Тема реформы в бюджетном секторе – одна из актуальных на сегодняшний день. Приказ Минфина РФ от 26 августа 2004 г. № 70н вводит в действие новый план счетов и инструкцию по его применению. Тем самым с января 2005 г. в методику ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вносятся существенные изменения.
Реализация приказа будет сопровождаться для бюджетных учреждений большим объемом работ, которые необходимо выполнить в сжатые сроки. Уже с 1 октября этого года бухгалтерский учет в бюджетных организациях должен вестись по новым правилам. Это невозможно осуществить без применения информационных технологий. Не случайно руководитель Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Минфина РФ Галина Маклева в одном из выступлений подчеркнула, что эффективная работа бухгалтера в соответствии с требованиями новой инструкции невозможна без автоматизированного учета.
Уже в текущем году в пределах выделенных ассигнований главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств должны будут предусмотреть в сметах расходов средства для модернизации компьютерных программ учета и отчетности, технического переоснащения.
Очевидно, что в течение полугода необходимо объединить усилия по методической проработке вопроса, переподготовке кадров, техническому переоснащению.
О комплексном подходе к внедрению новой бюджетной инструкции в интервью нашему корреспонденту рассказывает Александр КАРПАЧЕВ, президент «Корпорации Парус», которая более 14 лет успешно работает на рынке экономического программного обеспечения для государственных учреждений, занимается консалтингом и обучением финансовых работников.
– Александр Васильевич, насколько сегодня бюджетные учреждения готовы к переходу на новые формы работы?
– Ситуация с внедрением новой бюджетной инструкции сложилась весьма неоднозначная. Сегодня нет руководителей ведомств или регионов, которые бы отрицали целесообразность введения новых принципов бюджетного учета. Однако, с точки зрения практики, есть три ключевых направления, по которым не все до конца понятно.
В первую очередь, финансовые органы и бухгалтерские службы сталкиваются с проблемой методического характера. Министерство финансов разработало бюджетную классификацию, план счетов и инструкцию по его применению. Тем самым оно определило общие подходы к ведению бюджетного учета. Но такое направление работ, как адаптация новых правил учета под отраслевую специфику, по мнению ведомства Алексея Леонидовича Кудрина, должно находиться в зоне ответственности отраслевых министерств и финансовых органов субъектов Федерации. Об этом подробно говорится в письмах первого заместителя министра финансов РФ Татьяны Алексеевны Голиковой, направленных в адрес руководства федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации.
Такой подход предоставляет бюджетным учреждениям больше свободы в процессе определения принципов учетной политики, позволяет отражать операции по финансово-хозяйственной деятельности с учетом отраслевых и региональных особенностей. Не случайно в своих выступлениях Татьяна Геннадьевна Нестеренко подчеркивает, что теперь на столе бухгалтера должны лежать три «программных» документа. Это – новая бюджетная инструкция, соответствующий приказ и методические указания отраслевого министерства и аналогичные документы регионального уровня.
В свою очередь министерства, начинающие выполнять данную работу, ищут ответ на вопрос – где найти методологов соответствующего профессионального уровня. А представители региональных органов исполнительной власти не совсем понимают – почему вдруг в зоне их ответственности оказались методологические функции. На конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации бюджетного процесса, не раз отмечалось, что предложения Министерства финансов о частичной передаче своих функций субъектам Российской Федерации нуждаются в правовом оформлении. В частности, предложения, касающиеся создания на субфедеральном уровне Методологического совета по бюджетному учету и оказания методологической поддержки участникам бюджетного процесса, не согласуются с положениями статьи 165 Бюджетного кодекса.
В результате сложившейся ситуации происходит задержка с разработкой и выходом в свет методических указаний, составленных с учетом отраслевой и региональной специфики. В свою очередь бюджетные учреждения не могут приступить к ведению бухгалтерского учета в соответствии с требованиями новой инструкции. А софтверные компании – отразить отраслевую специфику в программном обеспечении.
Вторая проблема касается переподготовки кадров. По разным оценкам свыше 140 тыс. бухгалтерских служб действуют сегодня в бюджетных учреждениях федерального и регионального уровней. Это значит, что в рамках страны новым правилам ведения бюджетного учета необходимо обучить десятки тысяч финансовых работников. Как, меньше чем за полгода, провести переподготовку такого числа специалистов?! Где найти необходимое количество опытных педагогов, которые владеют навыками преподавания профессионалам-практикам? Эти люди должны блестяще знать «старые» и «новые» подходы, уметь на конкретных примерах объяснить, как отражать в учете отраслевую специфику, как производить учет вновь введенных объектов, таких как непроизведенные активы (земля, ресурсы и недра), лимиты и обязательства.
Между тем, различные учебные центры осознали, что с вступлением в силу новой бюджетной инструкции услуги в сфере образования будут востребованы. И даже те учреждения, у которых нет достаточного опыта и преподавателей соответствующей квалификации, предлагают свои услуги. Особенно это распространено на региональном уровне. Поэтому сегодня, среди разнообразия предложений, не так просто сделать правильный выбор. Эта проблема активно обсуждалась на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной вопросам организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
– Александр Васильевич, наверное, третья проблема касается технического переоснащения?
– Вы правы. Объем работ, выполняемых бухгалтерскими службами, значительно увеличился. Существенно возросло количество объектов учета, появились счета санкционирования расходов, изменен порядок учета финансовых активов. Очевидно, что вести такой учет вручную затруднительно. Поэтому в ближайшие месяцы министерствам, финансовым органам и бюджетным организациям предстоит провести работы по модернизации ИТ-инфраструктуры. Необходимо будет внести изменения в нормативно-справочные документы, установить обновленное программное обеспечение, закупить дополнительное компьютерное и офисное оборудование, провести переобучение персонала. Но что делать тем учреждениям, в которых до сих пор учет велся без использования современных технических средств? Только в Ленинградской области в 720 из 1800 бюджетных учреждений вообще не используют автоматизированные информационные системы. Таковы данные официального мониторинга, проведенного комитетом финансов области в рамках исполнения приказа «Об организации работы по реформированию бюджетного учета». Очевидно, что перед этими организациями стоят не только серьезные задачи по техническому оснащению, но и по обучению персонала элементарным навыкам работы на компьютере.
Как видите, говорить о полной готовности бюджетных учреждений к переходу на новую бюджетную инструкцию пока рано. Необходимо, чтобы данный вопрос сначала был детально проработан на федеральном уровне, в отраслевых министерствах, органами исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
– Александр Васильевич, вы обрисовали ряд объективных проблем, связанных с применением бюджетной инструкции, но среди специалистов приходится слышать оценки, что сам документ недостаточно проработан, для исполнительных органов власти и бюджетных учреждений не определена методика перехода на новый порядок бюджетного учета, источники финансирования реформ четко не установлены. В связи с этим иногда звучат предложения приостановить внедрение документа и отправить его на доработку. Какова ваша точка зрения по этому поводу?
– Вы знаете, мне довольно странно слышать такие суждения относительно «сырости» новой бюджетной инструкции. Наша компания уже более 14 лет работает на рынке ИТ-решений для государственных организаций, и я не помню, чтобы какому-то другому бухгалтерскому документу было уделено внимание на таком высоком уровне. Новые подходы к ведению бюджетного учета фактически определены в бюджетном послании президента страны. Кроме того, на протяжении полутора лет проект инструкции активно публично обсуждался в профессиональной среде. С ноября 2003 года он размещен на официальном сайте Минфина. 13 декабря того же года состоялось первое представление проекта финансовым работникам Приволжского Федерального округа. В ходе работы над документом Главное управление Федерального казначейства провело совещания во всех федеральных округах. Поэтому непонятно, почему, после вступления документа в силу, стали высказываться предложения по его совершенствованию, в то время как в процессе работы никаких принципиальных замечаний не поступало.
Что касается нареканий, которые в основном высказываются специалистам Минфина по поводу методики перехода, я полагаю – они не совсем по адресу. Еще в июне прошлого года Фондом «Бюро экономического анализа» на средства Международного банка реконструкции и развития был проведен открытый конкурс на разработку механизма внедрения единого плана счетов бухгалтерского учета. Прошло больше полугода, но результаты работ, выполненные победителем, до сих пор не оглашены. Это вынуждает ведомства и компьютерные компании самостоятельно искать подходы к решению данного вопроса.
Источники финансирования реформ действительно четко не установлены. Бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований были сформированы и утверждены до начала процесса внедрения бюджетной инструкции. Соответственно федеральным органам власти необходимо определиться с источниками финансирования затрат, связанных с обучением персонала и оснащением программно-техническими средствами участников бюджетного процесса.
В то же время я полагаю, что все понимают – обратной дороги нет. Прежний подход был ориентирован на учетную функцию. Поэтому бухгалтерские отчеты не могли предоставить государственным менеджерам информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Необходимо, чтобы новая система учета позволяла анализировать результаты проводимой налогово-бюджетной политики, знать объем продолжающихся финансовых обязательств, на которые должны быть ассигнованы средства. При ведении переговоров с иностранными инвесторами и кредиторами у специалистов с нашей стороны должна быть качественная финансовая информация о состоянии платежеспособности страны.
Хочу обратить ваше внимание, что у нас немало регионов и ведомств, в которых уже сделаны конкретные шаги по реализации реформы. Например, Эвенкийский автономный округ открыл проект по переводу всех бюджетных учреждений на новый план счетов. Руководители бухгалтерских служб отраслевых подразделений администрации округа прошли курс обучения по общей методологии внедрения инструкции. Финансовые управления Кемеровской и Новосибирской областей провели открытые конкурсы на построение автоматизированной системы бюджетного учета. Более 2000 учреждений областного, городского и районного уровней Кемеровской области и 30 областных центров бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Новосибирской области будут оснащены современным экономическим программным обеспечением.
В Республике Алтай построение автоматизированной системы будет осуществляться параллельно с обучением бухгалтерских кадров. Необходимое количество лицензий будет поставлено для 250 бюджетных учреждений различных уровней, 600 бухгалтеров пройдут курсы обучения. В Карелии 1698 финансовых работников прослушают курс, посвященный основным аспектам перехода на новую бюджетную инструкцию. В Федеральной таможенной службе и Министерстве по чрезвычайным ситуациям изданы приказы, в соответствии с которыми ведется работа по оценке программно-технического парка, выбираются поставщики образовательных услуг, создаются методологические советы. И это я перечислил только тех, с кем сотрудничает наша компания!
– Переход на автоматизированный учет – последний этап процесса внедрения бюджетной инструкции. Александр Васильевич, какие шаги предпринимает ваша компания в условиях сложившейся неопределенности по вопросам методического сопровождения и переподготовки кадров?
– На рынке ИТ-решений для государственных учреждений клиентами корпорации являются свыше 12 тыс. организаций по всей России. В федеральных министерствах и ведомствах компанией реализовано более 30 информационных проектов. Поэтому нам довольно сложно придерживаться позиции стороннего наблюдателя. Мы всегда активно участвовали в преобразованиях, которые идут в стране с начала девяностых. На регулярной основе специалисты компании работают в группах, которые готовят законопроекты для рассмотрения в региональных законодательных собраниях. В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», ориентированной на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, 15 российских регионов приступили к автоматизации процесса государственных закупок на базе программного обеспечения «Парус-Госзакупки». На заседании круглого стола, который по инициативе компании состоялся в медиацентре «Известий», представители профильных министерств, высших учебных заведений и журналисты обсуждали возможные направления применения информационных технологий в государственном менеджменте, актуальность данного вопроса в связи с административной реформой.
Реформа бюджетного учета не является исключением. В прошлом году корпорация при участии специалистов Минфина РФ провела разъяснительные семинары в 15 российских регионах. 2005 год мы открыли конференцией для финансовых работников государственных учреждений столицы, организованной совместно с департаментом финансов г. Москвы. В ближайших планах – крупная конференция для руководителей и специалистов финансовых региональных управлений, посвященная подведению итогов первого этапа реализации внедрения новой бюджетной инструкции.
Я полагаю, что успех реформы возможен только при комплексном подходе. Важно, чтобы в ведомстве или на уровне финансового органа региона поэтапно решались задачи грамотного методического сопровождения, повышения квалификации персонала, консультирования по внедрению программного обеспечения и техническому переоснащению. Своим клиентам мы предлагаем именно такой путь. Понимая стоящие перед ними задачи, мы создали методический совет, пересмотрели принципы работы учебного центра корпорации, внесли необходимые изменения в программное обеспечение.
Методический совет сосредоточил усилия на сферах, в которых работают наши клиенты. Наших специалистов уже привлекают к разработке внутриведомственных методических документов по особенностям применения инструкции по бюджетному учету для Центральной избирательной комиссии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Внутренних войск МВД.
К участию в работе совета стараемся привлечь специалистов, которые бы умели мыслить не проводками, а объектами учета, свободно переходили от теории к практике и, наоборот, могли популярно объяснить действующему бухгалтеру особенности ведения учета по новым стандартам в конкретной отрасли. Например, в здравоохранении или социальной сфере. В перспективе – всестороннее взаимодействие с методическими советами отраслевых министерств и финансовых органов субъектов Федерации.
– Какую поддержку в плане обучения предлагает «Корпорация Парус»?
– Мы понимаем, что в течение полугода обучение должны будут пройти десятки тысяч специалистов. Очевидно, что далеко не все могут это сделать с отрывом от основной деятельности. Финансовые возможности бюджетных организаций тоже разные. Поэтому корпорация предлагает несколько форм обучения. Благодаря такому подходу каждый специалист может выбрать приемлемый для себя по цене и способу получения знаний вариант.
Наши специалисты разработали учебно-практические курсы «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и единого Плана счетов бюджетного учета» и «Организация бюджетного учета с использованием программных продуктов «Парус».
Регулярные занятия по ним проходят в учебном центре корпорации в Москве, но преподаватели могут прочитать лекции, провести практические семинары и у вас в регионе (городе)*. Всем слушателям выдаются учебно-методические материалы и CD-диск с актуальными нормативно-правовыми документами по бюджетному учету.
Обучение по программам уже прошли свыше 2366 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Томска, Кемерово, Мурманска, Тольятти, Мегиона… В ближайшие месяцы планируется переподготовка специалистов из Хабаровска, Сургута, Тамбова, Республики Алтай.
Для самостоятельного знакомства с новой бюджетной инструкцией создан специальный дистанционный курс. Его можно пройти через Интернет или с помощью компакт-диска. На сегодняшний день бюджетными учреждениями уже закуплено свыше 5000 дисков.
По наиболее актуальным вопросам оперативные комментарии можно получить по телефонам «горячей линии» или через Интернет, обратившись к электронной базе данных «Вопросы и ответы по применению Инструкции по бюджетному учету № 70н». Сейчас в ней собрано 148 официальных ответов. С июня мы планируем проводить тренинги, направленные на получение навыков подготовки отчетности по новым правилам.
– Александр Васильевич, какая работа проведена в компании по адаптации программного обеспечения?
– Для наших постоянных клиентов мы модернизировали программные продукты в соответствии с требованиями новой бюджетной инструкции. На конкретных примерах можно посмотреть, как в системе отражены требования по учету нефинансовых и финансовых активов, лимитов и обязательств, формированию отчетных форм. Функциональные возможности системы адаптируемы под специфику ведомства или отрасли.
Кроме того, в наших ИТ-решениях заложена возможность вести параллельный учет согласно ранее действующей инструкции и вновь вступившей в силу. При этом в единой базе данных сохраняется не только нормативно-справочная информация, но и история всех операций предыдущих периодов. Одновременно с ведением учета в «старом» формате можно постепенно готовиться к переходу на новую инструкцию: формировать план счетов, образцы операций, разрешенные проводки. В режиме обучения можно перейти на новый план счетов. В случае обнаружения ошибок система позволяет вернуться в исходное положение с сохранением первоначальных данных.
Система поставляется с дополнительными сервисами, которые призваны облегчить процесс перехода на новый план счетов и начало работы в нем. Среди них стоит отметить возможности по автоматическому созданию плана счетов с учетом всех разрезов бюджетной классификации и заполнению словарей «Разрешенные проводки» и «Образцы хозяйственных операций».
Отдельно нужно сказать о специальной программе (конвертере), которая позволяет в автоматическом режиме перевести данные из прежнего плана счетов в новый. При этом сохраняется перенос всех остатков и оборотов по счетам, переносятся и остатки по товарно-материальным ценностям с учетом номенклатуры и материально ответственных лиц.
Для тех организаций, которые пока не готовы к полномасштабной автоматизации учета, создана специальная программа для составления квартальной и годовой отчетности. Она позволяет на основе данных бухгалтерского учета, который велся по ранее действовавшим правилам, подготовить отчеты согласно новым требованиям. При минимальных первоначальных вложениях в техническое переоснащение они смогут к 1 октября сдать отчетность в соответствии с новыми требованиями Минфина РФ.
– Предлагает ли компания выгодные условия приобретения программного обеспечения для реализации проектов масштаба ведомства или региона?
– Да, при реализации крупных проектов экономить средства, как на этапе приобретения, так и при последующем владении системой, возможно. Для этого необходимо приобрести программное обеспечение на условиях «открытой» лицензии. При этом покупателю предоставляется право в рамках одного договора тиражировать программный продукт на все бюджетные учреждения региона либо подотчетные учреждения ведомства.
По такому пути уже пошли в администрации Кемеровской области, закупив для 2000 учреждений региона областного, городского и районного уровней программные продукты корпорации. Для реализации проекта в области открыто официальное представительство компании, которое предоставляет полный перечень услуг по внедрению, обучению, консультированию.
Кроме того, программа поставляется с «открытым кодом», что позволяет ИТ специалистам региона (ведомства) самостоятельно развивать систему с учетом региональных и отраслевых особенностей. Все это позволяет снизить стоимость ИТ-проекта по построению на уровне региона или ведомства системы автоматизированного бюджетного учета согласно новым правилам.
На плечи бухгалтера сегодня ложится огромный объем дополнительной работы, растет ответственность. Теперь им предстоит готовить финансовую информацию, на основе которой государственные управленцы будут принимать эффективные решения в рамках проводимой экономической политики. И то, что современные информационные технологии на самом высоком государственном уровне рассматриваются как необходимый инструмент, повышающий качество работы финансовых работников, – значительный шаг на пути к передовому государственному менеджменту.
Справка «Бюджета»
Александр Васильевич КАРПАЧЕВ
Родился 2 ноября 1959 г. в г. Волновахе Донецкой области. Окончил факультет «Математическое обеспечение автоматизированных систем управления» Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А.С. Попова. С 1982 г. служил в информационно-вычислительном центре Главного штаба Военно-Морского флота, где занимался разработкой и эксплуатацией систем управления кадрами флота. В настоящее время – капитан 1-го ранга запаса.
В «Корпорации Парус» со дня основания занимает руководящие должности. С апреля 1999 г. – президент «Корпорации Парус». По данным рейтинга «Самые профессиональные менеджеры России», организованного Ассоциацией менеджеров России и Издательским домом «Коммерсантъ», вошел в группу «ТОП-100» бизнес-лидеров, чья деятельность носит общенациональный характер и оказывает наибольшее влияние на российскую экономику (Коммерсантъ, 24.09.2004 г., «Бизнес-лидеры России»).
Реализация приказа будет сопровождаться для бюджетных учреждений большим объемом работ, которые необходимо выполнить в сжатые сроки. Уже с 1 октября этого года бухгалтерский учет в бюджетных организациях должен вестись по новым правилам. Это невозможно осуществить без применения информационных технологий. Не случайно руководитель Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Минфина РФ Галина Маклева в одном из выступлений подчеркнула, что эффективная работа бухгалтера в соответствии с требованиями новой инструкции невозможна без автоматизированного учета.
Уже в текущем году в пределах выделенных ассигнований главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств должны будут предусмотреть в сметах расходов средства для модернизации компьютерных программ учета и отчетности, технического переоснащения.
Очевидно, что в течение полугода необходимо объединить усилия по методической проработке вопроса, переподготовке кадров, техническому переоснащению.
О комплексном подходе к внедрению новой бюджетной инструкции в интервью нашему корреспонденту рассказывает Александр КАРПАЧЕВ, президент «Корпорации Парус», которая более 14 лет успешно работает на рынке экономического программного обеспечения для государственных учреждений, занимается консалтингом и обучением финансовых работников.
– Александр Васильевич, насколько сегодня бюджетные учреждения готовы к переходу на новые формы работы?
– Ситуация с внедрением новой бюджетной инструкции сложилась весьма неоднозначная. Сегодня нет руководителей ведомств или регионов, которые бы отрицали целесообразность введения новых принципов бюджетного учета. Однако, с точки зрения практики, есть три ключевых направления, по которым не все до конца понятно.
В первую очередь, финансовые органы и бухгалтерские службы сталкиваются с проблемой методического характера. Министерство финансов разработало бюджетную классификацию, план счетов и инструкцию по его применению. Тем самым оно определило общие подходы к ведению бюджетного учета. Но такое направление работ, как адаптация новых правил учета под отраслевую специфику, по мнению ведомства Алексея Леонидовича Кудрина, должно находиться в зоне ответственности отраслевых министерств и финансовых органов субъектов Федерации. Об этом подробно говорится в письмах первого заместителя министра финансов РФ Татьяны Алексеевны Голиковой, направленных в адрес руководства федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации.
Такой подход предоставляет бюджетным учреждениям больше свободы в процессе определения принципов учетной политики, позволяет отражать операции по финансово-хозяйственной деятельности с учетом отраслевых и региональных особенностей. Не случайно в своих выступлениях Татьяна Геннадьевна Нестеренко подчеркивает, что теперь на столе бухгалтера должны лежать три «программных» документа. Это – новая бюджетная инструкция, соответствующий приказ и методические указания отраслевого министерства и аналогичные документы регионального уровня.
В свою очередь министерства, начинающие выполнять данную работу, ищут ответ на вопрос – где найти методологов соответствующего профессионального уровня. А представители региональных органов исполнительной власти не совсем понимают – почему вдруг в зоне их ответственности оказались методологические функции. На конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации бюджетного процесса, не раз отмечалось, что предложения Министерства финансов о частичной передаче своих функций субъектам Российской Федерации нуждаются в правовом оформлении. В частности, предложения, касающиеся создания на субфедеральном уровне Методологического совета по бюджетному учету и оказания методологической поддержки участникам бюджетного процесса, не согласуются с положениями статьи 165 Бюджетного кодекса.
В результате сложившейся ситуации происходит задержка с разработкой и выходом в свет методических указаний, составленных с учетом отраслевой и региональной специфики. В свою очередь бюджетные учреждения не могут приступить к ведению бухгалтерского учета в соответствии с требованиями новой инструкции. А софтверные компании – отразить отраслевую специфику в программном обеспечении.
Вторая проблема касается переподготовки кадров. По разным оценкам свыше 140 тыс. бухгалтерских служб действуют сегодня в бюджетных учреждениях федерального и регионального уровней. Это значит, что в рамках страны новым правилам ведения бюджетного учета необходимо обучить десятки тысяч финансовых работников. Как, меньше чем за полгода, провести переподготовку такого числа специалистов?! Где найти необходимое количество опытных педагогов, которые владеют навыками преподавания профессионалам-практикам? Эти люди должны блестяще знать «старые» и «новые» подходы, уметь на конкретных примерах объяснить, как отражать в учете отраслевую специфику, как производить учет вновь введенных объектов, таких как непроизведенные активы (земля, ресурсы и недра), лимиты и обязательства.
Между тем, различные учебные центры осознали, что с вступлением в силу новой бюджетной инструкции услуги в сфере образования будут востребованы. И даже те учреждения, у которых нет достаточного опыта и преподавателей соответствующей квалификации, предлагают свои услуги. Особенно это распространено на региональном уровне. Поэтому сегодня, среди разнообразия предложений, не так просто сделать правильный выбор. Эта проблема активно обсуждалась на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной вопросам организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
– Александр Васильевич, наверное, третья проблема касается технического переоснащения?
– Вы правы. Объем работ, выполняемых бухгалтерскими службами, значительно увеличился. Существенно возросло количество объектов учета, появились счета санкционирования расходов, изменен порядок учета финансовых активов. Очевидно, что вести такой учет вручную затруднительно. Поэтому в ближайшие месяцы министерствам, финансовым органам и бюджетным организациям предстоит провести работы по модернизации ИТ-инфраструктуры. Необходимо будет внести изменения в нормативно-справочные документы, установить обновленное программное обеспечение, закупить дополнительное компьютерное и офисное оборудование, провести переобучение персонала. Но что делать тем учреждениям, в которых до сих пор учет велся без использования современных технических средств? Только в Ленинградской области в 720 из 1800 бюджетных учреждений вообще не используют автоматизированные информационные системы. Таковы данные официального мониторинга, проведенного комитетом финансов области в рамках исполнения приказа «Об организации работы по реформированию бюджетного учета». Очевидно, что перед этими организациями стоят не только серьезные задачи по техническому оснащению, но и по обучению персонала элементарным навыкам работы на компьютере.
Как видите, говорить о полной готовности бюджетных учреждений к переходу на новую бюджетную инструкцию пока рано. Необходимо, чтобы данный вопрос сначала был детально проработан на федеральном уровне, в отраслевых министерствах, органами исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
– Александр Васильевич, вы обрисовали ряд объективных проблем, связанных с применением бюджетной инструкции, но среди специалистов приходится слышать оценки, что сам документ недостаточно проработан, для исполнительных органов власти и бюджетных учреждений не определена методика перехода на новый порядок бюджетного учета, источники финансирования реформ четко не установлены. В связи с этим иногда звучат предложения приостановить внедрение документа и отправить его на доработку. Какова ваша точка зрения по этому поводу?
– Вы знаете, мне довольно странно слышать такие суждения относительно «сырости» новой бюджетной инструкции. Наша компания уже более 14 лет работает на рынке ИТ-решений для государственных организаций, и я не помню, чтобы какому-то другому бухгалтерскому документу было уделено внимание на таком высоком уровне. Новые подходы к ведению бюджетного учета фактически определены в бюджетном послании президента страны. Кроме того, на протяжении полутора лет проект инструкции активно публично обсуждался в профессиональной среде. С ноября 2003 года он размещен на официальном сайте Минфина. 13 декабря того же года состоялось первое представление проекта финансовым работникам Приволжского Федерального округа. В ходе работы над документом Главное управление Федерального казначейства провело совещания во всех федеральных округах. Поэтому непонятно, почему, после вступления документа в силу, стали высказываться предложения по его совершенствованию, в то время как в процессе работы никаких принципиальных замечаний не поступало.
Что касается нареканий, которые в основном высказываются специалистам Минфина по поводу методики перехода, я полагаю – они не совсем по адресу. Еще в июне прошлого года Фондом «Бюро экономического анализа» на средства Международного банка реконструкции и развития был проведен открытый конкурс на разработку механизма внедрения единого плана счетов бухгалтерского учета. Прошло больше полугода, но результаты работ, выполненные победителем, до сих пор не оглашены. Это вынуждает ведомства и компьютерные компании самостоятельно искать подходы к решению данного вопроса.
Источники финансирования реформ действительно четко не установлены. Бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований были сформированы и утверждены до начала процесса внедрения бюджетной инструкции. Соответственно федеральным органам власти необходимо определиться с источниками финансирования затрат, связанных с обучением персонала и оснащением программно-техническими средствами участников бюджетного процесса.
В то же время я полагаю, что все понимают – обратной дороги нет. Прежний подход был ориентирован на учетную функцию. Поэтому бухгалтерские отчеты не могли предоставить государственным менеджерам информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Необходимо, чтобы новая система учета позволяла анализировать результаты проводимой налогово-бюджетной политики, знать объем продолжающихся финансовых обязательств, на которые должны быть ассигнованы средства. При ведении переговоров с иностранными инвесторами и кредиторами у специалистов с нашей стороны должна быть качественная финансовая информация о состоянии платежеспособности страны.
Хочу обратить ваше внимание, что у нас немало регионов и ведомств, в которых уже сделаны конкретные шаги по реализации реформы. Например, Эвенкийский автономный округ открыл проект по переводу всех бюджетных учреждений на новый план счетов. Руководители бухгалтерских служб отраслевых подразделений администрации округа прошли курс обучения по общей методологии внедрения инструкции. Финансовые управления Кемеровской и Новосибирской областей провели открытые конкурсы на построение автоматизированной системы бюджетного учета. Более 2000 учреждений областного, городского и районного уровней Кемеровской области и 30 областных центров бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Новосибирской области будут оснащены современным экономическим программным обеспечением.
В Республике Алтай построение автоматизированной системы будет осуществляться параллельно с обучением бухгалтерских кадров. Необходимое количество лицензий будет поставлено для 250 бюджетных учреждений различных уровней, 600 бухгалтеров пройдут курсы обучения. В Карелии 1698 финансовых работников прослушают курс, посвященный основным аспектам перехода на новую бюджетную инструкцию. В Федеральной таможенной службе и Министерстве по чрезвычайным ситуациям изданы приказы, в соответствии с которыми ведется работа по оценке программно-технического парка, выбираются поставщики образовательных услуг, создаются методологические советы. И это я перечислил только тех, с кем сотрудничает наша компания!
– Переход на автоматизированный учет – последний этап процесса внедрения бюджетной инструкции. Александр Васильевич, какие шаги предпринимает ваша компания в условиях сложившейся неопределенности по вопросам методического сопровождения и переподготовки кадров?
– На рынке ИТ-решений для государственных учреждений клиентами корпорации являются свыше 12 тыс. организаций по всей России. В федеральных министерствах и ведомствах компанией реализовано более 30 информационных проектов. Поэтому нам довольно сложно придерживаться позиции стороннего наблюдателя. Мы всегда активно участвовали в преобразованиях, которые идут в стране с начала девяностых. На регулярной основе специалисты компании работают в группах, которые готовят законопроекты для рассмотрения в региональных законодательных собраниях. В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», ориентированной на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, 15 российских регионов приступили к автоматизации процесса государственных закупок на базе программного обеспечения «Парус-Госзакупки». На заседании круглого стола, который по инициативе компании состоялся в медиацентре «Известий», представители профильных министерств, высших учебных заведений и журналисты обсуждали возможные направления применения информационных технологий в государственном менеджменте, актуальность данного вопроса в связи с административной реформой.
Реформа бюджетного учета не является исключением. В прошлом году корпорация при участии специалистов Минфина РФ провела разъяснительные семинары в 15 российских регионах. 2005 год мы открыли конференцией для финансовых работников государственных учреждений столицы, организованной совместно с департаментом финансов г. Москвы. В ближайших планах – крупная конференция для руководителей и специалистов финансовых региональных управлений, посвященная подведению итогов первого этапа реализации внедрения новой бюджетной инструкции.
Я полагаю, что успех реформы возможен только при комплексном подходе. Важно, чтобы в ведомстве или на уровне финансового органа региона поэтапно решались задачи грамотного методического сопровождения, повышения квалификации персонала, консультирования по внедрению программного обеспечения и техническому переоснащению. Своим клиентам мы предлагаем именно такой путь. Понимая стоящие перед ними задачи, мы создали методический совет, пересмотрели принципы работы учебного центра корпорации, внесли необходимые изменения в программное обеспечение.
Методический совет сосредоточил усилия на сферах, в которых работают наши клиенты. Наших специалистов уже привлекают к разработке внутриведомственных методических документов по особенностям применения инструкции по бюджетному учету для Центральной избирательной комиссии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Внутренних войск МВД.
К участию в работе совета стараемся привлечь специалистов, которые бы умели мыслить не проводками, а объектами учета, свободно переходили от теории к практике и, наоборот, могли популярно объяснить действующему бухгалтеру особенности ведения учета по новым стандартам в конкретной отрасли. Например, в здравоохранении или социальной сфере. В перспективе – всестороннее взаимодействие с методическими советами отраслевых министерств и финансовых органов субъектов Федерации.
– Какую поддержку в плане обучения предлагает «Корпорация Парус»?
– Мы понимаем, что в течение полугода обучение должны будут пройти десятки тысяч специалистов. Очевидно, что далеко не все могут это сделать с отрывом от основной деятельности. Финансовые возможности бюджетных организаций тоже разные. Поэтому корпорация предлагает несколько форм обучения. Благодаря такому подходу каждый специалист может выбрать приемлемый для себя по цене и способу получения знаний вариант.
Наши специалисты разработали учебно-практические курсы «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и единого Плана счетов бюджетного учета» и «Организация бюджетного учета с использованием программных продуктов «Парус».
Регулярные занятия по ним проходят в учебном центре корпорации в Москве, но преподаватели могут прочитать лекции, провести практические семинары и у вас в регионе (городе)*. Всем слушателям выдаются учебно-методические материалы и CD-диск с актуальными нормативно-правовыми документами по бюджетному учету.
Обучение по программам уже прошли свыше 2366 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Томска, Кемерово, Мурманска, Тольятти, Мегиона… В ближайшие месяцы планируется переподготовка специалистов из Хабаровска, Сургута, Тамбова, Республики Алтай.
Для самостоятельного знакомства с новой бюджетной инструкцией создан специальный дистанционный курс. Его можно пройти через Интернет или с помощью компакт-диска. На сегодняшний день бюджетными учреждениями уже закуплено свыше 5000 дисков.
По наиболее актуальным вопросам оперативные комментарии можно получить по телефонам «горячей линии» или через Интернет, обратившись к электронной базе данных «Вопросы и ответы по применению Инструкции по бюджетному учету № 70н». Сейчас в ней собрано 148 официальных ответов. С июня мы планируем проводить тренинги, направленные на получение навыков подготовки отчетности по новым правилам.
– Александр Васильевич, какая работа проведена в компании по адаптации программного обеспечения?
– Для наших постоянных клиентов мы модернизировали программные продукты в соответствии с требованиями новой бюджетной инструкции. На конкретных примерах можно посмотреть, как в системе отражены требования по учету нефинансовых и финансовых активов, лимитов и обязательств, формированию отчетных форм. Функциональные возможности системы адаптируемы под специфику ведомства или отрасли.
Кроме того, в наших ИТ-решениях заложена возможность вести параллельный учет согласно ранее действующей инструкции и вновь вступившей в силу. При этом в единой базе данных сохраняется не только нормативно-справочная информация, но и история всех операций предыдущих периодов. Одновременно с ведением учета в «старом» формате можно постепенно готовиться к переходу на новую инструкцию: формировать план счетов, образцы операций, разрешенные проводки. В режиме обучения можно перейти на новый план счетов. В случае обнаружения ошибок система позволяет вернуться в исходное положение с сохранением первоначальных данных.
Система поставляется с дополнительными сервисами, которые призваны облегчить процесс перехода на новый план счетов и начало работы в нем. Среди них стоит отметить возможности по автоматическому созданию плана счетов с учетом всех разрезов бюджетной классификации и заполнению словарей «Разрешенные проводки» и «Образцы хозяйственных операций».
Отдельно нужно сказать о специальной программе (конвертере), которая позволяет в автоматическом режиме перевести данные из прежнего плана счетов в новый. При этом сохраняется перенос всех остатков и оборотов по счетам, переносятся и остатки по товарно-материальным ценностям с учетом номенклатуры и материально ответственных лиц.
Для тех организаций, которые пока не готовы к полномасштабной автоматизации учета, создана специальная программа для составления квартальной и годовой отчетности. Она позволяет на основе данных бухгалтерского учета, который велся по ранее действовавшим правилам, подготовить отчеты согласно новым требованиям. При минимальных первоначальных вложениях в техническое переоснащение они смогут к 1 октября сдать отчетность в соответствии с новыми требованиями Минфина РФ.
– Предлагает ли компания выгодные условия приобретения программного обеспечения для реализации проектов масштаба ведомства или региона?
– Да, при реализации крупных проектов экономить средства, как на этапе приобретения, так и при последующем владении системой, возможно. Для этого необходимо приобрести программное обеспечение на условиях «открытой» лицензии. При этом покупателю предоставляется право в рамках одного договора тиражировать программный продукт на все бюджетные учреждения региона либо подотчетные учреждения ведомства.
По такому пути уже пошли в администрации Кемеровской области, закупив для 2000 учреждений региона областного, городского и районного уровней программные продукты корпорации. Для реализации проекта в области открыто официальное представительство компании, которое предоставляет полный перечень услуг по внедрению, обучению, консультированию.
Кроме того, программа поставляется с «открытым кодом», что позволяет ИТ специалистам региона (ведомства) самостоятельно развивать систему с учетом региональных и отраслевых особенностей. Все это позволяет снизить стоимость ИТ-проекта по построению на уровне региона или ведомства системы автоматизированного бюджетного учета согласно новым правилам.
На плечи бухгалтера сегодня ложится огромный объем дополнительной работы, растет ответственность. Теперь им предстоит готовить финансовую информацию, на основе которой государственные управленцы будут принимать эффективные решения в рамках проводимой экономической политики. И то, что современные информационные технологии на самом высоком государственном уровне рассматриваются как необходимый инструмент, повышающий качество работы финансовых работников, – значительный шаг на пути к передовому государственному менеджменту.
Справка «Бюджета»
Александр Васильевич КАРПАЧЕВ
Родился 2 ноября 1959 г. в г. Волновахе Донецкой области. Окончил факультет «Математическое обеспечение автоматизированных систем управления» Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А.С. Попова. С 1982 г. служил в информационно-вычислительном центре Главного штаба Военно-Морского флота, где занимался разработкой и эксплуатацией систем управления кадрами флота. В настоящее время – капитан 1-го ранга запаса.
В «Корпорации Парус» со дня основания занимает руководящие должности. С апреля 1999 г. – президент «Корпорации Парус». По данным рейтинга «Самые профессиональные менеджеры России», организованного Ассоциацией менеджеров России и Издательским домом «Коммерсантъ», вошел в группу «ТОП-100» бизнес-лидеров, чья деятельность носит общенациональный характер и оказывает наибольшее влияние на российскую экономику (Коммерсантъ, 24.09.2004 г., «Бизнес-лидеры России»).