Город Черкесск – обладатель богатого опыта по части экономии и ресурсосбережения. О том, как он нарабатывался, что пришлось сделать для получения результатов, рассказывает Петр КОРОТЧЕНКО – первый заместитель главы администрации города.
«Ресурсы ограниченны, человеческие возможности безграничны». Вполне естественно, что этот лозунг родился в странах с большой численностью населения на ограниченных территориях, скудных природными запасами. Но именно он стал основой экономического чуда, преподнесенного миру Японией, Южной Кореей, а также растущей стабильностью современного Китая.
В Советском Союзе тоже звучали призывы типа «экономика должна быть экономной». Но в огромной стране, богатой природными ресурсами, при копеечных ценах на основные энергоносители и обезличенной собственности, эти призывы оставались всего лишь словами. И только проходя через муки экономических реформ, наше общество стало приобретать и усваивать суровые уроки выживания в условиях жесткого ограничения, в первую очередь финансовых ресурсов.
На мой взгляд, именно сейчас, начиная с самого первого, муниципального уровня управления, в России медленно идет формирование идеологии ресурсосбережения. Ведь нормальное строительство всегда начинается именно снизу. Его фундамент – в хозяйственной жизни семьи, частного предпринимателя, больших и малых предприятий, муниципальных образований. Со временем эта идеология может стать устойчивой пирамидой широких общественных отношений.
Хочется надеяться, что хотя бы один кирпичик в построение идеологии ресурсосбережения сумеет вложить и наше муниципальное образование. В 2001 году уже было сделано многое для внедрения новых, рыночных принципов в деятельность органов городского самоуправления. А это очень непростое дело. Ведь у нас складывается странная ситуация – везде рынок, а от местного самоуправления по-прежнему ждут социализма или даже коммунизма.
Нам предстояло в кратчайшие сроки создать новые механизмы экономического управления, а также механизмы контроля за расходованием бюджетных средств, за финансовой деятельностью муниципальных предприятий, и прежде всего тех, от которых зависит жизнеобеспечение города.
Речь здесь идет о создании целой системы мер, направленных на более эффективное и рациональное расходование бюджетных средств, которых, как известно, много никогда не бывает. Руководствуясь известным высказыванием Норберта Винера, знаменитого американского математика, основателя кибернетики, «где есть информация, там есть управление», мы внедрили жесткую систему финансового анализа бухгалтерской отчетности. И она себя успешно зарекомендовала. Теперь муниципальные предприятия ежемесячно представляют развернутый экономический анализ итогов своей работы, причем в сравнении с планом и фактом аналогичного периода прошлого года. Целью нововведения является выявление основных финансовых и производственных характеристик предприятий за определенный срок, а также динамики их развития. Контролируя все хозяйственные операции, данные анализы одновременно выполняют функцию постоянно действующей ревизии.
Введение этого анализа не потребовало никаких технических изменений и затрат. Зато оно позволило администрации города и руководству предприятий получить огромный объем информации о состоянии и тенденциях развития основных жизнеобеспечивающих систем. Внедрение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий позволило точно определять эффективность различных звеньев и знать рычаги воздействия на каждое из них для улучшения финансового состояния предприятий и достижения максимальной экономии ресурсов.
В результате этой работы были выдвинуты и успешно реализованы предложения о переводе спецавтохозяйства по уборке города на большегрузные мусоровозы. Создан цех капитального и восстановительного ремонта при пассажирском автотранспортном предприятии. В Москве были приобретены списанные троллейбусы для восстановления парка городского троллейбусного управления. Кроме того, мы внедрили новую технологию подготовки воды в тепловых сетях. Это дало более 5% экономии тепловой энергии. Применили новый вид тепловой изоляции магистральных теплопроводов, что сразу же позволило сократить теплопотери, а в перспективе даст и значительную финансовую экономию.
Сравнив показатели и расчеты, мы пришли к выводу о целесообразности перевода городского дорожно-эксплуатационного предприятия на упрощенную систему налогообложения.
В городских электрических сетях была внедрена автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), в результате значительно сократились непроизводственные потери электроэнергии, а предприятие, первым на Северном Кавказе, получило сертификат качества электроэнергии.
Этот анализ также позволил оптимизировать штаты муниципальных предприятий за счет сокращения неэффективных, а также дублирующих звеньев, и в результате удалось повысить заработную плату рабочим.
Например, в городском предприятии ЖКХ на 12% сокращен штат административно-управленческого звена, в итоге заработная плата ремонтников возросла на 10,2%. Также была численно усилена аварийно-диспетчерская служба. Одновременно удалось отказаться от услуг подрядных организаций при проведении текущего ремонта.
В результате постоянной аналитической деятельности нам удалось найти резервы даже в использовании жестко регламентированных статей муниципального бюджета. Все бюджетные учреждения теперь ежемесячно сдают в администрацию города отчеты о потреблении электроэнергии, воды, тепла, газа, услуг связи, ГСМ в сравнении с уровнем потребления за аналогичный период прошлого года. На основе анализа этих данных ежеквартально принимаются постановления администрации о поощрении либо наказании руководителей за те или иные результаты в ресурсосбережении.
За этот период в Черкесске были открыты детский сад, три детских бассейна в школах города, две спортивные школы и подростковое отделение детской больницы, приобретено здание для музыкальной школы. Одновременно с таким увеличением бюджетной сети, благодаря принятым мерам, потребление воды в бюджетной сети города Черкесска уменьшилось с 833 тыс. кубометров в 2000 году, до 434 тыс. кубометров в 2004 году. Таким образом, водопотребление и водоотведение снизилось почти вдвое. За последние четыре года было получено экономии по сравнению с 2000 годом 1267,4 тыс. кубометров, что составляет по сегодняшнему тарифу – 10 рублей 44 копейки за 1 кубический метр – 13 231 тыс. рублей.
Расход потребления электроэнергии в бюджетной сети города сократился с 7752,7 тыс. кВт в 2000 году до 6665 тыс. кВт в 2004 году. Таким образом, нам удалось за четыре года снизить потребление электроэнергии на 14%. Общая экономия за четыре года составила 2863,44 тыс. кВт. По сегодняшним ценам – 2 рубля 42 копейки за 1 кВт – это составляет 6929 тыс. 530 рублей (см. таблицу 1).
Немалую положительную роль в достижении этих результатов сыграла повсеместная установка и замена устаревших приборов учета.
Кроме того, еще в 2001 году мы перешли на приобретение горюче-смазочных материалов для бюджетных предприятий оптом, что позволяет нам экономить от 15 до 30% средств, направленных на эти цели. А один только перевод машин городской скорой помощи на газ позволяет нам ежегодно экономить полмиллиона рублей.
Все это открыло городу дополнительные возможности для перераспределения средств и приобретения насущно необходимого бюджетным учреждениям оборудования, мебели, транспорта, расширения объемов ремонтных работ. Одновременно это заметно стимулирует заинтересованность трудовых коллективов в ресурсосбережении.
Немалые возможности для экономии средств дает проведение конкурсов на выполнение муниципальных заказов. Желая привлечь максимально возможное число претендентов к участию в конкурсе, особый упор мы делаем на организацию рекламной кампании. Причем для этого используются все возможности для информирования широкого круга потенциальных претендентов – не только такой обязательный элемент проведения конкурса, как размещение объявления о нем в средствах массовой информации, но и рассылка телефонограмм, факсов и так далее.
Такой подход гарантирует, на мой взгляд, выбор наиболее достойного победителя, поставляющего в бюджетную сеть продукты питания лучшего качества по минимальным ценам.
Еще я хочу заметить, что при подведении итогов мы не ограничиваемся одним победителем, определяя его «монополистом» в этой области на весь год. Конкурсная комиссия, определяя несколько лучших по всем параметрам фирм, дает возможность для конкуренции не только на стадии проведении конкурса, но и впоследствии, когда цены на продукты питания могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка.
Этому способствует ежемесячно проводимый в администрации города мониторинг цен на продукты питания. Он направлен в конечном итоге на снижение цены и экономию бюджетных средств.
Так, в 2002 году мы сэкономили, по сравнению со средними ценами по республике, только на основных видах продуктов питания, поступивших в лечебно-профилактические учреждения, 530,4 тыс. рублей, в 2003 году – 736,6 тыс., а в 2004 году – 785,7 тыс. рублей. Сэкономленные средства направляются на приобретение продуктов в большем объеме.
Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию, нам удалось выявить узкие места деятельности жизнеобеспечивающих учреждений и предприятий, определить ресурсосберегающие участки и разработать конкретные мероприятия с последующим внедрением их в жизнь.
Дополнительные возможности для обеспечения реализации программы ресурсосбережения, которая осуществляется на уровне нашего муниципального образования, дает полный казначейский контроль исполнения бюджета на базе городского финансового управления. Он позволяет нам не только исключить неэффективное или нецелевое расходование бюджетных средств, но и оперативно маневрировать высвобождающимися финансовыми ресурсами с учетом интересов муниципального образования.
На сегодняшний день все средства на счетах учреждений находятся под постоянным контролем. Наличие обосновывающих платежных документов позволяет своевременно анализировать целесообразность денежных операций, добиваясь максимальной эффективности использования бюджетных средств.
Казначейство на уровне нашего муниципального образования является надежным механизмом обеспечения эффективного расходования средств и достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Это логическое завершение цепочки взаимодополняющих звеньев от рядового работника до главы города, каждое из которых вносит свою лепту в работу по ресурсосбережению.
Происходит это по той причине, что заинтересованность в разумном расходовании средств ощущает не только руководство городской администрации. В процесс ресурсосбережения оказались вовлечены и рядовые работники – врачи, учителя и другие специалисты, которые знают, что любая сэкономленная ими копейка будет в итоге направлена на нужды их же собственного учреждения.
К примеру, благодаря слаженной работе служб администрации по ресурсосбережению бюджет города практически за два года решил задачу погашения сложившейся за предыдущие пять лет задолженности работникам образовательных учреждений по пособиям на приобретение книгоиздательской продукции в сумме свыше 10 млн. рублей. Сделано это было путем перераспределения имеющихся финансовых средств.
Хочу подчеркнуть, что город Черкесск является единственной территорией Карачаево-Черкесской Республики, справившейся с проблемой погашения задолженности по методическим пособиям и, кстати, единственным муниципальным образованием, работающим в режиме собственного казначейства.
Возможность управлять финансами посредством казначейской системы трудно переоценить, поэтому определенную тревогу вызывает сегодняшнее стремление Правительства РФ консолидировать на уровне Федерального казначейства исполнение не только федерального, но и местных бюджетов. На мой взгляд, при этом абсолютно не учитывается положительный опыт ряда регионов страны в области управления местными финансами.
На сегодняшний день, благодаря использованию преимуществ собственного казначейства, городская администрация, несущая ответственность перед населением за функционирование вверенного ей хозяйства, является, по сути, штабом. В нем консолидируется многогранная деятельность всех звеньев системы, направленная на ресурсосбережение. А в условиях ограниченности бюджетных средств это сверхважно.
Денежные средства не должны безлико накапливаться на счете, ожидая очередности платежа. Как, к примеру, порой случается с субвенциями на осуществление образовательного процесса, которые передают в текущем году в качестве целевых из региональных бюджетов в местные.
Принято считать, что внедрение целевого финансирования образовательных учреждений позволяет гарантированно финансировать образовательные учреждения. Я же считаю, что нельзя назвать объяснимой ситуацию, когда при наличии на счете субвенции, очередность платежа по которой не наступила, руководство города не может направить средства на финансирование той же заработной платы, к примеру, работникам детских дошкольных учреждений.
Возникает ситуация, когда муниципальное образование, не имея возможности маневрировать средствами, с учетом необходимости осуществления первоочередных платежей, устраняется от вмешательства в процесс продвижения субсидий, поиска путей более рационального их расходования. Ведь в случае высвобождения средств они будут просто изъяты. Раньше даже говорили: «сегодня сэкономишь – завтра заберут».
Поэтому при принятии любого решения, касающегося взаимоотношений федерального центра с регионами, необходимо учитывать масштабы нашей страны и особенности регионов. Управление финансами России без опоры на органы местного самоуправления может привести к возврату старых, затратных, механизмов.
Справка «Бюджета»
Петр Вадимович Коротченко – первый заместитель главы администрации г. Черкесска. Родился в 1959 году. В 1981 г. окончил Кабардино-Балкарский государственный университет. После завершения учебы работал главным специалистом в Агропромышленном комитете КЧАО, начальником объединения по племенной работе «Карачаево-Черкесское».
В 1989 г. создал и возглавил несколько производственных предприятий, в основе которых не было государственных средств.
С 2001 г. и по настоящее время – первый заместитель главы администрации г. Черкесска. Под его руководством и при непосредственном участии разработана первая в республике муниципальная целевая программа «Социально-экономическое развитие города Черкесска на 2002 – 2006 годы».
В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование организационного и экономического механизма в муниципальных образованиях». Имеет ряд публикаций по вопросам хозяйственной деятельности и экономического развития муниципальных образований.
Женат. Воспитывает двух детей.
«Ресурсы ограниченны, человеческие возможности безграничны». Вполне естественно, что этот лозунг родился в странах с большой численностью населения на ограниченных территориях, скудных природными запасами. Но именно он стал основой экономического чуда, преподнесенного миру Японией, Южной Кореей, а также растущей стабильностью современного Китая.
В Советском Союзе тоже звучали призывы типа «экономика должна быть экономной». Но в огромной стране, богатой природными ресурсами, при копеечных ценах на основные энергоносители и обезличенной собственности, эти призывы оставались всего лишь словами. И только проходя через муки экономических реформ, наше общество стало приобретать и усваивать суровые уроки выживания в условиях жесткого ограничения, в первую очередь финансовых ресурсов.
На мой взгляд, именно сейчас, начиная с самого первого, муниципального уровня управления, в России медленно идет формирование идеологии ресурсосбережения. Ведь нормальное строительство всегда начинается именно снизу. Его фундамент – в хозяйственной жизни семьи, частного предпринимателя, больших и малых предприятий, муниципальных образований. Со временем эта идеология может стать устойчивой пирамидой широких общественных отношений.
Хочется надеяться, что хотя бы один кирпичик в построение идеологии ресурсосбережения сумеет вложить и наше муниципальное образование. В 2001 году уже было сделано многое для внедрения новых, рыночных принципов в деятельность органов городского самоуправления. А это очень непростое дело. Ведь у нас складывается странная ситуация – везде рынок, а от местного самоуправления по-прежнему ждут социализма или даже коммунизма.
Нам предстояло в кратчайшие сроки создать новые механизмы экономического управления, а также механизмы контроля за расходованием бюджетных средств, за финансовой деятельностью муниципальных предприятий, и прежде всего тех, от которых зависит жизнеобеспечение города.
Речь здесь идет о создании целой системы мер, направленных на более эффективное и рациональное расходование бюджетных средств, которых, как известно, много никогда не бывает. Руководствуясь известным высказыванием Норберта Винера, знаменитого американского математика, основателя кибернетики, «где есть информация, там есть управление», мы внедрили жесткую систему финансового анализа бухгалтерской отчетности. И она себя успешно зарекомендовала. Теперь муниципальные предприятия ежемесячно представляют развернутый экономический анализ итогов своей работы, причем в сравнении с планом и фактом аналогичного периода прошлого года. Целью нововведения является выявление основных финансовых и производственных характеристик предприятий за определенный срок, а также динамики их развития. Контролируя все хозяйственные операции, данные анализы одновременно выполняют функцию постоянно действующей ревизии.
Введение этого анализа не потребовало никаких технических изменений и затрат. Зато оно позволило администрации города и руководству предприятий получить огромный объем информации о состоянии и тенденциях развития основных жизнеобеспечивающих систем. Внедрение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий позволило точно определять эффективность различных звеньев и знать рычаги воздействия на каждое из них для улучшения финансового состояния предприятий и достижения максимальной экономии ресурсов.
В результате этой работы были выдвинуты и успешно реализованы предложения о переводе спецавтохозяйства по уборке города на большегрузные мусоровозы. Создан цех капитального и восстановительного ремонта при пассажирском автотранспортном предприятии. В Москве были приобретены списанные троллейбусы для восстановления парка городского троллейбусного управления. Кроме того, мы внедрили новую технологию подготовки воды в тепловых сетях. Это дало более 5% экономии тепловой энергии. Применили новый вид тепловой изоляции магистральных теплопроводов, что сразу же позволило сократить теплопотери, а в перспективе даст и значительную финансовую экономию.
Сравнив показатели и расчеты, мы пришли к выводу о целесообразности перевода городского дорожно-эксплуатационного предприятия на упрощенную систему налогообложения.
В городских электрических сетях была внедрена автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), в результате значительно сократились непроизводственные потери электроэнергии, а предприятие, первым на Северном Кавказе, получило сертификат качества электроэнергии.
Этот анализ также позволил оптимизировать штаты муниципальных предприятий за счет сокращения неэффективных, а также дублирующих звеньев, и в результате удалось повысить заработную плату рабочим.
Например, в городском предприятии ЖКХ на 12% сокращен штат административно-управленческого звена, в итоге заработная плата ремонтников возросла на 10,2%. Также была численно усилена аварийно-диспетчерская служба. Одновременно удалось отказаться от услуг подрядных организаций при проведении текущего ремонта.
В результате постоянной аналитической деятельности нам удалось найти резервы даже в использовании жестко регламентированных статей муниципального бюджета. Все бюджетные учреждения теперь ежемесячно сдают в администрацию города отчеты о потреблении электроэнергии, воды, тепла, газа, услуг связи, ГСМ в сравнении с уровнем потребления за аналогичный период прошлого года. На основе анализа этих данных ежеквартально принимаются постановления администрации о поощрении либо наказании руководителей за те или иные результаты в ресурсосбережении.
За этот период в Черкесске были открыты детский сад, три детских бассейна в школах города, две спортивные школы и подростковое отделение детской больницы, приобретено здание для музыкальной школы. Одновременно с таким увеличением бюджетной сети, благодаря принятым мерам, потребление воды в бюджетной сети города Черкесска уменьшилось с 833 тыс. кубометров в 2000 году, до 434 тыс. кубометров в 2004 году. Таким образом, водопотребление и водоотведение снизилось почти вдвое. За последние четыре года было получено экономии по сравнению с 2000 годом 1267,4 тыс. кубометров, что составляет по сегодняшнему тарифу – 10 рублей 44 копейки за 1 кубический метр – 13 231 тыс. рублей.
Расход потребления электроэнергии в бюджетной сети города сократился с 7752,7 тыс. кВт в 2000 году до 6665 тыс. кВт в 2004 году. Таким образом, нам удалось за четыре года снизить потребление электроэнергии на 14%. Общая экономия за четыре года составила 2863,44 тыс. кВт. По сегодняшним ценам – 2 рубля 42 копейки за 1 кВт – это составляет 6929 тыс. 530 рублей (см. таблицу 1).
Немалую положительную роль в достижении этих результатов сыграла повсеместная установка и замена устаревших приборов учета.
Кроме того, еще в 2001 году мы перешли на приобретение горюче-смазочных материалов для бюджетных предприятий оптом, что позволяет нам экономить от 15 до 30% средств, направленных на эти цели. А один только перевод машин городской скорой помощи на газ позволяет нам ежегодно экономить полмиллиона рублей.
Все это открыло городу дополнительные возможности для перераспределения средств и приобретения насущно необходимого бюджетным учреждениям оборудования, мебели, транспорта, расширения объемов ремонтных работ. Одновременно это заметно стимулирует заинтересованность трудовых коллективов в ресурсосбережении.
Немалые возможности для экономии средств дает проведение конкурсов на выполнение муниципальных заказов. Желая привлечь максимально возможное число претендентов к участию в конкурсе, особый упор мы делаем на организацию рекламной кампании. Причем для этого используются все возможности для информирования широкого круга потенциальных претендентов – не только такой обязательный элемент проведения конкурса, как размещение объявления о нем в средствах массовой информации, но и рассылка телефонограмм, факсов и так далее.
Такой подход гарантирует, на мой взгляд, выбор наиболее достойного победителя, поставляющего в бюджетную сеть продукты питания лучшего качества по минимальным ценам.
Еще я хочу заметить, что при подведении итогов мы не ограничиваемся одним победителем, определяя его «монополистом» в этой области на весь год. Конкурсная комиссия, определяя несколько лучших по всем параметрам фирм, дает возможность для конкуренции не только на стадии проведении конкурса, но и впоследствии, когда цены на продукты питания могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка.
Этому способствует ежемесячно проводимый в администрации города мониторинг цен на продукты питания. Он направлен в конечном итоге на снижение цены и экономию бюджетных средств.
Так, в 2002 году мы сэкономили, по сравнению со средними ценами по республике, только на основных видах продуктов питания, поступивших в лечебно-профилактические учреждения, 530,4 тыс. рублей, в 2003 году – 736,6 тыс., а в 2004 году – 785,7 тыс. рублей. Сэкономленные средства направляются на приобретение продуктов в большем объеме.
Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию, нам удалось выявить узкие места деятельности жизнеобеспечивающих учреждений и предприятий, определить ресурсосберегающие участки и разработать конкретные мероприятия с последующим внедрением их в жизнь.
Дополнительные возможности для обеспечения реализации программы ресурсосбережения, которая осуществляется на уровне нашего муниципального образования, дает полный казначейский контроль исполнения бюджета на базе городского финансового управления. Он позволяет нам не только исключить неэффективное или нецелевое расходование бюджетных средств, но и оперативно маневрировать высвобождающимися финансовыми ресурсами с учетом интересов муниципального образования.
На сегодняшний день все средства на счетах учреждений находятся под постоянным контролем. Наличие обосновывающих платежных документов позволяет своевременно анализировать целесообразность денежных операций, добиваясь максимальной эффективности использования бюджетных средств.
Казначейство на уровне нашего муниципального образования является надежным механизмом обеспечения эффективного расходования средств и достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Это логическое завершение цепочки взаимодополняющих звеньев от рядового работника до главы города, каждое из которых вносит свою лепту в работу по ресурсосбережению.
Происходит это по той причине, что заинтересованность в разумном расходовании средств ощущает не только руководство городской администрации. В процесс ресурсосбережения оказались вовлечены и рядовые работники – врачи, учителя и другие специалисты, которые знают, что любая сэкономленная ими копейка будет в итоге направлена на нужды их же собственного учреждения.
К примеру, благодаря слаженной работе служб администрации по ресурсосбережению бюджет города практически за два года решил задачу погашения сложившейся за предыдущие пять лет задолженности работникам образовательных учреждений по пособиям на приобретение книгоиздательской продукции в сумме свыше 10 млн. рублей. Сделано это было путем перераспределения имеющихся финансовых средств.
Хочу подчеркнуть, что город Черкесск является единственной территорией Карачаево-Черкесской Республики, справившейся с проблемой погашения задолженности по методическим пособиям и, кстати, единственным муниципальным образованием, работающим в режиме собственного казначейства.
Возможность управлять финансами посредством казначейской системы трудно переоценить, поэтому определенную тревогу вызывает сегодняшнее стремление Правительства РФ консолидировать на уровне Федерального казначейства исполнение не только федерального, но и местных бюджетов. На мой взгляд, при этом абсолютно не учитывается положительный опыт ряда регионов страны в области управления местными финансами.
На сегодняшний день, благодаря использованию преимуществ собственного казначейства, городская администрация, несущая ответственность перед населением за функционирование вверенного ей хозяйства, является, по сути, штабом. В нем консолидируется многогранная деятельность всех звеньев системы, направленная на ресурсосбережение. А в условиях ограниченности бюджетных средств это сверхважно.
Денежные средства не должны безлико накапливаться на счете, ожидая очередности платежа. Как, к примеру, порой случается с субвенциями на осуществление образовательного процесса, которые передают в текущем году в качестве целевых из региональных бюджетов в местные.
Принято считать, что внедрение целевого финансирования образовательных учреждений позволяет гарантированно финансировать образовательные учреждения. Я же считаю, что нельзя назвать объяснимой ситуацию, когда при наличии на счете субвенции, очередность платежа по которой не наступила, руководство города не может направить средства на финансирование той же заработной платы, к примеру, работникам детских дошкольных учреждений.
Возникает ситуация, когда муниципальное образование, не имея возможности маневрировать средствами, с учетом необходимости осуществления первоочередных платежей, устраняется от вмешательства в процесс продвижения субсидий, поиска путей более рационального их расходования. Ведь в случае высвобождения средств они будут просто изъяты. Раньше даже говорили: «сегодня сэкономишь – завтра заберут».
Поэтому при принятии любого решения, касающегося взаимоотношений федерального центра с регионами, необходимо учитывать масштабы нашей страны и особенности регионов. Управление финансами России без опоры на органы местного самоуправления может привести к возврату старых, затратных, механизмов.
Справка «Бюджета»
Петр Вадимович Коротченко – первый заместитель главы администрации г. Черкесска. Родился в 1959 году. В 1981 г. окончил Кабардино-Балкарский государственный университет. После завершения учебы работал главным специалистом в Агропромышленном комитете КЧАО, начальником объединения по племенной работе «Карачаево-Черкесское».
В 1989 г. создал и возглавил несколько производственных предприятий, в основе которых не было государственных средств.
С 2001 г. и по настоящее время – первый заместитель главы администрации г. Черкесска. Под его руководством и при непосредственном участии разработана первая в республике муниципальная целевая программа «Социально-экономическое развитие города Черкесска на 2002 – 2006 годы».
В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование организационного и экономического механизма в муниципальных образованиях». Имеет ряд публикаций по вопросам хозяйственной деятельности и экономического развития муниципальных образований.
Женат. Воспитывает двух детей.