнес-инкубатора снижены в среднем на 15–20 процентов. В текущем году году планируется финансовая поддержка малых и средних предприятий, занимающихся инновационными разработками. Им будут предоставляться гранты на покрытие расходов по организации предпринимательской деятельности и субсидирование затрат на проведение исследовательских работ, проектирование, приобретение новых технологий, необходимого оборудования и программного обеспечения. Активно в малый бизнес привлекается и молодежь. Молодым предпринимателям на конкурсной основе предоставляются гранты в размере 300 тысяч рублей на реализацию лучших бизнес-идей. 

В общей сложности в 2010 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства будет выделено 64,7 миллиона рублей за счет средств республиканского бюджета. Кроме того, из федерального бюджета на эти цели ожидается субсидия в объеме 57,5 миллиона рублей. Большая работа проводится по подготовке кадров для сферы малого и среднего бизнеса. 

— Какая поддержка оказывается в республике социально-незащищенным слоям населения, в том числе семьям с детьми, многодетным семьям? 

— Для того чтобы поддержать наиболее незащищенные слои населения во время кризиса, было принято решение снизить стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 18 процентов. Это позволило охватить данным видом социальной помощи большее число малоимущего населения республики, а также увеличить размеры предоставляемых субсидий. 

Большое внимание уделяется социальной поддержке семей с детьми. Одним из важных направлений в данной сфере является выплата государственных пособий. Функционирует единая автоматизированная система назначения и выплаты пособий, которой охвачено восемь видов выплат. С февраля 2008 года взамен именных накопительных вкладов на новорожденных введен новый вид пособия — единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, проживающим в республике. Введены еще два вида новых пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. В пять раз увеличен размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе (с 200 до 1000 рублей). Надо сказать, что особый акцент делается на усилении адресности социальной поддержки наиболее нуждающихся семей с детьми. Для этого создана дифференцированная система назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, позволяющая исключить из числа получателей высокодоходную часть населения. 

Чтобы в канун учебного года оказать материальную помощь детям из многодетных и малообеспеченных семей, ежегодно проводится общереспубликанский субботник в поддержку детства. В 2009 году в субботнике приняло участие 74 тысячи человек, 1128 предприятий и организаций. Фактическая сумма поступлений в фонд субботника составила 9,2 миллиона рублей. Материальную помощь (по 1000 рублей) к началу нового учебного года получили 7593 детей из малообеспеченных семей. 

Еще одной важной мерой государственной поддержки семей с детьми стала адресная выплата (начиная с 1 января 2009 года) единовременной социальной помощи на строительство или приобретение жилья при рождении пятого или последующего ребенка в размере 250 тысяч рублей. 

— Представить сегодня бюджетный процесс без современных автоматизированных технологий невозможно. Кабардино-Балкария имеет успешный опыт в применении данных технологий. Расскажите, пожалуйста, об этом. 

— Не могу не сказать о том, что по отдельным направлениям бюджетных технологий мы опережаем не только другие субъекты Федерации, но и федеральные ведомства. Наш успех объясняется, на мой взгляд, тем, что мы всегда используем комплексный подход и для решения поставленных задач применяем единую методологию для всего региона. В целях повышения эффективности государственного управления и оптимизации бюджетных расходов республика, первая в России, еще в 2006 году перешла на безналичное расходование бюджетных средств. Это позволило увеличить собираемость налогов в отраслях, обслуживающих бюджетную сферу, укрепить финансовую дисциплину и снизить коррупционность. Кроме того, заработная плата перечисляется на счета физических лиц в кредитных учреждениях в соответствии с коллективным договором или трудовым договором (контрактом). 

Мы первые построили полную единую автоматизированную многобюджетную систему исполнения бюджета. Уникальность выбранного нами решения состоит в его централизованности: единая комплексная система автоматизации бюджетного процесса самого субъекта РФ, всех 132 муниципальных образований, всех распорядителей, получателей бюджетных средств, государственных заказчиков и участников торгов сосредоточена в одной базе данных, которую администрирует финансовый орган региона. Эта система позволяет без процедур формирования запросов сбора и свода информации видеть любые данные об исполнении всех местных бюджетов. В результате мы  оперируем реальной информацией, а не той, которую желают подать нам муниципалы. Полный электронный документооборот в республике охватывает все местные бюджеты и получателей бюджетных средств всех поселений. Эти меры позволят нам более эффективно и оперативно расходовать средства нашего небольшого бюджета и вследствие этого обеспечить его рост (с 2005 года он вырос в 2,5 раза). 

— В соответствии с принятой стратегией развития информационного общества, все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году. Об этом периодически напоминает президент России. Что уже сделано в Кабардино-Балкарии для формирования электронного правительства?

— С 2009 года Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики активно ведет работу по внедрению электронного правительства на территории республики. В этих целях развернут и работает портал республиканских государственных услуг. В рамках мероприятий по заполнению портала были разработаны и утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг. Информация о порядке предоставления услуг и шаблоны заявлений были внесены в региональный реестр государственных услуг и опубликованы на портале. В настоящее время в реестр портала внесена информация о порядке предоставления 168 государственных услуг, из которых 12 услуг уже доступны в электронной форме. 

Кроме того, расширяется и функционал портала. В рамках текущих мероприятий была разработана и внедрена система онлайн-консультирования по вопросам предоставления услуг, оптимизирована скорость доступа к информации, размещенной на портале. Благодаря проводимой работе Кабардино-Балкария в рейтинге субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства (по данным электронного журнала «Госменеджмент») по состоянию на 1 июля 2010 года занимает второе место, уступая лидерство лишь Республике Татарстан. 

Справка "Бюджета"

Азрет Алиевич БИШЕНОВ, министр финансов Кабардино-Балкарской Республики 

В 1976 г. окончил Московский технологический институт пищевой промышленности, специальность «Экономист». Доктор экономических наук. 

1976–1980 гг. — старший экономист Нальчикского комбината хлебопродуктов. 

1983–1989 гг. — начальник планово-экономического отдела Управления хлебопродуктов КБР. 

1989–1990 гг. — инструктор социально-экономического отдела горкома КПСС Нальчика. 

1990–1991 гг. — ведущий специалист комиссии по экономической реформе СМ КБР. 

1991–1996 гг. — председатель комитета по управлению городским имуществом Фонда имущества Нальчика. 

1996–2004 гг. — заместитель главы города Нальчика. 

2004–2005 гг. — заместитель министра финансов КБР. 

С 2005 г. по настоящее время — министр финансов КБР. 

Награжден почетной грамотой Правительства КБР. В июне 

2010 года присвоено почетное звание  «Заслуженный экономист Российской Федерации».

Поделиться