Версия для печати 5654 Материалы по теме
Геленджик, являясь курортным городом, имеет главную особенность – сезонность, которая влияет на все стороны общественной жизни: количество функционирующих здравниц, предприятий сферы обслуживания, численность наличного населения, объем собираемых налогов. О том, с какими проблемами сталкивается город и как они решаются, рассказывает начальник финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе-курорте Геленджике Татьяна ОСОКИНА.

При исполнении бюджета сезонность является основной проблемой – ведь с резким сокращением доходов бюджета в зимний период расходы, наоборот, возрастают в связи с необходимостью отопления бюджетных учреждений, проведением работ по подготовке к курортному сезону, в итоге возникает значительный разрыв между поквартальными планами по доходам и по расходам. Бюджет вынужден привлекать заемные средства банков, кредиты вышестоящего бюджета.
набережная
Вторая проблема бюджета города – возврат переплат по налогу на прибыль предприятий филиальной системы. Так, ООО «Надымгазпром», ООО «Тюменьтрансгаз», ООО «Сургутгазпром», имея на территории Геленджика ведомственные здравницы, в течение года платят налог на прибыль авансовыми платежами по результатам деятельности головных предприятий, а не по результатам деятельности здравниц. По итогам годовой отчетности, как правило, выявляются огромные переплаты, которые невозможно спрогнозировать. А ведь деньги, поступившие в бюджет, потрачены, и возвраты приходится осуществлять из собственных доходов следующего года, ущемляя какие-либо запланированные траты.
Каковы итоги 2004 года? Объем доходов бюджета – 570 млн. рублей, расходов – 665 млн. рублей, источниками покрытия дефицита в сумме 95 млн. рублей послужили доходы от продажи муниципального имущества, ссуды краевого бюджета, направление на расходы свободных остатков средств, сложившихся на начало года.
Геленджик, являясь динамично развивающимся курортом, постоянно увеличивает объем доходов, как собственных, так и поступающих во все уровни бюджетов с территории города-курорта Геленджик. Динамика цифр говорит сама за себя: 1998 г. – 152 млн. рублей, 1999 г. – 277 млн., 2000 г. – 416 млн., 2001 г. – 699 млн., 2002 г. – 921 млн., 2003 г. – 1231 млн., 2004 г. – 1279 млн. рублей.
При строительстве магистрального газопровода Россия – Турция «Голубой поток» в 2001–2003 годах налог на прибыль строительных предприятий составлял основную часть регулирующих доходов бюджета города. После завершения строительства основной упор контролирующих служб направляется на собираемость налога на доходы физических лиц и земельных платежей.
С введением разграничения полномочий Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., а его реализация начата в Краснодарском крае с 2005 года, нормативы отчислений в местный бюджет по многим видам налогов значительно увеличиваются: по налогу на земли городов и поселков – с 50 до 100%, по налогу на доходы физических лиц – с 20 до 30%, по единому налогу на вмененный доход – с 75 до 90%. Ранее не поступавшая в местный бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в размере 40%.
И, несмотря на введенные законодательством Российской Федерации ограничения предельных размеров земельных участков, собственники земли г. Геленджика никак не пострадали. Ранее действовавшие по г. Геленджику минимальные и максимальные размеры не отличались от введенных законом. Также и на бюджете города данное ограничение никак не отразилось, ведь масса земельного налога остается прежней, вне зависимости от того, у двух или четырех собственников находится земля.
С 2006 года в местный бюджет будет поступать транспортный налог, и уже сегодня администрацией города ведется работа по уточнению базы его плательщиков. Достижением бюджета 2004 года стало появление нового доходного источника – безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц в сумме 49 млн. рублей. Такого объема добровольных платежей не имеет ни одна территория Краснодарского края. При этом бюджет убивает двух зайцев – увеличиваются доходы бюджета, соответственно, появляется возможность дополнительных целевых расходов, и прекращается порочная практика сбора средств в различные внебюджетные фонды.
Одной из неразрешенных на местном уровне проблем является налогообложение частного сектора, предоставляющего услуги по проживанию. Процентное соотношение расселения отдыхающих складывается примерно так: 60% – услуги частного сектора, 40% – услуги здравниц. Однако платежи, поступающие в бюджет города от этих услуг, уже распределены по-другому: 90% – от здравниц и 10% – от частного сектора.
Единый налог на вмененный доход на услуги проживания частным предпринимателям отменен, а по общей системе налогообложения спустя полгода кто добровольно придет и покажет полученные доходы? Никто. А ведь в Геленджике была проделана огромная работа по постановке на учет как предпринимателей граждан, сдающих жилье. Выход один – внесение изменений в налоговое законодательство на федеральном уровне.
Расходная часть бюджета города-курорта Геленджика имеет ярко выраженный социальный характер. Наибольший удельный вес в расходах занимает отрасль «Образование» – 24%, далее следуют: «Здравоохранение» – 15%, «Социальная политика» – 13%, «Культура» и «СМИ» – 4%. В целом отрасли социально-культурной сферы – это 58% объема расходов бюджета.
Решением органа власти г. Геленджика приняты такие меры социальной поддержки населения, как увеличение со 100 до 300 рублей выплат педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию, льготная подписка на городские и краевые печатные издания, 50% скидка от тарифа на проезд учащимся и студентам. Различные льготы, пособия и компенсации в 2004 году оплачены на сумму 76 млн. рублей. При взрыве бытового газа был разрушен жилой дом в с. Текосе. На ликвидацию последствий взрыва, расселение жителей израсходовано 12 млн. рублей.
Из прочих отраслей значительные средства бюджета направляются на жилищно-коммунальное хозяйство – 21%. В летний период производится многократная уборка (до 6 раз в день), особенно пляжных территорий. Создаются архитектурные уголки, являющиеся особенностью Геленджика, яркие цветочные клумбы, красочные зеленные насаждения. В межсезонье ремонтируется муниципальный жилой фонд, дороги, тротуары. Геленджик представляет собой чистый и ухоженный город.
На протяжении пяти лет город-курорт Геленджик признавался самым благоустроенным городом Кубани, в 2001 и 2002 годах он становился «серебряным» городом во Всероссийском конкурсе, а в 2003 году занял по России первое место в своей группе городов. Премия в сумме 12,3 млн. рублей полностью потрачена на приобретение уборочной и специальной техники для предприятий ЖКХ.
Ежегодно в целях обновления городского автотранспорта приобретаются несколько новых автобусов или маршрутных такси. За 2004 год приобретено четыре автобуса МАРЗ.
Чтобы сказать об инвестиционной привлекательности курорта, следует представить его географические данные: это 21 населенный пункт с численностью жителей 85 тыс. человек. За курортный сезон принимается более 1 млн. человек отдыхающих и гостей курорта. Протяженность прибрежной полосы – около 100 км, причем освоена она на сегодняшний день примерно на 20%. В распоряжении гостей курорта 170 здравниц, частные мини-гостиницы, автокемпинги. Визитной карточкой Геленджика и четырех курортных поселков – Архипо-Осиповки, Кабардинки, Бетты, Дивноморского – является курортная набережная площадью 175 кв. м, выполненная в едином стиле. Одной из южноафриканских фирм, являющейся мировым лидером в разработке развития береговых линий морских курортов, заканчивается работа над стратегическим планом развития 100-километровой прибрежной зоны Геленджика.
С 2006 года планируется реконструкция Геленджикского аэропорта с дальнейшим обслуживанием международных авиарейсов. С 2001 по 2004 год успешно реализован ряд проектов индустрии отдыха и развлечений, сформировавших новый имидж города: мини-аквапарк «Дельфин», аквапарк «Бегемот», парк экстремальных развлечений «Адмирал Врунгель», уникальный водный развлекательный комплекс «Золотая бухта», первая очередь подвесной канатной дороги с видовыми площадками культурно-развлекательного комплекса «Сафари-парк», многоэтажный торговый центр «Эстакада» с ярусной автостоянкой.
К сезону 2005 года планируется открытие парка развлечений и спорта «Олимп» с канатной дорогой, боулинг-клубом, прокатом горных велосипедов.
На российских и международных форумах представлены следующие инвестиционные проекты: музейно-экспедиционный комплекс «Этнопарк», «Океанариум», «Остров Геленджик» и другие.
Туристам и гостям курорта кроме моря Геленджик предлагает интересные экскурсионные программы: посещение памятников природы, археологии, а также конные прогулки, дайвинг, яхтинг, рыбалку на форелевых хозяйствах. Особенность Геленджика – дольмены, каменные сооружения III–II веков до нашей эры.
Раз в два года в Геленджике проходит международная выставка «Гидроавиасалон», являя собой захватывающее зрелище показательных полетов воздушных лайнеров и гидроавиации. В бархатный сезон ежегодно проходит российский фестиваль искусств «Южные ночи». Проводится ежегодное грандиозное шоу – карнавал, знаменующий открытие курортного сезона, с театрализованным представлением, незабываемым фейерверком.
Мудрость нынешней власти города (глава – С.П. Озеров) проявляется не только в возвращении Геленджику былой славы курорта, придания ему современного облика, но и в том, что единое муниципальное образование с новым шагом реформы местного самоуправления с 2006 года не будет раздроблено на множество маленьких вотчин – поселений и районов, – а будет едино, как и сегодня. Так же един будет и бюджет города.
О Геленджике можно рассказывать долго и с упоением. Геленджик – это российская Ницца! В будущее он смотрит уверенно.

Справка «Бюджета»

Татьяна Викторовна ОСОКИНА,
начальник финансового управления Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе-курорте Геленджике
Родилась 16 августа 1962 г. в Ростовской области. В 1984 г. окончила Ростовский-на-Дону институт народного хозяйства.
После окончания вуза два года работала в опытном хозяйстве «Дубовское» Волгоградского НИИ заместителем главного бухгалтера. С 1986 г. в связи с переездом по месту работы мужа живет и работает в г. Геленджике.
В финансовом управлении работает с 1987 г. сначала в должности заместителя главного бухгалтера, затем – начальника бюджетного отдела, с 1999 г. – начальник финансового управления.
В 2002 г. ей присвоено звание «Заслуженный экономист Кубани».
Мария ЖЕЛЯЗИНА

Поделиться