Кризис поставил их на грань выживания. О том, что предпринималось для стабилизации ситуации в классическом российском моногороде Череповце и что делается сегодня для ухода от пресловутого моно- и перехода в многофункциональный режим, мы побеседовали с мэром города Олегом Александровичем КУВШИННИКОВЫМ.
— Олег Александрович, что является основой экономики Череповца?
— Череповец — классический моногород: основу его экономики составляет металлургия, а градообразующими являются предприятия, входящие в состав ОАО «Северсталь». Суммарно на этих предприятиях производится более 72 процентов объема промышленного производства города, численность занятых превышает 25 процентов от экономически активного населения. Кроме этого, Череповец является и городом химиков. Так, три череповецких химических предприятия, входящие в концерн ЗАО «ФосАгро AГ», производят 18 процентов объемов промышленного производства. Таким образом, суммарно две отрасли — металлургия и химия — дают 90 процентов промышленного производства города.Пять докризисных лет для экономики города были очень благоприятными. Так, за период с 2004 по 2008 год объем промышленного производства в городе вырос вдвое, объем прибыли предприятий — в 1,7 раза. Уровень безработицы сохранялся на очень низкой отметке — 0,7 процента, и накануне кризиса мы имели более 4,4 тысячи неудовлетворенных вакансий от предприятий, что составляло более 2,5 процента от экономически активного населения. Естественно, такое благоприятное экономическое состояние сказалось и на бюджетной обеспеченности. Изначально наш бюджет на 2008 год был сформирован в размере более 7 миллиардов рублей, что для города с населением в 310 тысяч человек очень даже неплохо.
— Но тут грянул кризис... Как изменилась ситуация в городе?
— Кризис оказал самое существенное влияние на жизнь города. Здесь стоит отметить, что его влияние мы почувствовали одними из первых. Уже в августе-сентябре 2008 года мы хорошо понимали, что будет происходить на наших предприятиях, что будет происходить в сфере занятости и, как следствие, что будет происходить с нашим бюджетом. Таким образом, до момента, когда начался новый бюджетный год, мы имели достаточное количество времени, чтобы как следует подготовиться к кризису.Крупнейшие предприятия города давали крайне неблагоприятные прогнозы. Так, планировалось, что их загрузка сократится в 1,5–2 раза, а число работников уменьшится более чем на 12 тысяч человек. И это только на крупных промышленных предприятиях. Дополнительно к этому прогнозировалась потеря серьезного количества рабочих мест в малом и среднем бизнесе, деятельность предприятий из прибыльной станет убыточной, наполняемость городского бюджета сократится вдвое. Складывающаяся обстановка требовала безотлагательных и самых решительных мер. С этой целью был сформирован антикризисный план и создан городской антикризисный штаб, в который вошли все руководители муниципальных и государственных органов власти. В соответствии с планом были сформированы 20 рабочих групп по важнейшим антикризисным темам: рынок труда, бюджетная обеспеченность, продовольственная безопасность, ситуация на крупных предприятиях и в МСБ, общественная безопасность, информирование населения, работа с общественными организациями и другие.
Конечно, было очень тяжело. В соответствии с нашими ежемесячными социологическими опросами индекс социальных настроений, рассчитанный по методике ВЦИОМ, достиг «дна» в марте 2009 года. Но социального взрыва в городе мы не допустили.
— Сегодня моногорода условно поделены на прогрессивные и депрессивные. Каким является Череповец?
— Без сомнения, Череповец — это прогрессивный моногород. Да, город пострадал от кризиса, но в настоящее время ситуация стабильна. Загрузка промышленных предприятий варьируется от 80 до 100 процентов, и проблему сегодня составляет низкий уровень мировых цен на их продукцию. Но ни одно из крупных предприятий не планирует дальнейшего высвобождения сотрудников. Уровень безработицы, достигнув в июле 2009 года своего пика на отметке 5,1 процента, сокращается и в настоящее время составляет 2,3 процента. Улучшается ситуация в малом бизнесе и, что самое показательное, постепенно оживает строительный комплекс города. Таким образом, о депрессивности Череповца не может идти и речи.Еще одним аргументом в пользу этого тезиса может служить тот факт, что Череповец сталкивается с кризисами регулярно. Металлургия — цикличная отрасль, и кризис здесь случается каждые пять-семь лет, поэтому кризис 2008 года был, если хотите, очередным. Мы знаем, что после него будет очередной период восстановления.
— Как вы относитесь к идее расселения депрессивных моногородов?
— Это будет очень трудное решение, в первую очередь потому, что в отличие, скажем, от североамериканцев или западноевропейцев россияне не так социально мобильны. Для того чтобы переселить жителей депрессивных моногородов, необходимо вложить существенные средства в обустройство социальной инфраструктуры и строительство нового жилья. Кстати, как один из вариантов, Череповец может принять граждан из депрессивных моногородов. У нас для этого есть многое: свободные земли, необходимая градостроительная документация, свободные промышленные площадки для создания рабочих мест.— Насколько, по вашему мнению, могут быть интересными моногорода для инвесторов и что делается в вашем городе для улучшения инвестиционного климата?
— На мой взгляд, инвестора не особо интересует: имеет он дело с моно или обычным городом. Для него важно то, какие условия для привлечения инвестиций в этом населенном пункте созданы: насколько быстро можно решить вопросы с разрешительными документами, готовы ли местные власти предоставить инвесторам режим максимального благоприятствования, имеются ли в городе обустроенные всей инженерной инфраструктурой промышленные площадки. Это перечень базовых задач, которые необходимо реализовать для привлечения инвесторов.В прошлом году мы поставили перед собой задачу формирования нового экономического облика города. Для этого совместно с ОАО «Северсталь» был начат проект «Форсайт города Череповца до 2020 года». Главной целью проекта заявлено найти те направления развития города, которые помогут диверсифицировать экономику, сделать последствия следующих кризисов более мягкими. Проект начался успешно. Мы определили земли, которые будут использоваться для привлечения инвесторов, определили перечень приоритетных проектов и первых якорных инвесторов. В качестве инструмента привлечения и сопровождения инвесторов мы предполагаем использовать городское инвестиционное агентство. В этом году совместно с бизнес-школой «Сколково» были разработаны концепция, структура и внутренние процессы работы агентства. По своей сути агентство станет единым окном, через которое потенциальные инвесторы будут общаться со всеми городскими структурами, включая органы власти и предприятия коммунального комплекса. Сегодня агентство находится в стадии формирования. В будущем мы рассчитываем сделать еще целый ряд шагов в данном направлении, надеемся, что они дадут хорошие результаты.
— Олег Александрович, развитие малого и среднего предпринимательства может решить проблему моногородов? Ведь считается, что малый бизнес полноценно развивается только около крупных производств, а если градообразующее предприятие дышит на ладан, то и малому бизнесу придется несладко. Ваше мнение?
— Здесь важно понимать, о каком малом и среднем бизнесе идет речь. Возьмем, например, структуру малого бизнеса Череповца: 40 процентов субъектов МСБ работает в торговле, 10 — в секторе операций с недвижимостью. То есть 50 процентов субъектов малого и среднего предпринимательства не формируют, а только перераспределяют добавленную стоимость. Помогают ли они решать проблему моногорода? Не совсем. Дело в том, что эти предприниматели обслуживают потребительский спрос, поэтому в моменты кризиса на крупных предприятиях их тоже начинает лихорадить.Еще один интересный сегмент малого и среднего бизнеса — это предприятия, как вы сказали, находящиеся около крупных производств. В условиях кризиса, когда крупнейшие градообразующие производства начали проводить политику по резкому сокращению затрат, этот сектор малого бизнеса тоже испытал шоковое сокращение спроса на свою продукцию и услуги. Таким образом, перечисленные секторы малого бизнеса не только не снижают, но и усиливают моноструктурную зависимость экономики.
Для Череповца благоприятен производственный бизнес, который ориентирован не на внутренний городской спрос, а на вывоз своей продукции за пределы города. Именно такой бизнес будет сглаживать неблагоприятные периоды экономического цикла. Именно на формирование и развитие такого сектора малого и среднего бизнеса и направлена наша политика.
— В чем же заключается эта политика? Город как-то поддерживает перспективный малый и средний бизнес?
— Поддержка малого и среднего бизнеса была и остается одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Мы выбрали два ключевых направления: во-первых, поддержать действующих предпринимателей, во-вторых, создавать условия, чтобы появлялись новые из числа безработных. Для этих целей мы существенно пересмотрели свою финансовую политику: были понижены ставки ЕНВД и другие платежи. Бизнес в этой части сэкономил более 96 миллионов рублей. Дополнительно по областной целевой программе развития малого и среднего предпринимательства бизнес города получил поддержку в объеме более 200 миллионов рублей.Что касается создания стимулов для организации и ведения собственного дела, то здесь нашей ключевой программой было бесплатное обучение одной тысячи безработных граждан на курсах по организации собственного бизнеса. Эта программа финансировалась правительством Вологодской области, а обучение проводилось в Агентстве Городского Развития. Хотелось бы отметить, что НП «Агентство Городского Развития» появилось как проект государственно-частного партнерства с ОАО «Северсталь» в 1999 году, как раз после завершения кризиса 1998 года. Ключевой задачей агентства стало увеличение числа предпринимателей, которые помогали бы городу избавиться от монозависимости.
— Минрегион России помогает моногородам в составлении планов комплексного развития. Вы воспользовались такой возможностью?
— Мы с самого начала для себя выбрали путь самостоятельного формирования нашего комплексного инвестиционного плана. Для нас это было несложно, так как проект «Форсайт» был уже подготовлен и основное понимание того, как снизить монозависимость, мы уже получили. Если говорить кратко о нашем комплексном инвестиционном плане, то его главная цель — такое социально-экономическое развитие города, которое в конечном итоге привело бы к снижению монозависимости и уровня занятости.Мы видим два ключевых направления развития нашего города в будущем. Во-первых, диверсификация экономики через развитие кластерных систем. Здесь главные задачи — модернизация существующих производств, реализация индустриальных инфраструктурных проектов и развитие малого и среднего бизнеса. Во-вторых, качественное преобразование городской среды обитания. В этом направлении главными задачами стали продолжение жилищной застройки, реализация проектов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры.
Говоря об ожидаемых результатах, мы полагаем, что реализация комплексного плана позволит сократить зависимость города от металлургии. Будет дан новый импульс развитию малого и среднего бизнеса, уровень безработицы сократится до более благоприятного уровня, бюджет Череповца станет более устойчивым, а при определенных условиях город может вырасти количественно.