Версия для печати 8537 Материалы по теме
(Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»)

Центр правовой поддержки местного самоуправления реализует проект «Информационно-аналитическая поддержка муниципальных образований России», который представляет собой ежемесячный обзор и анализ новых законов и подзаконных актов: указов, постановлений, распоряжений, приказов, ведомственных инструкций, так или иначе регулирующих деятельность органов местного самоуправления или муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Цель проекта – оперативное информирование муниципалитетов об изменениях в законодательстве, связанном с местным самоуправлением, предоставление практических рекомендаций по необходимым действиям в свете реформы местного самоуправления.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент информационно-аналитического обзора изменений в законодательстве.

Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Законом подлежат регулированию:
1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Порядок установления тарифов на электро- и (или) теплоснабжение прямо не регулируется этим Законом, он отсылает к законодательству РФ об электроэнергетике, в частности, Федеральному закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Единственное, что установлено непосредственно этим законом, это возможность установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.
Такие надбавки устанавливаются для финансирования инвестиционных программ организаций электро- и (или) теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Установление таких надбавок и тарифов – компетенция органов местного самоуправления. При этом порядок разработки и утверждения инвестиционных программ развития коммунального комплекса, а также установления надбавок и тарифов аналогичен порядку, установленному комментируемым Законом для прочих тарифов и надбавок (об этом ниже). Важно, что при установлении надбавок конечная стоимость электрической и тепловой энергии, а также стоимость услуг по ее передаче может превышать предельные уровни цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по ее передаче, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (ФСТ РФ).
Приведенная сложная система тарифов и надбавок преследует цель дифференцировать источники финансирования разных видов деятельности коммунальных организаций (текущей и инвестиционной), а также сделать более гибкой, приспособительной систему регулирования общего размера платы потребителей и других лиц за коммунальные услуги.
Так, плата для потребителя складывается из:
а) тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
б) надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
в) надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Пункты «а» и «б» по терминологии закона образуют тариф (цену) для потребителя. Тарифы на товары и услуги используются для финансирования текущей деятельности организации, а надбавки – для финансирования инвестиционных проектов.
Застройщики, вводящие в эксплуатацию новые объекты недвижимости, вносят плату за подключение, которая складывается из:
 а) тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
б) тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.
Поступления от платы за подключения идут на финансирование инвестиционных программ развития организации.
По новому Закону уровень регулирования тарифов (региональный или местный) не зависит от организационно-правовой формы и формы собственности коммунальной организации. В основу разграничения этих полномочий кладется:
а) локализация организации;
б) доля потребления услуг организации в данном муниципальном образовании в общем объеме услуг этой организации.
Если коммунальная организация действует в одном муниципальном образовании, либо если в каждом муниципальном образовании потребляется более 80% продукции коммунальной организации, обслуживающей несколько муниципальных образований, то установление тарифов на ее продукцию осуществляется органами местного самоуправления. Если же организация обслуживает несколько муниципальных образований (в том числе несколько поселений в одном муниципальном районе) и в каждом муниципальном образовании при этом используется не более 80% ее продукции, то тарифы на товары и услуги такой организации регулируются органами государственной власти субъекта РФ.
Обращаем внимание, что общее право органов местного самоуправления регулировать тарифы для муниципальных организаций коммунального комплекса отменяется, все зависит теперь также от указанных выше условий.
Все надбавки, а также плата за подключение устанавливаются во всех случаях органами местного самоуправления.
Таким образом, в ряде случаев регулирование в сфере тарифов и надбавок будет осуществляться одновременно органами государственной власти субъектов РФ (в части тарифов на товары и услуги) и органами местного самоуправления (в части платы за подключение и надбавок). Это влечет необходимость взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок такого взаимодействия должен быть определен Правительством РФ.
Установление тарифов тесно связано с:
– определением метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (законом предусмотрены 3 метода регулирования – об этом ниже);
– установлением системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
– согласованием производственных программ организаций коммунального комплекса.
Эти полномочия реализуются соответственно органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления – в зависимости от того, какой из них согласно изложенным выше правилам регулирует тарифы на товары и услуги организации.
Наконец, органы местного самоуправления, независимо от того, регулируют ли они тарифы коммунальной организации:
– утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
– утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
– утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
– рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
– осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
– заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
– осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ;
– принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
Причем утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей отнесено к компетенции именно представительных органов муниципальных образований. Остальные из всех перечисленных ранее полномочий могут реализовываться и иными органами местного самоуправления, в том числе полномочия по установлению прочих тарифов и надбавок (кроме надбавок для потребителей).
При этом Правительство РФ:
– утверждает правила регулирования всех видов тарифов и надбавок;
– утверждает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры;
– определяет порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса;
– устанавливает порядок определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утверждает:
– единую систему отчетности организаций коммунального комплекса и периодичность ее предоставления,
– методику проведения мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Закон устанавливает три возможных метода установления тарифов:
– установление фиксированных тарифов исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации;
– установление предельных тарифов, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
– индексация тарифов в предусмотренных данным Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
При этом Закон не исключает использование различных сочетаний указанных методов регулирования тарифов.
Порядок регулирования тарифов жестко увязан с принятием и содержанием ряда плановых документов.
А). Установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса осуществляется только на основе утвержденной организацией и согласованной регулирующим органом производственной программы данной организации. Коммунальная организация разрабатывает такую программу на очередной период действия тарифов, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Регулирующий орган проводит проверку обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По результатам проверки программа и расчеты могут быть согласованы регулирующим органом либо возвращены для доработки. Причем установление того факта, что рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, влечет необходимость изменения производственной программы и перерасчета тарифов на товары и услуги.
При этом в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
Б). Установление надбавок к тарифам и платы за подключение осуществляется на основе инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Сначала разрабатывается и утверждается представительным органом муниципального образования программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований.
На этой основе главой местной администрации утверждаются условия технического задания для коммунальной организации.
И уже на основе ТЗ организацией разрабатывается собственная инвестиционная программа, а также рассчитываются финансовые потребности, необходимые для ее реализации.
Регулирующий орган муниципального образования проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. По результатам проверки инвестиционная программа может быть возвращена на доработку либо регулирующий орган может предложить конкретные размеры тарифов и надбавок, рассчитанные на основе программы.
Если регулирующий орган придет к выводу о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса при таких размерах тарифов и надбавок, он может:
1) подготовить предложения по изменению условий технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса;
2) подготовить предложения по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета.
Инвестиционная программа утверждается представительным органом муниципального образования, и на этой основе им же устанавливается надбавка к ценам (тарифам) для потребителей.
После этого орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
После установления всех тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации.
Важно, что инвестиционная программа и (или) сроки ее реализации могут быть пересмотрены представительным органом муниципального образования по предложению организации коммунального комплекса, органа регулирования муниципального образования или по собственной инициативе:
1) если по результатам мониторинга выполнения инвестиционной производственной программы организации коммунального комплекса будет установлено, что рентабельность деятельности этой организации значительно выше или значительно ниже уровня рентабельности, рассчитанного при утверждении данной инвестиционной программы;
2) в случаях объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
Период действия тарифов на товары и услуги, тарифов на подключение не может быть менее одного года, а тарифов на подключение и надбавок к тарифам на товары и услуги не могут быть менее трех лет каждый.
Период действия надбавки к ценам (тарифам) для потребителей определяется сроком реализации инвестиционной программы или ее этапа. Изменение (увеличение или уменьшение) размера надбавки для потребителей возможно в связи с утверждением новых инвестиционных программ и (или) в связи с окончанием сроков реализации инвестиционных программ, но не чаще одного раза в год.
Основания досрочного пересмотра тарифов и надбавок различаются по видам тарифов и надбавок:
А) для тарифов на товары и услуги:
– объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
– нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
– предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
Б) для надбавок к тарифам на товары и услуги и тарифов на подключение – объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг);
В) для надбавок к цене (тарифу) для потребителей и тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры:
– изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
– досрочный пересмотр надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.
Под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), понимается изменение законодательства РФ, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством РФ.
Причем если объективное изменение условий деятельности организации связано с установлением таких тарифов, которые влекут недоступность для потребителей предоставляемых указанной организацией товаров и услуг, пересмотру подлежат не тарифы, а производственная программа этой организации.
Досрочный пересмотр тарифов и надбавок может производиться не чаще одного раза в год.
Мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится органами регулирования, в том числе органами местного самоуправления.
Мониторинг проводится в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых органами регулирования для анализа информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Методика проведения мониторинга, как указывалось выше, должна быть определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
 Исключение составляют положения о том, что стоимость электрической и тепловой энергии с учетом надбавок к тарифам и платы за подключение может превышать предельные размеры тарифов на электрическую и тепловую энергию. Это правило вводится в действие с 1 июня 2008 года.
Также установлено, что до 1 января 2010 года при отсутствии программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса утверждаются представительными органами муниципальных образований.
Примечание: в связи с принятием данного закона и введением его в действие с 1 января 2006 года органам местного самоуправления следует подготовиться к внедрению установленных им правил, в частности, необходимо разработать или внести уточнения в следующие муниципальные правовые акты:
– устав муниципального образования (в части полномочий по решению вопросов местного значения);
– документы территориального планирования муниципальных образований;
– программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
– порядок проведения органами местного самоуправления мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
– решения об установлении тарифов (подлежащих регулированию органами местного самоуправления) на услуги организаций коммунального комплекса;
– иные документы, связанные с тарифным регулированием и решением вопросов местного значения в области обеспечения населения услугами организаций коммунального комплекса.


Поделиться