— Господин Киде, расскажите, как и для чего была создана Российско-французская Торгово-промышленная палата? Каковы были первые шаги?
— Палата была создана 13 лет назад для реализации трех основных целей: первой, самой важной причиной была необходимость объединить французское деловое сообщество в России. Во-вторых, ТПП оказывает услуги своим членам, помогает им освоиться в России, облегчает решение всех встречающихся проблем, и в-третьих, занимается лоббированием интересов французских компаний в органах государственной власти России и Франции, с целью улучшения инвестиционного климата.
Сегодня в Палату входит около 300 членов, что составляет примерно 1200 человек. В Палате представлены все крупные французские компании и несколько российских предприятий, бизнес которых связан с Францией. Например, Глобалтранс – партнер в России Vinci (компания работает в Москве и Санкт-Петербурге), а также такие компании, как МТС, Билайн, которые заинтересованы в том, чтобы привлечь и французских клиентов.
— Расскажите, пожалуйста, как вы приехали работать в России.
— Я приехал в Россию 15 лет назад, работать в международной аудиторской компании Ernst&Young, в которой в общей сложности тружусь более 25 лет. 15 лет назад меня спросили, хочу ли я поехать в Россию? Я был удивлен этим вопросом и поехал, имея контракт сроком на два года. Так я здесь и остался. Россия – это удивительно притягательная, сказочная страна. Страна, в которой виден динамизм, которого становится все меньше во Франции. Я очень люблю Францию — это моя родина, люблю Париж, в котором родился, но сегодня, когда я говорю, что приезжаю к себе, это значит, что приезжаю в Москву.
— Как вы оцениваете уровень французских инвестиций в российские регионы, и наоборот? Есть ли во Франции совместные предприятия, в которых присутствует российский капитал? Каким образом Палата может способствовать привлечению инвестиций в Россию?
— Конечно, во Франции существуют совместные франко-российские предприятия. Есть французские инвесторы, выкупившие российские компании, а также французы, которые укореняются в России и создают собственный бизнес. 15 лет назад французы проявляли интерес в основном к предприятиям, которые находились в Москве, сегодня растет интерес к региональным российским компаниям. То есть спектр интересов французских предприятий, присутствующих в России, расширяется.
В качестве примера можно привести группу «Ашан», динамично развивающуюся в России. Сначала магазины были представлены только в Москве и Подмосковье, а теперь «Ашан» развивается в регионах и является самым крупным иностранным работодателем в России.
Еще один пример – предприятие «Автофрамос», которое было создано совместно группой «Renault» и правительством Москвы. Предприятие выпускает различные модели «Renault», а также инвестирует в компанию «АвтоВАЗ» (25% акций ОАО «АвтоВАЗ» принадлежит «Renault»). Это еще один пример региональных инвестиций.
Группа «Peugeot Citroen» построила завод в Калуге.
— Могут ли руководители регионов, мэры городов обращаться в Палату за помощью в получении инвестиций?
— Они не только могут, они это делают. Мы подписали примерно 30 соглашений о сотрудничестве с властями регионов России и региональными торговыми палатами. Представители французских и российских регионов, региональных палат обращаются с предложениями о привлечении инвестиций. Например, последнее соглашение было подписано с руководителем Нижегородской области господином Шанцевым.
— Можете ли вы привести примеры инвестиционных контрактов, которые были заключены при помощи Палаты?
— Мы помогаем в установлении контактов. Мы не ведем переговоры, не работаем с контрактами, не являемся генеральными подрядчиками.
Мы регулярно организуем визиты в российские регионы для представителей французских компаний. Например, мы организовали поездку в Омск для представителей компаний «Leroy Merlin», «Shnider Electric», с целью подписания соглашения с Омской областью, которое позволило «Leroy Merlin» открыть магазин несколько месяцев назад, а «Shnider Electric» открыли представительство в Омске.
— В деловых кругах каждой страны существуют особенности ведения бизнеса. Что нужно учитывать российским партнерам, работая с французами?
— Во-первых, не россияне должны приспосабливаться к французам, а французы — к россиянам, потому что мы работаем в России, а не во Франции. Конечно, русские ведут бизнес совершенно иначе, чем французы, и мы должны понять эти способы ведения бизнеса. У нас есть качества, совпадающие с российским менталитетом: на мой взгляд, французы легко адаптируются к любой ситуации. Есть иностранцы, которые приходят с четко выработанными методиками, а дела у них не идут, они не могут приспособиться к России. У французов есть преимущество — умение адаптироваться к культуре другого народа.
— Какие мероприятия, которые могут быть интересны для российских регионов, Вы собираетесь провести до конца этого года?
— Этот год является годом России во Франции и Франции в России. В этом году в общей сложности предусмотрено более 400 мероприятий в культурной сфере, а культура позволяет развивать отношения, в том числе и экономические. Я знал, что к этому серьезно готовятся во Франции, но я представить себе не мог, насколько прекрасно это будет.
Эта программа позволила французам и россиянам лучше понять друг друга. Российские делегации — в их числе представители и региональных правительств, и компаний — побывали во Франции, смогли узнать ее возможности с точки зрения инвестиций. Например, адвокатская компания организовала презентацию во Франции о своих возможностях в России. Наша цель – умножить количество таких мероприятий и развивать наши отношения в дальнейшем.
— Какие связи имеет Торгово-промышленная палата во Франции?
— Мы относимся к сети французских торговых палат, то есть имеем доступ во все торговые палаты Франции, которых более 240. Мы имеем контакты с французскими властями, регулярно встречаемся с министрами и их советниками. Этого достаточно, чтобы помочь установить контакты с французскими властями или представителями французских деловых кругов любой российской компании.
— Наиболее развитые, налаженные коммерческие связи у России с Италией и Германией. С французами контакт идет немного сложнее, хотя исторически связь России и Франции очень сильна, достаточно вспомнить хотя бы эмиграцию в начале ХХ века... Чем это можно объяснить?
— Мы говорим о трех различных типах инвестиций. В Италии большое количество малых предприятий, которые расположены по всей стране. В Германии находятся очень крупные компании, по историческим причинам имеющие немалую долю присутствия в России. Французские компании — или очень крупные («Total», «Renault», «Ашан»), или малые и средние предприятия, которые чуть больше итальянских и чуть меньше немецких. То есть у нас иная структура промышленности.
С 2009 года Франция перешла с 9-го места на 5-е в сфере инвестиций. У всех французских предприятий, являющихся членами нашей палаты, есть планы сотрудничества с Россией, несмотря на кризис. В частности, это видно в автомобилестроении: хотя эта отрасль наиболее сильно пострадала от кризиса во всем мире (везде инвестиции были резко сокращены), два автоконцерна продолжают инвестировать в Россию — «Renault» и «Peugeot Citroen». Сегодня французы доверяют российскому рынку. Очевидно, что развитие крупных французских компаний в России очень важно, потому что после них на рынок приходят компании малого и среднего бизнеса.
Французские компании работают в России, развивают свои амбициозные инвестиционные планы и понимают всю важность присутствия в России. Думаю, что французские компании должны продолжать инвестировать в Россию, уверен, что в будущем Россия станет одним из двигателей мирового роста. Но нужно, чтобы и россияне инвестировали во Францию, потому что это важная страна для членов Евросоюза и большой рынок с множеством возможностей. Мы будем продолжать развивать наши экономические, культурные отношения, являющиеся сильной стороной как России, так и Франции.
Текст подготовили: Дмитрий Кожевников и Анна Самуленкова