Омская область вышла на новые показатели исполнения бюджета. Это связано с положительными изменениями в развитии экономики.
– Министерство финансов Омской области образовано 23 января 2004 года путем преобразования КФиК Омской области. Расскажите, чем раньше занимался Комитет и чем сейчас занимается Министерство финансов?
– Финансовое управление Администрации Омской области было преобразовано в Комитет финансов и контроля Омской области в июле 1998 года. Согласно Положению основными задачами Комитета являлись совершенствование областной бюджетной системы, обеспечение устойчивости финансов Омской области, рационального, целевого и эффективного использования бюджетных средств, привлечение финансовых инвестиций, исполнение областного бюджета и контроль за целевым использованием выделенных из областного бюджета ассигнований. Из задач соответственно вытекали и основные функции.
Что касается Министерства финансов Омской области, то ему чуть более года. И не стоит думать, что произошла лишь смена названия. Расширены как основные задачи Министерства, так и его функции.
– Назовите, пожалуйста, эти основные задачи Министерства финансов Омской области.
– Это обеспечение проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики области, разработка методики формирования областного бюджета и межбюджетных отношений в Омской области на очередной финансовый год. Также мы отвечаем за организацию исполнения и исполнение областного бюджета, обеспечиваем реализацию полномочий Губернатора и Правительства Омской области в финансовой, бюджетной и налоговой сферах.
– Как известно, руководством Омской области в 2003 году было принято решение о создании в структуре Минфина Омской области Контрольно-ревизионного управления. Прецедент, скажем прямо, нечасто встречающийся…
– Время показало, что принятие этого решения было очень своевременным и весьма актуальным. КРУ стало той самой боевой единицей, которая позволяет нашему региону осуществлять финансовый контроль за деятельностью получателей бюджетных средств, соблюдением ими финансовой дисциплины.
– И уже есть результаты?
– Конечно. Министерством финансов Омской области в 2004 году проведено 128 контрольных мероприятий. Выявлено нарушений финансово-бюджетной дисциплины на общую сумму 1885,7 млн. рублей, в том числе нецелевого использования на 326,2 млн. Согласитесь, суммы внушительные. А если к тому же вспомнить, что финансовыми органами муниципальных образований Омской области в прошлом году установлено нецелевое использование средств муниципальных бюджетов на сумму 4,8 млн. рублей – а это в двадцать с лишним раз меньше сумм, выявленных КРУ Минфина Омской области! – тогда, как говорится, все становится ясным и понятным: создание КРУ как подразделения Минфина области оправдано делом.
– А какие меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства использует Контрольно-ревизионное управление?
– Все зависит от степени и от тяжести нарушения. Так, 26 руководителям проверенных учреждений и органов исполнительной власти направлены представления об устранении выявленных нарушений, приняты меры по возвращению в областной бюджет 188966,7 тыс. рублей. Наши специалисты установили механизм взаимодействия с финансовыми органами муниципальных образований при проведении ревизионной работы в части предоставления отчетности и передаче фактов нарушений в использовании средств областного бюджета. Благодаря этому, в региональном бюджете восстановлено 427,1 тыс. рублей. Упорядочены взаимоотношения с Контрольно-счетной палатой Омской области, налажено более четкое взаимодействие с правоохранительными органами – Прокуратурой и УВД. За всеми этими действиями стоят миллионы возвращенных в казну живых денег. Как видите, деятельность КРУ во многом способствует соблюдению и укреплению бюджетной дисциплины. А это – главное.
– Каковы итоги исполнения бюджета области в 2004 году? Что позитивного удалось сделать и какие проблемы возникали?
– Подводя итоги исполнения бюджета Омской области за истекший год, можно сказать, что в 2004 году удалось выйти на новые качественные показатели исполнения бюджета. Прежде всего, это связано с заметными изменениями в развитии экономики. Общие результаты социально-экономического развития Омской области можно считать положительными. По многим показателям они оказались заметно выше не только нормативных значений, учтенных в расчетном прогнозе социально-экономического развития, но и уровня, достигнутого за несколько последних лет. А эти годы были достаточно успешными для Омской области.
– Если можно, расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Например, какое место в 2004 году заняла Омская область среди регионов Сибирского федерального округа?
– Среди 12 регионов округа Омская область в прошлом году заняла 4 место по удельному весу собственных доходов на душу населения. Первое место занимает Красноярский край, последнее – Республика Тыва.
В 2004 году консолидированный бюджет Омской области получил 33 млрд., рублей доходов, или 109,8 процента уточненных годовых назначений, из них объем налоговых и неналоговых доходов составил 28 млрд., рублей, или 111,8 процента. В областной бюджет поступило 22 млрд., рублей и в бюджеты муниципальных образований – 6 млрд., рублей.
По сравнению с прошлым годом поступления налоговых и неналоговых доходов увеличились в 2 раза, то есть на 92,3 процента. А в абсолютном выражении – на 14 млрд., рублей.
– Благодаря чему удалось достигнуть столь впечатляющих результатов?
– Такой результат обусловлен увеличением в 2004 году поступлений в бюджет Омской области налога на прибыль организаций в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства. В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета области большая доля приходится на налоговые доходы и составляет 89,7 процента. При этом необходимо отметить существенные различия в структуре налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы, вызванные различием в закреплении доходных источников.
– Перешла ли область на казначейское исполнение бюджета?
– В настоящее время все получатели средств областного бюджета, расположенные на территории города Омска, финансируются через областное казначейство.
Результаты работы Минфина области и финансовых органов муниципальных образований позволяют сделать вывод о том, что сегодня необходим оперативный контроль за прохождением и использованием бюджетных средств, обеспечивающих «прозрачность» бюджета, путем создания независимой системы внутреннего контроля. Как показывает практика, наиболее эффективным механизмом такого контроля является система казначейского исполнения бюджета. В Омской области после ряда организационно-технических мероприятий был осуществлен перевод главных распорядителей и получателей средств областного бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета последовательно, в три этапа.
– И какие проблемы возникли при переводе учреждений на казначейскую систему?
– Прежде всего, обозначилась проблема четкой организации работы по санкционированию расходов бюджета. При казначейской системе резко возрастает роль качественного формирования бюджетной росписи и управления ею. Практика областного казначейства показала, что с первых дней перехода на казначейскую систему исполнения бюджета резко возросло количество документов по изменению росписи расходов. Министерству финансов приходится постоянно вносить изменения в утвержденную роспись и лимиты бюджетных обязательств. Это свидетельствует о некачественном планировании расходов бюджетных учреждений, отсутствии увязки бюджетных ассигнований с конкретными обязательствами и сроками их выполнения.
– Эта проблема единственная?
– Нет, другой немаловажной проблемой является качество оформления и своевременность представления документов на оплату принятых денежных обязательств. На основании трехмесячного опыта работы по казначейской системе можно говорить об основных причинах возврата документов на оплату расходов, что происходит на сегодняшний день практически в 25 процентах случаев.
– Почему это происходит?
– По нескольким причинам. Из-за ошибок в заполнении платежных поручений на оплату, несоответствия представляемых документов платежным поручениям. Также в списке недочетов - несоответствие представляемых документов бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.
Третья проблема – это информационное обеспечение главных распорядителей. Работа по планированию и исполнению бюджета в рамках казначейской модели исполнения невозможна без соответствующей техники. Каждое рабочее место экономиста или бухгалтера должно быть оборудовано современным компьютером, иначе о качественном выполнении работы не может идти и речи.
– Можно ли говорить о масштабных итогах внедрения казначейской системы в Омской области?
– Утверждать это пока рано, хотя положительные результаты видны уже сейчас.
Во-первых, концентрация бюджетных средств на едином счете, с которого осуществляются все расходы областного бюджета, позволила поставить под контроль все бюджетные средства и сократить время продвижения денежных средств до поставщиков товаров и услуг.
Во-вторых, наличие предварительного контроля расходов на стадии платежа позволяет исключить нецелевое использование бюджетных средств. Каждый платеж от имени и по поручению получателей бюджетных средств санкционируется непосредственно в Министерстве финансов и, в случае очевидности нецелевого расхода, автоматически блокируется. Статьей 215 Бюджетного кодекса РФ казначейское исполнение бюджетов признано единственно допустимым для всех уровней бюджетной системы. Поэтому следующей задачей должно стать внедрение казначейской системы и на уровне муниципалитетов.
– Что-то уже делается для этого?
– Министерством финансов были разработаны и направлены в адрес муниципальных образований рекомендации по составлению планов мероприятий. Первоочередной задачей было создание рабочей группы и утверждение плана первоочередных мероприятий по подготовке к переходу на казначейскую систему.
Во всех районах на сегодняшний день приняты правовые акты органов местного самоуправления о подготовке к переходу на казначейскую систему и созданию рабочих групп. Планы мероприятий согласованы с Министерством финансов области и приняты к исполнению. Прежде всего, перевод местных бюджетов на казначейское исполнение потребует пересмотра действующей правовой базы в целях регламентации бюджетного процесса муниципальных образований в рамках казначейской системы. Соответствующие поправки необходимо внести в уставы муниципальных образований, в их положения о бюджетном процессе, в решения о бюджете на очередной финансовый год. В данных документах должны быть четко прописаны все этапы исполнения бюджета, характерные для казначейской системы.
– Каких позиций прежде всего коснутся новшества?
– В первую очередь, вопросов открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств, утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Этими изменениями в правовые акты необходимо четко отстроить систему взаимоотношений и подчиненности по иерархии. Любой получатель средств местного бюджета должен четко осознать, что он не является их собственником, и любое бюджетное учреждение полностью подотчетно и подконтрольно финансовому органу и своему распорядителю бюджетных средств.
– Каковы налоговые и неналоговые доходы бюджета области?
– Из федеральных налогов в консолидированный бюджет Омской области поступают налоги, предусмотренные налоговым законодательством РФ. Это налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами – водными биологическими ресурсами, госпошлина за некоторые виды действий.
Из региональных налогов, поступающих в консолидированный бюджет Омской области в размере 100%, можно назвать налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог, земельный, налог на имущество физических лиц.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами и муниципальными образованиями. Сюда же идут платы за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
– Назовите, пожалуйста, суммы.
– В 2004 году в консолидированный бюджет Омской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 28125506 тыс. руб., в том числе налоговых доходов 26019297 тыс. руб. (92,5 %) и неналоговых доходов 2106209 тыс. руб. (7,5 %). Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета Омской области в 2004 году занимал налог на прибыль (58,0%), налог на доходы физических лиц (19,5 %), акцизы (8,2%), налоги на имущество (4,2%).
– Какие меры принимаются относительно должников?
– Отвечая на этот вопрос, необходимо охарактеризовать все направления, по которым проводится данная работа.
Стратегический курс в этом направлении определяет, безусловно, правительство. В первую очередь, значительным резервом увеличения налоговых платежей является гашение недоимки налогоплательщиками. В тактическом плане – это работа финансовых и налоговых органов по применению к должникам всех мер принудительного воздействия, предусмотренных законодательством, в том числе и репрессивного характера.
– Приведите, пожалуйста, конкретный пример.
– Например, используется право приостановления операций по счетам. Так, в 2004 году налоговыми инспекциями было направлено в банки 5902 решения о приостановлении операций по счетам. Производился арест имущества. Эта мера в прошлом году была применена к 1800 юридическим лицам на общую сумму 4266 млн. руб. Так же направляются постановления о проведении ареста имущества. В течение 2004 года было направлено 1193 постановления. Службами судебных приставов возбуждено 794 исполнительных производства на 602,4 млн. руб. Был произведен 101 арест имущества на 80,2 млн. руб. В арбитражный суд направляются требования о возбуждении процедуры банкротства. Таких требований было направлено на общую сумму 864, 2 млн. руб. Процедура банкротства возбуждена в отношении 260 юридических лиц.
– Какое второе направление работы с должниками?
– Вторым направлением являются мероприятия, проводимые межведомственной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданной распоряжением Губернатора.
За последние два года участниками этой программы стали 280 сельхозпредприятий, включая 5 крестьянских (фермерских) хозяйств. Сумма кредиторской задолженности, попавшей под реструктуризацию по состоянию на начало 2005 года, составляет 2,3 млрд. руб., из них около 1,6 млрд. рублей – это пени и штрафы. Из последней суммы сельхозпредприятиям списано около 1,4 млрд. рублей.
– Что дает участие в этой программе?
– Во-первых, увеличился удельный вес сельскохозяйственных организаций со стабильным и переходным уровнем финансовой устойчивости с 63% до 76%. На повышение фонда оплаты труда, снижение кредиторской задолженности направлено около 840 млн. руб.
Во-вторых, участие в программе финансового оздоровления дало возможность остановить изъятие основных и оборотных средств по искам ко многим сельскохозяйственным организациям области, особенно хозяйствам северной и северо-степной зон.
Предприятиями, участвующими в программе финансового оздоровления, стали интересоваться инвесторы.
– Кто вносит основной вклад в областной бюджет, какое предприятие?
– Кампания «Сибнефть» на 89% формирует доходную часть областного бюджета.
– В 2006 году начнется формирование бюджетов поселений.
– Да, и в связи с этим вновь образуемые органы местного самоуправления обязаны ввести реестры расходных обязательств. Предстоит большая планомерная работа по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это и составление собственных бюджетов действующих обязательств, и принятие серьезных изменений в структуре бюджетного сектора, и оценка эффективности работы бюджетных учреждений. А кроме того, это определение мер, позволяющих более рационально использовать средства местных бюджетов на содержание действующей сети, и ряд других очень важных задач. Все они весьма серьезные и требуют качественного подхода к своему решению.
– В этой связи уместно сказать и о кадровой проблеме.
– На наш взгляд, эта проблема уже давно переросла в государственную. Актуальна она и для регионов. Эскалация кадровой проблемы произойдет с 2006 года. Именно с этого периода каждое сельское поселение должно будет формировать и исполнять свой собственный бюджет. Соответственно должны будут созданы финансовые органы данных поселений.
Всем нам прекрасно известно, что и в настоящее время кадровый вопрос стоит остро. Для подготовки специалистов, которые будут работать во вновь образованных муниципальных образованиях, необходимо формировать органы власти таких образований. Министерство финансов Омской области со своей стороны готово помочь в организации обучения специалистов по бюджетным и налоговым вопросам, проведении для них обучающих семинаров.
Наталья Константиновна Фролова, заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр финансов Омской области.
Справка «Бюджета»
Родилась в с. Батареевка Называевского района Омской области.
В 1984 году окончила Алма-Атинский институт народного хозяйства по специальности «Финансы и кредит», в 1999 году – Омский государственный университет по специальности «Юриспруденция».
С 1997 года до настоящего времени совмещает научно-педагогическую деятельность с практической работой в финансовых органах.
В настоящее время является заместителем Председателя правительства Омской области, Министром финансов Омской области. Участвует в разработке и принятии законодательных норм и правовых актов по таким направлениям, как формирование и исполнение областного бюджета, совершенствование налогового и бюджетного законодательства, разработке социальных программ и программ социально-экономического развития и финансовой стабилизации.
17 декабря 2003 года защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук по теме «Основные направления укрепления финансов регионов (на примере Омской области)».
Читает лекционные курсы “Финансовое право” и “Бюджетная система РФ” в Омском государственном университете, в Омском государственном аграрном университете, Институте экономики и финансов, Всероссийском заочном финансовом институте, Омском филиале Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.
Руководит практикой студентов, курсовыми и дипломными работами.
Участник более 30 научно-практических конференций различного уровня.
Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001г.), награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1998г.), нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» (2001г.), почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации (2001г.).
Является автором шести монографий.
Замужем. Имеет двух взрослых сыновей.
– Министерство финансов Омской области образовано 23 января 2004 года путем преобразования КФиК Омской области. Расскажите, чем раньше занимался Комитет и чем сейчас занимается Министерство финансов?
– Финансовое управление Администрации Омской области было преобразовано в Комитет финансов и контроля Омской области в июле 1998 года. Согласно Положению основными задачами Комитета являлись совершенствование областной бюджетной системы, обеспечение устойчивости финансов Омской области, рационального, целевого и эффективного использования бюджетных средств, привлечение финансовых инвестиций, исполнение областного бюджета и контроль за целевым использованием выделенных из областного бюджета ассигнований. Из задач соответственно вытекали и основные функции.
Что касается Министерства финансов Омской области, то ему чуть более года. И не стоит думать, что произошла лишь смена названия. Расширены как основные задачи Министерства, так и его функции.
– Назовите, пожалуйста, эти основные задачи Министерства финансов Омской области.
– Это обеспечение проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики области, разработка методики формирования областного бюджета и межбюджетных отношений в Омской области на очередной финансовый год. Также мы отвечаем за организацию исполнения и исполнение областного бюджета, обеспечиваем реализацию полномочий Губернатора и Правительства Омской области в финансовой, бюджетной и налоговой сферах.
– Как известно, руководством Омской области в 2003 году было принято решение о создании в структуре Минфина Омской области Контрольно-ревизионного управления. Прецедент, скажем прямо, нечасто встречающийся…
– Время показало, что принятие этого решения было очень своевременным и весьма актуальным. КРУ стало той самой боевой единицей, которая позволяет нашему региону осуществлять финансовый контроль за деятельностью получателей бюджетных средств, соблюдением ими финансовой дисциплины.
– И уже есть результаты?
– Конечно. Министерством финансов Омской области в 2004 году проведено 128 контрольных мероприятий. Выявлено нарушений финансово-бюджетной дисциплины на общую сумму 1885,7 млн. рублей, в том числе нецелевого использования на 326,2 млн. Согласитесь, суммы внушительные. А если к тому же вспомнить, что финансовыми органами муниципальных образований Омской области в прошлом году установлено нецелевое использование средств муниципальных бюджетов на сумму 4,8 млн. рублей – а это в двадцать с лишним раз меньше сумм, выявленных КРУ Минфина Омской области! – тогда, как говорится, все становится ясным и понятным: создание КРУ как подразделения Минфина области оправдано делом.
– А какие меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства использует Контрольно-ревизионное управление?
– Все зависит от степени и от тяжести нарушения. Так, 26 руководителям проверенных учреждений и органов исполнительной власти направлены представления об устранении выявленных нарушений, приняты меры по возвращению в областной бюджет 188966,7 тыс. рублей. Наши специалисты установили механизм взаимодействия с финансовыми органами муниципальных образований при проведении ревизионной работы в части предоставления отчетности и передаче фактов нарушений в использовании средств областного бюджета. Благодаря этому, в региональном бюджете восстановлено 427,1 тыс. рублей. Упорядочены взаимоотношения с Контрольно-счетной палатой Омской области, налажено более четкое взаимодействие с правоохранительными органами – Прокуратурой и УВД. За всеми этими действиями стоят миллионы возвращенных в казну живых денег. Как видите, деятельность КРУ во многом способствует соблюдению и укреплению бюджетной дисциплины. А это – главное.
– Каковы итоги исполнения бюджета области в 2004 году? Что позитивного удалось сделать и какие проблемы возникали?
– Подводя итоги исполнения бюджета Омской области за истекший год, можно сказать, что в 2004 году удалось выйти на новые качественные показатели исполнения бюджета. Прежде всего, это связано с заметными изменениями в развитии экономики. Общие результаты социально-экономического развития Омской области можно считать положительными. По многим показателям они оказались заметно выше не только нормативных значений, учтенных в расчетном прогнозе социально-экономического развития, но и уровня, достигнутого за несколько последних лет. А эти годы были достаточно успешными для Омской области.
– Если можно, расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Например, какое место в 2004 году заняла Омская область среди регионов Сибирского федерального округа?
– Среди 12 регионов округа Омская область в прошлом году заняла 4 место по удельному весу собственных доходов на душу населения. Первое место занимает Красноярский край, последнее – Республика Тыва.
В 2004 году консолидированный бюджет Омской области получил 33 млрд., рублей доходов, или 109,8 процента уточненных годовых назначений, из них объем налоговых и неналоговых доходов составил 28 млрд., рублей, или 111,8 процента. В областной бюджет поступило 22 млрд., рублей и в бюджеты муниципальных образований – 6 млрд., рублей.
По сравнению с прошлым годом поступления налоговых и неналоговых доходов увеличились в 2 раза, то есть на 92,3 процента. А в абсолютном выражении – на 14 млрд., рублей.
– Благодаря чему удалось достигнуть столь впечатляющих результатов?
– Такой результат обусловлен увеличением в 2004 году поступлений в бюджет Омской области налога на прибыль организаций в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства. В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета области большая доля приходится на налоговые доходы и составляет 89,7 процента. При этом необходимо отметить существенные различия в структуре налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы, вызванные различием в закреплении доходных источников.
– Перешла ли область на казначейское исполнение бюджета?
– В настоящее время все получатели средств областного бюджета, расположенные на территории города Омска, финансируются через областное казначейство.
Результаты работы Минфина области и финансовых органов муниципальных образований позволяют сделать вывод о том, что сегодня необходим оперативный контроль за прохождением и использованием бюджетных средств, обеспечивающих «прозрачность» бюджета, путем создания независимой системы внутреннего контроля. Как показывает практика, наиболее эффективным механизмом такого контроля является система казначейского исполнения бюджета. В Омской области после ряда организационно-технических мероприятий был осуществлен перевод главных распорядителей и получателей средств областного бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета последовательно, в три этапа.
– И какие проблемы возникли при переводе учреждений на казначейскую систему?
– Прежде всего, обозначилась проблема четкой организации работы по санкционированию расходов бюджета. При казначейской системе резко возрастает роль качественного формирования бюджетной росписи и управления ею. Практика областного казначейства показала, что с первых дней перехода на казначейскую систему исполнения бюджета резко возросло количество документов по изменению росписи расходов. Министерству финансов приходится постоянно вносить изменения в утвержденную роспись и лимиты бюджетных обязательств. Это свидетельствует о некачественном планировании расходов бюджетных учреждений, отсутствии увязки бюджетных ассигнований с конкретными обязательствами и сроками их выполнения.
– Эта проблема единственная?
– Нет, другой немаловажной проблемой является качество оформления и своевременность представления документов на оплату принятых денежных обязательств. На основании трехмесячного опыта работы по казначейской системе можно говорить об основных причинах возврата документов на оплату расходов, что происходит на сегодняшний день практически в 25 процентах случаев.
– Почему это происходит?
– По нескольким причинам. Из-за ошибок в заполнении платежных поручений на оплату, несоответствия представляемых документов платежным поручениям. Также в списке недочетов - несоответствие представляемых документов бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.
Третья проблема – это информационное обеспечение главных распорядителей. Работа по планированию и исполнению бюджета в рамках казначейской модели исполнения невозможна без соответствующей техники. Каждое рабочее место экономиста или бухгалтера должно быть оборудовано современным компьютером, иначе о качественном выполнении работы не может идти и речи.
– Можно ли говорить о масштабных итогах внедрения казначейской системы в Омской области?
– Утверждать это пока рано, хотя положительные результаты видны уже сейчас.
Во-первых, концентрация бюджетных средств на едином счете, с которого осуществляются все расходы областного бюджета, позволила поставить под контроль все бюджетные средства и сократить время продвижения денежных средств до поставщиков товаров и услуг.
Во-вторых, наличие предварительного контроля расходов на стадии платежа позволяет исключить нецелевое использование бюджетных средств. Каждый платеж от имени и по поручению получателей бюджетных средств санкционируется непосредственно в Министерстве финансов и, в случае очевидности нецелевого расхода, автоматически блокируется. Статьей 215 Бюджетного кодекса РФ казначейское исполнение бюджетов признано единственно допустимым для всех уровней бюджетной системы. Поэтому следующей задачей должно стать внедрение казначейской системы и на уровне муниципалитетов.
– Что-то уже делается для этого?
– Министерством финансов были разработаны и направлены в адрес муниципальных образований рекомендации по составлению планов мероприятий. Первоочередной задачей было создание рабочей группы и утверждение плана первоочередных мероприятий по подготовке к переходу на казначейскую систему.
Во всех районах на сегодняшний день приняты правовые акты органов местного самоуправления о подготовке к переходу на казначейскую систему и созданию рабочих групп. Планы мероприятий согласованы с Министерством финансов области и приняты к исполнению. Прежде всего, перевод местных бюджетов на казначейское исполнение потребует пересмотра действующей правовой базы в целях регламентации бюджетного процесса муниципальных образований в рамках казначейской системы. Соответствующие поправки необходимо внести в уставы муниципальных образований, в их положения о бюджетном процессе, в решения о бюджете на очередной финансовый год. В данных документах должны быть четко прописаны все этапы исполнения бюджета, характерные для казначейской системы.
– Каких позиций прежде всего коснутся новшества?
– В первую очередь, вопросов открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств, утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Этими изменениями в правовые акты необходимо четко отстроить систему взаимоотношений и подчиненности по иерархии. Любой получатель средств местного бюджета должен четко осознать, что он не является их собственником, и любое бюджетное учреждение полностью подотчетно и подконтрольно финансовому органу и своему распорядителю бюджетных средств.
– Каковы налоговые и неналоговые доходы бюджета области?
– Из федеральных налогов в консолидированный бюджет Омской области поступают налоги, предусмотренные налоговым законодательством РФ. Это налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами – водными биологическими ресурсами, госпошлина за некоторые виды действий.
Из региональных налогов, поступающих в консолидированный бюджет Омской области в размере 100%, можно назвать налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог, земельный, налог на имущество физических лиц.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами и муниципальными образованиями. Сюда же идут платы за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
– Назовите, пожалуйста, суммы.
– В 2004 году в консолидированный бюджет Омской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 28125506 тыс. руб., в том числе налоговых доходов 26019297 тыс. руб. (92,5 %) и неналоговых доходов 2106209 тыс. руб. (7,5 %). Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета Омской области в 2004 году занимал налог на прибыль (58,0%), налог на доходы физических лиц (19,5 %), акцизы (8,2%), налоги на имущество (4,2%).
– Какие меры принимаются относительно должников?
– Отвечая на этот вопрос, необходимо охарактеризовать все направления, по которым проводится данная работа.
Стратегический курс в этом направлении определяет, безусловно, правительство. В первую очередь, значительным резервом увеличения налоговых платежей является гашение недоимки налогоплательщиками. В тактическом плане – это работа финансовых и налоговых органов по применению к должникам всех мер принудительного воздействия, предусмотренных законодательством, в том числе и репрессивного характера.
– Приведите, пожалуйста, конкретный пример.
– Например, используется право приостановления операций по счетам. Так, в 2004 году налоговыми инспекциями было направлено в банки 5902 решения о приостановлении операций по счетам. Производился арест имущества. Эта мера в прошлом году была применена к 1800 юридическим лицам на общую сумму 4266 млн. руб. Так же направляются постановления о проведении ареста имущества. В течение 2004 года было направлено 1193 постановления. Службами судебных приставов возбуждено 794 исполнительных производства на 602,4 млн. руб. Был произведен 101 арест имущества на 80,2 млн. руб. В арбитражный суд направляются требования о возбуждении процедуры банкротства. Таких требований было направлено на общую сумму 864, 2 млн. руб. Процедура банкротства возбуждена в отношении 260 юридических лиц.
– Какое второе направление работы с должниками?
– Вторым направлением являются мероприятия, проводимые межведомственной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданной распоряжением Губернатора.
За последние два года участниками этой программы стали 280 сельхозпредприятий, включая 5 крестьянских (фермерских) хозяйств. Сумма кредиторской задолженности, попавшей под реструктуризацию по состоянию на начало 2005 года, составляет 2,3 млрд. руб., из них около 1,6 млрд. рублей – это пени и штрафы. Из последней суммы сельхозпредприятиям списано около 1,4 млрд. рублей.
– Что дает участие в этой программе?
– Во-первых, увеличился удельный вес сельскохозяйственных организаций со стабильным и переходным уровнем финансовой устойчивости с 63% до 76%. На повышение фонда оплаты труда, снижение кредиторской задолженности направлено около 840 млн. руб.
Во-вторых, участие в программе финансового оздоровления дало возможность остановить изъятие основных и оборотных средств по искам ко многим сельскохозяйственным организациям области, особенно хозяйствам северной и северо-степной зон.
Предприятиями, участвующими в программе финансового оздоровления, стали интересоваться инвесторы.
– Кто вносит основной вклад в областной бюджет, какое предприятие?
– Кампания «Сибнефть» на 89% формирует доходную часть областного бюджета.
– В 2006 году начнется формирование бюджетов поселений.
– Да, и в связи с этим вновь образуемые органы местного самоуправления обязаны ввести реестры расходных обязательств. Предстоит большая планомерная работа по организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это и составление собственных бюджетов действующих обязательств, и принятие серьезных изменений в структуре бюджетного сектора, и оценка эффективности работы бюджетных учреждений. А кроме того, это определение мер, позволяющих более рационально использовать средства местных бюджетов на содержание действующей сети, и ряд других очень важных задач. Все они весьма серьезные и требуют качественного подхода к своему решению.
– В этой связи уместно сказать и о кадровой проблеме.
– На наш взгляд, эта проблема уже давно переросла в государственную. Актуальна она и для регионов. Эскалация кадровой проблемы произойдет с 2006 года. Именно с этого периода каждое сельское поселение должно будет формировать и исполнять свой собственный бюджет. Соответственно должны будут созданы финансовые органы данных поселений.
Всем нам прекрасно известно, что и в настоящее время кадровый вопрос стоит остро. Для подготовки специалистов, которые будут работать во вновь образованных муниципальных образованиях, необходимо формировать органы власти таких образований. Министерство финансов Омской области со своей стороны готово помочь в организации обучения специалистов по бюджетным и налоговым вопросам, проведении для них обучающих семинаров.
Наталья Константиновна Фролова, заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр финансов Омской области.
Справка «Бюджета»
Родилась в с. Батареевка Называевского района Омской области.
В 1984 году окончила Алма-Атинский институт народного хозяйства по специальности «Финансы и кредит», в 1999 году – Омский государственный университет по специальности «Юриспруденция».
С 1997 года до настоящего времени совмещает научно-педагогическую деятельность с практической работой в финансовых органах.
В настоящее время является заместителем Председателя правительства Омской области, Министром финансов Омской области. Участвует в разработке и принятии законодательных норм и правовых актов по таким направлениям, как формирование и исполнение областного бюджета, совершенствование налогового и бюджетного законодательства, разработке социальных программ и программ социально-экономического развития и финансовой стабилизации.
17 декабря 2003 года защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук по теме «Основные направления укрепления финансов регионов (на примере Омской области)».
Читает лекционные курсы “Финансовое право” и “Бюджетная система РФ” в Омском государственном университете, в Омском государственном аграрном университете, Институте экономики и финансов, Всероссийском заочном финансовом институте, Омском филиале Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.
Руководит практикой студентов, курсовыми и дипломными работами.
Участник более 30 научно-практических конференций различного уровня.
Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации» (2001г.), награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1998г.), нагрудным знаком «Отличник финансовой работы» (2001г.), почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации (2001г.).
Является автором шести монографий.
Замужем. Имеет двух взрослых сыновей.
Беседовала Светлана Стрельникова.