Версия для печати 4686 Материалы по теме
Инновационному городу — «электронный муниципалитет»
Создание «электронного правительства», информатизация всех сфер деятельности и построение интерактивного диалога с гражданами — серьезнейшие задачи, стоящие сегодня перед всеми ветвями и уровнями власти. Необходимость внедрения современных технологий в сфере государственного и муниципального управления подчеркивал в своем Послании Федеральному Собранию и Президент РФ Д. А. Медведев. Этим вопросам посвящено немало нормативных актов, в том числе утвержденный в марте этого года план реализации Стратегии развития информационного общества. Но как дело обстоит на практике? Удается ли реализовать на деле эти благие начинания: причем не только на федеральном, но и на самом близком к населению муниципальном уровне? Об этом журналу «Бюджет» рассказал глава администрации города Твери Василий Борисович ТОЛОКО.

— Василий Борисович, как вы считаете, а так ли нужна тотальная информатизация местному самоуправлению? Будут ли востребованы высокие технологии, и какой практический эффект они могут дать?
— Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Современные технологии не просто нужны, они подчас незаменимы. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», — в XXI веке эта крылатая фраза стала как никогда актуальной. Создание единого информационного пространства позволяет решить целый ряд важнейших задач: повысить эффективность муниципального управления, минимизировать временные затраты, уменьшить коррупционные риски. Но главное, новые технологии позволят сделать работу органов местного самоуправления абсолютно прозрачной и подконтрольной жителям.

— Каким образом вы планируете этого достичь?
— К 2015 году должна быть полностью сформирована система предоставления муниципальных услуг по технологии «Электронный муниципалитет» на основе публичных информационных ресурсов. Это позволит гражданам иметь постоянный доступ к нормативным актам, а также к самой актуальной информации о деятельности муниципалитета. Кроме того, уже сейчас у жителей Твери имеется возможность общаться с органами местного самоуправления в режиме интерактивного диалога. На официальном сайте администрации города действует интернет-приемная, где любой посетитель может задать вопрос непосредственно главе администрации или руководителям структурных подразделений. За прошедший год на сайт поступило порядка 900 обращений и ни одно не осталось без официального ответа. Многие горожане получили здесь реальную помощь в решении насущных вопросов.
Следующим шагом в этом направлении должен стать интерактивный муниципальный форум, который позволит в режиме онлайн обсуждать актуальные вопросы. Таким образом мы способствуем реализации сразу двух федеральных законов — о рассмотрении обращений граждан и об информационной открытости органов местного самоуправления.

— Вы упомянули об интернет-сайте администрации Твери. Насколько вообще востребованы интернет-технологии в сфере муниципального управления?
— Официальный сайт администрации города — www.tver.ru — существует уже более 10 лет и все это время находится в постоянном развитии. Меняется структура портала, появляются новые разделы, обновляются данные. Сейчас на сайте представлена информация как о деятельности муниципальной власти, так и обо всех сферах жизни нашего города. Отмечу, что год от года посещаемость сайта стабильно повышается — в среднем на 25–30 процентов. Вместе с ней увеличивается и география пользователей: в 2009 году информацию о Твери здесь искали пользователи более чем из 60 стран мира.
Структурные подразделения администрации города также в полной мере используют возможности глобальной сети в своей работе. Сегодня доступ к Интернету имеют все муниципальные служащие, которым он требуется в рабочих целях. Общая численность пользователей по сравнению с 2005 годом увеличилась более чем в восемь раз. Не отстает и бюджетная сфера Твери: администрация города проводит постоянную работу по организации доступа в Сеть в муниципальных учреждениях, в первую очередь учреждениях образования (школы, детские сады) и культуры (библиотеки, досуговые центры).

— Диалог с гражданами — это одно, а как используются информационные технологии внутри муниципалитета, например, в документообороте?
— Система электронного документооборота в администрации Твери введена в эксплуатацию еще в 2006 году. На первом этапе она была установлена только в организационном управлении для регистрации и контроля исполнения муниципальных правовых актов, а также входящей и исходящей документации. Постепенно к системе подключались и другие структурные подразделения, устанавливались некоторые обновления.
В течение текущего лета мы планируем вывести документооборот на качественно новый уровень. Интегрировав систему с программами электронной почты, мы сможем подключить к ней подразделения, не связанные с нами единой локальной сетью, а в перспективе — всех сотрудников администрации, муниципальных предприятий и учреждений. Внедряется и технология согласования и подписания проектов правовых актов в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. Все это позволит нам значительно повысить качество и скорость работы как с внутренней документацией, так и с обращениями граждан.

— Какие специализированные информационные системы используются в подразделениях администрации? Что нового планируется внедрить в ближайшее время?
— Информатизированы практически все ключевые направления деятельности администрации. Так, в ноябре 2009 года была введена в эксплуатацию автоматизированная система «Муниципальный заказ», позволяющая организовывать закупки на электронной торговой площадке. Выполнен целый комплекс работ по обеспечению защиты информации, конфиденциальности и безопасности передачи данных. Налажено взаимодействие с автоматизированной системой «Бюджет», которая успешно работает в городском департаменте финансов. Сейчас мы работаем над повышением надежности системы и обеспечением безопасного обмена данными с другими электронными торговыми площадками.
Серьезный информационный комплекс используется в сфере управления градостроительством, землепользованием и муниципальным имуществом. Успешно развивается информационная система учета недвижимости и муниципального имущества: сейчас в ее рамках действует целый ряд программных подсистем, таких как «Адресация», «Землепользование», «Реестр муниципальной собственности», «Расчет арендной платы» и другие. Воедино собрана информация о десятках тысяч адресов, земельных участков, объектов муниципальной собственности. Следующий этап — создание единого сервера картографической информации.
Существуют и менее масштабные, но при этом отнюдь не менее важные системы. Например, не так давно был разработан и введен в эксплуатацию программный комплекс «Учет семей и несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении». Со всех четырех районов города в единый электронный реестр были собраны данные более чем о ста семьях и почти о пятистах подростках.
Впрочем, есть еще немало сфер, в которых информационные системы только предстоит внедрить. В частности, в планах на этот год — создание программного продукта для работы с базой данных объектов потребительского рынка, а также внедрение первой очереди автоматизированной информационной системы «Управление муниципальным имуществом».

— При обработке таких больших объемов данных неизбежно возникает вопрос об их безопасности. Какие меры предпринимает администрация Твери для защиты информации, и в частности персональных данных?
— С 1 января 2010 года полностью вступил в силу Федеральный закон «О защите персональных данных». Именно его требованиями мы руководствуемся при обработке и хранении информации. Каждая программная система проходит многоступенчатую процедуру проверки на соответствие требованиям безопасности начиная с этапа предпроектного анализа и вплоть до финальной аттестации и организации рабочих мест. Это отнимает достаточно много времени и требует серьезных финансовых вложений, однако мы прекрасно понимаем, что все данные должны быть на 100 процентов защищены от несанкционированного доступа. Для этого мы принимаем необходимые меры.

— Как вы считаете, Тверь может считаться инновационным городом в сфере информационных технологий?
— С полным правом может. Ключом к успеху в данном случае служит комплексный подход. Планомерный — за несколько лет — переход к технологии «Электронный муниципалитет» позволяет нам определять приоритеты и устанавливать последовательность действий, направленных на конкретный результат. В данном случае целью является организация предоставления муниципальных услуг в электронном виде, плодотворное взаимодействие с населением и предприятиями города, а автоматизация внутренних административных процессов — лишь вспомогательный элемент. Считаю, что в обозримом будущем администрация Твери сможет выйти на лидирующие позиции в сфере информатизации органов управления, повышения доступности муниципальных услуг и открытости органов власти, причем не только в своем регионе, но и в Российской Федерации в целом.
Поделиться