О результативности деятельности Правительства РФ по улучшению инвестиционного климата в стране свидетельствует объем иностранных инвестиций в 29 млрд. долларов за 9 месяцев 2004 года, что в 1,5 раза превышает показатель соответствующего периода предыдущего года.
Восстановление доверия к России зарубежного инвестиционного сообщества выразилось также в повышении рейтинга России до инвестиционного уровня в октябре 2003 года инвестиционным рейтинговым агентством Moody’s и в 2004 году рейтинговым агентством Fitch.
Но экономика России как перспективный реципиент прямых иностранных инвестиций имеет препятствия в виде незавершенных реформ в области государственного регулирования, которые существенно увеличивают риски вложения в Россию и как следствие сдерживают потенциальный приток иностранного капитала в российскую экономику.
Правительство РФ при определении социально-экономической политики учитывает рекомендации иностранных инвесторов в отнесении к числу приоритетных - административной реформы, реформы правоприменения и реформы технического регулирования.
Российская экономика нуждается в иностранном капитале, поэтому Правительство РФ содействует сохранению стабильных условий реализации инвестиционных проектов на территории России и максимально учитывает пожелания иностранных инвесторов.
Формирование объективной оценки инвестиционного климата в России в целом и ее регионах должно помочь инвесторам в принятии ими решений в пользу российской экономики.
Региональная среда для инвесторов
В экономическом развитии регионов России существенным качественным итогом 2003 года явилось увеличение объема ВВП Российской Федерации не только за счет регионов-лидеров, но и за счет увеличения темпов роста ВРП в регионах других групп
Анализ структуры промышленного производства в субъектах РФ показал сохранение моноотраслевого характера экономики в значительной части регионов. Эти регионы можно разделить на две группы: ориентированные на внешний спрос и специализирующиеся на топливной промышленности или цветной и черной металлургии и ориентированные на внутренний спрос с лидирующими машиностроением и пищевой промышленностью
Несмотря на значительные колебания и неустойчивый характер конъюнктуры внешнего спроса интерес инвесторов к первой группе регионов был значительно выше, чем ко второй. Это привело к еще большей концентрации капитала в ориентированных на экспорт регионах России.
Но при этом потенциал второй группы регионов в последние годы имеет рост за счет повышения внутрироссийского спроса на товары и услуги.
Позитивным фактором, свидетельствующим об устойчивости процессов экономического развития в регионах, является сокращение межрегиональных различий в индексах потребительских цен . Межрегиональные различия по этому показателю в 2003 году составили 1,2%, в то время как в 2002 году они были 3,1%.
При динамичном росте доходов населения регионов в последние годы (в 2003 году до 139% к уровню 2001 года) и замедлении роста потребительских цен на продовольственные товары, покупательная способность доходов населения в 2003 году существенно возросла во всех группах регионов. Но значительная межрегиональная дифференциация этого показателя по группам регионов сохраняется
Несмотря на отмеченные позитивные тенденции в экономическом развитии всех групп регионов в последние годы интерес инвесторов по прежнему проявляется к 14 наиболее экономически развитым регионам России, где в 2003 году было сосредоточено более половины всех инвестиций в основной капитал, а доля иностранных инвестиций увеличилась с 58,8% до 74,3%
Существенным фактором дифференциации регионов по инвестиционной активности по-прежнему является недостаточный уровень и глубина проводимых экономических и социальных реформ на региональном уровне. Федеральное правительство с 2005 года приступит к проведению мониторинга реформ в регионах, по результатам которого будет принимать решения об оказании из средств федерального бюджета поддержки экономического и социального развития тех регионов, которые успешно осуществляют необходимые преобразования для повышения конкурентных возможностей региона в привлечении капитала и рабочей силы.
Использование инвестиционной привлекательности регионов
Привлечение инвестиций является одним из важнейших рычагов воздействия на социально-экономическое развитие регионов. Однако, ряд субъектов РФ, обладающих высоким уровнем инвестиционной привлекательности, характеризуются низкой активностью по привлечению инвестиций. По уровню использования инвестиционной привлекательности, определяемой как отношение индекса инвестиционной активности к индексу инвестиционной привлекательности, регионы России можно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем использования инвестиционной привлекательности (рис.7, приложение 1).
К числу регионов, которые не в полной мере реализуют свою привлекательность, относятся Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская, Вологодская и Пермская области и другие регионы, имеющих развитую инфраструктуру, интеллектуальный потенциал, высокотехнологичные отрасли промышленности.
В наибольшей степени реализуют свою высокую инвестиционную привлекательность такие регионы, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Также в полной мере используют свои инвестиционные ресурсы большинство регионов самой многочисленной группы со средним уровнем использования инвестиционной привлекательности. Эти субъекты РФ обладают наибольшим потенциалом для повышения своей инвестиционной активности в будущем при условии улучшения качества экономической среды. Повышению конкурентоспособности данных регионов будет способствовать диверсификация промышленности и содействие малому бизнесу, снижение безработицы и повышение доходов населения, реконструкция и модернизация инфраструктуры.
Динамика изменения уровня использования инвестиционной привлекательности за 2000-2003 годы (рис. 7) говорит о положительных процессах в развитии инвестиционной деятельности в России. Все субъекты РФ, за исключением республики Дагестан, повысили уровень использования своей инвестиционной привлекательности. Наиболее интенсивно это происходило в основных сырьевых регионах России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа, Читинская и Сахалинская области), а также в Чеченской республике. Наибольших значений увеличение уровня использования инвестиционной привлекательности (8 раз в 2003 году по сравнению с 2000 годом) достигло в Ненецком автономном округе, что обусловлено ростом промышленного производства и повышением уровня развития малого предпринимательства. Читинская область повысила уровень использования своей инвестиционной привлекательности в 4,8 раза в 2003 году по отношению к 2000 году за счет роста промышленного производства и сокращения доли убыточных предприятий.
Другие регионы наращивали уровень использования инвестиционной привлекательности медленнее. Незначительные улучшения в основном характерны для регионов, расположенных в староосвоенной части территории России, в пределах главной полосы расселения страны, среди которых Московская, Рязанская, Оренбургская, Тамбовская, Саратовская, Новосибирская области.
Причем большинство субъектов РФ, наиболее интенсивно использующих свою инвестиционную привлекательность, не входили в рассматриваемом периоде в число регионов с высоким уровнем социально-экономического развития (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Однако их активная инвестиционная деятельность в 2003 году создает условия для последующего повышения уровня социально-экономического развития в ближайшие годы.
Справка «Бюджета»
Рязанова Людмила Александровна, начальник отдела прогнозирования развития регионов Департамента территориального развития Минэкономразвития России.
Окончила Московский институт электроники и математики. Неоднократно проходила стажировку в странах Европы и США. С 1982 года работает в высших экономических органах исполнительной власти страны. В течение ряда лет являлась заместителем руководителя Департамента региональной экономики Минэкономразвития России. После проведения административной реформы с июня 2004 года работает начальником отдела прогнозирования территориального развития Министерства экономического развития и торговли РФ.
Основными направлениями деятельности являются разработка и реализация государственной региональной политики, осуществление мониторинга и прогнозирования территориального социально-экономического развития Российской Федерации, методики сопоставительного анализа показателей развития субъектов Российской Федерации в ретроспективном и прогнозируемом периодах, а также внедрение новых методов прогнозирования с использованием математических моделей и современных компьютерных технологий.
Восстановление доверия к России зарубежного инвестиционного сообщества выразилось также в повышении рейтинга России до инвестиционного уровня в октябре 2003 года инвестиционным рейтинговым агентством Moody’s и в 2004 году рейтинговым агентством Fitch.
Но экономика России как перспективный реципиент прямых иностранных инвестиций имеет препятствия в виде незавершенных реформ в области государственного регулирования, которые существенно увеличивают риски вложения в Россию и как следствие сдерживают потенциальный приток иностранного капитала в российскую экономику.
Правительство РФ при определении социально-экономической политики учитывает рекомендации иностранных инвесторов в отнесении к числу приоритетных - административной реформы, реформы правоприменения и реформы технического регулирования.
Российская экономика нуждается в иностранном капитале, поэтому Правительство РФ содействует сохранению стабильных условий реализации инвестиционных проектов на территории России и максимально учитывает пожелания иностранных инвесторов.
Формирование объективной оценки инвестиционного климата в России в целом и ее регионах должно помочь инвесторам в принятии ими решений в пользу российской экономики.
Региональная среда для инвесторов
В экономическом развитии регионов России существенным качественным итогом 2003 года явилось увеличение объема ВВП Российской Федерации не только за счет регионов-лидеров, но и за счет увеличения темпов роста ВРП в регионах других групп
Анализ структуры промышленного производства в субъектах РФ показал сохранение моноотраслевого характера экономики в значительной части регионов. Эти регионы можно разделить на две группы: ориентированные на внешний спрос и специализирующиеся на топливной промышленности или цветной и черной металлургии и ориентированные на внутренний спрос с лидирующими машиностроением и пищевой промышленностью
Несмотря на значительные колебания и неустойчивый характер конъюнктуры внешнего спроса интерес инвесторов к первой группе регионов был значительно выше, чем ко второй. Это привело к еще большей концентрации капитала в ориентированных на экспорт регионах России.
Но при этом потенциал второй группы регионов в последние годы имеет рост за счет повышения внутрироссийского спроса на товары и услуги.
Позитивным фактором, свидетельствующим об устойчивости процессов экономического развития в регионах, является сокращение межрегиональных различий в индексах потребительских цен . Межрегиональные различия по этому показателю в 2003 году составили 1,2%, в то время как в 2002 году они были 3,1%.
При динамичном росте доходов населения регионов в последние годы (в 2003 году до 139% к уровню 2001 года) и замедлении роста потребительских цен на продовольственные товары, покупательная способность доходов населения в 2003 году существенно возросла во всех группах регионов. Но значительная межрегиональная дифференциация этого показателя по группам регионов сохраняется
Несмотря на отмеченные позитивные тенденции в экономическом развитии всех групп регионов в последние годы интерес инвесторов по прежнему проявляется к 14 наиболее экономически развитым регионам России, где в 2003 году было сосредоточено более половины всех инвестиций в основной капитал, а доля иностранных инвестиций увеличилась с 58,8% до 74,3%
Существенным фактором дифференциации регионов по инвестиционной активности по-прежнему является недостаточный уровень и глубина проводимых экономических и социальных реформ на региональном уровне. Федеральное правительство с 2005 года приступит к проведению мониторинга реформ в регионах, по результатам которого будет принимать решения об оказании из средств федерального бюджета поддержки экономического и социального развития тех регионов, которые успешно осуществляют необходимые преобразования для повышения конкурентных возможностей региона в привлечении капитала и рабочей силы.
Использование инвестиционной привлекательности регионов
Привлечение инвестиций является одним из важнейших рычагов воздействия на социально-экономическое развитие регионов. Однако, ряд субъектов РФ, обладающих высоким уровнем инвестиционной привлекательности, характеризуются низкой активностью по привлечению инвестиций. По уровню использования инвестиционной привлекательности, определяемой как отношение индекса инвестиционной активности к индексу инвестиционной привлекательности, регионы России можно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнем использования инвестиционной привлекательности (рис.7, приложение 1).
К числу регионов, которые не в полной мере реализуют свою привлекательность, относятся Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская, Вологодская и Пермская области и другие регионы, имеющих развитую инфраструктуру, интеллектуальный потенциал, высокотехнологичные отрасли промышленности.
В наибольшей степени реализуют свою высокую инвестиционную привлекательность такие регионы, как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Также в полной мере используют свои инвестиционные ресурсы большинство регионов самой многочисленной группы со средним уровнем использования инвестиционной привлекательности. Эти субъекты РФ обладают наибольшим потенциалом для повышения своей инвестиционной активности в будущем при условии улучшения качества экономической среды. Повышению конкурентоспособности данных регионов будет способствовать диверсификация промышленности и содействие малому бизнесу, снижение безработицы и повышение доходов населения, реконструкция и модернизация инфраструктуры.
Динамика изменения уровня использования инвестиционной привлекательности за 2000-2003 годы (рис. 7) говорит о положительных процессах в развитии инвестиционной деятельности в России. Все субъекты РФ, за исключением республики Дагестан, повысили уровень использования своей инвестиционной привлекательности. Наиболее интенсивно это происходило в основных сырьевых регионах России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа, Читинская и Сахалинская области), а также в Чеченской республике. Наибольших значений увеличение уровня использования инвестиционной привлекательности (8 раз в 2003 году по сравнению с 2000 годом) достигло в Ненецком автономном округе, что обусловлено ростом промышленного производства и повышением уровня развития малого предпринимательства. Читинская область повысила уровень использования своей инвестиционной привлекательности в 4,8 раза в 2003 году по отношению к 2000 году за счет роста промышленного производства и сокращения доли убыточных предприятий.
Другие регионы наращивали уровень использования инвестиционной привлекательности медленнее. Незначительные улучшения в основном характерны для регионов, расположенных в староосвоенной части территории России, в пределах главной полосы расселения страны, среди которых Московская, Рязанская, Оренбургская, Тамбовская, Саратовская, Новосибирская области.
Причем большинство субъектов РФ, наиболее интенсивно использующих свою инвестиционную привлекательность, не входили в рассматриваемом периоде в число регионов с высоким уровнем социально-экономического развития (кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Однако их активная инвестиционная деятельность в 2003 году создает условия для последующего повышения уровня социально-экономического развития в ближайшие годы.
Справка «Бюджета»
Рязанова Людмила Александровна, начальник отдела прогнозирования развития регионов Департамента территориального развития Минэкономразвития России.
Окончила Московский институт электроники и математики. Неоднократно проходила стажировку в странах Европы и США. С 1982 года работает в высших экономических органах исполнительной власти страны. В течение ряда лет являлась заместителем руководителя Департамента региональной экономики Минэкономразвития России. После проведения административной реформы с июня 2004 года работает начальником отдела прогнозирования территориального развития Министерства экономического развития и торговли РФ.
Основными направлениями деятельности являются разработка и реализация государственной региональной политики, осуществление мониторинга и прогнозирования территориального социально-экономического развития Российской Федерации, методики сопоставительного анализа показателей развития субъектов Российской Федерации в ретроспективном и прогнозируемом периодах, а также внедрение новых методов прогнозирования с использованием математических моделей и современных компьютерных технологий.