Версия для печати 10272 Материалы по теме
Ведомственные целевые программы в условиях совершенствования бюджетного процесса
черных
Елена Николаевна Черных, заместитель генерального директора по производству НПО «Криста», к. э. н.



Продолжая тему региональной практики автоматизации бюджетирования, ориентированного на результат, начатую в майском номере журнала «Бюджет» (стр. 24), сегодня остановимся на ставшем вновь актуальным в условиях реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) и мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов вопросе программно-целевого управления бюджетом субъекта РФ на примере Омской области.
Бюджетирование, ориентированное на результат, начинается с создания системы целеполагания территории, которая затем детализируется в зависимости от внутренних условий и возможностей региона до органов исполнительной власти (ОИВ) и в оптимальном варианте до учреждений. Обобщенная система документов программно-целевого планирования включает в себя:
  • cтратегию социально-экономиче­ского развития территории;
  • отраслевые политики;
  • прогноз социально-экономиче­ского развития территории;
  • индикативные планы органов исполнительной власти;
  • долгосрочные целевые программы (ДЦП);
  • реестр расходных обязательств;
  • реестр государственных услуг (работ);
  • бюджет;
  • ведомственные целевые программы (ВЦП);
  • государственные задания.
Все это позволяет увязать цели и задачи субъекта РФ с целями и задачами отдельных ОИВ и возможностью вариативного управления деятельностью ОИВ и государственных учреждений. Другими словами, есть разные варианты достижения целевых индикаторов деятельности ОИВ и государственных учреждений. Это особенно актуально в условиях реализации требования Закона № 83-ФЗ при ограниченности финансовых ресурсов.
НПО «Криста», принимая во внимание новизну процедур планирования, мониторинга и оценки результативности реализации ВЦП, а также отсутствие единых подходов к данному вопросу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях,  совместно с Министерством финансов Омской области разработало пакет методического и программного обеспечения (программный модуль «Ведомственные целевые программы», см. рис. 1) таких процедур, использование которого позволило Министерству финансов и ГРБС Омской области обеспечить:
  • соблюдение требований бюджетного законодательства РФ в части планирования бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП;
  • повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств посредством оптимизации планирования и применения бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
  • расширение использования в бюджетном планировании методов программно-целевого планирования;
  • повышение качества финансового менеджмента ГРБС Омской области;
  • включение ГРБС в реализацию стратегических целей и тактических задач Омской области ;
  • снижение трудозатрат на планирование бюджетных ассигнований и формирование обоснований к ним программно-целевым методом.
схема 1
Основные методики проведения процедур планирования, мониторинга и оценки результативности реализации ВЦП, положенные в основу программного модуля «Ведомственные целевые программы» (см. рис. 2), соответствуют бюджетному законодательству РФ и включают в себя:
  • формирование индикативных планов деятельности ОИВ;
  • формирование проектов ВЦП, в том числе направленных на реализацию индикативных планов деятельности ОИВ;
  • планирование бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП, итерационное согласование проектов ВЦП;
  • мониторинг реализации ВЦП;
  • оценку результативности и эффективности реализации ВЦП, корректировку объемов бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП исходя из уровня достижения результата.
схема 2
ОИВ на основании утвержденных показателей оценки эффективности деятельности и регламентированных полномочий формируют и утверждают индикативные планы деятельности, которые подразделяются на:
  • текущие краткосрочные индикативные планы. Разрабатываются на очередной год и носят конъюнктурный характер (регулирование рынков, государственный заказ, государственные программы, субсидирование населения и субсидирование предприятий как элемент регулирования предложения товаров и услуг);
  • стратегические среднесрочные индикативные планы. Разрабатываются на срок три-пять лет в форме определенных целей и характеризующих их индикаторов на планируемый период, а также основных механизмов и рычагов воздействия государства на экономику для достижения индикаторов;
  • стратегические долгосрочные индикативные планы. Разрабатываются на срок 10–15 лет, имеют четкую целевую направленность, стратегический характер и представляют собой демографические прогнозы, комплексные прогнозы основных параметров развития экономики, использования и сбережения природных ресурсов, развития научно-технического прогресса, показателей качества жизни населения.
С целью реализации индикативных планов деятельности и достижения показателей эффективности деятельности формируются проекты ВЦП (при необходимости в нескольких вариантах), в том числе проекты ВЦП по оказанию государственных услуг. В случае оказания государственных услуг в рамках ВЦП (см. рис. 3) формированию проектов данных программ предшествует этап формирования (корректировки) реестра государственных услуг и оценка потребности в предоставлении государственных услуг в натуральном и стоимостном выражении.
схема 3
Далее ОИВ планируют объемы бюджетных ассигнований, необходимых на реализацию ВЦП, и формируют обоснования к ним для каждого варианта проекта ВЦП. В рамках формирования обоснований формализуются непосредственные и конечные результаты использования бюджетных ассигнований в разрезе целей и задач ГРБС. В случае формирования проекта ВЦП в составе бюджета действующих обязательств ВЦП утверждается руководителем ОИВ. В случае формирования проекта ВЦП по исполнению принимаемых обязательств либо присвоения ВЦП уникального кода целевой статьи или вида расходов данный проект согласовывается с финансовым и экономическим органами и утверждается руководителем ГРБС по результатам согласования с ними.
Мониторинг реализации ВЦП осуществляется по следующим направлениям достижения показателей:
  • непосредственного и конечного результата использования бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП;
  • непосредственного, конечного результата и показателей качества оказания государственных услуг в рамках ВЦП;
  • результативности реализации ВЦП в разрезе целей, задач, направлений деятельности, мероприятий ВЦП.
По результатам реализации ВЦП осуществляется оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию ВЦП (см. рис. 4).
схема 4
ОИВ формирует и представляет в финансовый, экономический орган либо иной уполномоченный орган отчет по реализации индикативного плана деятельности в разрезе ВЦП, а также формирует предложения и обоснования к нему по увеличению (уменьшению) бюджета действующих обязательств в рамках реализации ВЦП. Финансовый, экономический орган, иные уполномоченные органы по результатам рассмотрения данных предложений могут принимать решения о корректировке бюджета действующих обязательств в рамках реализации ВЦП.
В целях наглядности представления показателей оценки результативности и эффективности реализации ВЦП в составе ПМ «Ведомственные целевые программы» разработан набор аналитической отчетности для планшетных компьютеров iPad. Это позволяет руководителю иметь всю необходимую информацию всегда «под рукой» (см. рис. 5). Для примера дана оценка эффективности реализации ВЦП «Обеспечение пожарной безопасности государственных учреждений социального обслуживания и территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области на 2007–2009 гг».
схема 5
Кроме того, информационный обмен между участниками процессов планирования, мониторинга и оценки результативности реализации ВЦП может проводиться оптимальным для территории способом, используя онлайн или офлайн передачу данных.
Таким образом, программный модуль «Ведомственные целевые программы» позволил повысить результативность использования бюджетных средств и эффективность деятельности органов исполнительной власти Омской области в целом.
Поделиться