Версия для печати 5781 Материалы по теме
Российское бизнес-образование
евенко
Современный этап развития МВА в России характеризует дифференциация, разветвление программ, возрастание доли изучения конкретного опыта по сравнению с теоретическими дисциплинами, все большее использование инновационных методов обучения. Все это позволяет бизнес-образованию оставаться востребованным и актуальным, несмотря на многие критические замечания в его адрес.
Леонид Иванович ЕВЕНКО, президент Российской Ассоциации бизнес-образования, ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ

В 70–80-е годы прошлого века программа МВА откристаллизовалась и сформировалась как некая стандартная форма подготовки. Прежде всего это была дженералистская (общая) подготовка людей с определенным опытом работы на основе очной формы обучения. Главная особенность последнего времени как в России, так и на Западе — дифференциация долгосрочных программ бизнес-образования.
Сегодня стандартный тип программы МВА дифференцируется в двух направлениях.
1. По клиентским группам:
рост количества модульных и вечерних программ для работающих людей;
рост количества программ для людей с опытом работы в сфере управления, занимающих управленческие должности;
рост количества программ для более зрелых людей (Executive MBA).
Эти программы не совсем соответствуют традиционным стандартам МВА. Например, руководителей высшего уровня уже не заставляют читать книги и осваивать азы менеджмента, они сами выбирают, какие дополнительные знания им необходимы. Многие программы сейчас распадаются на кластеры и модули. Некоторые программы вместо изучения основ глобальных финансов сосредотачиваются на обсуждении последствий и причин финансового кризиса.
2. По содержанию:
все большую популярность приобретают специализированные магистерские программы, в том числе и программы по общему менедж­менту для людей без опыта работы;
теряют свою актуальность программы по типу «ликбеза», например программы по введению в международный бизнес.
Формы и методы обучения
Серьезные изменения происходят и в формах, методах преподавания. Следует сказать, что не стоит преуменьшать значение теории: она нужна, особенно в финансах и маркетинге. Это очень молодая наука, которая еще только формируется. Кроме того, теория — это общий язык, на котором говорят профессионалы. Но тем не менее, чтобы успешно работать на занимаемой руководящей должности, очень важно изучение опыта, и значение этого опыта в программе МВА, на мой взгляд, постоянно увеличивается. Соответственно меняются и подходы к содержанию курсов:
1) возрастает роль проектного обучения, когда люди учатся, одновременно выполняя какие-то проекты. Становится понятно, зачем нужна теория, так как проект дает возможность применить ее;
2) даются задания, решить которые необходимо на примере собственных предприятий. Нужно сделать так, чтобы человек, прочитавший теорию, тут же попробовал применить ее.
3) групповое обучение. Если группа состоит из 40 человек, то они не смогут научиться чему-то друг у друга. В чем выход? Сделать, например, из этих 40 человек 8 подгрупп. Внутри такой небольшой подгруппы происходит обмен результатами выполнения задания, обсуждение решений, выбор нескольких удачных решений и т. д. Таким образом раскрывается внутренний потенциал группы, становится виден уровень каждого слушателя, выявляются лидеры и «ведомые».
Стратегические инновации в бизнес-образовании
1) Проектное обучение, о котором было сказано выше.
2) Мастер-классы — сейчас их значение возрастает. Практики осмысливают новую реальность, интерпретируют ее, и очень важно увидеть, как они это делают.
3) Непрерывное обучение — это стремление и умение человека постоянно учиться: и обучение в школе бизнеса, и самостоятельное чтение новых книг, и постоянное посещение каких-либо программ, мастер-классов, обмен опытом. Очень тоскливо видеть картину, когда рядом с тобой люди делают все так, как они это делали и пять, и восемь лет назад. Другое дело, что они сами не виноваты в этом, ведь наши преподаватели все-таки эволюционируют достаточно медленно.
4) Развитие электронного обучения. Достаточно быстрыми темпами происходит перевод книг и заданий на электронные носители, распространение их в электронном виде. Развивается общение в форумах, через другие каналы. Это особенно важно для российских бизнес-школ, в которых обучается много работающих людей.
5) Benchlearning — этот новый термин появился некоторое время назад и означает обучение в корпорациях. Например, преподается курс, рассматривающий какую-то проблематику. В середине обучения происходит выезд в компанию, которая в последнее время добилась серьезных успехов по тематике данного курса.
Российское и западное бизнес-образование
Преимущества российского биз­нес-образования — это прежде всего привязка к национальной среде. Кроме того, у нас задействованы большие интеллектуальные активы — иными словами, наше бизнес-образование дает действительно много знаний. В частности, российские бизнес-школы предлагают огромное количество курсов по выбору. Западные школы себе такого позволить не могут. Молодость нашего бизнес-образования тоже является его преимуществом. Оно открывает широкие перспективы, в России есть некий коллективный настрой — «мы должны развиваться»!
Если говорить о том, чего не хватает российскому бизнес-образованию, то в первую очередь это кадры. Наши преподаватели — в основном люди в возрасте. Не хватает молодежи, которая бы видела смысл своей жизни в преподавательской деятельности.
Проблема также в рекламе, в понимании работодателями смысла программы МВА, ее ценности. Наше общество еще бросает из стороны в сторону. И если раньше российское бизнес-образование пользовалось определенной поддержкой в обществе, было достаточно популярно, то теперь его не ругает только ленивый. На Западе сейчас тоже ругают МВА, но у нас все это усилено в десятки раз.
Что касается западного бизнес-образования, то, во-первых, там технологии обучения более совершенны и лучше распространены. Преподаватели лучше обучены тому, как учить людей, также они получают огромную материальную поддержку в виде всевозможных методических пособий и прочего, причем все это делают независимые компании. Иными словами, на Западе присутствует развитая инфраструктура бизнес-образования. Во-вторых, западные бизнес-школы намного богаче наших. Мы иной раз даже собственным столом преподавателя не можем обеспечить, не говоря уж об отдельном кабинете и приличной зарплате. Только предоставив это нашим преподавателям, мы можем от них требовать, чтобы все свое время они посвящали работе в бизнес-школе.
Поделиться