Традиционно важным направлением деятельности компании SAP в странах СНГ является работа с предприятиями государственного сектора экономики, что обусловлено его высоким потенциалом и многоуровневой структурой. У компании SAP накоплен большой опыт работы в этой сфере. Ее решения давно и успешно используются государственными институтами более чем в двадцати странах мира, в частности в Австрии, Канаде, Германии, США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.
Специфика российского государственного сектора – многообразие бизнес-процессов, которые необходимо контролировать, и значительный объем финансовых потоков, которые нужно распределять на большой территории. Между тем, существующая система управления давно устарела. Пришло время использовать новые аналитические модели, призванные оптимизировать работу госсектора, эффективно распределяя ресурсы и минимизируя издержки. Такую модель можно реализовать только на базе передовых информационных технологий. В рамках этой темы журнал "Бюджет" предлагает интервью с Борисом ВОЛЬПЕ, директором по маркетингу SAP в странах СНГ и Балтии.
– Какие наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается сейчас государство, способны решить программные продукты SAP?
– Наши решения универсальны. Приведу только один пример. Сейчас очень много говорят о монетизации льгот. Это необходимый, но достаточно болезненный для общества процесс. Проблема заключается в отсутствии единой базы данных физических лиц. Отсюда и трудности с начислением льгот. Чем быстрее государство работает с финансовыми потоками, тем меньше потери, задержки, вычеты, сказывающиеся на жизни региона. Чем эффективнее оно действует, тем меньше налоговое бремя, как для отдельных граждан, так и для бизнеса в целом.
– В чем состоит преимущество SAP перед другими поставщиками программных продуктов для государственных органов власти?
– На мой взгляд, главное преимущество заключается в огромном опыте компании, накопленном в сфере разработки отраслевых решений. SAP – мировой лидер в данной области. За 34 года работы компания реализовала десятки проектов для государственных структур различных стран мира. Примером является автоматизация почтовых ведомств США и Канады, а также органов государственной власти Австрии, Германии, Израиля, США и Великобритании.
– А, например, в Америке кто в этом секторе лидер? И с общественным сектором каких стран можно сравнивать госсектор России?
– В США лидерство за SAP. Однако отмечу, что американская финансовая система кардинально отличается от российской. США – это страна, где физические лица значительно меньше зависят от государства. Там практически нет системы пенсионного обеспечения, человек сам заботится о своей старости, вкладывает деньги в пенсионный и паевые фонды, занимается ведением собственного бизнеса. Государство в малой степени дотирует регионы, различные штаты и округа находятся на самоокупаемости.
Федеральный бюджет больше занимается финансированием федеральных проектов: обороны, армии и так далее. И если приводить сравнения, то России ближе Канада, Германия, Австрия и Израиль. Хотя в принципе и там схема поддержки разных слоев населения отличается. Например, в Канаде колоссально высокие налоги. Ее граждане отдают государству 35–50% своих доходов, но потом получают хорошую пенсию. В Германии восточная часть страны является дотационным регионом с высоким уровнем безработицы и относительно слабой инфраструктурой. В Австрии государство ведет работу по точечным дотациям, из учета многих факторов человек получает такую компенсацию, которая положена ему по закону. И все это работает благодаря многопараметрической системе, выстроенной на основе программных решений.
– В чем ключевые особенности управленческих решений SAP?
– Решение SAP – это программный продукт, охватывающий всю совокупность бизнес-процессов, характерных для современного управления бизнесом и государственными предприятиями и организациями. Я думаю, что по уровню его локализации, глубины, точности бизнес-процессов, содержания, возможности настройки и выбора бизнес-сценария у SAP нет равных. Это и является нашим главным преимуществом в сравнении с продуктами других поставщиков.
– Представим, если бы в России была внедрена автоматизированная система управления, что бы это принесло госсектору?
– Прежде всего, прозрачность бюджета – то, что требует от государства в любой стране каждый налогоплательщик. Гражданин России – своего рода акционер государства. И таких акционеров в России более 143 млн. Каждый из них имеет право спросить, насколько эффективно ведется управление и распределение средств, куда идут собранные налоги, как распределяются финансовые потоки, например, насколько эффективны расходы на содержание армии, системы государственного образования, медицины и других предприятий бюджетной сферы.
Следующее преимущество – возможность существенно снизить издержки за счет построения более эффективных бизнес-процессов. Автоматизированная система включает централизованную базу данных, которой может пользоваться любая государственная структура. При этом существует четкое распределение бизнес-ролей. Каждый госслужащий имеет определенные рамки доступа и границы контроля. Система накладывает ограничения на несанкционированные операции. Кроме того, безусловным преимуществом автоматизации госсектора являются передовые механизмы защиты информации. Данная система – замкнутая, все потоки информации защищены и нет утечки данных. Государство тоже работает на основе строгого регламента.
– Как вы оцениваете перспективы внедрения программных продуктов в России?
– Мы движемся в правильном направлении. Подтверждение тому – внимание правительства к развитию информационной отрасли в стране. Мне кажется, другого выхода просто нет, если мы хотим войти в число таких высокоразвитых государств, как США, Германия, Австрия и Великобритания. Существуют три компонента конкурентного преимущества: стратегия, структура и системы. Государство – это некая компания, где акционеры – население. У России существует определенная стратегия: удвоить ВВП и создать инфраструктуру для экономического роста. Структура должна соответствовать стратегии, поэтому сейчас проводится административная реформа. При этом изменения практически не коснулись сферы систем управления, регулирующих государственную деятельность. Именно здесь и не обойтись без автоматизированной системы управлениям государственными органами власти.
Справка «Бюджета»
Борис ВОЛЬПЕ – директор по маркетингу SAP в странах СНГ и Балтии.
Родился в 1965 г. в Барнауле.
В 1988 г. окончил Алтайский технологический университет по специальности физика пластической деформации материалов.
В 1991 г. окончил аспирантуру Института структурной макрокинетики Российской академии наук (РАН).
Доктор технических наук, член Нью-Йоркской академии наук.
Автор 180 публикаций и монографии по физике, имеет более 70 авторских свидетельств.
В 2003 г. получил степень MBA в бизнес-школе Открытого университета (Open University Business School).
Эксперт по развитию и стратегии бизнеса, создатель ряда известных на рынке бизнес-моделей.
Принимал участие в развертывании российского бизнеса крупных международных компаний, таких как Mars LLC, RJ Reynolds, Japan Tobacco International.
Один из создателей розничного бизнеса Альфа-Банк Экспресс.
Беседовал Дмитрий КОЖЕВНИКОВ
Специфика российского государственного сектора – многообразие бизнес-процессов, которые необходимо контролировать, и значительный объем финансовых потоков, которые нужно распределять на большой территории. Между тем, существующая система управления давно устарела. Пришло время использовать новые аналитические модели, призванные оптимизировать работу госсектора, эффективно распределяя ресурсы и минимизируя издержки. Такую модель можно реализовать только на базе передовых информационных технологий. В рамках этой темы журнал "Бюджет" предлагает интервью с Борисом ВОЛЬПЕ, директором по маркетингу SAP в странах СНГ и Балтии.
– Какие наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается сейчас государство, способны решить программные продукты SAP?
– Наши решения универсальны. Приведу только один пример. Сейчас очень много говорят о монетизации льгот. Это необходимый, но достаточно болезненный для общества процесс. Проблема заключается в отсутствии единой базы данных физических лиц. Отсюда и трудности с начислением льгот. Чем быстрее государство работает с финансовыми потоками, тем меньше потери, задержки, вычеты, сказывающиеся на жизни региона. Чем эффективнее оно действует, тем меньше налоговое бремя, как для отдельных граждан, так и для бизнеса в целом.
– В чем состоит преимущество SAP перед другими поставщиками программных продуктов для государственных органов власти?
– На мой взгляд, главное преимущество заключается в огромном опыте компании, накопленном в сфере разработки отраслевых решений. SAP – мировой лидер в данной области. За 34 года работы компания реализовала десятки проектов для государственных структур различных стран мира. Примером является автоматизация почтовых ведомств США и Канады, а также органов государственной власти Австрии, Германии, Израиля, США и Великобритании.
– А, например, в Америке кто в этом секторе лидер? И с общественным сектором каких стран можно сравнивать госсектор России?
– В США лидерство за SAP. Однако отмечу, что американская финансовая система кардинально отличается от российской. США – это страна, где физические лица значительно меньше зависят от государства. Там практически нет системы пенсионного обеспечения, человек сам заботится о своей старости, вкладывает деньги в пенсионный и паевые фонды, занимается ведением собственного бизнеса. Государство в малой степени дотирует регионы, различные штаты и округа находятся на самоокупаемости.
Федеральный бюджет больше занимается финансированием федеральных проектов: обороны, армии и так далее. И если приводить сравнения, то России ближе Канада, Германия, Австрия и Израиль. Хотя в принципе и там схема поддержки разных слоев населения отличается. Например, в Канаде колоссально высокие налоги. Ее граждане отдают государству 35–50% своих доходов, но потом получают хорошую пенсию. В Германии восточная часть страны является дотационным регионом с высоким уровнем безработицы и относительно слабой инфраструктурой. В Австрии государство ведет работу по точечным дотациям, из учета многих факторов человек получает такую компенсацию, которая положена ему по закону. И все это работает благодаря многопараметрической системе, выстроенной на основе программных решений.
– В чем ключевые особенности управленческих решений SAP?
– Решение SAP – это программный продукт, охватывающий всю совокупность бизнес-процессов, характерных для современного управления бизнесом и государственными предприятиями и организациями. Я думаю, что по уровню его локализации, глубины, точности бизнес-процессов, содержания, возможности настройки и выбора бизнес-сценария у SAP нет равных. Это и является нашим главным преимуществом в сравнении с продуктами других поставщиков.
– Представим, если бы в России была внедрена автоматизированная система управления, что бы это принесло госсектору?
– Прежде всего, прозрачность бюджета – то, что требует от государства в любой стране каждый налогоплательщик. Гражданин России – своего рода акционер государства. И таких акционеров в России более 143 млн. Каждый из них имеет право спросить, насколько эффективно ведется управление и распределение средств, куда идут собранные налоги, как распределяются финансовые потоки, например, насколько эффективны расходы на содержание армии, системы государственного образования, медицины и других предприятий бюджетной сферы.
Следующее преимущество – возможность существенно снизить издержки за счет построения более эффективных бизнес-процессов. Автоматизированная система включает централизованную базу данных, которой может пользоваться любая государственная структура. При этом существует четкое распределение бизнес-ролей. Каждый госслужащий имеет определенные рамки доступа и границы контроля. Система накладывает ограничения на несанкционированные операции. Кроме того, безусловным преимуществом автоматизации госсектора являются передовые механизмы защиты информации. Данная система – замкнутая, все потоки информации защищены и нет утечки данных. Государство тоже работает на основе строгого регламента.
– Как вы оцениваете перспективы внедрения программных продуктов в России?
– Мы движемся в правильном направлении. Подтверждение тому – внимание правительства к развитию информационной отрасли в стране. Мне кажется, другого выхода просто нет, если мы хотим войти в число таких высокоразвитых государств, как США, Германия, Австрия и Великобритания. Существуют три компонента конкурентного преимущества: стратегия, структура и системы. Государство – это некая компания, где акционеры – население. У России существует определенная стратегия: удвоить ВВП и создать инфраструктуру для экономического роста. Структура должна соответствовать стратегии, поэтому сейчас проводится административная реформа. При этом изменения практически не коснулись сферы систем управления, регулирующих государственную деятельность. Именно здесь и не обойтись без автоматизированной системы управлениям государственными органами власти.
Справка «Бюджета»
Борис ВОЛЬПЕ – директор по маркетингу SAP в странах СНГ и Балтии.
Родился в 1965 г. в Барнауле.
В 1988 г. окончил Алтайский технологический университет по специальности физика пластической деформации материалов.
В 1991 г. окончил аспирантуру Института структурной макрокинетики Российской академии наук (РАН).
Доктор технических наук, член Нью-Йоркской академии наук.
Автор 180 публикаций и монографии по физике, имеет более 70 авторских свидетельств.
В 2003 г. получил степень MBA в бизнес-школе Открытого университета (Open University Business School).
Эксперт по развитию и стратегии бизнеса, создатель ряда известных на рынке бизнес-моделей.
Принимал участие в развертывании российского бизнеса крупных международных компаний, таких как Mars LLC, RJ Reynolds, Japan Tobacco International.
Один из создателей розничного бизнеса Альфа-Банк Экспресс.
Беседовал Дмитрий КОЖЕВНИКОВ