Версия для печати 3611 Материалы по теме
В качестве одного из важнейших механизмов подготовки и успешной реализации 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мы рассматриваем механизм активизации и стимулирования муниципального сообщества края к достижению целей реформы.

Начну с обратной связи. С диалога.
Отрабатывая финансовую составляющую реформы, мы провели несколько экспертных опросов руководителей всех муниципальных образований Ставропольского края. Опросы касались содержания самого 131- ФЗ (когда его проект обсуждался в стране), проекта Бюджетного кодекса в части регулирования межбюджетных отношений и др. Отдельный опрос был посвящен вопросам реформирования муниципальных финансов в крае.
Вопросов было задано много. В некоторых анкетах их число доходило до тридцати. Получены сотни ответов, ответов разных, зачастую  с прямо противоположными оценками. Но на главный вопрос мы получили убедительный ответ большинства: 93 % руководителей муниципальных образований Ставропольского края поддерживают реформу местного самоуправления. Эта позиция в значительной степени определила глубину и темпы муниципальной реформы в крае.

О муниципальных конкурсах. Ставропольский край – один из победителей конкурса Всемирного банка по реформированию региональных финансов. Этот замечательный опыт мы перенесли в муниципальную среду края. Первый конкурс был объявлен для всех муниципальных образований не зависимо от их типа.
Есть первые победители, есть первые результаты. Самый главный из них – осознание участниками собственной ответственности и реальной возможности существенно улучшить дело. Наши победители – это руководители нового типа: с высоким уровнем правовой и финансовой культуры, способные к качественно иному уровню работы. Успех реформы будет обеспечен, прежде всего, такими руководителями. Материальное стимулирование победителей  конкурса позволило им поднять на новый технический уровень оснащенность всех муниципальных служб и профессиональную квалификацию муниципальных служащих.
Вместе с тем, проведенный относительно условий конкурса опрос выявил и изъяны в его организации: нельзя объединять на одних и тех же конкурсных условиях города с полумиллионной численностью населения и малочисленные сельские поселения. Так, руководители городских округов и муниципальных районов при опросе подтвердили  свою готовность (71 %) участвовать в сложных  конкурсных процедурах с разработкой многоэтапных программ реформирования. Но более половины руководителей поселений справедливо сочли неприемлемой эту форму соперничества. Поэтому мы подготовили новые условия проведения очередного конкурса для каждого типа муниципалитета.
На сегодня уже объявлен конкурс для городов и районов края. Число желающих участвовать в них возросло в несколько раз! Это говорит о правильности принятых решений. А это значит, что в ряды активных реформаторов местного самоуправления вольются свежие силы.
В крае завершается подготовка  Концепции новой Программы социально-экономического развития и финансовой стабилизации Ставропольского края до 2010 года. В ней впервые появился раздел «Реформирование местного самоуправления и его экономической базы». Тем самым определена базисная роль местного самоуправления в обеспечении социального и экономического прогресса Ставрополья.

С. Ушаков,
президент Союза муниципальных образований  Ставропольского края

Поделиться