Четыре года назад московские художники Фарид БОГДАЛОВ и Сергей КАЛИНИН, до этого много и интересно работавшие над собственными художественными проектами, приступили к работе над огромным историческим полотном. Их совместный арт-проект был посвящен двухсотлетию создания Российского государственного совета и столетию написания Ильей Репиным картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». На картине Фарида Богдалова и Сергея Калинина «Заседание Федерального собрания» изображены 89 известных политических деятелей России. Размер полотна, как и у оригинала, – 4 x 9 метров. Работая над картиной, художники соблюдали технику живописи XIX века. Композиция картины от оригинала отличается лишь в некоторых деталях – часть персонажей, сидящих на картине Ильи Репина спиной, на современном полотне развернуты вполоборота к зрителям.
Картина Ильи Репина была написана по заказу правительства в 1903 году к столетию учреждения высшего органа государственной власти. Учрежденный в 1801 году, Государственный совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете.
Совет играл важную роль в подготовке и издании Первого полного собрания законов и Свода законов Российской империи. В царствование Александра II Государственный совет принимал активное участие в разработке законодательной базы реформ 1860–1870 годов.
В 1901 году, к столетию Государственного совета, художник Илья Репин получил правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного совета в день столетнего юбилея. Историческое многофигурное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», в исполнении которого принимали участие ученики Ильи Репина художники Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти сановников – членов Государственного совета во главе с царем и членами царствующего дома.
Изначальный заказ был приблизительно на 15 тыс. рублей, что давало возможность Илье Репину и его ученикам фотографировать заседание и зарисовывать главных членов Государственного совета. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизов.
Картина была закончена в 1903 году, и права на нее были переданы государству. В настоящее время полотно находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
1917 год стал завершающим в истории развития российских парламентских традиций. В декабре 1917-го был издан декрет об упразднении Государственного совета и Государственной канцелярии.
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты – Совета Федерации. На сегодняшний день Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.
Как и работа Ильи Репина, проект Сергея Калинина и Фарида Богдалова отражает демократические процессы, произошедшие в России за последние десять лет, оставаясь символом своей эпохи.
Художники в течение двух лет работали над портретами ныне здравствующих политических деятелей. Каждому появлению нового действующего лица в картине предшествовали фотосессии и многочисленные эскизы. Кандидаты для исторического произведения определялись через интернет-голосование. Наиболее влиятельными и популярными политическими деятелями России по результатам этого выбора стали: Президент России Владимир Путин, Патриах Алексий II , Сергей Ястржембский, Борис Немцов, Григорий Явлинский, Владимир Жириновский, Михаил Швыдкой, Ирина Хакамада, Сергей и Игорь Ивановы, Никита Михалков, Сергей Шойгу и многие другие.
Все персонажи, как и на картине Ильи Репина, облачены в государственные мундиры образца XIX века. Владимир Путин представлен на картине на месте Николая II в его военном мундире с орденом Святого Георгия на вороте (на одном из эскизов Владимир Путин вписывался в мундир Победоносцева).
Картина был закончена к юбилею – в 2003 году – и представлена на суд зрителей в Московском музее современного искусства.
Идея изобразить Владимира Путина и его политическое окружение в виде царского совета витала в воздухе уже не первый год. Так, например, художники Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель вставили портрет президента в «Черный квадрат» Малевича, а потом выпустили календарь, где каждому месяцу соответствовало выражение лица Владимира Путина (январь – оптимистичный, май – просветленный, ноябрь – мрачный и так далее).
Художник Андрей Будаев в галерее «Файн Арт» переписывал живопись XIX века на политический лад. В его «Явлении Христа народу» фигурировал Борис Березовский, на куче черепов из «Апофеоза войны» Верещагина сидел Борис Ельцин, а Геннадий Зюганов убивал своего однопартийца в ремейке картины Репина «Иван Грозный». Будаев выполнял эти проекты с помощью компьютера, заменяя лица старых героев лицами нынешних избранников.
Работа художников Богдалова и Калинина – качественно иное художественное произведение. Прежде всего это очень хорошая портретная живопись. Перед нами не политики, а живые люди со своими характерами, привычками и даже судьбами.
Художник Сергей Калинин стал известен еще в 80-е годы как график и живописец, мастерски стилизующий различные академические манеры письма.
Значительное влияние на формирование творческого метода Фарида Богдалова оказал опыт работы в коллективных мастерских в 80–90-х годах, в которых преобладали представители московского концептуализма. Именно здесь возник интерес к сочетанию живописи с концептуальными акциями, перфомансами.
Я беседую с художниками в их мастерской, которая находится в самом центре Москвы, на Моховой, в здании Государственного геологического музея имени И.В. Вернадского. Здесь же находится и множество эскизов, фотоматериалов и документов, которые в скором времени вместе с картиной отправятся на выставку в Санкт-Петербург. Осенью этого года с работой московских художников смогут познакомиться и в далеком Нью-Йорке.
– Как возникла идея создания этой картины?
Фарид Богдалов:
– Мы – художники постсовременного искусства. Сейчас наше время, как нам кажется. Было 100-летие картины Ильи Репина. И нам пришла в голову идея создания нашей картины. Это сделать было технологически сложно. Мы хотели сделать большой портрет тех людей, которые на протяжении последних лет серьезно влияли на нашу жизнь. Примерно одну треть фигур мы писали с натуры. Здесь нет никакой политики. Это историческое полотно, и это фиксация исторического момента. Картина очень реальна – это люди, которых выбрал народ и которых он хотел увидеть на картине. И это игровая картина.
Сергей Калинин:
– Нашу работу можно воспринимать с разных точек зрения, но сами мы относимся к ней очень серьезно. В процессе работы многие политики разрушили наши сложившиеся о них стереотипы.
– Как вы работали над этим проектом?
Фарид Богдалов:
– Примерно одну треть фигур мы писали с натуры. Разослали письма, рассказали о своей работе. Многие нам позировали, некоторые отказывались. Все, с кем мы встречались, это нормальные вменяемые люди. В политике, может быть, у них какие-то правила игры, а в жизни они обычные и очень интересные люди.
Мы были два раза в резиденции нашего Патриарха, рассказывали о современном искусстве, о том, что мы сейчас делаем. Потом мы написали его портрет. Говорили и о политике, и о позиции церкви в Прибалтике. А потом мы поняли, что для Его Святейшества нет разницы – политик ли ты, или художник, или обычный человек. С политиками мы, наоборот, не говорили о политике.
Ирина Хакамада сначала была немного зажатая, когда мы встречались в ее кабинете, и это понятно, потому что все время в ее отношении идут какие-то нелепые провокации. Но через пять минут уже улыбалась, поговорила с нами о работе. А потом приходила к нам сюда в мастерскую.
Наша картина – про политику и с политиками, но не о политиках, а о людях. Какие политические взгляды у тех, кто изображен на картине, неважно. Важны цвет, колорит, техника рисунка.
Сергей Калинин:
– Я бы назвал жанр нашего произведения – «портрет картины». Мы – два самодостаточных художника. Сейчас мы делаем совместные проекты, со временем мы, может быть, будем тоже работать вместе, но кроме этого у каждого существует отдельное творчество. Но мы уже начали новый проект – картину «В ожидании аудиенции».
– Вы отвергаете завоевания искусства ХХ века?
Фарид Богдалов:
– Вовсе нет. Двадцатый век дал возможность высказаться каждому – умеет он рисовать или нет. Причем любым языком: живописи, фотографии и так далее. Но главное, что отличает искусство от неискусства, – это Образ. Мы за Художника. Пора вернуть в искусство Художника. А на сегодняшний день самый важный человек в искусстве – куратор. Он определяет, кого из художников посылать на выставку, и подбирает картины к концепции выставки.
Например, эта ужасная выставка «Осторожно, религия!». Ее придумала куратор и подставила всех художников. До этого у нее была выставка «Детские страхи», где были и наши картины. Нам предложили участвовать и здесь, но когда мы увидели, в какой контекст мы попадаем, мы отказались. То, что ее теперь преследуют, я считаю глупостью, но сейчас разговор не об этом. Сама по себе идея выставки была ужасна.
Кураторы ходят к художникам, как в супермаркет, и отбирают понравившиеся картины. Иногда это происходит по кумовству, иногда по идеологическим соображениям. Художник, как невеста на выданье: кого куратор сочтет нужным, того и привлечет. Кто им дал право распоряжаться судьбой художника? Мы сейчас не о себе говорим. Мы давно превзошли эту ситуацию. Мы говорим о других художниках.
Сергей Калинин:
– С одной стороны, художники абсолютно зависимы. Сейчас не они решают, по какому направлению должно пойти искусство. Действует политическая ситуация. Левые поднимаются в политике – поднимается левое искусство, и наоборот. С другой стороны, искусство стало непрофессиональным. Такое ощущение, что можно любому человеку объяснить, что нужно делать, и он будет художником. Идет элементарная подмена. Есть пошлость, есть идеология и есть чистое искусство. Мы за чистое искусство. Наряду с отсутствием знаний в области изобразительного искусства эти подмены проходят очень легко. Мы не боремся против кого-то, но мы отстаиваем свою точку зрения. Мы работаем не для левых и не для правых, а для искусства. К нам в мастерскую приходили и Владимир Жириновский, и Ирина Хакамада. Мы работали над портретами людей.
Фарид Богдалов:
– Боже упаси бороться. Мы идем своим путем.
Сергей Калинин:
– Речь идет о постсовременном искусстве. Это не обязательно более реалистическое искусство или экспрессионистское. Ван Гог – реалист? Он говорит таким языком, который доступен всему народу, в нем заложено что-то такое, что понятно всем.
– Что такое постсовременное искусство?
Фарид Богдалов:
– Мы с Сережей разными путями, но вместе пришли к одному и тому же. Творческие завоевания ХХ века заслоняют и мешают видеть то, что было до этого.
Илья Репин писал свою картину, когда в Европе живопись достигла наивысшего своего развития. За основу нашей работы взято именно это.
Современное концептуальное искусство стало общим местом. Любой человек может быть современным художником. Для этого многого не нужно. А когда искусству можно обучить и оно становится доступным, оно перестает быть искусством.
Мы не отвергаем все революционные постулаты искусства ХХ века, мы просто их учитываем. Данный проект все равно является и концептуальным, и постмодернистским. Но в принципе он отрицает современное искусство.
Сергей Калинин:
– Нельзя буксовать, нельзя стоять на месте. Мы, например, против Академии художеств, где художественные ценности и образ мышления застряли в XIX веке и превращаются в китч. То есть, с одной стороны – китч-Академия, так называемый салон, и с другой – общедоступность и спекулятивность современного искусства. Но, учитывая завоевания того и этого, мы хотим идти дальше.
– А что будет дальше?
Фарид Богдалов:
– Дальше будет то, что мы делаем. Хорошая живопись.
Сергей КАЛИНИН
Родился в 1960 г. в Москве. В 1982 г. окончил художественный факультет Московского технологического института.
С 1981 по 1985 г. участвовал в выставках Горкома графиков и молодежных выставках Московского отделения Союза художников РСФСР (МОСХ).
С 1986 г. – член МОСХа.
С 1986 по 1991 г. преподавал живопись на художественном факультете МТИ.
С 1997 г. – куратор галереи «Эксперт».
Персональные выставки:
1991 г. – «Русские сезоны», галерея «Вон-машине», Берлин, Германия; «Четыре работы», галерея «Александр», Париж, Франция;
1993 г. – «Счастливая прогулка», галерея «5+III», Берлин, Германия;
1995 г. – «Из жизни картин», галерея «5+III», Берлин, Германия;
1996 г. – «Путевые заметки», посольство Германии, Москва;
1998 г. – «ЦУМ» (Центральный универсальный музей), ГУМ, Москва, проект с художниками А. Бильжо и Д. Врубелем; «Русский силуэт», рекламная акция, Пушкинский музей, Москва;
2001 г. – «Пограничная прогулка», галерея «Фрай Фрау фон Шрёдер», Гамбург;
2003 г. – «Перемещаемая «ценность», МВК «Царев сад», Москва; «Заседание Федерального собрания», One Work Gallery , Москва.
(И многие другие выставки в России, Польше, Германии, Швейцарии.)
Фарид БОГДАЛОВ
Родился в г. Луховицы Московской области.
В 1984 г. окончил МХУ им. М.И. Калинина (художник по гобеленам).
В 1986 г. окончил факультет живописи Московского государственного
художественного института им. В.И. Сурикова.
С 1994 г. – член Московского союза художников (МСХ).
Персональные выставки:
1990 г. – «Белая акация», Москва;
1992 г. – «Рыба московского авангарда», Москва;
1998 г. – «Коллекция артефактов. Проекты 1988–1998», культурный центр при
посольстве Франции (Нормандия – Неман), Москва;
1998 г. – «Между Арманом и Бюреном», музей «Зверевский Центр современного
искусства», Москва;
1999 г. – «Зеркало», галерея «Файн Арт», Москва;
2000 г. – «Все звезды», галерея «Файн Арт", Москва;
2001 г. – «Кошмары Лукоморья», галерея «Файн Арт», Москва;
2002 г. – «Часы тысячелетия», One Work Gallery , Москва;
2003 г. – «Заседание Федерального собрания», One Work Gallery , Москва;
2004 г. – «Родина-мать», One Work Gallery , Москва.
(Список выставок, в которых принимал участие этот художник, занимает не одну страницу.)
Галина СТЕПАНОВА
Картина Ильи Репина была написана по заказу правительства в 1903 году к столетию учреждения высшего органа государственной власти. Учрежденный в 1801 году, Государственный совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете.
Совет играл важную роль в подготовке и издании Первого полного собрания законов и Свода законов Российской империи. В царствование Александра II Государственный совет принимал активное участие в разработке законодательной базы реформ 1860–1870 годов.
В 1901 году, к столетию Государственного совета, художник Илья Репин получил правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного совета в день столетнего юбилея. Историческое многофигурное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», в исполнении которого принимали участие ученики Ильи Репина художники Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти сановников – членов Государственного совета во главе с царем и членами царствующего дома.
Изначальный заказ был приблизительно на 15 тыс. рублей, что давало возможность Илье Репину и его ученикам фотографировать заседание и зарисовывать главных членов Государственного совета. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизов.
Картина была закончена в 1903 году, и права на нее были переданы государству. В настоящее время полотно находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
1917 год стал завершающим в истории развития российских парламентских традиций. В декабре 1917-го был издан декрет об упразднении Государственного совета и Государственной канцелярии.
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты – Совета Федерации. На сегодняшний день Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.
Как и работа Ильи Репина, проект Сергея Калинина и Фарида Богдалова отражает демократические процессы, произошедшие в России за последние десять лет, оставаясь символом своей эпохи.
Художники в течение двух лет работали над портретами ныне здравствующих политических деятелей. Каждому появлению нового действующего лица в картине предшествовали фотосессии и многочисленные эскизы. Кандидаты для исторического произведения определялись через интернет-голосование. Наиболее влиятельными и популярными политическими деятелями России по результатам этого выбора стали: Президент России Владимир Путин, Патриах Алексий II , Сергей Ястржембский, Борис Немцов, Григорий Явлинский, Владимир Жириновский, Михаил Швыдкой, Ирина Хакамада, Сергей и Игорь Ивановы, Никита Михалков, Сергей Шойгу и многие другие.
Все персонажи, как и на картине Ильи Репина, облачены в государственные мундиры образца XIX века. Владимир Путин представлен на картине на месте Николая II в его военном мундире с орденом Святого Георгия на вороте (на одном из эскизов Владимир Путин вписывался в мундир Победоносцева).
Картина был закончена к юбилею – в 2003 году – и представлена на суд зрителей в Московском музее современного искусства.
Идея изобразить Владимира Путина и его политическое окружение в виде царского совета витала в воздухе уже не первый год. Так, например, художники Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель вставили портрет президента в «Черный квадрат» Малевича, а потом выпустили календарь, где каждому месяцу соответствовало выражение лица Владимира Путина (январь – оптимистичный, май – просветленный, ноябрь – мрачный и так далее).
Художник Андрей Будаев в галерее «Файн Арт» переписывал живопись XIX века на политический лад. В его «Явлении Христа народу» фигурировал Борис Березовский, на куче черепов из «Апофеоза войны» Верещагина сидел Борис Ельцин, а Геннадий Зюганов убивал своего однопартийца в ремейке картины Репина «Иван Грозный». Будаев выполнял эти проекты с помощью компьютера, заменяя лица старых героев лицами нынешних избранников.
Работа художников Богдалова и Калинина – качественно иное художественное произведение. Прежде всего это очень хорошая портретная живопись. Перед нами не политики, а живые люди со своими характерами, привычками и даже судьбами.
Художник Сергей Калинин стал известен еще в 80-е годы как график и живописец, мастерски стилизующий различные академические манеры письма.
Значительное влияние на формирование творческого метода Фарида Богдалова оказал опыт работы в коллективных мастерских в 80–90-х годах, в которых преобладали представители московского концептуализма. Именно здесь возник интерес к сочетанию живописи с концептуальными акциями, перфомансами.
Я беседую с художниками в их мастерской, которая находится в самом центре Москвы, на Моховой, в здании Государственного геологического музея имени И.В. Вернадского. Здесь же находится и множество эскизов, фотоматериалов и документов, которые в скором времени вместе с картиной отправятся на выставку в Санкт-Петербург. Осенью этого года с работой московских художников смогут познакомиться и в далеком Нью-Йорке.
– Как возникла идея создания этой картины?
Фарид Богдалов:
– Мы – художники постсовременного искусства. Сейчас наше время, как нам кажется. Было 100-летие картины Ильи Репина. И нам пришла в голову идея создания нашей картины. Это сделать было технологически сложно. Мы хотели сделать большой портрет тех людей, которые на протяжении последних лет серьезно влияли на нашу жизнь. Примерно одну треть фигур мы писали с натуры. Здесь нет никакой политики. Это историческое полотно, и это фиксация исторического момента. Картина очень реальна – это люди, которых выбрал народ и которых он хотел увидеть на картине. И это игровая картина.
Сергей Калинин:
– Нашу работу можно воспринимать с разных точек зрения, но сами мы относимся к ней очень серьезно. В процессе работы многие политики разрушили наши сложившиеся о них стереотипы.
– Как вы работали над этим проектом?
Фарид Богдалов:
– Примерно одну треть фигур мы писали с натуры. Разослали письма, рассказали о своей работе. Многие нам позировали, некоторые отказывались. Все, с кем мы встречались, это нормальные вменяемые люди. В политике, может быть, у них какие-то правила игры, а в жизни они обычные и очень интересные люди.
Мы были два раза в резиденции нашего Патриарха, рассказывали о современном искусстве, о том, что мы сейчас делаем. Потом мы написали его портрет. Говорили и о политике, и о позиции церкви в Прибалтике. А потом мы поняли, что для Его Святейшества нет разницы – политик ли ты, или художник, или обычный человек. С политиками мы, наоборот, не говорили о политике.
Ирина Хакамада сначала была немного зажатая, когда мы встречались в ее кабинете, и это понятно, потому что все время в ее отношении идут какие-то нелепые провокации. Но через пять минут уже улыбалась, поговорила с нами о работе. А потом приходила к нам сюда в мастерскую.
Наша картина – про политику и с политиками, но не о политиках, а о людях. Какие политические взгляды у тех, кто изображен на картине, неважно. Важны цвет, колорит, техника рисунка.
Сергей Калинин:
– Я бы назвал жанр нашего произведения – «портрет картины». Мы – два самодостаточных художника. Сейчас мы делаем совместные проекты, со временем мы, может быть, будем тоже работать вместе, но кроме этого у каждого существует отдельное творчество. Но мы уже начали новый проект – картину «В ожидании аудиенции».
– Вы отвергаете завоевания искусства ХХ века?
Фарид Богдалов:
– Вовсе нет. Двадцатый век дал возможность высказаться каждому – умеет он рисовать или нет. Причем любым языком: живописи, фотографии и так далее. Но главное, что отличает искусство от неискусства, – это Образ. Мы за Художника. Пора вернуть в искусство Художника. А на сегодняшний день самый важный человек в искусстве – куратор. Он определяет, кого из художников посылать на выставку, и подбирает картины к концепции выставки.
Например, эта ужасная выставка «Осторожно, религия!». Ее придумала куратор и подставила всех художников. До этого у нее была выставка «Детские страхи», где были и наши картины. Нам предложили участвовать и здесь, но когда мы увидели, в какой контекст мы попадаем, мы отказались. То, что ее теперь преследуют, я считаю глупостью, но сейчас разговор не об этом. Сама по себе идея выставки была ужасна.
Кураторы ходят к художникам, как в супермаркет, и отбирают понравившиеся картины. Иногда это происходит по кумовству, иногда по идеологическим соображениям. Художник, как невеста на выданье: кого куратор сочтет нужным, того и привлечет. Кто им дал право распоряжаться судьбой художника? Мы сейчас не о себе говорим. Мы давно превзошли эту ситуацию. Мы говорим о других художниках.
Сергей Калинин:
– С одной стороны, художники абсолютно зависимы. Сейчас не они решают, по какому направлению должно пойти искусство. Действует политическая ситуация. Левые поднимаются в политике – поднимается левое искусство, и наоборот. С другой стороны, искусство стало непрофессиональным. Такое ощущение, что можно любому человеку объяснить, что нужно делать, и он будет художником. Идет элементарная подмена. Есть пошлость, есть идеология и есть чистое искусство. Мы за чистое искусство. Наряду с отсутствием знаний в области изобразительного искусства эти подмены проходят очень легко. Мы не боремся против кого-то, но мы отстаиваем свою точку зрения. Мы работаем не для левых и не для правых, а для искусства. К нам в мастерскую приходили и Владимир Жириновский, и Ирина Хакамада. Мы работали над портретами людей.
Фарид Богдалов:
– Боже упаси бороться. Мы идем своим путем.
Сергей Калинин:
– Речь идет о постсовременном искусстве. Это не обязательно более реалистическое искусство или экспрессионистское. Ван Гог – реалист? Он говорит таким языком, который доступен всему народу, в нем заложено что-то такое, что понятно всем.
– Что такое постсовременное искусство?
Фарид Богдалов:
– Мы с Сережей разными путями, но вместе пришли к одному и тому же. Творческие завоевания ХХ века заслоняют и мешают видеть то, что было до этого.
Илья Репин писал свою картину, когда в Европе живопись достигла наивысшего своего развития. За основу нашей работы взято именно это.
Современное концептуальное искусство стало общим местом. Любой человек может быть современным художником. Для этого многого не нужно. А когда искусству можно обучить и оно становится доступным, оно перестает быть искусством.
Мы не отвергаем все революционные постулаты искусства ХХ века, мы просто их учитываем. Данный проект все равно является и концептуальным, и постмодернистским. Но в принципе он отрицает современное искусство.
Сергей Калинин:
– Нельзя буксовать, нельзя стоять на месте. Мы, например, против Академии художеств, где художественные ценности и образ мышления застряли в XIX веке и превращаются в китч. То есть, с одной стороны – китч-Академия, так называемый салон, и с другой – общедоступность и спекулятивность современного искусства. Но, учитывая завоевания того и этого, мы хотим идти дальше.
– А что будет дальше?
Фарид Богдалов:
– Дальше будет то, что мы делаем. Хорошая живопись.
Сергей КАЛИНИН
Родился в 1960 г. в Москве. В 1982 г. окончил художественный факультет Московского технологического института.
С 1981 по 1985 г. участвовал в выставках Горкома графиков и молодежных выставках Московского отделения Союза художников РСФСР (МОСХ).
С 1986 г. – член МОСХа.
С 1986 по 1991 г. преподавал живопись на художественном факультете МТИ.
С 1997 г. – куратор галереи «Эксперт».
Персональные выставки:
1991 г. – «Русские сезоны», галерея «Вон-машине», Берлин, Германия; «Четыре работы», галерея «Александр», Париж, Франция;
1993 г. – «Счастливая прогулка», галерея «5+III», Берлин, Германия;
1995 г. – «Из жизни картин», галерея «5+III», Берлин, Германия;
1996 г. – «Путевые заметки», посольство Германии, Москва;
1998 г. – «ЦУМ» (Центральный универсальный музей), ГУМ, Москва, проект с художниками А. Бильжо и Д. Врубелем; «Русский силуэт», рекламная акция, Пушкинский музей, Москва;
2001 г. – «Пограничная прогулка», галерея «Фрай Фрау фон Шрёдер», Гамбург;
2003 г. – «Перемещаемая «ценность», МВК «Царев сад», Москва; «Заседание Федерального собрания», One Work Gallery , Москва.
(И многие другие выставки в России, Польше, Германии, Швейцарии.)
Фарид БОГДАЛОВ
Родился в г. Луховицы Московской области.
В 1984 г. окончил МХУ им. М.И. Калинина (художник по гобеленам).
В 1986 г. окончил факультет живописи Московского государственного
художественного института им. В.И. Сурикова.
С 1994 г. – член Московского союза художников (МСХ).
Персональные выставки:
1990 г. – «Белая акация», Москва;
1992 г. – «Рыба московского авангарда», Москва;
1998 г. – «Коллекция артефактов. Проекты 1988–1998», культурный центр при
посольстве Франции (Нормандия – Неман), Москва;
1998 г. – «Между Арманом и Бюреном», музей «Зверевский Центр современного
искусства», Москва;
1999 г. – «Зеркало», галерея «Файн Арт», Москва;
2000 г. – «Все звезды», галерея «Файн Арт", Москва;
2001 г. – «Кошмары Лукоморья», галерея «Файн Арт», Москва;
2002 г. – «Часы тысячелетия», One Work Gallery , Москва;
2003 г. – «Заседание Федерального собрания», One Work Gallery , Москва;
2004 г. – «Родина-мать», One Work Gallery , Москва.
(Список выставок, в которых принимал участие этот художник, занимает не одну страницу.)
Галина СТЕПАНОВА