Пожалуй, невозможно найти продукцию, которую бы не производили в Воронежской области. Самолеты и шины, ракеты и удобрения, кинескопы и вагоны... Проще сказать, чего здесь не делают, чем перечислять продукцию воронежских промышленных предприятий. Об особенностях региональной промышленной политики мы говорим с заместителем главы администрации Воронежской области Вячеславом КЛЕЙМЕНОВЫМ.
— Вячеслав Иванович, промышленность вашего региона, как и весь промышленный комплекс России, в годы реформ пережила упадок. Как сегодня можно охарактеризовать ситуацию в промышленной сфере Воронежской области?
- Действительно, прошедшие годы экономических реформ были для промышленности региона непростыми. Тем не менее, сегодня ситуация в отрасли не только стабилизировалась — па большинстве предприятий наметился производственный рост.
Факты говорят сами за себя — благодаря проведению последовательной региональной промышленной политики уровень заработной платы рабочих достиг в прошлом году 5700 рублей, а общая прибыль заводов и комбинатов перевалила 3-миллиардный рубеж.
Стоит отметить, что рост наметился не по отдельным отраслям промышленности, а в большинстве предприятии самого различного профиля. Воронежские заводы производят уникальную продукцию: машины и металлорежущие станки, электронику и средства связи, авионику и ракетные двигатели, горно-обогатительное оборудование, самолеты, оборудование для пищевых предприятий, зерноочистительные машины, телевизоры, новые виды каучуков и термоэластопластов, нефтегазовое оборудование, насосы и арматуру с полимерной футеровкой для агрессивных и особенно ценных жидкостей, энергосберегающее оборудование и многое другое. Своим особым достижением мы считаем сегодня и то, что, несмотря на все сложности периода экономических реформ, Воронежская область осталась крупнейшим промышленно развитым регионом Центрального Черноземья. Сегодня промышленность субъекта представлена 10 мощными отраслями, основные из которых — машиностроение, электроэнергетика и нефтехимический комплекс.
— Давайте поговорим о содержании региональной промышленной политики.
— Прежде чем предметно говорить о ее содержании в регионах, стоит посмотреть па недавнюю ситуацию с промышленностью Российской Федерации в целом. В последние годы на федеральном уровне была заявлена политика невмешательства государства в промышленный сектор. В то же время регионы, благосостояние которых напрямую зависело от положения дел в промышленном секторе, строили механизмы эффективного взаимодействия бизнеса и власти. В итоге, когда федеральная власть осознала необходимость проведения государственной политики на уровне страны, оказалось, что федеральная промышленная политика отстает от региональной примерно на 3—4 года.
К примеру, у нас в 2003 году был принят Закон «Об инновационной политике на территории Воронежской области». Соответствующая программа прошла утверждение в областной думе. И реально, уже в этом году, под ее развитие было выделено 12 млн. рублей из областного бюджета.
У руководства администрации области есть четкая картина текущего положения дел. Благодаря практически ежедневному мониторингу крупных и средних предприятий, а их более 300, мы имеем достоверную информацию о состоянии промышленности в целом, а значит, можем оперативно реагировать на проблемы в комплексе. Основан такой анализ на доверительном отношении между руководителями предприятий и специалистами главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям областной администрации.
К тому же директора предприятий понимают, что информация системного мониторинга является основой как для правильных, четко выверенных долгосрочных решений, так и для текущих выводов по проблемам. Системный мониторинг — основа создания проектов областных законов, постановлений и программ, работы с инвестициями, залог защиты воронежских производителей от недобросовестной конкуренции.
Одним из важнейших элементов промышленной политики Воронежской области, как одного их самых высокотехнологичных регионов России, является упор на развитие наукоемких технологий. Ведь совершенно очевидно, что там, где сегодня наибольшая прибавочная стоимость (это прежде всего наукоемкие и высокотехнологичные производства), там же заметен и наибольший экономический эффект.
Другой составляющей грамотной промышленной политики, безусловно, является создание благоприятного инвестиционного ноля. Например, анализ итогов эффективности бюджетного вложения средств в реализацию инвестиционных проектов промышленных предприятий, включенных в «Программу социального и экономического развития области», за 2002—2003 годы показал, что на один вложенный рубль бюджетный эффект составил 12 рублей.
— В прошлом году одно из крупнейших предприятий области, работавшее на оборонку, ОАО «Воронежское авиационное самолетостроительное общество», получило крупный заказ на сборку первых машин Ан-148.
А как сегодня в целом живут предприятия оборонного комплекса Воронежской области?
— Вы правы, улучшение ситуации с авиазаводом — значимое событие в целом для нашей области. Теперь перспективы развития предприятия напрямую связаны
с возобновлением серийного производства самолетов. Объем финансирования в рамках федеральной адресной программы па строительство «Президентского самолета» составил за прошедшие два года 522,5 млн. рублей. ВАСО активно развивает сотрудничество с авиализинговой кампанией «Ильюшин Финанс К°», которая в 2003 году вложила в завод более 2 млрд. рублей. Финансируется программа обновления производственно-технического комплекса. На эти цели будет выделено порядка 22 млн. долларов. В 2004 году ВАСО приступило к выполнению программы регионального самолета Ан-148 в кооперации с украинскими авиастроителями.
Если говорить в целом об оборонке, то сегодня, в соответствии с федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса 2002—2006 годов», определен процесс реформирования, в том числе интеграции предприятий и организаций, входящих в оборонно-промышленный комплекс. Благодаря работе администрации Воронежской области с центром увеличилось участие таких предприятий в реализации федеральных целевых программ. Сегодня практически ликвидирована задолженность прошлых лет по оборонному заказу.
Однако в целом вопрос реформирования ОПК далеко не прост. Если по созданию ОАО «Созвездие» подписан указ Президента, определены состав и структура концерна, выполняется рабочий проект ОКР «Созвездие-М», то по другому крупному холдингу — «Российским ракетным двигателям» — проблем еще очень много. Будущее таких уникальных предприятий региона, как ОАО «Конструкторское бюро «Химавтоматика» и ФГУП «Воронежский механический завод», которые должны войти в этот холдинг, прямо зависит от реализации проекта по его созданию. Наши обращения в Федеральное космическое агентство по оздоровлению предприятий приносят положительные плоды, хотя ситуация в целом в космической отрасли остается сложной. Самостоятельно региону не под силу поднять эти гиганты. Поэтому эта проблема должна быть решена на уровне Федерации.
Со своей стороны, администрация г. Воронежской области будет инициировать проведение в Правительстве РФ совещания по широкому с спектру вопросов финансового оздоровления этой стратегически важной отрасли.
— А какое место в региональной промышленной политике отведено инвестиционной составляющей?
—Безусловно, основное. И занимаемся мы привлечением инвестиций как раз в рамках «Программы экономического и социального развития Воронежской области 2002—2006 годов». В нее вошло около 50 инвестиционных проектов.
Кроме принятия этой программы для нормальной правовой поддержки инвестиционной деятельности было принято еще несколько областных законов: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области», «Об областном залоговом фонде», «О развитии промышленной деятельности в Воронежской области». Предприятиям, участвующим в «Программе экономического и социального раз вития Воронежской области», предоставляются гарантии за счет средств областного залогового фонда, бюджетные субсидии на оплату части процентной ставки за пользование кредитами. Они получили возможность активно инвестировать средства в обновление основных фондов и расширение производства. За три года приняты решения Экспертного совета по оказанию финансовой поддержки промышленным предприятиям на сумму более 100 млн. рублей. Среди акционерных обществ, наиболее успешно работающих в этой области, хотелось бы выделить Воронежский филиал ОАО «РАСКО» «Борисоглебский трикотаж», «Минудобрения», ШК «Амтел — Черноземье» (Воронежский шинный завод). ОАО «Лискимонтажкопструкция» выйдет на первое место в мире по производству крупногабаритных отводов, кстати, обогнав основного своего мирового конкурента Erne. На воронежских тепловозоремонтном заводе им. Джержинского и вагоноремонтном заводе им. Тельмана внедрен новый вид капитального ремонта подвижного состава с продлением срока его эксплуатации более чем на 20 лет.
Такой механизм бюджетного стимулирования развития производства уже достаточно четко отработан. Главные условия здесь — наличие просчитанного, эффективного проекта и четко просчитанного бизнес-плана,
— Вячеслав Иванович, для Воронежской области крайне актуальным является использование высокого научно-технического потенциала региона. В связи с этим расскажите ^^более подробно о развитии наукоемкого производства...
- Действительно, исторически сложилось так, что, не располагая богатыми сырьевыми ресурсами, промышленность нашей области всегда специализировалась на наукоемкой высокотехнологичной продукции машиностроения и оборонки. В силу конъюнктуры как
российского, так и международного рынков именно эта продукция в последние годы оказалась самой невостребованной и в 90-е годы потеряла до 80% своих объемов. Думаю,
не стоит говорить, в каком состоянии оказалась тогда наша область.
Если сравнивать отраслевую структуру промышленности Воронежской области с нашими соседями — Липецкой и Белгородской, то в Липецкой области более 70% объемов дает черная и цветная металлургия, это прежде всего Новолипецкий металлургический комбинат, а в Белгородской — горнорудная и горнодобывающая промышленность (до 50% объемов), для которых конъюнктура рынков была и остается наиболее благоприятной.
В промышленном комплексе нашей области накоплен значительный научно технический и инновационный потенциал, который, увы, в основном не востребован. Его использование, в сочетании с грамотным применением инструментов областной промышленной политики, позволит стимулировать и координировать происходящие процессы в промышленности. Более того, создать условия «критической массы», когда рост промышленного производства примет необратимый и ускоренный характер. Другого пути у нас просто нет.
Если для России в мировом разделении труда стратеги глобализма определяют место сырьевого придатка, то для Воронежской области, получается, вообще нет места в мировой экономике. Мы с этим категорически не согласны. Наша область располагает значительным интеллектуальным потенциалом, который может и должен стать основой повышения конкурентоспособности продукции и самих воронежских предприятий. Место России, и в частности Воронежской области, не на задворках мировой цивилизации, а в числе передовых, владеющих технологиями, научными и инновационными разработками завтрашнего дня.
— Миссия власти в промышленной политике состоит в решении социальных вопросов на территории региона через создание благоприятных условий для высокопроизводительного промышленного производства. Как с этим обстоят дела ?
— Конечно, промышленный бизнес, осуществляя производственные программы, выполняети социальные функции на территории области.
В 2004 году 37 промышленных предприятий направили свыше 1,9 млрд. рублей на реализацию проектов по модернизации производства и освоению новых видов продукции. За счет этого создано дополнительно 850 рабочих мест: ВВРЗ им. Тельмана — 340 млн. рублей, ВТРЗ им. Дзержинского — 74 млн. рублей; ООО ХК «АМ-ТЕЛ» — 25 млн. евро; ОАО «Си-бур» — 110 млн. рублей.
Промышленным и предприятиями ежегодно на благотворительность и развитие социальной инфраструктуры области выделяется около 120 млн. рублей. Но главной составляющей социальной ответственности бизнеса принято считать зарплату.
Не случайно заместитель председателя объединения работодателей Василий Иванович Борисов, он же генеральный директор ФГУП ВНИИС, на собрании объединения, где рассматривались итоги 2004 года, обоснованно предложил увеличить заработную плату работникам промышленного комплекса вдвое. Большинство руководителей отнеслось к такому предложению скептически, однако администрация области с ним согласилась. Наряду с этим мы готовы поддержать и другое его утвержден ие: «Не умеешь организовать производство с хорошей зарплатой — закрывайся и не мучай людей». По вопросу превышения зарплаты над прожиточным минимумом требование администрации области однозначно. Безо всяких условий это необходимо сделать в течение 2—3 месяцев.
Одной из составляющих социальной ответственности бизнеса является решение социальных вопросов в самых коллективах и осуществление на предприятиях кадровой политики. Важнейшими становятся понятия о достойных условиях труда, об обеспечении социального пакета, о возможности карьерного и профессионального роста.
— А как в области обстоят дела с кадрами для отрасли, ведь нехватку квалифицированных специалистов испытывают многие развитые регионы страны?
— Да, ситуация такова, что промышленность региона стала набирать силы, а работать на тех же фабриках, заводах и концернах стало некому. Проблема с обеспечением предприятий высококвалифицированными кадрами обостряется с каждым годом. Хотя и сами руководители производств виноваты в сложившейся ситуации, потому что пустили на самотек вопросы с кадрами, созданием достойных условий труда и обеспечением
социальных гарантий.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы совместно со службой занятости планируем провести ряд мероприятий по снижению дефицита кадров рабочих специальностей. Решение проблемы кадрового голода невозможно без согласованной совместной работы всех заинтересованных структур, руководителей, собственников, трудовых коллективов промышленных предприятий, администрации области, профсоюзов промышленной инфраструктуры. Только объединение усилий позволит создать высокотехнологичный промышленный комплекс, который станет основой социально-экономического благополучия всех жителей Воронежской области.
При нашем управлении создан Совет по кадровой политике в промышленности, координирующий эту работу. Первоочередной задачей совета является работа на перспективу. Что имеется в виду? Допустим, в настоящее время предприятия испытывают нехватку токарей-универсалов и делают заявку учебным заведениям на подготовку специалистов этого профиля. В то же время конъюнктура мировой экономики такова, что им на смену придут специалисты по станкам с программным управлением. Естественно, в недалекой перспективе токари-универсалы останутся невостребованными.
Чтобы перенасыщения невостребованными кадрами не происходило, мы отслеживаем ситуацию на мировом и местном рынках труда и даем свои рекомендации.
— Какие задачи для вас являются первоочередными на нынешнем этапе подъема промышленного сектора?
— Первое — это создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для промышленного производств
Так, мы инициировали принятие таких областных законов, как: «О развитии промышленной деятельности в Воронежской области «Об инновационной политике на территории Воронежской области «О государственной (областной) поддержке предприятий стекольной промышленности» и так далее.
Сегодня разработан также проект областной целевой программы «Реформирование и повышение эффективности работы промышленных предприятий на 2005— 2010 годы». Так что можно смело утверждать: промышленный комплекс был и остается основой экономического и социального развития области.
Следующий шаг — формирование институциональной среды для развития промышленности в сфере инноваций, реструктуризации кадровой политики и, конечно же. инвестиций. Удачным начинанием в этом плане я считаю существующие вот уже несколько лет объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей» и «Региональный центр промышленной субконтрактации».
Наконец, работа по созданию и обновлению производства, без которой говорить о подъеме в промышленном производстве невозможно. Администрацией области еще в прошлом году с собственниками 37 крупных промышленных предприятий было заключено соглашение по созданию новых производственных мощностей.
— Каковы перспективы развития промышленности области?
—Среднесрочная перспектива развития промышленности области была предложена в предвыборной программе тогда еще кандидата на пост главы областной администрации Владимира Кулакова. Ее основа - переход производства на инновационную модель развития.
Идеологический каркас и стратегия реализации региональной промышленной политики заложена в «Концепции развития промышленности Воронежской области на 2003—2007 годы». Механизмом ее реализации служит комплексный план по реализации первого этапа концепции в 2004 году, утвержденный постановлением администрации области.
Исходя из мониторинга перспектив развития промышленных предприятий областной администрацией принято решение о разработке областной программы «Реформирование и повышение эффективности работы промышленных предприятий Воронежской области на 2005—2010 годы». Для работы над ней привлечены представители ведущих промышленных предприятий, региональных организаций промышленников, ученые воронежских вузов. Основная цель программы — формирование в области конкурентоспособного промышленного комплекса, имеющего рационную структуру, способного обеспечить удвоение валового регионального продукта к концу 2010 года.
Для достижения этой цели проектом программы предусматривается целый пакет мероприятий. Так, задуманы меры по повышению эффективности результатов реформирования государственного комплекса и защите интересов воронежских товаропроизводителей. Особое место займут предложения по повышению конкурентоспособности, обеспечению финансовой и экономической устойчивости промышленных предприятий. Не уйти нам и от задачи повышения инвестиционной деятельности в промышленности, формирования организационных механизмов, которые обеспечили бы создание ускоренного перевода научно-технических знаний в новые технологии и конкурентоспособную продукцию, а также разработки и реализации комплексной системы ресурсосбережения, повышения качества выпускаемой продукции. Можно было бы еще много говорить о том, что сделано главным управлением за последние 3—4 года в рамках определенных полномочий, а еще больше — о том, что предстоит сделать. Главное, что сформирована команда единомышленников, которая знает, что делать и как делать для осуществления поставленных целей.
И в заключение хочу отметить, что достижение нужного результата невозможно без согласованной совместной работы всех заинтересованных структур, руководителей, собственников, трудовых коллективов промышленных предприятий, администрации области, профсоюзов, промышленной инфраструктуры. Только объединение усилий позволит создать высокотехнологичный промышленный комплекс, который станет основой социально-экономического благополучия всех жителей Воронежской области.
Анастасия АНДРЕЕВА,
Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
— Вячеслав Иванович, промышленность вашего региона, как и весь промышленный комплекс России, в годы реформ пережила упадок. Как сегодня можно охарактеризовать ситуацию в промышленной сфере Воронежской области?
- Действительно, прошедшие годы экономических реформ были для промышленности региона непростыми. Тем не менее, сегодня ситуация в отрасли не только стабилизировалась — па большинстве предприятий наметился производственный рост.
Факты говорят сами за себя — благодаря проведению последовательной региональной промышленной политики уровень заработной платы рабочих достиг в прошлом году 5700 рублей, а общая прибыль заводов и комбинатов перевалила 3-миллиардный рубеж.
Стоит отметить, что рост наметился не по отдельным отраслям промышленности, а в большинстве предприятии самого различного профиля. Воронежские заводы производят уникальную продукцию: машины и металлорежущие станки, электронику и средства связи, авионику и ракетные двигатели, горно-обогатительное оборудование, самолеты, оборудование для пищевых предприятий, зерноочистительные машины, телевизоры, новые виды каучуков и термоэластопластов, нефтегазовое оборудование, насосы и арматуру с полимерной футеровкой для агрессивных и особенно ценных жидкостей, энергосберегающее оборудование и многое другое. Своим особым достижением мы считаем сегодня и то, что, несмотря на все сложности периода экономических реформ, Воронежская область осталась крупнейшим промышленно развитым регионом Центрального Черноземья. Сегодня промышленность субъекта представлена 10 мощными отраслями, основные из которых — машиностроение, электроэнергетика и нефтехимический комплекс.
— Давайте поговорим о содержании региональной промышленной политики.
— Прежде чем предметно говорить о ее содержании в регионах, стоит посмотреть па недавнюю ситуацию с промышленностью Российской Федерации в целом. В последние годы на федеральном уровне была заявлена политика невмешательства государства в промышленный сектор. В то же время регионы, благосостояние которых напрямую зависело от положения дел в промышленном секторе, строили механизмы эффективного взаимодействия бизнеса и власти. В итоге, когда федеральная власть осознала необходимость проведения государственной политики на уровне страны, оказалось, что федеральная промышленная политика отстает от региональной примерно на 3—4 года.
К примеру, у нас в 2003 году был принят Закон «Об инновационной политике на территории Воронежской области». Соответствующая программа прошла утверждение в областной думе. И реально, уже в этом году, под ее развитие было выделено 12 млн. рублей из областного бюджета.
У руководства администрации области есть четкая картина текущего положения дел. Благодаря практически ежедневному мониторингу крупных и средних предприятий, а их более 300, мы имеем достоверную информацию о состоянии промышленности в целом, а значит, можем оперативно реагировать на проблемы в комплексе. Основан такой анализ на доверительном отношении между руководителями предприятий и специалистами главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям областной администрации.
К тому же директора предприятий понимают, что информация системного мониторинга является основой как для правильных, четко выверенных долгосрочных решений, так и для текущих выводов по проблемам. Системный мониторинг — основа создания проектов областных законов, постановлений и программ, работы с инвестициями, залог защиты воронежских производителей от недобросовестной конкуренции.
Одним из важнейших элементов промышленной политики Воронежской области, как одного их самых высокотехнологичных регионов России, является упор на развитие наукоемких технологий. Ведь совершенно очевидно, что там, где сегодня наибольшая прибавочная стоимость (это прежде всего наукоемкие и высокотехнологичные производства), там же заметен и наибольший экономический эффект.
Другой составляющей грамотной промышленной политики, безусловно, является создание благоприятного инвестиционного ноля. Например, анализ итогов эффективности бюджетного вложения средств в реализацию инвестиционных проектов промышленных предприятий, включенных в «Программу социального и экономического развития области», за 2002—2003 годы показал, что на один вложенный рубль бюджетный эффект составил 12 рублей.
— В прошлом году одно из крупнейших предприятий области, работавшее на оборонку, ОАО «Воронежское авиационное самолетостроительное общество», получило крупный заказ на сборку первых машин Ан-148.
А как сегодня в целом живут предприятия оборонного комплекса Воронежской области?
— Вы правы, улучшение ситуации с авиазаводом — значимое событие в целом для нашей области. Теперь перспективы развития предприятия напрямую связаны
с возобновлением серийного производства самолетов. Объем финансирования в рамках федеральной адресной программы па строительство «Президентского самолета» составил за прошедшие два года 522,5 млн. рублей. ВАСО активно развивает сотрудничество с авиализинговой кампанией «Ильюшин Финанс К°», которая в 2003 году вложила в завод более 2 млрд. рублей. Финансируется программа обновления производственно-технического комплекса. На эти цели будет выделено порядка 22 млн. долларов. В 2004 году ВАСО приступило к выполнению программы регионального самолета Ан-148 в кооперации с украинскими авиастроителями.
Если говорить в целом об оборонке, то сегодня, в соответствии с федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса 2002—2006 годов», определен процесс реформирования, в том числе интеграции предприятий и организаций, входящих в оборонно-промышленный комплекс. Благодаря работе администрации Воронежской области с центром увеличилось участие таких предприятий в реализации федеральных целевых программ. Сегодня практически ликвидирована задолженность прошлых лет по оборонному заказу.
Однако в целом вопрос реформирования ОПК далеко не прост. Если по созданию ОАО «Созвездие» подписан указ Президента, определены состав и структура концерна, выполняется рабочий проект ОКР «Созвездие-М», то по другому крупному холдингу — «Российским ракетным двигателям» — проблем еще очень много. Будущее таких уникальных предприятий региона, как ОАО «Конструкторское бюро «Химавтоматика» и ФГУП «Воронежский механический завод», которые должны войти в этот холдинг, прямо зависит от реализации проекта по его созданию. Наши обращения в Федеральное космическое агентство по оздоровлению предприятий приносят положительные плоды, хотя ситуация в целом в космической отрасли остается сложной. Самостоятельно региону не под силу поднять эти гиганты. Поэтому эта проблема должна быть решена на уровне Федерации.
Со своей стороны, администрация г. Воронежской области будет инициировать проведение в Правительстве РФ совещания по широкому с спектру вопросов финансового оздоровления этой стратегически важной отрасли.
— А какое место в региональной промышленной политике отведено инвестиционной составляющей?
—Безусловно, основное. И занимаемся мы привлечением инвестиций как раз в рамках «Программы экономического и социального развития Воронежской области 2002—2006 годов». В нее вошло около 50 инвестиционных проектов.
Кроме принятия этой программы для нормальной правовой поддержки инвестиционной деятельности было принято еще несколько областных законов: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области», «Об областном залоговом фонде», «О развитии промышленной деятельности в Воронежской области». Предприятиям, участвующим в «Программе экономического и социального раз вития Воронежской области», предоставляются гарантии за счет средств областного залогового фонда, бюджетные субсидии на оплату части процентной ставки за пользование кредитами. Они получили возможность активно инвестировать средства в обновление основных фондов и расширение производства. За три года приняты решения Экспертного совета по оказанию финансовой поддержки промышленным предприятиям на сумму более 100 млн. рублей. Среди акционерных обществ, наиболее успешно работающих в этой области, хотелось бы выделить Воронежский филиал ОАО «РАСКО» «Борисоглебский трикотаж», «Минудобрения», ШК «Амтел — Черноземье» (Воронежский шинный завод). ОАО «Лискимонтажкопструкция» выйдет на первое место в мире по производству крупногабаритных отводов, кстати, обогнав основного своего мирового конкурента Erne. На воронежских тепловозоремонтном заводе им. Джержинского и вагоноремонтном заводе им. Тельмана внедрен новый вид капитального ремонта подвижного состава с продлением срока его эксплуатации более чем на 20 лет.
Такой механизм бюджетного стимулирования развития производства уже достаточно четко отработан. Главные условия здесь — наличие просчитанного, эффективного проекта и четко просчитанного бизнес-плана,
— Вячеслав Иванович, для Воронежской области крайне актуальным является использование высокого научно-технического потенциала региона. В связи с этим расскажите ^^более подробно о развитии наукоемкого производства...
- Действительно, исторически сложилось так, что, не располагая богатыми сырьевыми ресурсами, промышленность нашей области всегда специализировалась на наукоемкой высокотехнологичной продукции машиностроения и оборонки. В силу конъюнктуры как
российского, так и международного рынков именно эта продукция в последние годы оказалась самой невостребованной и в 90-е годы потеряла до 80% своих объемов. Думаю,
не стоит говорить, в каком состоянии оказалась тогда наша область.
Если сравнивать отраслевую структуру промышленности Воронежской области с нашими соседями — Липецкой и Белгородской, то в Липецкой области более 70% объемов дает черная и цветная металлургия, это прежде всего Новолипецкий металлургический комбинат, а в Белгородской — горнорудная и горнодобывающая промышленность (до 50% объемов), для которых конъюнктура рынков была и остается наиболее благоприятной.
В промышленном комплексе нашей области накоплен значительный научно технический и инновационный потенциал, который, увы, в основном не востребован. Его использование, в сочетании с грамотным применением инструментов областной промышленной политики, позволит стимулировать и координировать происходящие процессы в промышленности. Более того, создать условия «критической массы», когда рост промышленного производства примет необратимый и ускоренный характер. Другого пути у нас просто нет.
Если для России в мировом разделении труда стратеги глобализма определяют место сырьевого придатка, то для Воронежской области, получается, вообще нет места в мировой экономике. Мы с этим категорически не согласны. Наша область располагает значительным интеллектуальным потенциалом, который может и должен стать основой повышения конкурентоспособности продукции и самих воронежских предприятий. Место России, и в частности Воронежской области, не на задворках мировой цивилизации, а в числе передовых, владеющих технологиями, научными и инновационными разработками завтрашнего дня.
— Миссия власти в промышленной политике состоит в решении социальных вопросов на территории региона через создание благоприятных условий для высокопроизводительного промышленного производства. Как с этим обстоят дела ?
— Конечно, промышленный бизнес, осуществляя производственные программы, выполняети социальные функции на территории области.
В 2004 году 37 промышленных предприятий направили свыше 1,9 млрд. рублей на реализацию проектов по модернизации производства и освоению новых видов продукции. За счет этого создано дополнительно 850 рабочих мест: ВВРЗ им. Тельмана — 340 млн. рублей, ВТРЗ им. Дзержинского — 74 млн. рублей; ООО ХК «АМ-ТЕЛ» — 25 млн. евро; ОАО «Си-бур» — 110 млн. рублей.
Промышленным и предприятиями ежегодно на благотворительность и развитие социальной инфраструктуры области выделяется около 120 млн. рублей. Но главной составляющей социальной ответственности бизнеса принято считать зарплату.
Не случайно заместитель председателя объединения работодателей Василий Иванович Борисов, он же генеральный директор ФГУП ВНИИС, на собрании объединения, где рассматривались итоги 2004 года, обоснованно предложил увеличить заработную плату работникам промышленного комплекса вдвое. Большинство руководителей отнеслось к такому предложению скептически, однако администрация области с ним согласилась. Наряду с этим мы готовы поддержать и другое его утвержден ие: «Не умеешь организовать производство с хорошей зарплатой — закрывайся и не мучай людей». По вопросу превышения зарплаты над прожиточным минимумом требование администрации области однозначно. Безо всяких условий это необходимо сделать в течение 2—3 месяцев.
Одной из составляющих социальной ответственности бизнеса является решение социальных вопросов в самых коллективах и осуществление на предприятиях кадровой политики. Важнейшими становятся понятия о достойных условиях труда, об обеспечении социального пакета, о возможности карьерного и профессионального роста.
— А как в области обстоят дела с кадрами для отрасли, ведь нехватку квалифицированных специалистов испытывают многие развитые регионы страны?
— Да, ситуация такова, что промышленность региона стала набирать силы, а работать на тех же фабриках, заводах и концернах стало некому. Проблема с обеспечением предприятий высококвалифицированными кадрами обостряется с каждым годом. Хотя и сами руководители производств виноваты в сложившейся ситуации, потому что пустили на самотек вопросы с кадрами, созданием достойных условий труда и обеспечением
социальных гарантий.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы совместно со службой занятости планируем провести ряд мероприятий по снижению дефицита кадров рабочих специальностей. Решение проблемы кадрового голода невозможно без согласованной совместной работы всех заинтересованных структур, руководителей, собственников, трудовых коллективов промышленных предприятий, администрации области, профсоюзов промышленной инфраструктуры. Только объединение усилий позволит создать высокотехнологичный промышленный комплекс, который станет основой социально-экономического благополучия всех жителей Воронежской области.
При нашем управлении создан Совет по кадровой политике в промышленности, координирующий эту работу. Первоочередной задачей совета является работа на перспективу. Что имеется в виду? Допустим, в настоящее время предприятия испытывают нехватку токарей-универсалов и делают заявку учебным заведениям на подготовку специалистов этого профиля. В то же время конъюнктура мировой экономики такова, что им на смену придут специалисты по станкам с программным управлением. Естественно, в недалекой перспективе токари-универсалы останутся невостребованными.
Чтобы перенасыщения невостребованными кадрами не происходило, мы отслеживаем ситуацию на мировом и местном рынках труда и даем свои рекомендации.
— Какие задачи для вас являются первоочередными на нынешнем этапе подъема промышленного сектора?
— Первое — это создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для промышленного производств
Так, мы инициировали принятие таких областных законов, как: «О развитии промышленной деятельности в Воронежской области «Об инновационной политике на территории Воронежской области «О государственной (областной) поддержке предприятий стекольной промышленности» и так далее.
Сегодня разработан также проект областной целевой программы «Реформирование и повышение эффективности работы промышленных предприятий на 2005— 2010 годы». Так что можно смело утверждать: промышленный комплекс был и остается основой экономического и социального развития области.
Следующий шаг — формирование институциональной среды для развития промышленности в сфере инноваций, реструктуризации кадровой политики и, конечно же. инвестиций. Удачным начинанием в этом плане я считаю существующие вот уже несколько лет объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей» и «Региональный центр промышленной субконтрактации».
Наконец, работа по созданию и обновлению производства, без которой говорить о подъеме в промышленном производстве невозможно. Администрацией области еще в прошлом году с собственниками 37 крупных промышленных предприятий было заключено соглашение по созданию новых производственных мощностей.
— Каковы перспективы развития промышленности области?
—Среднесрочная перспектива развития промышленности области была предложена в предвыборной программе тогда еще кандидата на пост главы областной администрации Владимира Кулакова. Ее основа - переход производства на инновационную модель развития.
Идеологический каркас и стратегия реализации региональной промышленной политики заложена в «Концепции развития промышленности Воронежской области на 2003—2007 годы». Механизмом ее реализации служит комплексный план по реализации первого этапа концепции в 2004 году, утвержденный постановлением администрации области.
Исходя из мониторинга перспектив развития промышленных предприятий областной администрацией принято решение о разработке областной программы «Реформирование и повышение эффективности работы промышленных предприятий Воронежской области на 2005—2010 годы». Для работы над ней привлечены представители ведущих промышленных предприятий, региональных организаций промышленников, ученые воронежских вузов. Основная цель программы — формирование в области конкурентоспособного промышленного комплекса, имеющего рационную структуру, способного обеспечить удвоение валового регионального продукта к концу 2010 года.
Для достижения этой цели проектом программы предусматривается целый пакет мероприятий. Так, задуманы меры по повышению эффективности результатов реформирования государственного комплекса и защите интересов воронежских товаропроизводителей. Особое место займут предложения по повышению конкурентоспособности, обеспечению финансовой и экономической устойчивости промышленных предприятий. Не уйти нам и от задачи повышения инвестиционной деятельности в промышленности, формирования организационных механизмов, которые обеспечили бы создание ускоренного перевода научно-технических знаний в новые технологии и конкурентоспособную продукцию, а также разработки и реализации комплексной системы ресурсосбережения, повышения качества выпускаемой продукции. Можно было бы еще много говорить о том, что сделано главным управлением за последние 3—4 года в рамках определенных полномочий, а еще больше — о том, что предстоит сделать. Главное, что сформирована команда единомышленников, которая знает, что делать и как делать для осуществления поставленных целей.
И в заключение хочу отметить, что достижение нужного результата невозможно без согласованной совместной работы всех заинтересованных структур, руководителей, собственников, трудовых коллективов промышленных предприятий, администрации области, профсоюзов, промышленной инфраструктуры. Только объединение усилий позволит создать высокотехнологичный промышленный комплекс, который станет основой социально-экономического благополучия всех жителей Воронежской области.
Анастасия АНДРЕЕВА,
Дмитрий КОЖЕВНИКОВ