25 апреля 2024 года
Бюджетная политика№6 июнь 2005 — 20 июня 2005

Вынуждены исполнять, создавая свое. Предварительные итоги казначейского исполнения бюджетов в регионах (на примере Омской области)

Омская область

Версия для печати 5173 Материалы по теме

Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее — Программа) предусмотрено завершение перс-хода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней до 1 января 2005 года. В этой связи субъектами РФ проведены углубленные мероприятия по ее внедрению. Тем не менее, с момента принятия Программы не был определен методологический центр ее управления, К великому сожалению, таковым не стало и Федеральное казначейство.

фролова
В субъектах РФ начали внедряться различные системы казначейского исполнения бюджета. При этом Министерство финансов РФ, также не выступив методологическим центром, лишь иногда выражало свое субъективное мнение о внедрении тех или иных программ. Государственного программного продукта, подготовленного для единообразия исполнения, учета и отчетности, также не было ни предложено, ни разработало.
Многие изменения последних лет в Бюджетном кодексе РФ по существу заменили существенные, ключевые базовые категории в науке и организации бюджетного процесса.
В этой связи Омская область до перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов достаточно глубоко проанализировала накопленный опыт и сложившуюся практику многих субъектов РФ. В результате контракт о выполнении работ по созданию программного продукта по автоматизации процесса исполнения областного, местного и консолидированного бюджетов Омской области был заключен с ООО «Координационный центр «Система». 
При отсутствии федеральных стандартов казначейского исполнения бюджетов, выбор данной программы был обусловлен тем, что в автоматизированной системе управления бюджетным процессом (далее — АСУ БП), в отличие от других программных продуктов, были реализованы задачи и направления, которые были постав-' лены на федеральном уровне для эффективного управления финансами при реализации казначейского исполу нения федерального бюджета.
К таким задачам, реализованным в АСУ БП, относится своевременное; доведение в электронном виде до распорядителей (получателей) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, учет всех операций со средствами бюджетов в рамках бюджетной классификации Российской Федерации, учет всех денежных обязательств бюджетных учреждений по осуществлению расходов как по бюджетным, так и по внебюджетным средствам, учет кредиторской задолженности. Нас привлекло решение задачи эффективного управления финансовыми ресурсами на едином счете казначейства в целях использования свободных остатков бюджетных средств для покрытия дефицита бюджетов и управления государственным и муниципальным долгом.
АСУ БП решает чрезвычайно актуальную задачу обеспечения управляемости и подконтрольности финансовых ресурсов, оперативного использования информации о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
Данная система позволила нам достигнуть полной прозрачности расходов, обеспечить наличие информации, необходимой для управления бюджетными ресурсами на областном уровне, в настоящее время мы начали внедрять АСУ БП в муниципальных образованиях Омской области.
Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Омской области предоставляется достоверная и оперативная информация о том, какие результаты получены
в рамках исполнения тех положений, которые были установлены областным законом и решениями органов местного самоуправления о бюджете. Данная информация может быть получена ежедневно в любом разрезе, вплоть до каждого бюджетного учреждения.
Благодаря внедрению АСУ БП серьезно расширяются возможности финансовых служб Омской области по управлению и контролю бюджетным процессом. При этом все операции на всех стадиях бюджетного процесса осуществляются в строгом соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Управление бюджетным процессом и регионе осуществляется в едином информационном программном комплексе, начиная от формирования областного и местных бюджетов, их исполнения, заканчивая формированием I! автоматизированном режиме отчетов об исполнении бюджетов, включая консолидированный бюджет Омской области.
Реализуемая программа казначейского исполнения бюджетов позволила существенно улучшить качество и «прозрачность» утвержденных бюджетов, буквально сканировать движение денежных средств на каждый день в случае необходимости.
АСУ БП позволяет осуществлять электронный документооборот между всеми участниками бюджетного процесса, что исключает многократное повторение ввода данных, снижая трудоемкость работы и вероятность ошибок.
Использование эффективной системы управления финансами в регионе позволило стабилизировать финансово-экономическое положение Омской области.
Регулярно, в полном объеме и в установленные сроки финансируется не только заработная плата и расходы социального характера, но и расходы капитального характера. Более того, Омская область существенно погасила свои долговые обязательства и не прибегала к услугам кредитных учреждений, тогда как прежде кредитные заимствования в регионе имели системный и хронический характер.
Как известно, финансово-экономическая стабилизация региона выступает катализатором экономических процессов, фактором, повышающим их сложность и многогранность. В этом отношении увеличивается потребность в использовании АСУ БП как инструмента своевременного реагирования и реализации изменяющейся экономической и, в том числе, бюджетной политики.
Внедряемая для практического использования система разработана и представлена как комплексная модель системного управления финансовыми потоками в регионе. Впервые сформирована и внедрена система мониторинга заключенных договоров в разрезе поставщиков и номенклатуры продукции (работ и услуг), закупаемой для бюджетной сферы. Оперативный контроль, а также аналитическая работа в отраслях бюджетной сферы но зарегистрированным в программе договорам с поставщиками позволили существенно сократить имеющуюся в отраслях кредиторскую задолженность и предотвратить ее дальнейший рост, влиять на неуправляемый рост цен.
Предложенный программный продукт отличается высокой степени методологического сопровожден которое сегодня практически отсутствует в практике Федерального казначейства.
К несомненным достоинства программы следует отнести Методическое пособие и подробное Руководство пользователя, разработанные для муниципальных образований в части исполнения каждой опера: бюджетного процесса. Разработчики предоставляют проекты нормативных правовых актов по организации: бюджетного процесса и управленческому учету исполнения бюджетов для последующего утверждения opганами исполнительной власти, подготавливают предложения по совершенствованию законодательства в области бюджетных правоотношений, а также оперативно дорабатывают программный продукт с учетом динамично меняющегося бюджетного законодательства, что обеспечивает стабильную работу финансовых органов области.
Безусловно, внедрение и использование АСУ Б17 является качественно новым уровнем управления финансами и, как следствие, экономикой региона. Вместе с тем, в нашем сотрудничестве существуют реальные перспективы для дальнейшего динамичного развития, требующие последовательной конструктивной работы в реализации новых технологически решений.
Другая проблема, стоящая на сея дня еще более остро, — это новшеств, в бюджетном учете.
Постановлением Правительства I РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах! по повышению результативности бюджетных расходов» одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации I в 2004—2006 годах, содержащая от- 1 дельные концептуальные направления реформирования бюджетного учета в целях повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными' средствами, такие как:
— применение метода начислений, который, в отличие от кассового метода учета, должен дать полное представление об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, позволить оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость оказываемых государством услуг и затраты па возможное приобретение указанных услуг на рынке;
-создание единою плана счетов бюджетного учета, включающего информацию обо всех операциях — текущих (доходы и расходы), инвестиционных (операции с нефинансовыми активами) и финансовых (операции с финансовыми активами и обязательствами) для оценки влияния сектора государственного управления на другие
шторы экономики;
-интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией для оценки влияния решений,принимаемых в налогово-бюджетной
ре, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета.
Переход к новой системе учета предполагалось осуществить путем разработки и утверждения общих стандартов бюджетного учета и отчетности с предоставлением права органам исполнительной власти разных уровней и администраторам бюджетных средств вести з рамках этих стандартов управленческий учет.
Приказом Министерства финансов РФ от 1 июня 2004 г. №  180 была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, основные направления которой относятся ко всем отраслям |и сферам экономики, в том числе 'ж к бюджетной сфере.
В рамках данной Концепции предусмотрено, что изменения в бухгалтерском учете и отчетности должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
В то же время приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее — Инструкция № 70н), согласно которой переход к ее применению должен быть осуществлен па всех уровнях бюджетной системы до 1 октября 2005 года.
К сожалению, отсутствие фундаментальной проработки концептуальных вопросов бюджетного учета научным и профессиональным сообществом, без учета общности и тенденции развития национальных достижений, замкнутость коллектива разработчиков и отсутствие реальных процедур гласности и публичности в вопросах методологии привели к малоэффективным результатам. При ее практической реализации способны проявиться проблемы достижения необходимого качества бюджетного учета и слабости системы контроля достоверности отчетности.
На наш взгляд, в настоящее время субъекты РФ стоят перед серьезными проблемами как организационного, так и финансового характера, возникающими в связи с одновременными изменениями бюджетного законодательства и реализацией закона о местном самоуправлении с 1 января 2006 года.
С 2005 года применена новая бюджетная классификация, существенно измененная по сравнению с ранее действовавшей, которая повлекла за собой затраты субъектов РФ и органов местного самоуправления на доработку информационных систем, обслуживающих исполнение бюджета в финансовых органах и бюджетных учреждениях.
Не следует забывать, что реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ по монетизации социальных льгот также потребовала от субъектов РФ значительных финансовых ресурсов и организационных мер.
Напротив, внедрение новой Инструкции не допускает неавтоматизированного ведения учетных операций. Для автоматизации нового учета требуется не только заменить все программные продукты, но и многие технические средства во всех финансовых органах и в каждом бюджетном учреждении, что приведет к значительным финансовым и материальным затратам, которые никем не просчитаны и не учтены Федерацией в межбюджетных отношениях на 2005 год. В особенности это катастрофично для муниципальных образований, где на поселенческом уровне практически отсутствуют компьютеры и соответствующее программное обеспечение.
Другая сторона проблемы состоит в том, что авторы реформы в своих выступлениях призывают воссоздавать систему централизованных бухгалтерий там, где она была ликвидирована.) А это опять дополнительные финансовые вложения и оргмероприятия,
Кроме того, в случае реализации рекомендации Минфина России o co здании в субъектах РФ Методологических советов по бюджетному учету! помимо их противоречия ст. 165 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой методологическое обеспечение! бухгалтерскому учету и отчетности входит в полномочия Минфина России, необходимо не забывать о печальном опыте создания методологии казначейского исполнения субфедеральных бюджетов.
Вспомним недавнее прошлое. Попытки разработки федеральных стандартов в этой области оказались безрезультатными. В связи с ограничен-) костью сроков перехода на казначейское исполнение бюджетов многие peгионы и муниципальные образования выполняя положения Бюджетного кодекса РФ и Программы развития бюджетного федерализма, несмотря на отсутствие единых федеральных стандартов, были вынуждены разрабатывать собственные методики казначейского исполнения бюджета и управления финансовыми ресурсами. При этом разработчики Инструкции по бюджетному учету, создавая новую систему бюджетного учета для всей страны, не провели исследования фактического положения дел в области бухгалтерского учета в регионах, оценку применяемых методик и не учли в своих разработках их позитивный опыт.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно