Текущий год будет для муниципалитетов сложным. Изменения Бюджетного и Налогового законодательства, разграничение полномочий, отмена нескольких налогов, прежде поступавших в местные бюджеты… Что в этой ситуации предпримут городские власти, как будет строиться их работа в таком непростом году? Об этом и многом другом рассказывает начальник финансового Департамента администрации города Хабаровска Валерий Соколов.
- Как бы Вы охарактеризовали исполнение бюджета 2004 года?
- Я бы назвал его достаточно успешным. Деятельность администрации города в 2004 году была направлена на создание положительной динамики развития экономики, условий для роста материального производства и его эффективности, на повышение деловой и инвестиционной активности как базы для обеспечения устойчивого наполнения местного бюджета. Также мы занимались вопросами мобилизации доходов, повышения собираемости налогов и сокращения недоимки в бюджет города и территориальный бюджет.
В результате реализации поставленных задач в 2004 году в городе было собрано налоговых платежей 15305,4 миллиона рублей. В том числе в федеральный бюджет 5442,4 миллионе, в территориальный бюджет 9863 миллиона, а в бюджет города 2967,8 миллиона рублей.
В 2004 году темпы роста выпуска продукции и услуг в отраслях экономики в сопоставимых ценах составили 110,4 %. В том числе объемов промышленного производства 116,7 % (Хабаровский край – 100,3%, по России – 106,1%), услуг связи – 120,3 %, строительства – 111,3 %, объемов розничной торговли и реализации платных услуг населению - 10 % и 7,4 % соответственно.
Общее оживление экономики, и особенно в реальном секторе, способствовало улучшению на рынке труда, увеличению численности занятого населения на 2,3 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 1,1 %, что значительно ниже, чем по Хабаровскому краю, где безработица составила 3,4 %, а по России в целом она равняется 2,4 %.
Также в 2004 году активно реализовывался комплекс мероприятий, направленных на увеличение налогового потенциала всех отраслей городского хозяйства. В том числе были произведены структурные изменения системы управления жилищным хозяйством города и усилен механизм контроля за финансово-экономическим состоянием предприятий.
- Какие вопросы функционирования городского бюджета волнуют Вас сейчас больше всего?
- Это инвестиции. Ведь именно они являются важнейшим фактором развития высокоэффективного и конкурентоспособного производства. Сейчас в городе реализуются общегородские инвестиционные программы, которые удачно сочетают в себе решение социальных проблем с новыми подходами в приращении муниципальной собственности и увеличении тем самым доходной базы бюджета. В 2004 году бюджет города получил от доверительного управления имуществом 12,8 миллиона рублей. При этом рост доходов по сравнению с 2003 годом составил 136,2 %.
В 2004 году в Хабаровске сдан в эксплуатацию современный муниципальный торговый комплекс «Индустриальный поселок». Всего в городе действует пять муниципальных торговых комплексов, являющих собой пример торгового обслуживания. И работа по увеличению доходности муниципальных торговых комплексов продолжается. Ведется строительство торгового комплекса в Северном микрорайоне, второй очереди МТК «Индустриальный поселок», начато проектирование торгово-делового общественного центра, который расположится в районе пересечений улиц Большая и Карла Маркса.
Успешно у нас реализуются и схемы инвестирования с участием иностранного капитала. В 2004 году начата реализация инвестиционного проекта по строительству международного торгового комплекса «Азия». С выходом на проектную мощность бюджет города получит дополнительно более 60 миллионов рублей дохода.
Также администрация города проводит активную работу по вовлечению в оборот уже застроенных городских территорий путем предоставления на конкурсной основе инвесторам права реконструкции застроенных кварталов города.
Приоритетной задачей администрации города остается совершенствование рыночных механизмов мобилизации инвестиционных ресурсов, направляемых в жилищное строительство. В этих целях у нас реализуется программа «Накопительная схема приобретения жилья в городе Хабаровске». В настоящее время уже привлечено средств инвесторов на сумму 125 миллионов рублей. В 2005 году будет завершено строительство первого жилого дома. И далее мы планируем сдавать по одному дому в год.
Также администрацией Хабаровска прорабатывается вопрос о привлечении в город новых, эффективных финансовых схем жилищного строительства с участием иностранного капитала. Уже подписано соглашение о намерениях с Харбинской строительной компанией «Восток» по организации в городе жилищного строительства для средних слоев населения.
Кроме этого в городе реализуется программа строительства молодежных жилищных комплексов. Разрабатывается программа малоэтажного жилищного строительства в городе на период до 2010 года.
- Какие этапы развития Хабаровска, на ваш взгляд, особенно трудны?
- Здесь я бы назвал затратные, требующие большого вклада сил мероприятия. Реализовывать их тяжело, но жизнь заставляет это делать. Прежде всего, это меры по реализации подпрограммы «Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».
В 2003 году на строительство жилого дома по ул. Стрельникова направлено пять миллионов рублей бюджетных средств и 42,5 миллиона рублей инвесторов. В 2004 году на данные мероприятия привлечено 16,1 миллиона рублей бюджетных средств и 15,1 миллиона рублей средств инвесторов. И если такие программы приняты на уровне государства и края, то требуется финансовая помощь из вышестоящих бюджетов.
- Но ведь есть и такие проекты, которыми Хабаровск может по праву гордиться перед другими городами.
- Конечно. Благодаря поддержке администрации, с каждым годом крепнут экономические и социальные позиции предпринимательства в городе.
В 2004 году доля объема продукции малых предприятий составила 17 % от выпуска продукции, произведенных работ. Количество занятых в сфере малого бизнеса жителей города возросло на 9 % и достигло 85 тысяч человек. А это 24,8 % от всего числа людей, занятых в сфере экономики города.
Благодаря поддержке администрации в июне 2004 года в городе была внедрена схема организации работы по принципу «Одно окно». С начала открытия муниципального учреждения «Центр одно окно» в учреждение обратилось более 1400 граждан и юридических лиц по различным вопросам, было заключено свыше 400 договоров на оказание услуг. Сейчас мы активно совершенствуем его работу, привлекая к участию краевые и федеральные структуры.
- Валерий Евгеньевич, скажите, каковы основные источники пополнения городского бюджета?
- Анализ сложившейся структуры доходов бюджета города за последние годы выявил отчетливую тенденцию ее зависимости от поступлений налога на доходы физических лиц. В связи с этим в гХабаровске активизировалась работа по повышению собираемости данного налога. Руководители предприятий, нарушивших законодательство, вызываются на заседания комиссии по обеспечению доходов и сокращению задолженности в бюджет. Также ведется учет предприятий, допустивших снижение поступления налога по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И здесь мы практикуем индивидуальный подход – детально выясняем причины такого снижения. И в итоге по результатам проведенных комиссий в территориальный бюджет дополнительно поступило 267,7 миллиона рублей.
- В своей работе вы используете такой ресурс, как средства массовой информации?
- Да. Так, например, в средствах массовой информации мы опубликовали обращение городского Совета по предпринимательству к предпринимателям и руководителям организаций. В нем мы призывали проявить ответственность в вопросах оплаты труда наемным работникам, исключить практику выплаты «конвертной» заработной платы.
- Низкая собираемость налогов и платежей стала проблемой для многих городов. Как с этим обстоят дела в Хабаровске?
- Работу в этом направлении мы ведем постоянно. И результаты есть. Например, упорядочение отношений землепользования позволило увеличить поступление земельных платежей на 27,7 % – в денежном выражении это составило 233 миллиона рублей за 2004 год. Количество договоров аренды муниципальной земли увеличилось с 8108 до 10855.
Одним из резервов увеличения налоговых поступлений является взыскание недоимки прошлых лет. Решение этой проблемы возложено на одну городскую и четыре окружных комиссии по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налогам в бюджет. В результате работы комиссий недоимка в бюджет города снижена на 11 %. 1 января 2004 года задолженность составляла 114 миллионов рублей, а 1 января 2005 года снизилась до цифры 101,6 миллиона рублей.
- Какую позицию заняли власти города по отношению к убыточным предприятиям – банкротите или даете шанс выкарабкаться?
- Все зависит от конкретной ситуации на предприятии. Например, работа с предприятиями, оформившими реструктуризацию задолженности по федеральным, региональным и местным налогам, продолжалась весь 2004 год. Ее итог такой - по утвержденным графикам реструктуризации в бюджет края и краевые фонды налогов и сборов поступило 68,8 миллионов рублей. Так что шансы мы, как видите, даем и на встречу идем, если есть надежда возродить предприятие.
Но не всегда это возможно. Поэтому по данным на 1 января 2005 года в процедуре банкротства в Хабаровске находятся 88 предприятий. Для координации работы с предприятиями, находящимися в процедурах банкротства, создан отдел по работе с территориальными органами по финансовому оздоровлению и банкротству, а также образован городской координационный Совет по работе с организациями банкротами. В результате этой совместно проведенной работы в бюджет края в 2004 году поступило налогов и сборов в сумме на 13,8 миллионов рублей, а в бюджет города – 5,7 миллионов. За тот же период поступления от арендной платы за землю в краевой бюджет составили 11,2 миллионов рублей, а в городскую казну – 5,6 миллионов рублей.
Кроме того, весь прошлый год продолжалась работа по списанию задолженности невозможной к взысканию. За 12 месяцев 2004 года произведено списание по 199 юридическим лицам на сумму задолженности – 51,4 миллиона рублей. В территориальный дорожный фонд списано 81,7 миллиона рублей, по арендной плате за землю по 21 юридическому лицу на сумму 30,4 миллиона рублей.
- Валерий Евгеньевич, скажите, какие вопросы планирования бюджета на 2005 год оказались наиболее сложными?
- Принципиальной особенностью исполнения бюджета города в 2005 году является формирование бюджета в условиях изменения Бюджетного и Налогового законодательства, и с учетом разграничения полномочий. Доходная часть бюджета на 2005 год сформирована на основании новой бюджетной классификации, поэтому большая часть доходов первоначально концентрируется в краевом бюджете, а затем передается городу на исполнение их полномочий в виде субвенций, чего не было в таких объемах в бюджете прошлого года.
В то же время в 2005 году город теряет более одного миллиарда рублей, так как отменяется ставка налога на прибыль в размере двух процентов, подлежащая зачислению в местный бюджет, отменяется налог на рекламу, уменьшен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц до 32,2882 против 44,87 % в 2004 году. Также уменьшена и ставка налога на имущество организаций до двух процентов против 50 % в 2004 году. Не предусматривается зачисление в бюджет города акцизов, в то время как в 2004 году норматив отчисления равнялся пяти процентам. Понятно, что такие изменения не могли не наложить отпечаток на бюджет 2005 года.
В результате реализацию закрепленных за городом бюджетных полномочий планируется осуществить в текущем году в объеме 4762,4 миллиона рублей. Это составляет 96 % к плановым расходам 2004 года. Проект бюджета составлен с дефицитом в объеме 289 миллионов рублей, или 9,4 %. Источниками погашения дефицита определены кредиты и уменьшение остатков средств бюджета.
- Каковы приоритетные направления расходования средств бюджета в 2005 году?
- Ими по-прежнему остаются социальные расходы и расходы, связанные с жизнеобеспечением населения города. Доля отраслей социальной сферы в проекте бюджета на 2005 год составляет 51,4 %. Для сравнения, в 2004 году - 51 %.
В 2005 году требуют дальнейшего решения вопросы совершенствования организации контрольно-ревизионной работы, усиления контроля за соблюдением финансовой дисциплины и совершенствования бюджетного процесса.
- Насколько на Ваш взгляд городу необходима бюджетная вертикаль?
- Практика сокращения налоговых источников, которая практически не компенсируется, не позволяет городу самостоятельно формировать свой бюджет, обеспечивая его достоверность, эффективность и экономность использования бюджетных средств в соответствии с принципами, закрепленными в Бюджетном Кодексе РФ.
- Как же в этой ситуации город может решить свои проблемы?
- Эффективным решением проблем жизнедеятельности города, я думаю, может стать организация собственной деятельности по увеличению доходной базы. Каждый год по «минфиновской» методике из доходов вырезаются все дополнительные доходные «завоевания» города, и на 1 января нового года мы начинаем работать с нуля. Мы неоднократно выходили с предложениями создать фонд экономического стимулирования деятельности муниципальных образований, который позволит, в случае дополнительной мобилизации налогов в краевой бюджет, получать вознаграждение в виде дополнительных доходов.
Мы должны пересмотреть наше отношение по укреплению вертикали власти и заняться проблемой бюджетного федерализма. В последние годы допускался большой перекос в перераспределении доходов местного бюджета в пользу федерального. Сохранение устойчивых темпов экономического развития, достижение высоких экономических результатов – это средства для обеспечения более качественной жизни горожан. Но это возможно только через скоординированное использование всего диапазона экономических рычагов и инструментов, способствующих укреплению экономики и создающих базу для прогрессивных преобразований общества.
Справка «Бюджета»
Соколов Валерий Евгеньевич родился в городе Хабаровске 13 декабря 1962 года.
Образование высшее экономическое. В 1984 г. окончил Хабаровский Институт Народного Хозяйства по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», квалификация- экономист. После окончания учебы работал два года в вышеназванном институте преподавателем кафедры «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
Стаж работы в финансовых органах – 18,5 лет.
1986 - 1988 гг. - старший контролер-ревизор КРУ МФ РСФСР по Хабаровскому краю;
1988 – 1994 гг. - заведующий финансовым отделом администрации Николаевского района;
1994 – 2000 гг. - начальник финансового управления администрации Хабаровского района.
С ноября 2000 года по настоящее время возглавляет финансовый департамент администрации города Хабаровска.
За достигнутые успехи в труде награжден Почетной грамотой администрации Хабаровского района, Почетной грамотой и благодарностями Мэра города Хабаровска, Почетной грамотой министерства финансов Хабаровского края.
Женат, имеет сына.
- Как бы Вы охарактеризовали исполнение бюджета 2004 года?
- Я бы назвал его достаточно успешным. Деятельность администрации города в 2004 году была направлена на создание положительной динамики развития экономики, условий для роста материального производства и его эффективности, на повышение деловой и инвестиционной активности как базы для обеспечения устойчивого наполнения местного бюджета. Также мы занимались вопросами мобилизации доходов, повышения собираемости налогов и сокращения недоимки в бюджет города и территориальный бюджет.
В результате реализации поставленных задач в 2004 году в городе было собрано налоговых платежей 15305,4 миллиона рублей. В том числе в федеральный бюджет 5442,4 миллионе, в территориальный бюджет 9863 миллиона, а в бюджет города 2967,8 миллиона рублей.
В 2004 году темпы роста выпуска продукции и услуг в отраслях экономики в сопоставимых ценах составили 110,4 %. В том числе объемов промышленного производства 116,7 % (Хабаровский край – 100,3%, по России – 106,1%), услуг связи – 120,3 %, строительства – 111,3 %, объемов розничной торговли и реализации платных услуг населению - 10 % и 7,4 % соответственно.
Общее оживление экономики, и особенно в реальном секторе, способствовало улучшению на рынке труда, увеличению численности занятого населения на 2,3 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 1,1 %, что значительно ниже, чем по Хабаровскому краю, где безработица составила 3,4 %, а по России в целом она равняется 2,4 %.
Также в 2004 году активно реализовывался комплекс мероприятий, направленных на увеличение налогового потенциала всех отраслей городского хозяйства. В том числе были произведены структурные изменения системы управления жилищным хозяйством города и усилен механизм контроля за финансово-экономическим состоянием предприятий.
- Какие вопросы функционирования городского бюджета волнуют Вас сейчас больше всего?
- Это инвестиции. Ведь именно они являются важнейшим фактором развития высокоэффективного и конкурентоспособного производства. Сейчас в городе реализуются общегородские инвестиционные программы, которые удачно сочетают в себе решение социальных проблем с новыми подходами в приращении муниципальной собственности и увеличении тем самым доходной базы бюджета. В 2004 году бюджет города получил от доверительного управления имуществом 12,8 миллиона рублей. При этом рост доходов по сравнению с 2003 годом составил 136,2 %.
В 2004 году в Хабаровске сдан в эксплуатацию современный муниципальный торговый комплекс «Индустриальный поселок». Всего в городе действует пять муниципальных торговых комплексов, являющих собой пример торгового обслуживания. И работа по увеличению доходности муниципальных торговых комплексов продолжается. Ведется строительство торгового комплекса в Северном микрорайоне, второй очереди МТК «Индустриальный поселок», начато проектирование торгово-делового общественного центра, который расположится в районе пересечений улиц Большая и Карла Маркса.
Успешно у нас реализуются и схемы инвестирования с участием иностранного капитала. В 2004 году начата реализация инвестиционного проекта по строительству международного торгового комплекса «Азия». С выходом на проектную мощность бюджет города получит дополнительно более 60 миллионов рублей дохода.
Также администрация города проводит активную работу по вовлечению в оборот уже застроенных городских территорий путем предоставления на конкурсной основе инвесторам права реконструкции застроенных кварталов города.
Приоритетной задачей администрации города остается совершенствование рыночных механизмов мобилизации инвестиционных ресурсов, направляемых в жилищное строительство. В этих целях у нас реализуется программа «Накопительная схема приобретения жилья в городе Хабаровске». В настоящее время уже привлечено средств инвесторов на сумму 125 миллионов рублей. В 2005 году будет завершено строительство первого жилого дома. И далее мы планируем сдавать по одному дому в год.
Также администрацией Хабаровска прорабатывается вопрос о привлечении в город новых, эффективных финансовых схем жилищного строительства с участием иностранного капитала. Уже подписано соглашение о намерениях с Харбинской строительной компанией «Восток» по организации в городе жилищного строительства для средних слоев населения.
Кроме этого в городе реализуется программа строительства молодежных жилищных комплексов. Разрабатывается программа малоэтажного жилищного строительства в городе на период до 2010 года.
- Какие этапы развития Хабаровска, на ваш взгляд, особенно трудны?
- Здесь я бы назвал затратные, требующие большого вклада сил мероприятия. Реализовывать их тяжело, но жизнь заставляет это делать. Прежде всего, это меры по реализации подпрограммы «Переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».
В 2003 году на строительство жилого дома по ул. Стрельникова направлено пять миллионов рублей бюджетных средств и 42,5 миллиона рублей инвесторов. В 2004 году на данные мероприятия привлечено 16,1 миллиона рублей бюджетных средств и 15,1 миллиона рублей средств инвесторов. И если такие программы приняты на уровне государства и края, то требуется финансовая помощь из вышестоящих бюджетов.
- Но ведь есть и такие проекты, которыми Хабаровск может по праву гордиться перед другими городами.
- Конечно. Благодаря поддержке администрации, с каждым годом крепнут экономические и социальные позиции предпринимательства в городе.
В 2004 году доля объема продукции малых предприятий составила 17 % от выпуска продукции, произведенных работ. Количество занятых в сфере малого бизнеса жителей города возросло на 9 % и достигло 85 тысяч человек. А это 24,8 % от всего числа людей, занятых в сфере экономики города.
Благодаря поддержке администрации в июне 2004 года в городе была внедрена схема организации работы по принципу «Одно окно». С начала открытия муниципального учреждения «Центр одно окно» в учреждение обратилось более 1400 граждан и юридических лиц по различным вопросам, было заключено свыше 400 договоров на оказание услуг. Сейчас мы активно совершенствуем его работу, привлекая к участию краевые и федеральные структуры.
- Валерий Евгеньевич, скажите, каковы основные источники пополнения городского бюджета?
- Анализ сложившейся структуры доходов бюджета города за последние годы выявил отчетливую тенденцию ее зависимости от поступлений налога на доходы физических лиц. В связи с этим в гХабаровске активизировалась работа по повышению собираемости данного налога. Руководители предприятий, нарушивших законодательство, вызываются на заседания комиссии по обеспечению доходов и сокращению задолженности в бюджет. Также ведется учет предприятий, допустивших снижение поступления налога по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И здесь мы практикуем индивидуальный подход – детально выясняем причины такого снижения. И в итоге по результатам проведенных комиссий в территориальный бюджет дополнительно поступило 267,7 миллиона рублей.
- В своей работе вы используете такой ресурс, как средства массовой информации?
- Да. Так, например, в средствах массовой информации мы опубликовали обращение городского Совета по предпринимательству к предпринимателям и руководителям организаций. В нем мы призывали проявить ответственность в вопросах оплаты труда наемным работникам, исключить практику выплаты «конвертной» заработной платы.
- Низкая собираемость налогов и платежей стала проблемой для многих городов. Как с этим обстоят дела в Хабаровске?
- Работу в этом направлении мы ведем постоянно. И результаты есть. Например, упорядочение отношений землепользования позволило увеличить поступление земельных платежей на 27,7 % – в денежном выражении это составило 233 миллиона рублей за 2004 год. Количество договоров аренды муниципальной земли увеличилось с 8108 до 10855.
Одним из резервов увеличения налоговых поступлений является взыскание недоимки прошлых лет. Решение этой проблемы возложено на одну городскую и четыре окружных комиссии по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налогам в бюджет. В результате работы комиссий недоимка в бюджет города снижена на 11 %. 1 января 2004 года задолженность составляла 114 миллионов рублей, а 1 января 2005 года снизилась до цифры 101,6 миллиона рублей.
- Какую позицию заняли власти города по отношению к убыточным предприятиям – банкротите или даете шанс выкарабкаться?
- Все зависит от конкретной ситуации на предприятии. Например, работа с предприятиями, оформившими реструктуризацию задолженности по федеральным, региональным и местным налогам, продолжалась весь 2004 год. Ее итог такой - по утвержденным графикам реструктуризации в бюджет края и краевые фонды налогов и сборов поступило 68,8 миллионов рублей. Так что шансы мы, как видите, даем и на встречу идем, если есть надежда возродить предприятие.
Но не всегда это возможно. Поэтому по данным на 1 января 2005 года в процедуре банкротства в Хабаровске находятся 88 предприятий. Для координации работы с предприятиями, находящимися в процедурах банкротства, создан отдел по работе с территориальными органами по финансовому оздоровлению и банкротству, а также образован городской координационный Совет по работе с организациями банкротами. В результате этой совместно проведенной работы в бюджет края в 2004 году поступило налогов и сборов в сумме на 13,8 миллионов рублей, а в бюджет города – 5,7 миллионов. За тот же период поступления от арендной платы за землю в краевой бюджет составили 11,2 миллионов рублей, а в городскую казну – 5,6 миллионов рублей.
Кроме того, весь прошлый год продолжалась работа по списанию задолженности невозможной к взысканию. За 12 месяцев 2004 года произведено списание по 199 юридическим лицам на сумму задолженности – 51,4 миллиона рублей. В территориальный дорожный фонд списано 81,7 миллиона рублей, по арендной плате за землю по 21 юридическому лицу на сумму 30,4 миллиона рублей.
- Валерий Евгеньевич, скажите, какие вопросы планирования бюджета на 2005 год оказались наиболее сложными?
- Принципиальной особенностью исполнения бюджета города в 2005 году является формирование бюджета в условиях изменения Бюджетного и Налогового законодательства, и с учетом разграничения полномочий. Доходная часть бюджета на 2005 год сформирована на основании новой бюджетной классификации, поэтому большая часть доходов первоначально концентрируется в краевом бюджете, а затем передается городу на исполнение их полномочий в виде субвенций, чего не было в таких объемах в бюджете прошлого года.
В то же время в 2005 году город теряет более одного миллиарда рублей, так как отменяется ставка налога на прибыль в размере двух процентов, подлежащая зачислению в местный бюджет, отменяется налог на рекламу, уменьшен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц до 32,2882 против 44,87 % в 2004 году. Также уменьшена и ставка налога на имущество организаций до двух процентов против 50 % в 2004 году. Не предусматривается зачисление в бюджет города акцизов, в то время как в 2004 году норматив отчисления равнялся пяти процентам. Понятно, что такие изменения не могли не наложить отпечаток на бюджет 2005 года.
В результате реализацию закрепленных за городом бюджетных полномочий планируется осуществить в текущем году в объеме 4762,4 миллиона рублей. Это составляет 96 % к плановым расходам 2004 года. Проект бюджета составлен с дефицитом в объеме 289 миллионов рублей, или 9,4 %. Источниками погашения дефицита определены кредиты и уменьшение остатков средств бюджета.
- Каковы приоритетные направления расходования средств бюджета в 2005 году?
- Ими по-прежнему остаются социальные расходы и расходы, связанные с жизнеобеспечением населения города. Доля отраслей социальной сферы в проекте бюджета на 2005 год составляет 51,4 %. Для сравнения, в 2004 году - 51 %.
В 2005 году требуют дальнейшего решения вопросы совершенствования организации контрольно-ревизионной работы, усиления контроля за соблюдением финансовой дисциплины и совершенствования бюджетного процесса.
- Насколько на Ваш взгляд городу необходима бюджетная вертикаль?
- Практика сокращения налоговых источников, которая практически не компенсируется, не позволяет городу самостоятельно формировать свой бюджет, обеспечивая его достоверность, эффективность и экономность использования бюджетных средств в соответствии с принципами, закрепленными в Бюджетном Кодексе РФ.
- Как же в этой ситуации город может решить свои проблемы?
- Эффективным решением проблем жизнедеятельности города, я думаю, может стать организация собственной деятельности по увеличению доходной базы. Каждый год по «минфиновской» методике из доходов вырезаются все дополнительные доходные «завоевания» города, и на 1 января нового года мы начинаем работать с нуля. Мы неоднократно выходили с предложениями создать фонд экономического стимулирования деятельности муниципальных образований, который позволит, в случае дополнительной мобилизации налогов в краевой бюджет, получать вознаграждение в виде дополнительных доходов.
Мы должны пересмотреть наше отношение по укреплению вертикали власти и заняться проблемой бюджетного федерализма. В последние годы допускался большой перекос в перераспределении доходов местного бюджета в пользу федерального. Сохранение устойчивых темпов экономического развития, достижение высоких экономических результатов – это средства для обеспечения более качественной жизни горожан. Но это возможно только через скоординированное использование всего диапазона экономических рычагов и инструментов, способствующих укреплению экономики и создающих базу для прогрессивных преобразований общества.
Справка «Бюджета»
Соколов Валерий Евгеньевич родился в городе Хабаровске 13 декабря 1962 года.
Образование высшее экономическое. В 1984 г. окончил Хабаровский Институт Народного Хозяйства по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», квалификация- экономист. После окончания учебы работал два года в вышеназванном институте преподавателем кафедры «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
Стаж работы в финансовых органах – 18,5 лет.
1986 - 1988 гг. - старший контролер-ревизор КРУ МФ РСФСР по Хабаровскому краю;
1988 – 1994 гг. - заведующий финансовым отделом администрации Николаевского района;
1994 – 2000 гг. - начальник финансового управления администрации Хабаровского района.
С ноября 2000 года по настоящее время возглавляет финансовый департамент администрации города Хабаровска.
За достигнутые успехи в труде награжден Почетной грамотой администрации Хабаровского района, Почетной грамотой и благодарностями Мэра города Хабаровска, Почетной грамотой министерства финансов Хабаровского края.
Светлана Стрельникова.