Версия для печати 3332 Материалы по теме
«Уже можно позволить себе думать о высоких материях»
Юрий Васильев
Более 40 законопроектов, посвященных налоговым и бюджетным новациям, были рассмотрены во время весенней сессии в Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам. В основном это законопроекты, направленные на реализацию концепции модернизации экономики, инициатив руководства страны по ее инновационному развитию. Итоги работы Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам за последние полгода подвел его председатель Юрий Викторович ВАСИЛЬЕВ.

— Юрий Викторович, судя по тем законопроектам, которые рассматривал в эту сессию Комитет, государство решает вопросы стратегического значения, а не «латания бюджетных дыр»?
— Сейчас, когда мы вышли из кризисной полосы, можно позволить себе думать не только о хлебе насущном, но и о высоких материях: например, об инновационном прорыве, которое изменит качество нашей жизни. Именно этот факт подтверждает Бюджетное послание Президента РФ, которое содержит конкретные направления и четкие ориентиры бюджетной политики на 2011–2013 годы в условиях наметившегося роста экономики и стабильно работающей финансовой и банковской систем. Также о новом экономическом этапе свидетельствуют принятые в конце весенней сессии поправки к закону «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», уточненные с учетом итогов социально-экономического развития страны. Закон в целом обосновывает увеличение общего объема доходов на 833,8 миллиарда рублей. Это означает, что темпы экономического роста в этом году оказались выше, чем ожидались. Цены на нефть вместо прогнозируемых 58 долларов за баррель выросли до 75 долларов. В итоге страна стала богаче на 833,8 миллиарда рублей.
Таким образом, в России сложились благоприятные макроэкономические условия, позволяющие контролировать бюджетный дефицит и приступить к реальной модернизации экономики. Бюджетная политика будет направлена на стимулирование инновационных процессов в экономике и с 2011 года переориентирована под реализацию конкретных программ. В частности, в 2010 году на развитие инновационного центра в Сколково выделено около 5 миллиардов рублей, в 2011 году планируется выделить еще 15 миллиардов рублей. Рассмотренный в Комитете Госдумы РФ по бюджету и налогам законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об инновационном центре Сколково”» предусматривает создание благоприятного налогового режима для специалистов, которые будут осуществлять исследовательскую деятельность в инновационном центре. И прежде всего освободит ученых от уплаты налога на прибыль организаций до момента достижения определенного законопроектом уровня окупаемости вложений в исследования. Также предполагается не облагать налогом имущество, используемое в исследовательской деятельности и предоставить специалистам право отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость. Законопроект предусматривает снижение до 14 процентов общего размера взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, уплачиваемых указанными лицами.

— Какие сферы затрагивают внесенные в закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» поправки?
— Социальная направленность поправок не вызывает сомнений. Согласно принятому закону 150 миллиардов рублей направлено в Пенсионный фонд РФ, 82,3 миллиарда — на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, 42,9 миллиарда — на жилье военно­служащим. Поддержано решение депутатов о модернизации дорожной сети в городах с выделением на эти цели 16 миллиардов рублей. Продолжится инвестирование доказавшей свою эффективность программы утилизации автомобилей. На это предусматриваются 10 миллиардов рублей.
Кроме того, при исполнении бюджета за отчетный период выявилась экономия бюджетных средств около 154,3 миллиарда рублей, образовавшаяся при сокращении финансирования банковского сектора. Эти средства также пойдут на решение социальных проблем: жилье, социальное страхование граждан, обеспечение безопасности на транспорте, а также на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. Значительные ассигнования выделены на поддержку культуры и спорта.

— Значит, социальная политика все-таки остается в приоритете, экономить на ней не будут?
— В Бюджетном послании Президента РФ забота «о человеческом капитале» названа среди приоритетных направлений. Она подразумевает инвестиции в здоровье, образование, благосостояние граждан России. На эти цели выделяются немалые средства, и в этом направлении разрабатываются правовые нормативы.
Результаты социальной деятельности государства отражены в недавнем Отчете Правительства РФ и информации Центрального Банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики, социальному обеспечению населения за I квартал 2010 года. Отчет свидетельствует о том, что заметно,  почти на 468 тысяч человек, снизился уровень безработицы. Средний размер пенсий на март текущего года составил 7133 рубля и увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года в полтора раза. Сохраняет положительную динамику реальная заработная плата, ее рост по итогам I квартала достиг 1,2 процента по отношению к четвертому кварталу 2009 года. В целях поддержки наименее защищенных слоев населения с 1 января 2010 года была осуществлена индексация на 10 процентов (то есть выше уровня инфляции) ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, государственных пособий семьям, имеющим детей.
Одним из социально значимых итогов является обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. На эти цели региональным бюджетам были выделены межбюджетные трансферты в сумме 34,5 миллиарда рублей. Более 27 тысяч ветеранов улучшили свои жилищные условия: по данным правительственного Отчета, в 34 регионах страны все участники Великой Отечественной войны обеспечены комфортными квартирами.

— В числе социально направленных законопроектов — и те, которые поступили в комитет после трагических событий на российских шахтах?
— Да, мы рассчитываем, что новая налоговая схема на добычу топлива поможет найти средства на программы безопасности. Сейчас депутаты работают над соответствующими поправками к главе 26 части второй Налогового кодекса. Речь также идет о введении дифференцированных специфических ставок налога на добычу угля в зависимости от его видов. Также предусмотрена возможность снижения ставки налога на добычу угля в шахтах с повышенной пожароопасностью. Налоговый вычет будет определяться путем уменьшения суммы налога на величину затрат, которые пошли на обеспечение безопасности труда на участке недр с высоким уровнем содержания метана. В удаленных районах предусмотрено применение поправочного коэффициента дифференцированного налога по пяти географическим зонам. Ведь тарифы на транспортировку в некоторых регионах в три раза превышают цену угля в месте добычи.
Таким образом, угольные предприятия смогут получить налоговые послабления и экономить на этом порядка 2,7 миллиона рублей в год. Деньги пойдут на обеспечение безопасности шахт и на социальные программы угледобывающих регионов. Одним из наиболее затратных направлений развития отрасли станет обеспечение безопасности при добыче угля. Только по Кемеровской области объем инвестиций в промышленную безопасность объектов составляет более 12 миллиардов рублей. Она связана прежде всего с совершенствованием вентиляционного оборудования.
Хочу обратить внимание на то, что многократное увеличение объемов инвестиций в безопасность труда шахтеров будет осуществляться на фоне негативных тенденций снижения цены на уголь на экспортном рынке. В 2010 году в результате демпинговой ценовой политики Австралии и Индонезии они могут опуститься на 30 процентов по сравнению с 2006 годом. Однако государство своим приоритетом определило заботу о безопасности труда шахтеров.

— Какой законопроект, принятый за последнее время, вы можете назвать наиболее масштабным?
— Пожалуй, это закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений» — многоплановый и объемный документ бюджетного направления, который призван модернизировать деятельность государственных и муниципальных учреждений. Цель закона — создать необходимую правовую базу, финансовые стимулы, благоприятные условия и налоговые механизмы для бюджетных организаций, способных функционировать на основе рыночных принципов. Речь идет о создании совершенно нового типа государственных учреждений, способных оптимально сократить внутренние издержки и повысить эффективность своей деятельности. Закон очень большой, сложный, он приведет к реорганизации деятельности всех бюджетных учреждений всех уровней власти.

— А есть ли на рассмотрении комитета дискуссионные законопроекты, принятие которых затягивается, несмотря на свою актуальность?
— Таким важным и необходимым является законопроект о трансфертном налогообложении. Он должен положить конец манипуляциям ценами внутри корпораций, в результате которых прибыль выводится в офшоры и казна недополучает миллионы рублей. На сегодняшний день ничто не мешает производственной или добывающей компании реализовывать продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним ценам, которые гораздо ниже рыночных. А вот конечным потребителям сбытовики продают товар уже по рыночной стоимости. В результате финансовые ресурсы концентрируются в едином центре прибыли (сбытовой компании), их потом можно перераспределить в зависимости от потребностей корпорации. Не секрет, что такая система особенно распространена в вертикально интегрированных компаниях в нефтегазовой и отчасти в металлургической отраслях. Манипулирование ценами происходит при передаче сырья в переработку, а затем в оптовую торговлю и в розницу. Смысл в том, что можно аккумулировать прибыль в одном звене, показывать убытки в другом и таким образом перераспределять прибыль из регионов с высокой налоговой нагрузкой туда, где ставки налога на прибыль ниже. При помощи такой схемы прибыль выводится из страны. Например, заключая сделку с офшорной компанией, которая закупает товары по заниженной цене, а затем за рубежом реализует их по реальной стоимости. В результате прибыль не поступает в российский бюджет, а проваливается в «черные дыры» офшоров.
Правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс, в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» предлагает принять целый раздел в Налоговом кодексе из шести глав. Сделки между взаимозависимыми лицами будут контролироваться в том случае, если сумма доходов и расходов превысит 1 миллиард рублей за год и если один из участников сделки применяет единый налог на вмененный доход. Под контроль попадут также внешнеторговые сделки с такими биржевыми товарами, как нефть, черные и цветные металлы, драгоценные металлы. Предусмотрены и санкции. В соответствии с законопроектом о трансфертном ценообразовании наступает налоговая ответственность за неуплату, если сделка совершена по цене, не соответствующей рыночной. Интервал рыночных цен, который должен соблюдать тот или иной налогоплательщик, будет установлен. Нарушитель, во-первых, доначислит налоги, во-вторых, заплатит штраф в размере 40 процентов от недоплаченной суммы. Не преувеличу, если скажу, что от решения проблемы контроля за правильностью определения цен в интересах налогообложения в значительной степени будет зависеть состояние налоговой дисциплины.
В конце июня в комитет поступил правительственный  законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Возможно, он поможет сдвинуть «застрявший» законопроект о трансфертном ценообразовании с мертвой точки. Новый норматив дает возможность налогоплательщикам при соблюдении определенных требований добровольно объединяться в группы для консолидированной уплаты налога на прибыль. Они сами определят ответственного участника, который будет от их имени взаимодействовать с налоговыми группами и подавать отчетность, используя сальдирующий результат общего налогового оборота. Такая группа может быть создана на базе взаимосвязанных между собой организаций, когда доля участия в каждой составляет не менее 90 процентов. Надеюсь, что новые меры по налогу на прибыль усовершенствуют налоговый контроль за трансфертным ценообразованием и создадут благоприятные условия для налогоплательщиков и налоговиков. В настоящее время законопроект проходит экспертизу и подготовку к работе над ним. Возможно, что уже в начале осенней сессии мы подготовим его к первому чтению.

— Какие изменения в налоговую систему страны были внесены в эту сессию?
— В Бюджетном послании особое внимание уделено поиску новых возможностей для повышения доходов бюджетной системы. При этом подчеркивается, что рост доходов должен быть обеспечен за счет грамотной налоговой политики и прежде всего улучшения администрирования уже существующих налогов. В целом же налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ и услуг и стимулирование спроса на них.
Сегодня наш комитет работает над рядом подобных законопроектов, где предусмотрены стимулирующие механизмы для роста производительности труда: различные льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций и земельному налогу. Также мы ожидаем новых инициатив, где активно будут использоваться такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов. В частности, для обеспечения внедрения в экономику новых технологий целесообразно освободить от налога на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на три года с момента ввода его в эксплуатацию.
Будет дан «зеленый свет» и проектам, способным открыть дорогу частным инвестициям в системы здравоохранения и образования. Инвесторы будут освобождены от налога на прибыль. Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества, с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. Актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Но при этом надежность налогового контроля не должна вредить деятельности добросовестных налогоплательщиков.
За прошедшую сессию был рассмотрен ряд законопроектов, направленных на улучшение налогового климата в различных сферах нашей жизни. В частности, внесены поправки в закон о памятниках культуры, в которых говорится об ужесточении налоговой ответственности для тех, кто приобретает в собственность объекты культурного наследия, а также предусмотрены налоговые льготы тем, кто добросовестно выполняет требования по сохранению памятников. В частности, предполагается расширить сферу льготного налогообложения не только на ремонтно-реставрационные работы, но и научно-исследовательские, изыскательские, противоаварийные. За счет бюджетных субсидий собственникам будут предоставлять компенсации за работы, которые связаны с поддержанием памятников в нормальном состоянии.
Новые налоговые льготы в соответствии с поправками к главе 25 второй части Налогового кодекса вводятся для инвесторов, финансирующих строительство и ремонт дорог, мостов, социального жилья.

— Начало осенней сессии для Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам обычно связано с принятием нового бюджетного плана. Как будет обстоять дело с принятием нового бюджета в этом году?
— Депутаты Госдумы приняли законопроект № 383197-5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении». Законопроект направлен на повышение эффективности процесса формирования проектов бюджетов и отчетов об их исполнении. Предлагается установить, что не позднее 1 октября текущего года Правительство РФ вносит в Госдуму на рассмотрение и утверждение проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

— Но ведь традиционно бюджетный план поступал в Госдуму в конце августа?
— Статьей 192 действующей редакции Бюджетного кодекса установлено, что Правительство РФ вносит в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период не позднее 26 августа. Однако, в условиях финансового кризиса в 2009 году была существенно осложнена оценка прогноза макроэкономических показателей развития российской экономики на 2010 год. В целях более тщательной проработки проектировок основных характеристик и бюджетных ассигнований бюджета в увязке с мерами экономической, налоговой и денежно-кредитной политики, потребовалось перенесение срока внесения документа в Госдуму с 26 августа на 1 октября. Учитывая в целом позитивный, по заключениям большинства участников, опыт переноса срока, предлагается закрепить его на постоянной основе как наиболее оптимальный для расчетов и поддержания сбалансированности бюджетной системы.

— Какие же преимущества дает такой перенос сроков?
— Одним из важных преимуществ является сокращение сроков рассмотрения федерального бюджета. В первом чтении — в течение 20 дней со дня его внесения в Госдуму, во втором чтении — в течение 25 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем чтении — в течение 10 дней со дня принятия во втором чтении. Одновременно сдвигаются сроки внесения всех сопровождающих материалов и сроки рассмотрения бюджетов субъектами Федерации и муниципальными образованиями, принятия их собственных законов о бюджетах. Кроме того, Счетная палата поддержала положение о том, чтобы отчет об исполнении бюджета за предыдущий год рассматривался до 1 октября, то есть до внесения проекта бюджета в Государственную думу.

— И когда же состоится первое чтение законопроекта о бюджете в этом году?
— Подготовлен ориентировочный график работы над новым бюджетным документом. Первое чтение намечено на 20 сентября, второе на 17 октября, третье на 24 октября. В ноябре мы должны завершить принятие бюджета на 2011 и плановый период 2012–2013 годов.

Поделиться