Версия для печати 6916 Материалы по теме
«В наших силах ускорить развитие системы дошкольного образования»
Карелова
Галина Николаевна КАРЕЛОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам

Нехватка детских садов — проблема в масштабах страны

На встрече президента страны Д. А. Медведева с активом партии «Единая Россия» среди очень многих актуальных тем была затронута, возможно, одна из самых острых —проблема нехватки мест в детских садах. Мне эта тема очень близка и как депутату, и как руководителю Центра социальных инноваций, в котором мы много раз обсуждали пути решения данной проблемы.
А она действительно глобальна. Единичны города, где нет очереди на место в детском саду. В целом по стране в этой очереди стоит более миллиона человек. По  данным Минобразования и науки РФ на июнь 2010 года, дошкольные учреждения посещают 5,3 млн детей, однако около четверти малышей старше трех лет не имеют места в детском саду. Причины очередей — не только в увеличении рождаемости. Назову лишь две цифры. В 1990 году в стране было 87,9 тыс. дошкольных образовательных учреждений. Сейчас их менее 50 тыс. За последние 20 лет этот социальный сегмент сократился почти на 40 %.
Между тем хорошо известно, что первые пять лет жизни ребенка являются периодом огромных достижений в области его физического, интеллектуального и социального развития. В этот период закладываются основные личностные качества. Раннее и дошкольное детство можно рассматривать как особый национальный ресурс, позволяющий решать многие проблемы социального и экономического характера. Именно поэтому раннее образование практически во всех развитых странах Европы является предметом национальной политики. Россия идет по тому же пути. Дошкольное образование у нас давно стало частью общегосударственной образовательной системы. Но пока, к сожалению, частью не всегда легкодоступной.

Решить вопрос поможет конкуренция

Чрезвычайно важно, что на встрече президента с активом партии была подчеркнута необходимость развития негосударственного сектора в системе дошкольного образования. С одной стороны, очевидно, что только усилиями государства построить в короткие сроки нужное количество детских дошкольных учреждений нереально. С другой — негосударственный сектор в этой сфере уже существует, и было бы недальновидно не использовать его возможности. Для поддержки негосударственного образовательного сектора Государственная дума РФ по инициативе фракции «Единая Россия» еще год назад приняла закон, уравнивающий права родителей, дети которых посещают государственные и негосударственные детские сады, на получение компенсации части платы за их услуги. Эта мера должна не только помочь родителям, но и стимулировать здоровую конкуренцию между государственными и частными детскими садами.
И это уже послужило толчком для появления новых негосударственных учреждений. Но пока их все-таки немного. Даже в Москве негосударственные детские сады составляют менее 5 % от общего числа детских дошкольных учреждений. Причину медленного развития негосударственных детских садов многие видят в несовершенстве законодательства, отсутствии механизмов финансовой поддержки, что в свою очередь приводит к высокой стоимости всего, что связано с организацией частного детского сада, и, следовательно, к высокой цене на данные услуги. Выступая перед депутатами Государственной думы 2 июня 2010 года, глава Министерства образования и науки РФ А. А. Фурсенко сообщил, что в его ведомстве готовится законопроект, который снимет многие барьеры для развития альтернативных форм образования, в том числе и дошкольного (как мы писали в журнале «Бюджет» № 6/2010, данный законопроект проходит заключительную стадию согласования и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ. — Прим. ред.).
Надеюсь, так и будет. Между тем жизнь показывает, что и на уровне региональной власти, используя возможности местного законодательства, можно создавать условия для развития негосударственных дошкольных учреждений. Например, в Ельце, Волгодонске, Астрахани, Орле, Брянске, во многих городах Московской и Томской областей власти сумели в несколько раз снизить стоимость аренды муниципальных помещений для частных детских садов и даже в некоторых случаях сделать аренду безвозмездной. Это естественным образом снизило цены на услуги. В Рязанской, Самарской, Тверской и многих других областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге негосударственным образовательным учреждениям либо выделяют субсидии непосредственно из бюджета субъекта Федерации, либо средства на эти цели передают в муниципалитеты. Безусловно, есть риск неэффективного использования предоставленных негосударственным детским садам финансовых льгот и другие риски, поскольку нет нормативов, стандартов и правил содержания детей в таких учреждениях. Этот пробел должен восполнить закон, разрабатываемый Минобразования.

Региональные достижения

В качестве примера интересной и полезной инициативы хотелось бы привести опыт, которым на одном из заседаний Центра социальных инноваций с нами поделились специалисты из Департамента образования администрации города Перми. За два года они сократили очередь в детские сады с 7 тыс. человек до нуля. В Перми создали новую модель управления дошкольным образованием, которая позволила привести в действие механизм государственно-частного (муниципального) партнерства, привлечь частные инвестиции и создать условия для реальной конкуренции муниципальных и негосударственных детских садов. Важным условием успеха стало внедрение нормативно-подушевого финансирования в детских садах и создание условий для равного участия в конкурсе на госзаказ как муниципальных, так и негосударственных детских дошкольных учреждений. Параллельно в Пермском крае был реализован проект по выплате пособий семьям, где дети в возрасте от полутора до пяти лет не посещают муниципальные детские сады. Источники финансирования — краевой бюджет и бюджет муниципального образования. Размер выплаты приравнен к нормативу стоимости услуги: сколько средств за одного ребенка идет в муниципальный сад, столько же получает и семья. Так, норматив для детей от полутора до трех лет в 2009 году составил 5295 руб. в месяц, от трех до семи лет — 4490 руб. в месяц. Благодаря этим средствам у семьи есть выбор: воспитывать ребенка дома, в частном детском саду или в государственном. Кроме того, муниципальные власти, чтобы создать для малого бизнеса наиболее благоприятные условия, снизили арендную плату за пользование муниципальным имуществом в случае предоставления его под учреждения дошкольного образования, а также применили опыт передачи муниципального имущества в концессию на долгий срок. Кстати, Пермский край не единственный регион, где используются концессионные соглашения между частными инвесторами и муниципалитетом по использованию муниципального имущества под детский сад. Этот вариант достаточно подробно проработан и в администрации Воронежа.
Я привела эти примеры, чтобы показать: процесс обновления инфраструктуры дошкольного образования хотя и медленно, но идет. Этот сегмент очень зависим от поддержки исполнительных органов власти на местах, от их умения использовать свои права и возможности законодательства, от готовности к применению новых технологий, в том числе и к партнерству с негосударственными организациями.
Социалка не очень рентабельный бизнес, но тем не менее вполне жизнеспособный. Привлекает к нему устойчивый, не снижающийся спрос на качественные услуги. А отталкивает не столько малая прибыльность, сколько трудности выживания. Мы должны проявить больше внимания к росткам инициативы в своих регионах, учесть плюсы и минусы имеющегося опыта и не забыть про них при принятии нового закона. Тогда мы сумеем продвинуться в решении не только проблемы дефицита мест в детских садах, но и многих других.
Поделиться