Говорить о сельском хозяйстве и развитии села, сидя в кабинете чиновника дело конечно не сложное. Но как говорится - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому после окончания интервью с Иваном Дубовским мы попросили у него разрешение посетить один из сельских районов. Ему это предложение пришлось по душе: « Съездите, посмотрите. Ведь слушать о том, что происходит в районе от чиновника это одно, а вот своими глазами увидеть это совершенно другое. Тем более что Лискинский район у нас ведущий в области. Находится он в центре Воронежской области и считается самым крупным административным, промышленным и культурный центром среди районов Воронежской области». Сказано – сделано. На следующий же день машина мчала нас в район.
Виктор ШЕВЦОВ, глава Лискинского района Воронежской области
Выгодное расположение города стало причиной образования на его территории крупнейшего в России железнодорожного узла и речного порта на реке Дон. Развитое сельское хозяйство повлекло за собой предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, основными из которых являются Лискинский маслоэкстракционный завод, сахарный завод, Лискинский спецгормолзавод. Продукция этих предприятий хорошо зарекомендовала себя не только в Воронежской области, но и за её пределами. Кроме перерабатывающих предприятий Лиски известны продукцией металлообрабатывающей и строительной промышленности. В настоящее время Лиски - современный город с динамично развивающейся рыночной инфраструктурой и привлекательным своей стабильностью инвестиционным климатом.
С первого же взгляда на его территорию становилось понятно – на этой земле есть крепкий хозяин. Все встречающиеся деревеньки были чистые. Вспаханные поля блестели жирным черноземом. Когда-то центральная улица областного центра города Лиски состояла из выстроенных ряд грязных старых бараков. Теперь на всем ее протяжении стоят новые красивые дома, магазины, аптеки.
В своем кабинете нас встречали глава Лискинского района Виктор Шевцов, вместе с начальником финансового отдела районного комитета Администрации Лискинского района Марией Котовой и начальником финансового отдела города Лиски Людмилой Германенко.
А разговор начали с маленького экскурса в прошлое. История создания и развития города и района напрямую связана со строительством железной дороги, а вернее с возникновением здесь железнодорожной станции в 1987 году. Кстати, и поныне большая часть жителей города работает на железной дороге. Со временем развивалась железная дорога, рос и поселок, постепенно превращаясь в город.
Лискинский район считается самым плотнозаселенным районом Воронежской области. Причем, население в области, а это больше 105 тысяч человек, делится практически пополам на городское и сельское.
– Виктор Владимирович, ваш район нам хвалили как лидера по коммерческим показателям среди воронежских районов. Вы согласны с этим утверждением?
– Видимо так оно и есть. Для меня главное не то как мы смотримся среди соседей, а то как мы работаем. Вот самый главный критерий. И здесь, наверное, более говорящим фактом является тот что, в нашем районе только одно предприятие убыточно. Остальные крепко держатся на плаву. 18 процентов всего воронежского мяса (первое место по производству говядины среди областей по стране) и 11 процентов молока дают лискинские животноводы. Расположена у нас и единственная в России индюшиная птицефабрика. Да и зарплата у местных тружеников одна из самых высоких по области -3350 рублей (по области размер средней зарплаты составляет 2500 рублей).
В села и деревни Лискинского района газифицированы. Голубое топливо подается на все производственные объекты в самые отдаленные места района. В каждой деревеньке есть магазин и фельдшерский пункт. Сейчас администрация района начала восстанавливать оставленные без присмотра в свое время сельские клубы.
– Неужели воронежские власти вас на столько любят, что выделяют вам средства из бюджета в большем количестве?
– Дело тут не в любви. Наш район вообще не дотационный. Хотя в прошлом году бюджет был выполнен на 103 процента, причем по расходам - на все 100 процентов. Лискинский бюджет в среднем 400 мил. руб. в год, складывается из налогов, которые неплохо платят вот и все. Сегодня основными источниками пополнения бюджета является железная дорога, промышленные и частные предприниматели. На селе есть немало крупных хозяйств, крупных налогоплательщиков. Фермерство, увы, у нас не прижилось.
Я на этом посту с 1986 года. И вот когда пошли трудные времена перестройки, администрация района сработала так, что мы не растеряли контроль над промышленными предприятиями, находящимися на нашей территории. Пускай он где-то стал чисто административный, где-то чисто символический – но он есть. Например, каждый рабочий день у меня начинается с планерка. Мы садимся с представителями финансового отдела, и смотрим по списку, кто заплатил налоги, кто нет. Потом созваниваемся с должниками, разговорами и убеждениями уговариваем заплатить. И знаете, срабатывает. Хорошо, что город у на все-таки не такой большой, и все друг друга практически знают.
– То есть получается ваш секрет успеха: убеждение, убеждение и еще раз убеждение?
– Можно и так сказать. При этом бюджет района - дефицитный. Многие предприятия держат на содержание детские садики и различные учреждения. Если срочно необходимо собрать какую-то сумму, то собираем ее благодаря спонсорским деньгам.
Мне кажется, еще один показатель того, что мы нашли правильный путь развития тот, в том, что коренные жители не уезжают отсюда. Более того - молодежь, отбывая на учебу, возвращается снова сюда. В последнее время не мало стало селиться на нашей земле и переселенцев. Ведь у нас помимо полной газификации, и хорошей зарплаты, решены все социальные проблемы. На центральных усадьбах отремонтированы школы, работают клубы, налажено регулярное автобусное сообщение. К тому же каждый хозяин имеет со своего подсобного участка хорошие урожаи. У многих в деревнях есть личные «Газели». Выращивают огурцы, редис, капусту и т.д. Получать с участка по осени по 120 тыс. рублей чистого дохода. Чем не существенное пополнение семейного бюджета?
– Слушая вас, создается впечатление, что выживете совсем без проблем?
– Уверяю вас это только впечатление. Например, сейчас наша основная головная боль – как мы будем заполнять бюджет без налогов с железной дороги. Ведь до этого районная казна на половину пополнялась налогом на прибыль с «железки». Да, останутся заводы, комбинаты, которые сегодня стабильно работают и приносят доход в областной бюджет, но им все равно не перекрыть эту дыру. С настороженностью областные власти относятся и к административной реформе. Слишком уж много в процессе преобразований возникает вопросов. Например, справятся ли муниципалитеты с самостоятельность им даренной? Понятно, что реформа предусматривает добывание денег, но без наведения предварительного порядка мы можем придти лишь к еще большему бардаку. Так что вопросов тут возникает очень много.
Вот как получилось с этим реформированием налоговой системы. В частности с сокращением численности налоговых сотрудников. Раньше у нас налоговая служба работала очень хорошо, и мы с ними постоянно сотрудничали. Сверки регулярно проводили по должникам. А теперь сделали межрайонную: инспекторов мало, с декларациями люди бывает, едут за 100 километров. Да и нам с ними стало тяжелее работать – народа у них элементарно не хватает.
– Какие у вас планы на будущее?
– Планов, как всегда много. Есть идеи, мысли. Остается только найти возможность их воплотить. Сейчас у нас посевная – главная тема. Пока справляемся. А то, что делается в городе, я вам сейчас покажу, пойдемте на маленькую экскурсию.
Маленькая экскурсия растянулась на целый день. Виктор Владимирович показал нами и Дворец культуры, перед которым обновляли площадку. Затем мы заглянули в спортивные комплексы. В одном из них прославленный тренер по легкой атлетике Владимир Ростороцкий тренировал будущих чемпионок, а в другом был стадион, на котором в скором времени появиться искусственное покрытие. Своей чистотой и ухоженностью удивил детский парк. А напоследок мы заглянули в музей, который располагался в недавно построенном здании. «Выделять средства на любительский спорт и творчество – дело не дорогое, но необходимое. Все ведь, в конечном счете, делается для людей, - говорит Виктор Владимирович.
Честно говоря, уезжать из этого городка не хотелось. То ли оттого, что природа и люди тут красивы, то ли оттого, что во всем, в каждой подметенной улице, в каждом построенном здании чувствовалась рука крепкого хозяина, руководителя с которым хочется и можется работать. Рука настоящего хозяина земли.
Анастасия Андреева,
Виктор ШЕВЦОВ, глава Лискинского района Воронежской области
Выгодное расположение города стало причиной образования на его территории крупнейшего в России железнодорожного узла и речного порта на реке Дон. Развитое сельское хозяйство повлекло за собой предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, основными из которых являются Лискинский маслоэкстракционный завод, сахарный завод, Лискинский спецгормолзавод. Продукция этих предприятий хорошо зарекомендовала себя не только в Воронежской области, но и за её пределами. Кроме перерабатывающих предприятий Лиски известны продукцией металлообрабатывающей и строительной промышленности. В настоящее время Лиски - современный город с динамично развивающейся рыночной инфраструктурой и привлекательным своей стабильностью инвестиционным климатом.
С первого же взгляда на его территорию становилось понятно – на этой земле есть крепкий хозяин. Все встречающиеся деревеньки были чистые. Вспаханные поля блестели жирным черноземом. Когда-то центральная улица областного центра города Лиски состояла из выстроенных ряд грязных старых бараков. Теперь на всем ее протяжении стоят новые красивые дома, магазины, аптеки.
В своем кабинете нас встречали глава Лискинского района Виктор Шевцов, вместе с начальником финансового отдела районного комитета Администрации Лискинского района Марией Котовой и начальником финансового отдела города Лиски Людмилой Германенко.
А разговор начали с маленького экскурса в прошлое. История создания и развития города и района напрямую связана со строительством железной дороги, а вернее с возникновением здесь железнодорожной станции в 1987 году. Кстати, и поныне большая часть жителей города работает на железной дороге. Со временем развивалась железная дорога, рос и поселок, постепенно превращаясь в город.
Лискинский район считается самым плотнозаселенным районом Воронежской области. Причем, население в области, а это больше 105 тысяч человек, делится практически пополам на городское и сельское.
– Виктор Владимирович, ваш район нам хвалили как лидера по коммерческим показателям среди воронежских районов. Вы согласны с этим утверждением?
– Видимо так оно и есть. Для меня главное не то как мы смотримся среди соседей, а то как мы работаем. Вот самый главный критерий. И здесь, наверное, более говорящим фактом является тот что, в нашем районе только одно предприятие убыточно. Остальные крепко держатся на плаву. 18 процентов всего воронежского мяса (первое место по производству говядины среди областей по стране) и 11 процентов молока дают лискинские животноводы. Расположена у нас и единственная в России индюшиная птицефабрика. Да и зарплата у местных тружеников одна из самых высоких по области -3350 рублей (по области размер средней зарплаты составляет 2500 рублей).
В села и деревни Лискинского района газифицированы. Голубое топливо подается на все производственные объекты в самые отдаленные места района. В каждой деревеньке есть магазин и фельдшерский пункт. Сейчас администрация района начала восстанавливать оставленные без присмотра в свое время сельские клубы.
– Неужели воронежские власти вас на столько любят, что выделяют вам средства из бюджета в большем количестве?
– Дело тут не в любви. Наш район вообще не дотационный. Хотя в прошлом году бюджет был выполнен на 103 процента, причем по расходам - на все 100 процентов. Лискинский бюджет в среднем 400 мил. руб. в год, складывается из налогов, которые неплохо платят вот и все. Сегодня основными источниками пополнения бюджета является железная дорога, промышленные и частные предприниматели. На селе есть немало крупных хозяйств, крупных налогоплательщиков. Фермерство, увы, у нас не прижилось.
Я на этом посту с 1986 года. И вот когда пошли трудные времена перестройки, администрация района сработала так, что мы не растеряли контроль над промышленными предприятиями, находящимися на нашей территории. Пускай он где-то стал чисто административный, где-то чисто символический – но он есть. Например, каждый рабочий день у меня начинается с планерка. Мы садимся с представителями финансового отдела, и смотрим по списку, кто заплатил налоги, кто нет. Потом созваниваемся с должниками, разговорами и убеждениями уговариваем заплатить. И знаете, срабатывает. Хорошо, что город у на все-таки не такой большой, и все друг друга практически знают.
– То есть получается ваш секрет успеха: убеждение, убеждение и еще раз убеждение?
– Можно и так сказать. При этом бюджет района - дефицитный. Многие предприятия держат на содержание детские садики и различные учреждения. Если срочно необходимо собрать какую-то сумму, то собираем ее благодаря спонсорским деньгам.
Мне кажется, еще один показатель того, что мы нашли правильный путь развития тот, в том, что коренные жители не уезжают отсюда. Более того - молодежь, отбывая на учебу, возвращается снова сюда. В последнее время не мало стало селиться на нашей земле и переселенцев. Ведь у нас помимо полной газификации, и хорошей зарплаты, решены все социальные проблемы. На центральных усадьбах отремонтированы школы, работают клубы, налажено регулярное автобусное сообщение. К тому же каждый хозяин имеет со своего подсобного участка хорошие урожаи. У многих в деревнях есть личные «Газели». Выращивают огурцы, редис, капусту и т.д. Получать с участка по осени по 120 тыс. рублей чистого дохода. Чем не существенное пополнение семейного бюджета?
– Слушая вас, создается впечатление, что выживете совсем без проблем?
– Уверяю вас это только впечатление. Например, сейчас наша основная головная боль – как мы будем заполнять бюджет без налогов с железной дороги. Ведь до этого районная казна на половину пополнялась налогом на прибыль с «железки». Да, останутся заводы, комбинаты, которые сегодня стабильно работают и приносят доход в областной бюджет, но им все равно не перекрыть эту дыру. С настороженностью областные власти относятся и к административной реформе. Слишком уж много в процессе преобразований возникает вопросов. Например, справятся ли муниципалитеты с самостоятельность им даренной? Понятно, что реформа предусматривает добывание денег, но без наведения предварительного порядка мы можем придти лишь к еще большему бардаку. Так что вопросов тут возникает очень много.
Вот как получилось с этим реформированием налоговой системы. В частности с сокращением численности налоговых сотрудников. Раньше у нас налоговая служба работала очень хорошо, и мы с ними постоянно сотрудничали. Сверки регулярно проводили по должникам. А теперь сделали межрайонную: инспекторов мало, с декларациями люди бывает, едут за 100 километров. Да и нам с ними стало тяжелее работать – народа у них элементарно не хватает.
– Какие у вас планы на будущее?
– Планов, как всегда много. Есть идеи, мысли. Остается только найти возможность их воплотить. Сейчас у нас посевная – главная тема. Пока справляемся. А то, что делается в городе, я вам сейчас покажу, пойдемте на маленькую экскурсию.
Маленькая экскурсия растянулась на целый день. Виктор Владимирович показал нами и Дворец культуры, перед которым обновляли площадку. Затем мы заглянули в спортивные комплексы. В одном из них прославленный тренер по легкой атлетике Владимир Ростороцкий тренировал будущих чемпионок, а в другом был стадион, на котором в скором времени появиться искусственное покрытие. Своей чистотой и ухоженностью удивил детский парк. А напоследок мы заглянули в музей, который располагался в недавно построенном здании. «Выделять средства на любительский спорт и творчество – дело не дорогое, но необходимое. Все ведь, в конечном счете, делается для людей, - говорит Виктор Владимирович.
Честно говоря, уезжать из этого городка не хотелось. То ли оттого, что природа и люди тут красивы, то ли оттого, что во всем, в каждой подметенной улице, в каждом построенном здании чувствовалась рука крепкого хозяина, руководителя с которым хочется и можется работать. Рука настоящего хозяина земли.
Дмитрий Кожевников