Реформы№6 июнь 2005 — 20 июня 2005

Стратегия успеха: комплексное решение актуальных задач бюджетной реформы.

Версия для печати 4618 Материалы по теме
На прошедшем в Москве в мае текущего года Шестом Международном Форуме бухгалтеров и аудиторов состоялось награждение лучших компаний российского рынка профессиональных программных продуктов в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения. Главным критерием отбора победителей для оргкомитета Международного Форума явилось наличие у компаний-претендентов уникальных технологий и инноваций, эффективность которых была доказана на практике. По результатам работы в 2004 -2005 годах эксперты оргкомитета признали лучшей компанию «Бюджетные Финансовые Технологии».
Церемония награждения прошла 25 мая 2005 года в Государственном Кремлевском вворце. Мы побеседовали с генеральным директором компании Медновой Нелли Артуровной.

—Нелли Артуровна, компания «Бюджетные Финансовые Технологии» признана лучшей на престижном «Шестом Международном Форуме бухгалтеров и аудиторов» в качестве разработчика и поставщика профессиональных программных продуктов. Расскажите, пожалуйста, об истории успеха.
Любой успех – это результат многолетних усилий коллектива единомышленников, профессионалов своего дела, подкрепленный верно выбранной стратегией. Сегодня наша компания работает с 17 регионами и более чем с 300 муниципальными образованиями России, имеет свыше десяти филиалов и представительств. Мы не стоим на месте, география нашей клиентской базы простирается от Камчатки до Калининграда, а сама база пополняется ежегодно.
История сегодняшнего успеха неразрывно связана с историей развития нашей компании, которая в составе холдинга «Банковские системы, бюджетные и финансовые технологии» более 10 лет назад начала свою деятельность по разработке технологий автоматизации бюджетного процесса.
Меднова
Приняв на вооружение технологии, наработанные в области банковской автоматизации, с самого начала своего пути, мы специализируемся на создании интегрированных систем казначейского исполнения бюджетов всех уровней и комплексной автоматизации финансово-бюджетной деятельности органов государственной власти при казначейском исполнении бюджетов. Универсальность разработанных нами технологий, при полном соблюдении требований законодательства РФ, заключается в индивидуальном комплексном подходе к каждому региону и городу. Смысл такого подхода сводится к тому, что для каждого заказчика, на основе требований законодательства и местной специфики разрабатывается своя индивидуальная экономическая, технологическая и нормативно-правовая концепция, позволяющая реализовать различные схемы работы финансово-казначейских органов для наиболее эффективного и оперативного управления бюджетным процессом региона или города.
Нашими первыми проектами стали созданные совместно с Администрациями городов муниципальные казначейства Ростова-на-Дону и Братска. Существенную помощь в реализации первых проектов оказали руководители финансовых органов этих городов, с учётом опыта, рекомендаций и пожеланий которых нами была создана единая комплексная система, позволяющая осуществлять автоматизированный контроль исполнения бюджета.
За годы нашей деятельности накоплен неоценимый опыт не только в разработке программных продуктов, но и в создании концепций по оптимизации деятельности финансово-казначейских органов, построении юридической базы, предоставлении методологического, методического и организационного обеспечения для реформирования бюджетной сферы.
Залогом успеха предлагаемых нашей компанией технологий является построение всего процесса по принципу «от простого к сложному», а также поэтапный подход к внедрению комплексных автоматизированных систем. Реализация таких проектов, как правило, является первым шагом на пути создания единого информационного пространства региона или города. Уже первые месяцы работы в новых условиях дают ощутимые результаты и позволяют добиться экономического эффекта.
Компания активно и разносторонне участвует в общественной и экономической жизни российских регионов и городов, делится собственным опытом и рассказывает о своих достижениях совместно с клиентами и партнёрами. Тому примером могут служить около 20 различных семинаров и конференций, организованных и проведенных при непосредственном нашем участии.
Приятно осознавать, что в специализированных изданиях, где описана история становления казначейской системы в современной России, нашей Компании отведено достойное место как ведущему разработчику современных казначейских технологий.

—Какими принципами вы руководствовались в создании нового программного продукта для потенциальных потребителей из сферы бюджетных финансов?
Многие считали (и, к сожалению, считают до сих пор) единственным смыслом автоматизации – облегчение определенной части рутинной работы сотрудников финансовых органов. Подобные системы позволяют автоматизировать лишь некоторые учетные функции, и поэтому результатом подобной автоматизации является уменьшение ручного труда отдельных сотрудников.
Однако, учитывая, что одним из приоритетных направлений государственной политики является реформирование бюджетной сферы и законодательно регламентированный переход на казначейскую систему исполнения бюджета, нами изначально был взят курс на создание такой технологии, которая бы не просто автоматизировала отдельные функции и задачи, а оптимизировала бы весь концептуально измененный бюджетный процесс.
Такой подход определил основные требования к создаваемой нами технологии:
1.    Она должна была не просто автоматизировать участки работы, а моделировать всю деятельность финансового органа в динамике, затрагивая все участки работы всех участников бюджетного процесса;
2.    Она должна иметь возможность динамично развиваться, легко и гибко адаптироваться к новым тенденциям управления и учета, к любым изменениям в законодательной базе и деятельности финансового органа, к растущим потребностям пользователей.
Поэтому при создании комплексной автоматизированной системы мы использовали передовые информационные технологии, прогрессивную концепцию построения, универсальные методы, собственные методики, накопленный опыт.
На сегодня мы создали уникальную технологию АЦК – Автоматизированный Центр Контроля и интеграции информации. В результате ее использования Администрация региона или города получает полную и актуальную информацию относительно ситуации в финансово-бюджетной и социально-экономической сферах, и возможность оперативно контролировать и управлять необходимыми процессами.
Реализация технологии АЦК обеспечивает построение единой системы управления бюджетным процессом как важнейшего инструмента реализации бюджетной и социально-экономической политики региона или города, создает надежный механизм для принятия управленческих решений,  позволяет просчитать и проанализировать последствия таких решений, обеспечивает полный мониторинг управленческой деятельности, возможность выявления тенденций развития ситуаций, их моделирования, прогноза развития и оценки полученных результатов.

—В последние годы бюджетное законодательство претерпело немало изменений. Могли бы Вы привести пример из последних разработок вашей компании?
Пожалуйста. Осенью 2004 года Министерством финансов РФ приняты новые нормативные документы, которыми внесены кардинальные изменения в бюджетный учет и бюджетную классификацию. Однако, не смотря на необходимость реализации новых требований в кратчайшие сроки и значительную переработку программного продукта, мы смогли обеспечить своевременную модернизацию технологии. Это стало возможным благодаря оперативной работе и профессионализму наших специалистов, а также четкому и слаженному взаимодействию с пользователями и специалистами на местах, за что мы им очень благодарны.
С января текущего года два российских региона и три муниципальных образования уже активно используют систему АЦК-Финансы для обеспечения ведения параллельного бюджетного учета как в соответствии с требованиями новой инструкции (Инструкция МФ РФ № 70н), так и в соответствии с требованиями старой инструкции (Инструкция МФ РФ № 15н), с тем, чтобы к лету полностью безболезненно перейти на работу по новой инструкции.
 Введен в действие Федеральный закон № 131 об основах местного самоуправления, исходя из которого, необходимо определиться с оптимальным способом исполнения бюджета поселенческих муниципалитетов. Поскольку на сегодня к созданию собственной системы учета и кассового исполнения бюджета в поселениях технически, организационно и по уровню кадровой подготовки по нашим оценкам по стране готово не более 3% поселений, нами разработан вариант передачи функций учета и организации исполнения бюджета поселений финансовому органу муниципального района. Для технической реализации этого варианта нами разработан новый модуль «Обслуживание бюджетов поселений» в составе системы АЦК-Финансы, который позволяет не только вести учет исполнения бюджета поселения в финансовом органе муниципального района, но и получать консолидированную отчетность об исполнении бюджета муниципального района. Нами также разработан пакет нормативно-правовой документации для обеспечения юридического сопровождения реализации такого проекта.
Таким образом, на все происходящие законодательные и нормативные изменения мы оперативно откликаемся, адаптируем нашу технологию под новые требования, обеспечиваем доработки для решения перспективных задач.

—В какой срок новые требования бюджетной реформы  должны быть реализованы на практике?
С 1 января 2006 года предписание федерального закона  № 131 вступает в силу. Соответственно до конца текущего года администрациям регионов и муниципальных образований нужно как-то определиться с вариантами его воплощения в жизнь.
Кстати, еще одно законодательное требование должно быть исполнено до наступления 1 января 2006 года. Введено понятие «администратор поступлений», в отношении которого предписано взаимодействие с Федеральным казначейством. Нами уже разработано и экспериментально эксплуатируется на некоторых наших объектах такое техническое решение, которое полностью обеспечивает информационное взаимодействие администраторов поступлений с казначействами всех уровней.
Приказ о взаимодействии финансовых органов с налоговыми также обязывает наладить информационное сообщение между этими структурами. Работы в этом направлении тоже активно нами ведутся.

—Практически, как я понимаю, не остается ни одного нововведения в бюджетной сфере, которое бы компания «Бюджетные Финансовые Технологии» оставила без внимания, если оно хоть как-то соприкасается с автоматизацией бюджетных процессов, обеспечивая лидерство компании в своей сфере деятельности?
Признанное лидерство компании – это не только заслуженный успех, это, прежде всего, ответственность за уже сделанное и оправдание надежд наших клиентов на то, что мы сможем решить их задачи как сегодняшнего дня, так  и те, что могут возникнуть завтра. Лидерство обязывает нести моральную ответственность перед заказчиком и после завершения внедрения технологии, наполнять ее новыми функциями в соответствии с изменившимися условиями. Позицию лидера надо оправдывать ежедневно, постоянно модернизируя и совершенствуя как свою технологию, так и повышая профессиональный уровень своих специалистов. Надо отметить, что и сами наши многочисленные клиенты проявляют инициативу, требовательность в процессе сотрудничества. Благодаря им появляются новые разработки, совершенствуется и развивается система. Наши успехи – это и их вклад, их успехи тоже. Можно сказать, что наши клиенты соавторы сегодняшних побед. Поэтому мы идем впереди, смотрим с уверенностью в будущее, оперативно решаем все новые задачи, которые перед нами возникают.
Только при таком подходе возможно результативное и действительно эффективное внедрение передовых технологий, при котором все их функциональные возможности реально востребованы в работе Администраций и финансово-казначейских органов.
Учитывая тот факт, что наши клиенты занимаются делами исключительной государственной важности, от такой постановки вопроса выигрываем все мы, выигрывает бюджет, общество, страна. По-настоящему выгодно бывает только то, что выгодно всем.
Беседова Вячеслав Аксенов

Поделиться