— Галина Сергеевна, тема предстоящего форума звучит как «Стратегии модернизации и модернизация стратегий». На ваш взгляд, в какой мере уже сложившаяся в стране система стратегического планирования соответствует задачам модернизации? Что в ней необходимо изменить?
— В последние годы президентом, правительством, Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления обозначен комплекс мер антикризисного и стратегического характера, реализация которых должна способствовать минимизации проявления кризисных явлений в российской экономике. Эти меры согласуются со стратегическими приоритетами и целями, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2012 года. В связи с этим в настоящее время ставится задача выработки таких решений, которые в конечном итоге должны будут сформировать новую модель инновационного экономического и технологического развития страны и обеспечить переход от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. В таких условиях цель обеспечения сбалансированного и спланированного социально-экономического развития регионов приобретает особую значимость.
— В подготовке каких ключевых дискуссий форума принимает участие возглавляемый вами Институт регионов? Каких результатов вы ждете от этого мероприятия?
— Институт регионов принимает активное участие в организации дискуссий форума на темы «Стратегия субъектов: лучшая практика», «Приграничное сотрудничество регионов и муниципалитетов: законы, инструменты, механизмы управления, проекты». И, естественно, институт участвует в подведении итогов Конкурса региональных стратегий «Регионы России: от кризиса к развитию». Поскольку стратегическое планирование — инструмент новый, необходим постоянный обмен опытом стратегирования, становится важным изучение лучшего и не лучшего опыта в этой сфере в масштабе всей страны, макрорегионов, субъектов Федерации, муниципалитетов. Именно этим целям призван служить проводимый вот уже девятый год Форум стратегов, площадкой для которого традиционно служит Санкт-Петербург.
Цель форума в 2010 году — выработать совместное понимание целей, задач и направлений модернизации экономики, общества и государства в преломлении проблем регионального и локального развития. В ходе профессиональной дискуссии в рамках форума должны быть осознаны пути модернизации России и роль регионов в этом процессе. Именно в этом контексте будет проходить обсуждение направлений модернизации региональных стратегий и процессов стратегического планирования.
— Насколько активно регионы откликнулись на инициативу конкурса, о котором вы упомянули? На основе каких данных комиссия будет их оценивать и на какие сферы деятельности региональных властей обращать внимание в первую очередь?
— В рамках форума в 2009 году впервые состоялся общероссийский конкурс «Стратегические инициативы в антикризисных программах». Призовые места были распределены по пяти основным номинациям. В конкурсе принял участие 31 регион. По отзывам субъектов Федерации, конкурс стал перспективной формой работы по стимулированию и развитию механизмов стратегического планирования, распространению опыта посткризисного развития регионов. Второй Общероссийский конкурс на лучшую региональную стратегию развития проходит под лозунгом «Регионы России — от кризиса к развитию». Он проводится в целях стимулирования и развития механизмов стратегического планирования, распространения опыта формирования условий для посткризисного развития регионов, выявления эффективных антикризисных решений, связанных с задачами регионального развития в текущих экономических условиях. Учитывая пожелания регионов, в 2010 году оргкомитет конкурса установил номинации:
- за стимулирование инновационной активности;
- за создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
- за обеспечение инвестиционной привлекательности региональной экономики;
- за развитие региональных рынков труда и усиление социальной защиты населения;
- за повышение эффективности механизмов реализации бюджетно-налоговой политики;
- за особые достижения в территориальном планировании.
- за эффективную реализацию городских стратегий развития;
- за лучший комплексный инвестиционный проект, обеспечивающий развитие территории.
— Достаточно давно обсуждается необходимость принятия федерального закона о государственном стратегическом планировании. Что он реально может дать и с чем связаны сложности в утверждении данного законопроекта?
— Одна из актуальных задач региональной политики — содействие формированию целостной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, включая пространственную организацию территории страны и ее регионов. Решение этой задачи требует организации согласованных действий всех уровней органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества. Вопрос о необходимости выработки единой системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации назрел давно. В частности, еще в прошлом году в рамках форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», поддержанного Государственной думой по инициативе ее Комитета по делам Федерации и региональной политики, было рекомендовано ускорить разработку и принятие соответствующего федерального закона. Этот тезис неоднократно звучал на проводимых и комитетом, и Институтом регионов парламентских слушаниях и круглых столах. Необходимо, чтобы регионы и бизнес четко видели национальные стратегические приоритеты.
К настоящему времени уже принят ряд документов в области долгосрочного стратегического планирования. Речь идет о Концепции-2020, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Основах стратегического планирования в Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что вплоть до настоящего времени фактически отсутствует законодательное регулирование этой проблемы. На федеральном уровне процесс территориального планирования, занимающего ключевое место в системе стратегического планирования, так и не начат. Отсутствие соответствующих ориентиров на федеральном уровне ведет к замедлению работы по подготовке и утверждению стратегических документов на региональном и местном уровнях. Так, по данным Министерства регионального развития, на начало 2010 года на уровне субъектов Российской Федерации утверждена 31 схема территориального планирования, а на уровне муниципальных образований — 2767 документов территориального планирования, или около 11 процентов от необходимого количества. Это существенно сдерживает планирование и реализацию частных инвестиционных проектов, деловую активность в регионах.
Поэтому требуется создание правовой основы для единой системы стратегического планирования. В частности, на законодательном уровне необходимо закрепить систему и состав участников правоотношений по стратегическому планированию, порядок разработки и прохождения необходимых документов, их взаимную увязку, степень ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за реализацию единой государственной политики в сфере стратегического планирования и социально-экономического развития территории. Программные мероприятия должны быть увязаны с задачами стратегического развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, а показатели эффективности — стать измеряемыми, отражающими реальный вклад реализации этих мероприятий в развитие регионов. В большинстве своем эти задачи и должны быть реализованы в разрабатываемом Правительством Российской Федерации проекте федерального закона «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации». Результатом создания полноценной системы государственного стратегического планирования станет рост определенности и перспектив экономического развития, что позволит регионам качественно сформировать свои собственные стратегии и программы долгосрочного развития. В настоящее время законопроект достиг высокой степени готовности и проходит заключительные согласительные процедуры в федеральных органах исполнительной власти. Мы надеемся, что правительство внесет его в Государственную думу в течение нынешней осенней сессии.
— Институт регионов осуществляет регулярный мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ. Как вы оцениваете эффективность антикризисных мероприятий, которые реализовывали регионы?
— Мониторинг и анализ социально-экономической ситуации в субъектах Федерации, проводимые Институтом регионов, показал, что реализуемые в регионах антикризисные меры позволили не допустить перехода негативных тенденций в экономике в формы, угрожающие основам ее функционирования. По большей части задачи антикризисного характера на региональном уровне включали в себя: обеспечение сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Федерации, содействие занятости населения (сохранение и создание рабочих мест), а также стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Указанные мероприятия продолжаются и в 2010 году.
Вместе с тем сложившиеся в настоящее время положительные тенденции в отдельных субъектах РФ носят неустойчивый характер. Экономический рост и рост промышленности в одних регионах сочетается с падением в других. Процессы, связанные с наполнением региональных и местных бюджетов налоговыми и неналоговыми доходами, стабилизацией ситуации на рынке труда, развитием малого и среднего предпринимательства, кредитной активностью, так и не приобрели устойчивой положительной динамики. В таких условиях проблема принятия эффективных решений антикризисного и стратегического характера сохраняет свою актуальность. Задача обеспечения сбалансированного социально-экономического развития российских регионов как базовой цели региональной политики требует организации согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества.