Уже сегодня в ходе подготовки реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и у федеральных, и у региональных, и у муниципальных органов власти возникает множество вопросов. Сотрудники Минфина России и НПО «Криста» организовали горячую линию, в рамках которой отвечают на все поступающие вопросы по новому закону. Сегодня мы публикуем вопросы, которые задают чаще всего, и ответы на них.
Часть 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в новой редакции предоставляет право на создание автономных учреждений лишь в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Для создания автономных учреждений в иных сферах необходимо закрепление такой возможности в федеральном законодательстве. Например, п. 2 ст. 29 Градостроительного кодекса устанавливает право проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
С момента вступления в силу Федерального закона № 83-ФЗ правовые основания для создания автономных учреждений в сфере ЖКХ отсутствуют.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бюджетном учете» руководитель организации может (в зависимости от объема учетной работы) принять любой из предусмотренных указанным пунктом вариантов организации бюджетного учета. В том числе передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. При этом ответственность за организацию бухгалтерского учета независимо от выбранного варианта несет руководитель учреждения.
Кредиты и займы для бюджетных учреждений
Могут ли бюджетные учреждения нового типа получать банковские кредиты и займы? Если да, то каков порядок получения кредитов, займов?
В отношении бюджетных учреждений нового типа запрет на получение банковских кредитов и займов действующее законодательство не устанавливает. Коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления кредитов, учитывая риски невозврата. Фактическая возможность получения банковского кредита (займа) бюджетным учреждением нового типа может быть ограничена ввиду ограничения его прав на распоряжение закрепленным за ним имуществом, а также иными активами в качестве предмета залога по кредиту. Так, ст. 298 Гражданского кодекса (в редакции Закона № 83-ФЗ) устанавливает, что «бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом». Таким образом, передача в залог подобного имущества без согласия собственника невозможна.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных п. 13 и 14 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в новой редакции). Так, положения данной статьи устанавливают, что передача в залог имущества, которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, при условии что стоимость передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Кроме того, абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливается, что сделка должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя при наличии заинтересованности в ней заинтересованных лиц (руководителей учреждения и др.), предусмотренных п. 1 указанной статьи.
В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания определяется местной администрацией. При этом, как это предусмотрено ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», государственное (муниципальное) задание соответственно для бюджетного и автономного учреждения формируется и утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Согласно подп. «а» п. 3 ст. 23 Закона № 83-ФЗ, государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Статьей 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Таким образом, внесение изменений в государственное (муниципальное) задание должно утверждаться решением того же органа, который утвердил государственное (муниципальное) задание, то есть органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При изменении государственного (муниципального) задания также целесообразно корректировать план финансово-хозяйственной деятельности и соглашение (договор) о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, если заключение такого соглашения (договора) предусмотрено нормативно-правовыми актами публично-правового образования.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется на основе нормативных затрат, методика расчета которых устанавливается в соответствующем публично-правовом образовании (РФ, субъекте РФ, муниципальном образовании). Ст. 78.1 Бюджетного кодекса в редакции Закона № 83-ФЗ предусматривает, что нормативные затраты определяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет. Таким образом, расходы на содержание имущества (содержание обслуживание здания, сигнализация и т. д.) могут быть включены в субсидию на возмещение нормативных затрат в связи с оказанием услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Расходы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, носящие разовый характер, в указанную субсидию включаться не должны. Указанные расходы могут быть включены в передаваемые учреждению бюджетные инвестиции либо иные (целевые) субсидии.
Автономное учреждение и ЖКХ несовместимы
Может ли в настоящее время быть создано автономное учреждение в сфере жилищно-коммунального хозяйства?Часть 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в новой редакции предоставляет право на создание автономных учреждений лишь в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Для создания автономных учреждений в иных сферах необходимо закрепление такой возможности в федеральном законодательстве. Например, п. 2 ст. 29 Градостроительного кодекса устанавливает право проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
С момента вступления в силу Федерального закона № 83-ФЗ правовые основания для создания автономных учреждений в сфере ЖКХ отсутствуют.
Перевод в АУ не влияет на организацию бюджетного учета
Бюджетное учреждение обслуживалось централизованной бухгалтерией. При изменении типа учреждения (автономное, новое бюджетное учреждение) возможно ли продолжать обслуживание в централизованной бухгалтерии? Или необходимо создавать подразделение (бухгалтерию) внутри учреждения?Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О бюджетном учете» руководитель организации может (в зависимости от объема учетной работы) принять любой из предусмотренных указанным пунктом вариантов организации бюджетного учета. В том числе передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. При этом ответственность за организацию бухгалтерского учета независимо от выбранного варианта несет руководитель учреждения.
Кредиты и займы для бюджетных учреждений
Могут ли бюджетные учреждения нового типа получать банковские кредиты и займы? Если да, то каков порядок получения кредитов, займов?
В отношении бюджетных учреждений нового типа запрет на получение банковских кредитов и займов действующее законодательство не устанавливает. Коммерческие банки вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления кредитов, учитывая риски невозврата. Фактическая возможность получения банковского кредита (займа) бюджетным учреждением нового типа может быть ограничена ввиду ограничения его прав на распоряжение закрепленным за ним имуществом, а также иными активами в качестве предмета залога по кредиту. Так, ст. 298 Гражданского кодекса (в редакции Закона № 83-ФЗ) устанавливает, что «бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом». Таким образом, передача в залог подобного имущества без согласия собственника невозможна.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных п. 13 и 14 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в новой редакции). Так, положения данной статьи устанавливают, что передача в залог имущества, которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, при условии что стоимость передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Кроме того, абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливается, что сделка должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя при наличии заинтересованности в ней заинтересованных лиц (руководителей учреждения и др.), предусмотренных п. 1 указанной статьи.
Об изменении государственного (муниципального) задания
Каким образом (каким документом) можно изменить муниципальное задание в течение срока его выполнения при изменении субсидий муниципальному учреждению?В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса порядок формирования и финансового обеспечения муниципального задания определяется местной администрацией. При этом, как это предусмотрено ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», государственное (муниципальное) задание соответственно для бюджетного и автономного учреждения формируется и утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Согласно подп. «а» п. 3 ст. 23 Закона № 83-ФЗ, государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Статьей 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Таким образом, внесение изменений в государственное (муниципальное) задание должно утверждаться решением того же органа, который утвердил государственное (муниципальное) задание, то есть органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При изменении государственного (муниципального) задания также целесообразно корректировать план финансово-хозяйственной деятельности и соглашение (договор) о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, если заключение такого соглашения (договора) предусмотрено нормативно-правовыми актами публично-правового образования.
Расходы на содержание муниципальной собственности
Будет ли в размере субсидий учтено финансирование расходов на содержание муниципальной собственности (кроме фонда оплаты труда и коммунальных услуг, расходы по содержанию зданий, их ремонту, сантехобслуживанию, сигнализации и т. д.)?Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется на основе нормативных затрат, методика расчета которых устанавливается в соответствующем публично-правовом образовании (РФ, субъекте РФ, муниципальном образовании). Ст. 78.1 Бюджетного кодекса в редакции Закона № 83-ФЗ предусматривает, что нормативные затраты определяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет. Таким образом, расходы на содержание имущества (содержание обслуживание здания, сигнализация и т. д.) могут быть включены в субсидию на возмещение нормативных затрат в связи с оказанием услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Расходы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, носящие разовый характер, в указанную субсидию включаться не должны. Указанные расходы могут быть включены в передаваемые учреждению бюджетные инвестиции либо иные (целевые) субсидии.