Экономическое положение Воронежской области в целом характеризуется развитием положительных тенденций. О бюджетном процессе области рассказывает Надежда Сафонова, начальник главного финансового управления администрации Воронежской области.
– Надежда Георгиевна, расскажите, как реализуется бюджет 2005 года, возникли ли трудности в первом квартале?
Финансистам хорошо известно, что этот период не бывает легким. Это связано с тем, что в первом квартале наполняемость бюджета доходами более низкая, чем в остальные периоды. Например, у нас в первом квартале доходов поступило почти на 1 млрд. рублей меньше, чем в четвертом квартале прошлого года.
Проблема еще и в том, что налоговые доходы бюджетов субъектов формируются за счет прямых налогов, которые подвержены временным колебаниям. Сроки уплаты основных видов налогов приходятся на 28 – 30 число месяца. Например, из запланированных в марте 1 млрд. рублей собственных доходов, около 600 млн. пришлись на три последних дня.
Бюджет 2005 года сформирован в условиях разграниченных расходных полномочий. Все социально значимые расходы сконцентрированы в областном бюджете. Это повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, социальная поддержка денежными средствами ветеранов труда и тружеников тыла, обеспечение текущих выплат пособий гражданам, имеющим детей, коммунальные услуги – все эти расходы необходимо было осуществить сразу после новогодних праздников, в то время как доходы стали зачисляться только со второй половины января.
Добавили проблем и стихийные бедствия. Снежные заносы в феврале образовали 13-километровую пробку на федеральной дороге.
Все это создало определенные трудности. Но, принятые меры администрацией области и финансовым управлением позволили не допустить срыва по финансированию социально значимых расходов и ликвидировать последствия стихийного бедствия.
Благодаря Министерству финансов трансферты в область пришли с опережением, что позволяло финансирование социально-значимых расходов производить в текущем режиме.
В целом в первом квартале текущего года поступило доходов в абсолютном выражении 3 млрд. 443 млн. рублей, что на 576 млн. больше, чем за аналогичный период 2004 года, то есть увеличение налогового потенциала есть. Все это дает основания полагать, что бюджет 2005 года будет реализован в полном объеме.
– Сейчас в России идет бюджетная реформа. Как она реализуется в вашем регионе?
Безусловно, проводимая реформа бюджетной системы является очень масштабной. Преобразования идут сразу в нескольких направлениях. В соответствии с постановлением Правительства России от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», мы разработали мероприятия, над реализацией которых сейчас работаем. Здесь речь идет о внедрении бюджетирования, ориентированного на результат.
Это качественно новый подход к бюджетному процессу, непосредственно увязывающий ресурсное обеспечение бюджетных учреждений с итогами их деятельности.
Другое немаловажное направление – это составление перспективного финансового плана. Сейчас мы разрабатываем порядок составления перспективного финансового плана на три года, а в дальнейшем на долгосрочную перспективу. В рамках разработанного порядка и положений закона «О бюджетном процессе в Воронежской области» одновременно с бюджетом на предстоящий год на утверждение областной думы будет представлен и перспективный финансовый план, ранее он направлялся только на рассмотрение.
Во исполнение нормативных актов Правительства РФ в 2005 году мы предусмотрели кодификацию администраторов бюджетных средств, сейчас выстраиваем взаимоотношения с администраторами неналоговых доходов.
В областном бюджете 2005 года предусмотрены все полномочия, установленные Федеральным законом от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Реформирование системы расходных полномочий – это одно из главных направлений, к ее реализации мы приступили с начала 2005 года. Принят ряд законов Воронежской области:
– от 30.12.2004 г. № 98-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»;
– от 30.12.2004 г. № 97-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;
– от 30.12.2004 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов».
Для реализации мер по социальной поддержке федеральных льготников при оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств фонда компенсаций федерального бюджета принято постановление администрации области о порядке возмещения расходов организаций за предоставленные льготы. Органами социальной защиты проведена организационная работа по сбору информации о занимаемой жилой площади на каждого из 280 тыс. льготников, а также членов их семей, организован персонифицированный учет, данные которого необходимо представить в федеральные органы власти в следующем году.
В настоящее время осуществляется прием учреждений социальной защиты населения, находящихся в собственности муниципальных образований, в государственную собственность Воронежской области.
С принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» разворачивается процесс реформирования органов местного самоуправления. Вопросы местного значения, разные по составу и содержанию, теперь установлены для трех видов муниципальных образований: сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
С целью эксперимента и исследования проблем реформирования органов местного самоуправления, распоряжением администрации Воронежской области от 21.09. 2004 г. № 1785-р «Об организации проведения на территории области пилотных проектов по реформированию местного самоуправления» утвержден план-график проведения пилотных проектов по реформированию местного самоуправления в двух районах: Каширском и Нижнедевицком, и с 2005 года исполнение бюджетов этих районов осуществляется по новой схеме.
В области создана база данных по доходам и расходам на уровне поселений, начиная с 2002 года.
В настоящее время собраны сведения о текущей технической оснащенности муниципальных образований. Ведутся работы по определению объемов информации и распределения информационных потоков в рамках разрабатываемой структуры взаимодействия финансовых органов разного уровня.
Администрацией области проводится стационарное обучение должностных лиц муниципальных образований, разработаны «Методические пособия – справочника должностного лица местного самоуправления».
– Насколько прозрачен процесс государственных закупок в Воронежской области?
– Основной целью системы государственного заказа Воронежской области являются своевременное и эффективное обеспечение потребностей бюджетополучателей области (государственных заказчиков) в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для полноценного выполнения органами власти своих функций.
В целях контроля соответствия закупок Бюджетному Кодексу РФ, организатор торгов (конкурсов) – Управление областного заказа входит в состав главного финансового управления администрации области.
Кроме управления областного заказа в состав главного финансового управления входит и управление по ценам, которое осуществляет предварительный контроль цен не только по закупкам через торги, но и при финансировании всех бюджетных расходов – при этом экономический эффект от данного контроля составил за 2004 год 302 млн. рублей, а за 4 месяца текущего года – 170 млн.
Система государственного заказа состоит из процесса формирования, размещения и исполнения государственного заказа Воронежской области. В 2005 году государственный заказ Воронежской области сформирован в объеме более чем 4,5 млрд. рублей.
Все стадии закупок для государственных нужд основываются на следующих принципах:
– безусловная и максимальная экономия бюджетных средств (денег налогоплательщиков);
– прозрачность системы доступа к областному государственному заказу, возможность участия в конкурсах на поставку продукции (работ, услуг) всех производителей (поставщиков) продукции независимо от правовых форм собственности, в том числе и из других регионов – (опубликование объявлений о проведении открытых конкурсов в СМИ);
– усиление конкуренции в процессе получения государственного областного заказа, позволяет получить продукции более высокого качества по наиболее низким ценам;
– опубликование результатов конкурсов в областных СМИ и размещение их на сайте Воронежской администрации позволяет иметь доступ к этой информации всем заинтересованным юридическим и физическим лицам;
– периодичность проведения конкурсов (не реже 1 раза в квартал), гарантирует гибкость подхода к закупкам продукции;
– коллегиальность принятия решений о выборе победителя максимально снижает зависимость результата конкурсов от монополизации рынка.
В настоящее время проводится автоматизация процедур областного государственного заказа, я считаю, что это обеспечит максимальную прозрачность и исключит возможность коррупции в данной сфере, поскольку все конкурсные процедуры будут отражены в автоматизированной информационной системе государственного заказа Воронежской области.
– Расскажите, пожалуйста, о работе по управлению государственным долгом?
– В настоящее время большое внимание уделяется управлению государственным долгом области, принятию определенных мер по ограничению его роста.
Опережающие трансферты Министерства финансов, а также рост доходов в первом квартале текущего года позволили нам не прибегать к привлечению новых кредитных ресурсов.
Сейчас нами широко используется такая форма привлечения заемных средств, как облигационный займ, который используется исключительно на погашение ранее полученных кредитных средств в коммерческих банках, то есть происходит погашение более дорогих кредитов с рассрочкой на более длительный срок с целью снятия нагрузки на бюджет.
В 2004 году администрацией Воронежской области впервые, после дефолта 1998 года, в соответствии с Законом Воронежской области «Об областном бюджете на 2004 год» утверждена эмиссия государственных облигаций Воронежской области, как один из источников покрытия дефицита областного бюджета и уменьшения его долговых обязательств.
Объем эмиссии составил 600 млн. рублей, срок обращения выпуска – три года.
По сравнению с банковскими кредитами, государственный облигационный займ – более дешевый источник покрытия дефицита областного бюджета и его долговых обязательств, а спрос на региональные и муниципальные облигации на фондовом рынке в настоящее время растет.
Очень важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий выпуска займа, главными из которых являются:
– уровень доходности ценных бумаг;
– срок обращения займа;
– частота купонных выплат;
– способ размещения.
В текущем году будет осуществлена очередная эмиссия государственных облигаций Воронежской области в объеме 500 млн. рублей.
Кроме этого, в области проводится работа по реструктуризации задолженности Воронежской области по централизованным кредитам.
– Какие направления в бюджете Воронежской области являются наиболее приоритетными?
– Начну с того, что Воронежской областной Думой 25 декабря 2004 года принят закон «Об областном бюджете на 2005 год». Принципиальной особенностью областного бюджета и консолидированного бюджета Воронежской области на 2005 год является его исполнение в условиях реформирования межбюджетных отношений в свете изменений и дополнений в федеральные законы от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в части разграничения полномочий между всеми уровнями власти.
Исходя из особенностей переходного периода консолидированный бюджет сформирован на 2005 год по доходам в сумме 21 836,8 млн. рублей, по расходам – 22 896,7 млн. рублей. При этом, как я уже говорила выше, учитывался принцип концентрации на областном бюджете финансовых ресурсов на социально-значимые расходы, в том числе:
– повышение оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы;
– социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла, в том числе перевод социальных льгот в денежную форму;
– обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного начального, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях области;
– обеспечение текущих выплат пособий гражданам, имеющим детей;
– обеспечение текущих выплат субсидий малообеспеченным гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг;
– обеспечение социальной поддержки работников социально-культурной сферы и сети ветеринарных учреждений, проживающих в сельской местности в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
– обеспечение единого подушевого платежа на неработающее население.
Все вышеперечисленные расходы являются первоочередными и финансируются своевременно. Однако есть еще одно направление финансирования, которое является приоритетным для бюджета – это газификация области. Ведь уровень газификации сельских населенных пунктов до прихода к руководству областью Владимира Григорьевича Кулакова составлял всего 18%. Благодаря целенаправленной политике за последнее время удалось построить и ввести в эксплуатацию 3881 км разводящих газовых сетей, перевести на газ 250 котельных и довести уровень газификации села до 31,5%.
– Как в регионе решаются проблемы собираемости налогов, особенно в местные бюджеты?
– Налоговым кодексом РФ к местным налогам отнесены только два – это земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые будут являться основными источниками формирования доходов поселений. Закрепление данных налогов за бюджетами поселений имеет свои положительные стороны. Повышает у муниципальных образований стимул к увеличению собираемости налогов и развитию имеющейся на их территориях налоговой базы.
Однако, ни для кого не секрет, что местные налоги перечисляются в бюджет и контролируются налоговыми органами, являющиеся их администраторами, по остаточному принципу. С уплатой этих налогов возникают наибольшие проблемы.
Поэтому настала необходимость решить вопрос по порядку совместной работы налоговых органов и органов местного самоуправления по мобилизации этих доходов. А решить его можно путем наделения последних правами налоговых органов в части контроля за перечислением налогоплательщиками местных налогов.
К этому есть предпосылки определенные налоговым законодательством, так как в соответствии с п. 5 ст. 9 Налогового кодекса РФ, к числу участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, также относятся и органы местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой.
Статья 25 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность приема от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет. Согласно данной статье, сборщиками налогов могут выступать и органы местного самоуправления, которые непосредственно заинтересованы в увеличении поступлений налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты.
Учитывая, что в условиях реформирования системы местного самоуправления, на них возложено формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов, то органам местного самоуправления необходимо совместно с налоговыми органами, организовать работу по мобилизации доходов в бюджет.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство, которые позволили бы на местном уровне иметь сборщиков налогов, наделенных соответствующими правами. Эта норма ликвидирует существующий пробел в действующем налоговом законодательстве и позволит увеличить поступления налогов и сборов в местные бюджеты.
Справка «Бюджета»
Надежда Георгиевна Сафонова,
начальник главного финансового управления администрации Воронежской области.
Родилась 23 августа 1956 г. в г. Камызяк Астраханской области.
Окончила:
– в 1974 г. Астраханский сельскохозяйственный техникум по специальности бухгалтерский учет,
– в 1982 г. Саратовский сельскохозяйственный институт им. Н. И. Вавилова по специальности экономика и организация сельского хозяйства,
– в 2000 г. Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, по специальности государственное и муниципальное управление.
В 2004 г. ей присуждена ученая степень кандидата экономических наук.
В феврале 2003 г. – объявлена благодарность Министра финансов РФ за многолетний добросовестный труд, создание эффективной системы управления бюджетом субъекта Российской Федерации.
В ноябре 2003 г. Указом Президента Российской Федерации присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».
В 2004 г. за достигнутые успехи в труде, значительный вклад в совершенствование финансовых механизмов, способствующих социально-экономическому развитию Воронежской области награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
В государственных органах работает 19 лет:
– с 1986 г. по 1992 г. – главным бухгалтером, начальником отдела городского
финансового отдела г. Ленинск;
– с 1992 г. по 1993 г. – главным бухгалтером управления комитета
государственного финансового контроля г. Ленинск;
– с 1993 г. по 1994 г. – начальником управления комитета государственного
финансового контроля г. Ленинск;
– с 1994 г. по 1995 г. заместителем главы городской администрации г.
Ленинск по вопросам экономики и рыночным отношениям;
– с 1995 г. по 1998 г. – главным ревизором-инспектором, начальником отдела
финансового управления администрации Воронежской области;
– с 1998 г. по 2000 г. – заместителем начальника главного финансового
управления администрации Воронежской области;
– 24 июля 2000 г. назначена на должность начальника главного финансового управления администрации Воронежской области.
– Надежда Георгиевна, расскажите, как реализуется бюджет 2005 года, возникли ли трудности в первом квартале?
Финансистам хорошо известно, что этот период не бывает легким. Это связано с тем, что в первом квартале наполняемость бюджета доходами более низкая, чем в остальные периоды. Например, у нас в первом квартале доходов поступило почти на 1 млрд. рублей меньше, чем в четвертом квартале прошлого года.
Проблема еще и в том, что налоговые доходы бюджетов субъектов формируются за счет прямых налогов, которые подвержены временным колебаниям. Сроки уплаты основных видов налогов приходятся на 28 – 30 число месяца. Например, из запланированных в марте 1 млрд. рублей собственных доходов, около 600 млн. пришлись на три последних дня.
Бюджет 2005 года сформирован в условиях разграниченных расходных полномочий. Все социально значимые расходы сконцентрированы в областном бюджете. Это повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, социальная поддержка денежными средствами ветеранов труда и тружеников тыла, обеспечение текущих выплат пособий гражданам, имеющим детей, коммунальные услуги – все эти расходы необходимо было осуществить сразу после новогодних праздников, в то время как доходы стали зачисляться только со второй половины января.
Добавили проблем и стихийные бедствия. Снежные заносы в феврале образовали 13-километровую пробку на федеральной дороге.
Все это создало определенные трудности. Но, принятые меры администрацией области и финансовым управлением позволили не допустить срыва по финансированию социально значимых расходов и ликвидировать последствия стихийного бедствия.
Благодаря Министерству финансов трансферты в область пришли с опережением, что позволяло финансирование социально-значимых расходов производить в текущем режиме.
В целом в первом квартале текущего года поступило доходов в абсолютном выражении 3 млрд. 443 млн. рублей, что на 576 млн. больше, чем за аналогичный период 2004 года, то есть увеличение налогового потенциала есть. Все это дает основания полагать, что бюджет 2005 года будет реализован в полном объеме.
– Сейчас в России идет бюджетная реформа. Как она реализуется в вашем регионе?
Безусловно, проводимая реформа бюджетной системы является очень масштабной. Преобразования идут сразу в нескольких направлениях. В соответствии с постановлением Правительства России от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», мы разработали мероприятия, над реализацией которых сейчас работаем. Здесь речь идет о внедрении бюджетирования, ориентированного на результат.
Это качественно новый подход к бюджетному процессу, непосредственно увязывающий ресурсное обеспечение бюджетных учреждений с итогами их деятельности.
Другое немаловажное направление – это составление перспективного финансового плана. Сейчас мы разрабатываем порядок составления перспективного финансового плана на три года, а в дальнейшем на долгосрочную перспективу. В рамках разработанного порядка и положений закона «О бюджетном процессе в Воронежской области» одновременно с бюджетом на предстоящий год на утверждение областной думы будет представлен и перспективный финансовый план, ранее он направлялся только на рассмотрение.
Во исполнение нормативных актов Правительства РФ в 2005 году мы предусмотрели кодификацию администраторов бюджетных средств, сейчас выстраиваем взаимоотношения с администраторами неналоговых доходов.
В областном бюджете 2005 года предусмотрены все полномочия, установленные Федеральным законом от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Реформирование системы расходных полномочий – это одно из главных направлений, к ее реализации мы приступили с начала 2005 года. Принят ряд законов Воронежской области:
– от 30.12.2004 г. № 98-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»;
– от 30.12.2004 г. № 97-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;
– от 30.12.2004 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов».
Для реализации мер по социальной поддержке федеральных льготников при оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств фонда компенсаций федерального бюджета принято постановление администрации области о порядке возмещения расходов организаций за предоставленные льготы. Органами социальной защиты проведена организационная работа по сбору информации о занимаемой жилой площади на каждого из 280 тыс. льготников, а также членов их семей, организован персонифицированный учет, данные которого необходимо представить в федеральные органы власти в следующем году.
В настоящее время осуществляется прием учреждений социальной защиты населения, находящихся в собственности муниципальных образований, в государственную собственность Воронежской области.
С принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» разворачивается процесс реформирования органов местного самоуправления. Вопросы местного значения, разные по составу и содержанию, теперь установлены для трех видов муниципальных образований: сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
С целью эксперимента и исследования проблем реформирования органов местного самоуправления, распоряжением администрации Воронежской области от 21.09. 2004 г. № 1785-р «Об организации проведения на территории области пилотных проектов по реформированию местного самоуправления» утвержден план-график проведения пилотных проектов по реформированию местного самоуправления в двух районах: Каширском и Нижнедевицком, и с 2005 года исполнение бюджетов этих районов осуществляется по новой схеме.
В области создана база данных по доходам и расходам на уровне поселений, начиная с 2002 года.
В настоящее время собраны сведения о текущей технической оснащенности муниципальных образований. Ведутся работы по определению объемов информации и распределения информационных потоков в рамках разрабатываемой структуры взаимодействия финансовых органов разного уровня.
Администрацией области проводится стационарное обучение должностных лиц муниципальных образований, разработаны «Методические пособия – справочника должностного лица местного самоуправления».
– Насколько прозрачен процесс государственных закупок в Воронежской области?
– Основной целью системы государственного заказа Воронежской области являются своевременное и эффективное обеспечение потребностей бюджетополучателей области (государственных заказчиков) в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для полноценного выполнения органами власти своих функций.
В целях контроля соответствия закупок Бюджетному Кодексу РФ, организатор торгов (конкурсов) – Управление областного заказа входит в состав главного финансового управления администрации области.
Кроме управления областного заказа в состав главного финансового управления входит и управление по ценам, которое осуществляет предварительный контроль цен не только по закупкам через торги, но и при финансировании всех бюджетных расходов – при этом экономический эффект от данного контроля составил за 2004 год 302 млн. рублей, а за 4 месяца текущего года – 170 млн.
Система государственного заказа состоит из процесса формирования, размещения и исполнения государственного заказа Воронежской области. В 2005 году государственный заказ Воронежской области сформирован в объеме более чем 4,5 млрд. рублей.
Все стадии закупок для государственных нужд основываются на следующих принципах:
– безусловная и максимальная экономия бюджетных средств (денег налогоплательщиков);
– прозрачность системы доступа к областному государственному заказу, возможность участия в конкурсах на поставку продукции (работ, услуг) всех производителей (поставщиков) продукции независимо от правовых форм собственности, в том числе и из других регионов – (опубликование объявлений о проведении открытых конкурсов в СМИ);
– усиление конкуренции в процессе получения государственного областного заказа, позволяет получить продукции более высокого качества по наиболее низким ценам;
– опубликование результатов конкурсов в областных СМИ и размещение их на сайте Воронежской администрации позволяет иметь доступ к этой информации всем заинтересованным юридическим и физическим лицам;
– периодичность проведения конкурсов (не реже 1 раза в квартал), гарантирует гибкость подхода к закупкам продукции;
– коллегиальность принятия решений о выборе победителя максимально снижает зависимость результата конкурсов от монополизации рынка.
В настоящее время проводится автоматизация процедур областного государственного заказа, я считаю, что это обеспечит максимальную прозрачность и исключит возможность коррупции в данной сфере, поскольку все конкурсные процедуры будут отражены в автоматизированной информационной системе государственного заказа Воронежской области.
– Расскажите, пожалуйста, о работе по управлению государственным долгом?
– В настоящее время большое внимание уделяется управлению государственным долгом области, принятию определенных мер по ограничению его роста.
Опережающие трансферты Министерства финансов, а также рост доходов в первом квартале текущего года позволили нам не прибегать к привлечению новых кредитных ресурсов.
Сейчас нами широко используется такая форма привлечения заемных средств, как облигационный займ, который используется исключительно на погашение ранее полученных кредитных средств в коммерческих банках, то есть происходит погашение более дорогих кредитов с рассрочкой на более длительный срок с целью снятия нагрузки на бюджет.
В 2004 году администрацией Воронежской области впервые, после дефолта 1998 года, в соответствии с Законом Воронежской области «Об областном бюджете на 2004 год» утверждена эмиссия государственных облигаций Воронежской области, как один из источников покрытия дефицита областного бюджета и уменьшения его долговых обязательств.
Объем эмиссии составил 600 млн. рублей, срок обращения выпуска – три года.
По сравнению с банковскими кредитами, государственный облигационный займ – более дешевый источник покрытия дефицита областного бюджета и его долговых обязательств, а спрос на региональные и муниципальные облигации на фондовом рынке в настоящее время растет.
Очень важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий выпуска займа, главными из которых являются:
– уровень доходности ценных бумаг;
– срок обращения займа;
– частота купонных выплат;
– способ размещения.
В текущем году будет осуществлена очередная эмиссия государственных облигаций Воронежской области в объеме 500 млн. рублей.
Кроме этого, в области проводится работа по реструктуризации задолженности Воронежской области по централизованным кредитам.
– Какие направления в бюджете Воронежской области являются наиболее приоритетными?
– Начну с того, что Воронежской областной Думой 25 декабря 2004 года принят закон «Об областном бюджете на 2005 год». Принципиальной особенностью областного бюджета и консолидированного бюджета Воронежской области на 2005 год является его исполнение в условиях реформирования межбюджетных отношений в свете изменений и дополнений в федеральные законы от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» в части разграничения полномочий между всеми уровнями власти.
Исходя из особенностей переходного периода консолидированный бюджет сформирован на 2005 год по доходам в сумме 21 836,8 млн. рублей, по расходам – 22 896,7 млн. рублей. При этом, как я уже говорила выше, учитывался принцип концентрации на областном бюджете финансовых ресурсов на социально-значимые расходы, в том числе:
– повышение оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы;
– социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла, в том числе перевод социальных льгот в денежную форму;
– обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного начального, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях области;
– обеспечение текущих выплат пособий гражданам, имеющим детей;
– обеспечение текущих выплат субсидий малообеспеченным гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг;
– обеспечение социальной поддержки работников социально-культурной сферы и сети ветеринарных учреждений, проживающих в сельской местности в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;
– обеспечение единого подушевого платежа на неработающее население.
Все вышеперечисленные расходы являются первоочередными и финансируются своевременно. Однако есть еще одно направление финансирования, которое является приоритетным для бюджета – это газификация области. Ведь уровень газификации сельских населенных пунктов до прихода к руководству областью Владимира Григорьевича Кулакова составлял всего 18%. Благодаря целенаправленной политике за последнее время удалось построить и ввести в эксплуатацию 3881 км разводящих газовых сетей, перевести на газ 250 котельных и довести уровень газификации села до 31,5%.
– Как в регионе решаются проблемы собираемости налогов, особенно в местные бюджеты?
– Налоговым кодексом РФ к местным налогам отнесены только два – это земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые будут являться основными источниками формирования доходов поселений. Закрепление данных налогов за бюджетами поселений имеет свои положительные стороны. Повышает у муниципальных образований стимул к увеличению собираемости налогов и развитию имеющейся на их территориях налоговой базы.
Однако, ни для кого не секрет, что местные налоги перечисляются в бюджет и контролируются налоговыми органами, являющиеся их администраторами, по остаточному принципу. С уплатой этих налогов возникают наибольшие проблемы.
Поэтому настала необходимость решить вопрос по порядку совместной работы налоговых органов и органов местного самоуправления по мобилизации этих доходов. А решить его можно путем наделения последних правами налоговых органов в части контроля за перечислением налогоплательщиками местных налогов.
К этому есть предпосылки определенные налоговым законодательством, так как в соответствии с п. 5 ст. 9 Налогового кодекса РФ, к числу участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, также относятся и органы местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой.
Статья 25 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность приема от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет. Согласно данной статье, сборщиками налогов могут выступать и органы местного самоуправления, которые непосредственно заинтересованы в увеличении поступлений налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты.
Учитывая, что в условиях реформирования системы местного самоуправления, на них возложено формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местных бюджетов, то органам местного самоуправления необходимо совместно с налоговыми органами, организовать работу по мобилизации доходов в бюджет.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство, которые позволили бы на местном уровне иметь сборщиков налогов, наделенных соответствующими правами. Эта норма ликвидирует существующий пробел в действующем налоговом законодательстве и позволит увеличить поступления налогов и сборов в местные бюджеты.
Справка «Бюджета»
Надежда Георгиевна Сафонова,
начальник главного финансового управления администрации Воронежской области.
Родилась 23 августа 1956 г. в г. Камызяк Астраханской области.
Окончила:
– в 1974 г. Астраханский сельскохозяйственный техникум по специальности бухгалтерский учет,
– в 1982 г. Саратовский сельскохозяйственный институт им. Н. И. Вавилова по специальности экономика и организация сельского хозяйства,
– в 2000 г. Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, по специальности государственное и муниципальное управление.
В 2004 г. ей присуждена ученая степень кандидата экономических наук.
В феврале 2003 г. – объявлена благодарность Министра финансов РФ за многолетний добросовестный труд, создание эффективной системы управления бюджетом субъекта Российской Федерации.
В ноябре 2003 г. Указом Президента Российской Федерации присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».
В 2004 г. за достигнутые успехи в труде, значительный вклад в совершенствование финансовых механизмов, способствующих социально-экономическому развитию Воронежской области награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
В государственных органах работает 19 лет:
– с 1986 г. по 1992 г. – главным бухгалтером, начальником отдела городского
финансового отдела г. Ленинск;
– с 1992 г. по 1993 г. – главным бухгалтером управления комитета
государственного финансового контроля г. Ленинск;
– с 1993 г. по 1994 г. – начальником управления комитета государственного
финансового контроля г. Ленинск;
– с 1994 г. по 1995 г. заместителем главы городской администрации г.
Ленинск по вопросам экономики и рыночным отношениям;
– с 1995 г. по 1998 г. – главным ревизором-инспектором, начальником отдела
финансового управления администрации Воронежской области;
– с 1998 г. по 2000 г. – заместителем начальника главного финансового
управления администрации Воронежской области;
– 24 июля 2000 г. назначена на должность начальника главного финансового управления администрации Воронежской области.
Беседовала Мария Желязина