Реформы№6 июнь 2005 — 20 июня 2005

Реформирование бюджетного учета на уровне муниципального образования.

Версия для печати 7896 Материалы по теме

Значительные изменения в экономической жизни страны, реалии сегодняшнего дня остро поставили вопрос о необходимости проведения реформы бюджетного учета. Важность данного вопроса отражает и тот факт, что о необходимости реформ сказано в Бюджетном послании Президента России.

Принятие в 2004 году Правительством РФ пакета документов, касающихся бюджетного процесса и бюджетного учета и отчетности, должно привести к повышению результативности бюджетных расходов, разработке и использованию методов финансирования расходов, ориентированных на результат.
В Саратове начата активная работа по переходу к новому методу бюджетного планирования — бюджетированию, ориентированному на результат, реформированию бюджетного учета, переподготовке учетного персонала, освоению новых прикладных продуктов, обучению администраторов программ.
Данному этапу реформирования предшествовала большая работа комитета по финансам администрации города по совершенствованию финансового процесса на уровне муниципального образования.
В 1997 году с целью осуществления единой политики по исполнению бюджета, обеспечения более оперативного управления средствами городского бюджета в период острой недостаточности денежных средств проведена реорганизация финансовых органов города, введен единый бюджет города.
Преимуществом введенного единого бюджета стало:
— более рациональное и планомерное осуществление единой финансовой политики в городском хозяйстве;
— возможность производить перераспределение полученных доходов между районами города;
— появилась возможность проведения взаимных расчетов по задолженности районных администраций за поставленную продукцию, работы, услуги в счет налоговых платежей других районов;  
— обеспечивалась равномерная выплата заработной платы работникам социальной сферы в целом по городу и но другим защищенным статьям;
— оперативно осуществлялись расчеты за толливно-энергетические ресурсы в объемах, утвержденных в городском бюджете;

- усилился контроль за ценовым и эффективным расходованием бюджетных средств через ведение единой тарифной и ценовой Iполитики в городе;
- введение учета долговой нагрузки и реструктуризации задолженности.
Начиная с 2001 года, город принимал непосредственное участие в программе реформирование системы управления финансами I в Саратовской области
В результате проводимых мероприятий достигнут ряд положительных моментов, а именно:
- исполнение бюджета но доходам осуществляется исключительно в денежной форме;
- налажены договорные отношения и электронная связь с управлением Федерального казначейства по Саратовской области в целях более эффективного исполнения бюджета города;
- введено администрирование неналоговых доходов;
- ведется муниципальная долговая книга и так далее.
   Администрация города и комитет по финансам последовательно, в рамках своей компетенции, решают задачи по совершенствованию бюджетного процесса. В ноябре 2002 года принято решение Саратовской городской думы
О Положении "О бюджетном  процессе в городе Саратове"», которое регламентировало бюджетную систему и бюджетный процесс  в городе.
В 1997 году в комитете но финансам было начато комплексное внедрение информационных технологий. За период с 1997 но 2004 год парк компьютеров вырос в 32 раза, они были объединены корпоративную локальную сеть, обеспечивающую связь не только при комитета, но и с районными финансовыми отделами и управлениями администрацией города, главными распорядителями бюджетных средств, Банком России и управлением Федерального казначейства по Саратовской области.
С 1999 года внедрена автоматизированная система планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета, в которой работают все отделы комитета, формируя единую информационную базу данных.
С февраля 1999 года в Саратове началось внедрение казначейской системы исполнения бюджета.
Если на первых этапах (1999— 2000 гг.) работа в основном была нацелена па перевод бюджетополучателей на эту систему и решение всех организационных вопросов, то с 2001 года поставлены задачи совершенствования казначейского исполнения бюджета в рамках Бюджетного кодекса. С 2001 года с целью упорядочения расходов бюджета, повышения прозрачности финансовых потоков начата работа по постановке на учет принятых бюджетополучателями денежных обязательств по отдельным кодам экономической классификации: топливно-энергетические ресурсы, вода, медикаменты, питание, капвложения, капремонт.
В 2002 году комитетом по финансам был определен порядок регистрации исковых требований, поступающих в адрес получателей средств бюджета города, начата работа по регистрации исполнительных листов. Регистрация исполнительных листов позволила управлять процессом исполнения исковых требований, предъявляемых к учреждениям социальной сферы, и исключила из практики случаи, когда службой судебных приставов списывались средства со счета бюджета в бесспорном порядке.
В числе первых городов России Саратов в лице комитета по финансам ставил задачи по совершенствованию работы по казначейской системе. В частности, начиная с 2002 года проводится работа с банком но осуществлению перехода па электронный документооборот. Этому предшествовала большая работа по техническому оснащению, тестированию рабочих мест в комитете по финансам, и только в апреле 2004 года эта проблема была решена. С этого момента в комитете по финансам осуществляется электронный документооборот, что обеспечивает качественно новый уровень подготовки платежных документов и сокращение сроков прохождения финансовых потоков.
Комитетом по финансам администрации города в 2002—2003 годах после принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях был разработан проект решения Саратовской городской думы «О Порядке применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства исполнительными органами местного самоуправления муниципального образования город Саратов». Однако отсутствие соответствующего нормативного документа об административной ответственности на региональном уровне не позволило принять данное решение.
Закон Саратовской области по данному вопросу был принят в ноябре 2004 года. Однако принятый закон также не позволяет в полной мере муниципальному образованию воспользоваться полномочиями в области применения мер принуждения, определенных Бюджетным кодексом РФ, так как в нем не оговорены права должностных лип органов, исполняющих местный бюджет, в части составления протоколов об административных правонарушениях в бюджетной сфере.
В связи с вышеизложенным, администрацией города в адрес Саратовской городской думы подготовлен проект решения о внесении на рассмотрение в порядке законодательной инициативы в областную думу проекта закона Саратовской области «О внесении дополнений в Закон Саратовской области от 24 ноября 2004 года № 61-ЗСО "Об административной ответственности в бюджетной сфере"».
Бюджет 2005 года является началом кардинальной реформы бюджетной системы. Муниципалитетом систематически проводится работа в данном направлении. Принято постановление мэра города «О Плане мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах на территории города Саратова». Заслушаны доклады распорядителей средств бюджета города о результатах и планах деятельности в целях реформирования бюджетной процесса, проведен мониторинг действующей бюджетной сети. Проанализированы функции органов исполнительной власти с целью выявления дублирующих функций и функций, не относящихся к вопросам местного значения.
В результате проделанной работы, сокращения штатной численности органов исполнительной власти проводились путем слияния, реорганизации или ликвидации структурных подразделений администрации с приданием им статуса муниципальных учреждений.
Бюджет города на 2005 год составлен в соответствии с классификацией, разработанной Министерством финансов РФ, структура которой детализирована с учетом потребностей бюджета города, что является одним из направлений реформирования бюджетного процесса. Разработана ведомственная структура расходов бюджета на 2005 год по 22 главным распорядителям средств бюджета города.
При подготовке проекта бюджета города на 2005 год применены новые тенденции и подходы к формированию проекта бюджета города, формированию бюджетных заявок.
Комитетом по финансам в связи с введением в действие приказов Министерства финансов России от 26 августа 2004 года  №70н « Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» и от 10 декабря 2004 года № 114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в 2004 году проведен ряд совещаний но вопросам реформирования бюджетного учета: проработке проекта предлагаемых Инструкций, особенностям порядка нумерации счетов единого плана счетов бюджетного учета и другим вопя сам, которые претерпели изменения в системе учета ЕСН.
Всем бюджетным организациям были розданы методические  рекомендации но подготовке в текущем периоде мероприятий по  переходу и правильному применению Инструкции в переходный период. Был подробно разобран 1 порядок использования указаний по применению бюджетной классификации РФ.
В декабре 2004 года была проведена коллегия при мэре города,  по результатам которой вынесено решение «О работе структурных подразделений администрации города по реформированию бюджетного учета и отчетности». В качестве основных задач коллегия oопределила:
— проведение организационной работы с администраторами поступлений в бюджет в части местных налогов, зачисляемых в бюджет города;
— осуществление контроля над процессом автоматизации бюджетного учета по исполнению   бюджета;
— обучение бухгалтерского персонала;
— техническое оснащение учетного процесса;
— взаимодействие с разработчиками программных продуктов с целью обеспечения эффективности работы.

Поделиться