№8 Август 2010 — 15 сентября 2010

Русская Палестина…

Версия для печати 4005 Материалы по теме
«Истинно достоин удивления храм сей, И всякий, кто только его видел, восхищается», — так написал А. Н. Муравьев, православный писатель, паломник и путешественник о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. О прошлой и настоящей жизни обители, расположенной в подмосковном городе Истра, мы побеседовали с наместником Ново-Иерусалимского монастыря игуменом ФЕОФИЛАКТОМ.

— Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь называют русской Палестиной. Расскажите, как на Подмосковной земле возник образ далекой святыни?
— История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря уникальна и неразрывно связана с самой масштабной фигурой в истории русской церкви и русского государства Святейшим Патриархом Никоном. Из трех основанных им монастырей — Иверского, Крестного и Воскресенского — последний был не просто любимым детищем, в нем Святейший Патриарх воплотил создание пространственной иконы Святой Земли и Центра Православия.
Проезжая из Москвы на Валдай в Иверский монастырь, Патриарх Никон неоднократно останавливался на берегах реки Истры. Как Божье откровение ему открылось, что эти места в большой степени повторяют Палестину с ее святынями: река Истра в своих плавных изгибах очень напоминала реку Иордан, а пологие холмы — библейские горы. Одним словом, вся топография соответствовала топографии Святой Палестины. Здесь Святейший Патриарх и решил создать ландшафтно-архитектурную модель Святой Земли, впоследствии названную пространственной иконой. Можно полагать, что в своем решении он руководствовался тремя причинами.
Во-первых, русские христиане во все времена стремились на Святую Землю. Но даже сегодня далеко не все могут позволить себе такое путешествие, что уж тут говорить о тех далеких временах, когда паломничество было дорогим и опасным делом. Воплощение великого замысла Патриарха Никона — создание Нового Иерусалима (стоит заметить, что выражение «Новый Иерусалим» впервые встречается в письме царя Алексея Михайловича Святейшему Патриарху) — давало возможность русскому народу созерцать места земной жизни нашего Спасителя Иисуса Христа, не отправляясь в небезопасное путешествие на Ближний Восток. Создавая пространственную икону, он основывался на том, что, когда мы поклоняемся образу (а он создал именно образ святыни), мы поклоняемся самому первообразу и получаем благодать Божью. Например, есть только один крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос и который был освящен Его Кровью. Но теперь каждый крест, который освящается определенным чином в церкви, тоже несет в себе благодать, спасает и охраняет верующего. То же самое можно сказать и в отношении икон. Каждая копия, сделанная с чудотворных, известных икон, освященная должным образом, является источником благодати. Таким образом, люди, приехавшие в Новый Иерусалим, могут с верой и благоговением поклониться здесь образу Гроба Господня, святой Голгофы и получить Божественную благодать.
Вторая причина состояла в том, что Патриарх Никон устроил здесь всемирный центр Православия. На Святой Земле храм гроба Господня разделен между шестью конфессиями (греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской), каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. А в Новый Иерусалим православные епископы, монахи, священники, миряне приезжают со всех стран мира, чтобы проводить службу и прославлять Господа на разных языках.
Третья причина. Патриарх Никон при создании этого монастыря руководствовался Священным Писанием, в частности книгой Откровения, где сказано о том, что при кончине мира сойдет с неба новый град Иерусалим, в котором будут обитать праведники. «Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21, 2). Опираясь на Священное Писание и творения Святых отцов, Патриарх Никон постарался архитектурно выразить тот град святых угодников всеобщего воскресенья.

— Судьба русской церкви неразрывно связана с историей нашего государства. Как исторические события сказались на судьбе Ново-Иерусалимской обители?
— Надо сказать, что Новый Иерусалим переживал периоды расцвета и забвения. Строительство монастыря Святейший Патриарх начал в 1656 году с постройки деревянного храма Воскресения Христова. Через два года он начал возводить большой каменный собор. Святейший Патриарх Никон был и заказчиком, и строителем: сам таскал кирпичи, копал пруды для разведения рыб. Патриарх с большой любовью принимал всех, кто приходил ему на помощь. В тот период число братии монастыря увеличилось до 500 человек. Однако довести до конца грандиозный проект Патриарху Никону не удалось. Осужденный Большим Собором 1666 года, он был отправлен в ссылку вначале в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
После смерти царя Алексея Михайловича его сын царь Федор Алексеевич разрешил Святейшему Никону вернуться в Ново-Иерусалимскую обитель. Но Патриарх не выдержал долгой дороги. 17 августа 1681 года он скончался близ Ярославля. Его тело было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Воскресенском соборе, в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой. Русская Палестина стала последней земной обителью Святейшего Патриарха.
В 1679 году попечением царя Федора Алексеевича возоб­новляется строительство Воскресенского собора. Были достроены своды (Патриарх Никон успел достроить собор только до сводов), возведены каменные стены с башнями, трапезная и другие постройки. И казалось бы, времена запустения для монастыря должны закончиться, но 23 мая 1723 году в праздник Вознесения Господня, когда все ушли на крестный ход на гору Елеон, шатер ротонды обрушился, а оставшиеся стены растрескались до земли. С одной стороны, причина была в несовершенстве конструкции: шатер ротонда, сделанный из кирпича и украшенный изразцами, оказался слишком тяжелым для стен и колонн. Они дали осадку, причем неравномерную, и шатер просто сполз. С другой стороны, можно увидеть Божий знак. Ведь незадолго до этого события император Петр Первый отменил патриаршество и заменил его Святейшим Синодом. В 1726 году в монастыре произошел пожар, который усугубил состояние святой обители. Долгие годы монастырь лежал в руинах, до тех пор пока к нему не проявила внимание императрица Елизавета Петровна. Она выделила средства на восстановление обвалившегося шатра ротонды Воскресенского собора и привлекла к его реставрации лучших архитекторов: И. Ф. Мичурина, А. П. Евлашова, Д. В. Ухтомского, В. Растрелли, К. И. Бланка, В. Бернардачи и Мошкона.
Очередной этап истории монастыря связан с Октябрьской революцией, когда в 1919 году Ново-Иерусалимский монастырь был закрыт, а в монастырских постройках разместился государственный музей. Сюда свозились экспонаты из закрытых церквей, усадеб, поместий Подмосковья. Не менее трагичная страница жизни монастыря связана с Великой Отечественной войной. Монастырь и город Истра пережили двухнедельную фашистскую оккупацию. Накануне отступления эсэсовцы взорвали все главные постройки монастыря, а территорию заминировали. Данные о варварском разрушении фашистами Ново-Иерусалимского монастыря были включены в обвинительное заключение на Нюрнбергском процессе. В 1956 году в монастыре вновь начались реставрационные работы, ансамбль монастыря был практически восстановлен, а 16 лет назад в монастыре была возобновлена богослужебная и монашеская жизнь.
Сегодня в монастыре богослужения ведутся каждый день и утром, и вечером. Но перед временем бессильны и люди, и храмы. Ново-Иерусалимская обитель требует серьезных ремонтно-реставрационных работ. Существующих возможностей монастыря не хватает для ведения столь масштабной деятельности. Монастырь настолько большой, настолько сложный для реставрации, что без участия государства, без участия бизнеса его не восстановить. И мы благодарим Бога, что государство обратило внимание на проблемы нашей обители.

— Попечительский совет Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря возглавил президент России Д. А. Медведев, а председателем правления Фонда стал первый вице-премьер Правительства РФ В. А. Зубков. Как удалось привлечь внимание столь высоких персон к проблемам монастыря?
— Надо сказать, что исторически Новый Иерусалим всегда стоял в особом ряду. Мы не ставим вопрос: лучше или хуже он других монастырей, просто наша обитель была на особом месте. Это выражается и в отношении к ней русских царей, императоров. Все царствующие лица были паломниками монастыря: приезжали сюда на богомолье, делали вклады. При восшествии на императорский престол или при рождении наследников Российской империи монархи устраивали в нем приделы, то есть воздвигали отдельные храмы в память о том или ином событии.
Что касается сегодняшнего внимания к монастырю, то случилось это два года назад 23 июля 2008 года, когда когда святую обитель посетил Президент Российской Федерации. Вместе с Патриархом Алексием II он долго и тщательно все осматривал, обсуждал реконструкцию монастыря. Было принято решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, президент и Патриарх согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета, а председателем правления Фонда был назначен первый вице-премьер правительства В. А. Зубков.

— Какие работы проведены на сегодняшний день?
— Первое, на чем было сосредоточено внимание, — это земельный вопрос. Надо сказать, что земля, на которой стоит монастырь и близ него, оказалась ничейной. Поэтому вначале пришлось оформить землю в собственность государства, а потом участок площадью около 16 гектаров был передан монастырю на правах бессрочного пользования. Это был первый шаг. Далее было определено, какие объекты передаются непосредственно монастырю, а какие будут находиться в совместном пользовании церкви и музея. Также проведены конкурсы по выбору заказчика-застройщика, генерального проектировщика, генерального подрядчика.
Следующая ступенька на пути восстановления обители — подготовка Концепции воссоздания монастыря. Это один из самых сложных этапов работ, так как в архитектуре монастыря наблюдаются наслоения нескольких эпох и стилей. Нужно определить, в каком виде предстанет перед нами восстановленная обитель? К тому же в монастыре должна пройти научная реставрация, то есть разработчикам Концепции необходимо изучить все исследования, все проекты, касающиеся монастыря. Концепцию разрабатывают Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, принимать ее будет Экспертный совет. Кроме того, Концепцию будут утверждать Росохранкультура, Святейший Патриарх и Президент Российской Федерации.

— Благотворительный фонд объявил поиск утраченных культурных ценностей Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря...
— Да, действительно, при Экспертном совете Благотворительного фонда создано несколько рабочих групп. Одна из них занимается возвратом утраченных ценностей монастыря. В настоящее время разрабатывается положение, порядок деятельности этой группы. Также исследуются маршруты, по которым фашисты вывозили ценности, и маршруты, по которым эвакуировали музейные экспонаты перед немецкой оккупацией. Известно, что часть экспонатов была отправлена в Алма-Ату, часть в Пермь и Омск. Фашисты при отступлении отправляли ценности в Псков, потом в Ригу и уже затем в ту часть Германии, которая в конце войны была занята американцами. Сегодня предстоит изучать архивы в этих странах и искать утраченные ценности.
Поделиться