Совсем недавно Казначейство отделилось от Министерства финансов РФ. Такой шаг неминуемо влечет за собой массу перемен. Какие трансформации произошли в федеральной службе в связи с изменением статуса? Какие новые направления деятельности появятся? Как будут строиться отношения Казначейства и Минфина? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Федерального казначейства Татьяна Геннадьевна Нестеренко.
- Изменится ли что-нибудь в работе Федерального казначейства после отделения его от Минфина?
- Что касается функций Федерального казначейства, как участника бюджетного процесса, обладающего специальными полномочиями, то они практически не изменяются. Как и все прошедшие 12 лет с момента создания федерального казначейства на эту систему возлагаются функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета. Казначейство осуществляет распределение доходов между бюджетами бюджетной системы, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы, составляет отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
Однако, следуя логике административной реформы, предусматривающей четкое разделение правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных функций и функций по оказанию услуг, правоприменительные и контрольные функции, которые выполняло Министерство финансов посредством находящегося в его структуре Департамента – Главное управление федерального казначейства и территориальных органов Минфина в лице территориальных органов федерального казначейства, переданы отдельному федеральному органу исполнительной власти – Федеральному казначейству.
Необходимо отметить, что такое, казалось бы, незначительное изменение, потребовало пересмотра большого количества нормативных актов и, в первую очередь, Бюджетного кодекса Российской Федерации. В декабре 2004 года в Бюджетный кодекс были внесены принципиальные изменения относительно полномочий Минфина России и Федерального казначейства.
К значительным изменениям, произошедшим в рамках выделения Федерального казначейства из состава Минфина России, можно отнести присвоение Федеральному казначейству статуса главного распорядителя средств федерального бюджета.
В первую очередь это относится к средствам федерального бюджета, ассигнованным на содержание самой службы, а так же ряда других ассигнований предусмотренных в федеральном бюджете по главе 100 – Федеральное казначейство.
Таким образом, Федеральное казначейство в процессе исполнения федерального бюджета, выполняя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет обязано соблюдать все бюджетные требования, которые распространяются и на иных участников бюджетного процесса. А это: составление бюджетных проектировок на очередной финансовый год, доведение утвержденных Министром финансов лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по подведомственным службе, распорядителям и получателям бюджетных средств; обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на содержание службы, ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
Раньше все эти функции выполняли соответствующие подразделения Минфина и, конечно, нам необходимо приложить максимум усилий к созданию и развитию этих, новых для нас направлений деятельности.
- Каковы теперь цели и задачи Федерального казначейства?
- Основные задачи Федерального казначейства как раз вытекают из необходимости должного выполнения возложенных на службу функций.
В первую очередь, как я уже сказала, это обеспечительная функция по исполнению федерального бюджета. В рамках ее реализации перед нами стоит задача улучшения взаимодействия с главными распорядителями средств федерального бюджета. Ведь это они исполняют федеральный бюджет по расходам, а мы должны посредством своих технологий обеспечивать движение распорядительной информации от главного распорядителя до самой низовой расходующей единицы. Причем Федеральное казначейство это должно делать быстро и качественно, то есть таким образом, чтобы в процессе передачи этой информации она не искажалась.
- О какой информации идет речь?
- О лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования, которые главные распорядители бюджетных средств должны довести до своей подведомственной сферы.
Уместно отметить, что в 2005 году, приказом Минфина России №50-н, был установлен новый порядок документооборота в процессе исполнения федерального бюджета по расходам.
Этот новый порядок дает неоспоримые преимущества всем участникам бюджетного процесса в ходе осуществления ими функций по исполнению федерального бюджета.
Нововведение заключается в том, что создан инструментарий, посредством которого еще до наступления нового финансового года, практически сразу после утверждения Сводной бюджетной росписи, главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) могут довести до подведомственной системы годовой объем лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и квартальные объемы финансирования как ограничение на объемы кассовых расходов. Как только это действие со стороны ГРБС произведено, то подведомственные ему бюджетополучатели, получают полномочия на заключение договоров (контрактов, соглашений) в пределах годовых ЛБО, а также могут осуществлять расходование бюджетных средств в пределах годовых ЛБО и тех финансовых ограничений, которые установлены объемом финансирования. А поскольку объемы финансирования установлены по очень агрегированным показателям (раздел, подраздел функциональной классификации), то бюджетополучатели имеют право сами определять какой именно расход им необходимо осуществить.
Кроме того, если до 2005 года, ГРБС обязаны были самостоятельно доводить по своей системе ЛБО, то сейчас эта информация интегрирована в один документ, который вводится систему Федерального казначейства и доводится ею до конкретного бюджетополучателя, указанного в расходном расписании ГРБС.
Новый документооборот, установленный вышеназванным приказом Минфина, требует серьезного переосмысления в части методов финансового управления со стороны ГРБС, четкости выполнения функций по доведению расходных расписаний со стороны Федерального казначейства. И, конечно, его развитие будет идти по направлению установления со всеми участниками бюджетного процесса, исполняющими федеральный бюджет по расходам, современного и надежного электронного документооборота.
Кроме того, мы осознаем, что внедрение нового подхода по исполнению федерального бюджета по расходам, требует от Федерального казначейства развития системы прогнозирования ликвидности единого казначейского счета (ЕКС). Ведь если мы объявим о возможности осуществлять расходы в пределах годовых ЛБО и квартальных ограничений по объемам финансирования, то нужно обезопасить бюджетную систему от потрясений, которые гипотетически могут произойти, если предположить, что в один месяц казначейству могут быть представлены на исполнение платежные документы в пределах квартального прогноза
С целью создания прочности финансовой системы с точки зрения ее способности, с одной стороны, обеспечить денежными средствами возникшее к ней платежное обязательство, а с другой стороны, недопустимости излишнего заимствования с финансовых рынков под несуществующий дефицит федерального бюджета и, тем самым, оптимизации расходов на обслуживание долга, в 2005 году нам предстоит создать систему прогнозирования ликвидности ЕКС. Это очень важная задача, которая потребует создания «исторических рядов» потоков на ЕКС, анализа этих потоков с точки зрения экономической классификации, внедрение инструмента в виде кассовой заявки на осуществление расхода и ряда других процедурных, информационных и организационных технологий, включая регламенты взаимодействия с долговым подразделением Минфина.
- Расскажите, пожалуйста, о контрольных функциях Федерального казначейства.
- Они, как известно, реализуются посредством предварительного и текущего контроля за участниками бюджетного процесса. В этом направлении наша задача состоит в максимальном применении технических средств контроля на стадии принятия от ГРБС и РБС расходных расписаний, в части контроля за непривышением доведенных до них от Минфина ЛБО и объемов финансирования. Необходимо также совершенствовать процедуры предварительного контроля в процессе учета органами федерального казначейства заключенных бюджетополучателями контрактов в части соблюдения ими ограничений доведенных в виде ЛБО. Кроме того, на стадии текущего контроля, мы должны совершенствовать механизмы, обеспечивающие уверенность в том, что кассовый расход за счет средств федерального бюджета возникает только в случае имеющихся платежных обязательств. То есть мы должны быть уверены, что к договору на выполнение или поставку работ либо услуг прилагаются соответствующие акты выполненных работ.
Конечно, мы понимаем, что все требования к бюджетополучателям должны быть максимально формализованы, чтобы не допускать субъективных решений со стороны сотрудников Федерального казначейства.
В этой связи, мы надеемся, что в текущем году Минфин России в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом, создаст правила санкционирования расходов федерального бюджета, которые заменят разрозненные в настоящее время правовые нормы, регулирующие этот процесс.
- Назовите задачи, стоящие перед Казначейством в 2005 году.
- К задачам Федерального казначейства на 2005 год, я бы отнесла пересмотр процедур кассового обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы. Они должны отвечать положениям ст. 215 Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 01.01.2006 г. Также нам необходимо выработать предложения по передаче полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов от Федерального казначейства субъектам Российской Федерации, что также предусмотрено в вышеназванной статье.
Большие задачи стоят перед нами в реализации функций по бюджетному учету и отчетности, причем как при учете в процессе кассового обслуживания бюджетов, так и в процессе выполнения Федеральным казначейством функций ГРБС.
На самом деле, по каждому направлению - от совершенствования своей функциональной деятельности до выработки административных регламентов и кадровой работы, - перед нами стоят очень важные задачи.
В настоящее время каждое структурное подразделение Федерального казначейства формирует задачи и показатели деятельности на 2005 год, которые станут составной частью документа с аналогичным названием для всего Федерального казначейства.
- Какова стратегия развития Федерального казначейства и его структур?
- Стратегия развития Федерального казначейства ясна и понятна, поскольку она была сформулирована в Программе развития Федерального казначейства. И сейчас она реализуется посредством одноименного проекта в рамках Соглашения, заключенного Правительством Российской Федерации и Всемирным Банком. Однако, впереди у нас очень напряженная работа, направленная на создание современных технологий, соответствующих лучшей мировой практике. Причем, совершенствование казначейской системы будет происходить по всем направлениям: внедрение современных программных комплексов, технического оснащения, внедрение новых решений в процессе передачи информации - это ведомственная транспортная система. Также необходимо создать главную книгу Федерального казначейства; реализовать функции по финансовому прогнозированию и управлению ликвидностью на ЕКС. Много сил будет отдано подготовке и переподготовке кадров для Федерального казначейства и т.д.
При этом очень важно, чтобы все решения, которые принимаются и реализуются сейчас, соответствовали бы стратегии развития Казначейства и не отходили от концептуальных положений, которые в ней изложены.
- Расскажите, пожалуйста, о новых нормативных документах.
- Если говорить о нормативных документах, регулирующих процесс исполнения Федерального бюджета, то они издавались, и будут издаваться Минфином России. В 2004 году был принят целый ряд документов регулирующих бюджетный процесс. Это новая бюджетная классификация, новое положение по бюджетному учету и отчетности. Причем, изменения, которые несут за собой эти документы, настолько глобальные, что каждому из них можно посвящать отдельную дискуссию. Но на чем я не могу не останавливаться, так это на том, что все эти нормативные документы созданы в рамках и соответствуют принципам объявленной в Российской Федерации бюджетной реформе, началом которой послужило постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Если в нескольких словах выразить стратегическое направление бюджетной реформы, то они будут звучать так - среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат.
Очевидно, что реализация таких грандиозных изменений в бюджетном процессе невозможна без адекватной системы учета и отчетности, поэтому в 2004 году главные изменения произошли именно в этом направлении.
- Назовите основные изменения, произошедшие в системе бюджетного учета.
- Первое - переход на учет, основанный на методе начисления. Второе - интеграция бухгалтерского учета с бюджетной классификацией. Третье - объединение учета исполнения бюджета и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
В текущем году участникам бюджетного процесса предстоит внедрить основные положения новой инструкции по бюджетному учету и Федеральное казначейство здесь не исключение.
- Каковы направления развития нормативной базы исполнения федерального бюджета?
- На мой взгляд, направления развития нормативной базы в 2005 году будет соответствовать основным направлениям бюджетной реформы, о которой я только что говорила. При этом, я не случайно сказала: «на мой взгляд», поскольку все правоустанавливающие функции закреплены за Минфином, и этот вопрос правильнее задавать не мне, а представителям Министерства финансов.
Хотя, конечно сотрудники Федерального казначейства настолько тесно взаимодействуют с Минфином, что можно сказать, что все принципиальные вопросы мы обсуждаем вместе, и к мнению Федерального казначейства в Минфине, безусловно, прислушиваются.
Итак, основные изменения произойдут в нормативном закреплении среднесрочного бюджета, процесса его формирования, его статуса и т.д. Далее возможны изменения в классификации целевых статей и видов расходов бюджетной системы с тем, чтобы придать ей необходимую для любой классификации логику. Дальнейшее развитие и нормативное закрепление должен получить озвученный в Концепции бюджетной реформы БОР (бюджетирование, ориентированное на результат). Должен выйти нормативный документ, определяющий правила санкционирования бюджетных расходов. Должен быть изменен и нормативно закреплен подход к понятию «нецелевое использование бюджетных средств», а также изменен подход к санкциям за бюджетные правонарушения. Должны быть приняты законы, регулирующие создание новых форм некоммерческих организаций. И, конечно, все эти, а также и другие изменения в бюджетном процессе должны найти отражение в поправках к Бюджетному кодексу. Как вы видите, работы хватит всем - и Минфину и другим министерствам, да и мы не сможем стоять в стороне от этих процессов.
- Что представляет собой кадровый состав Федерального казначейства? Ведь после реорганизации многие министерства и ведомства столкнулись с кадровой проблемой из-за радикальных методов реорганизации. Как этот процесс прошел в Федеральном казначействе?
- Основой кадрового состава центрального аппарата Федерального казначейства стали сотрудники Главного управления федерального казначейства Минфина России. Что касается территориальных органов казначейства, то их реорганизация, проводимая в рамках выделения казначейства из состава Минфина вообще не коснулось. Все территориальные органы казначейства решением Правительства были просто переподчинены созданному Федеральному казначейству. Естественно, в ходе реорганизации, мы исходили из необходимости сделать безболезненным весь этот процесс. Ведь, несмотря на необходимость проведения данных преобразований, с нас никто не снимал ответственности за соблюдение установленных процедур в ходе исполнения федерального бюджета 2004 года, за своевременность представления отчетности и т.д. И не случайно в Указе Президента №314 от 09.03.04 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только в отношении одного органа – Федерального казначейства была дана отсрочка до 01.01.2005 г., с точки зрения его создания. Все это позволило нам спокойно завершить исполнение бюджета 2004 года, подготовиться к выполнению бюджета 2005 года уже в новом качестве.
Возвращаясь к вопросу кадрового состава центрального аппарата, скажу, что помимо сотрудников ГУФК, он сформировался за счет специалистов Московского областного и Московского городского управлений федерального казначейства. Такое решение позволило нам очень быстро выйти на так называемую «проектную мощность», поскольку не требовалось времени на дополнительное обучение специалистов. В настоящее время, конечно, не все вакансии у нас заполнены, и мы продолжаем работу в этом направлении. Но уже сейчас я могу сказать, что в центральном аппарате Федерального казначейства работают одни из лучших специалистов в сфере государственных финансов.
Справка «Бюджета»
Руководитель Федерального казначейства Нестеренко Татьяна Геннадьевна.
Родилась 5 августа 1959 г., в г. Владивостоке Приморского края.
В 1981 г., окончила Хабаровский институт народного хозяйства.
После окончания института работала экономистом, ревизором-инспектором, начальником инспекции по бюджету в финансовом отделе Анадырского райисполкома.
С 1989 г., возглавила финансовый отдел Чукотского окрисполкома, в 1991 г., назначена заместителем Главы администрации, начальником финансового управления администрации Чукотского автономного округа.
В декабре 1993 г., была избрана депутатом Государственной думы Федерального Собрания РФ, где работала в Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимала активное участие в разработке Бюджетного кодекса РФ и ряда правовых документов бюджетного и налогового законодательства.
С 1998 г., назначена заместителем Министра финансов РФ - начальником Главного управления федерального казначейства.
С января 2005 г., возглавляет федеральную службу Федеральное казначейство.
Заслуженный экономист РФ, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
- Изменится ли что-нибудь в работе Федерального казначейства после отделения его от Минфина?
- Что касается функций Федерального казначейства, как участника бюджетного процесса, обладающего специальными полномочиями, то они практически не изменяются. Как и все прошедшие 12 лет с момента создания федерального казначейства на эту систему возлагаются функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета. Казначейство осуществляет распределение доходов между бюджетами бюджетной системы, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы, составляет отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
Однако, следуя логике административной реформы, предусматривающей четкое разделение правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных функций и функций по оказанию услуг, правоприменительные и контрольные функции, которые выполняло Министерство финансов посредством находящегося в его структуре Департамента – Главное управление федерального казначейства и территориальных органов Минфина в лице территориальных органов федерального казначейства, переданы отдельному федеральному органу исполнительной власти – Федеральному казначейству.
Необходимо отметить, что такое, казалось бы, незначительное изменение, потребовало пересмотра большого количества нормативных актов и, в первую очередь, Бюджетного кодекса Российской Федерации. В декабре 2004 года в Бюджетный кодекс были внесены принципиальные изменения относительно полномочий Минфина России и Федерального казначейства.
К значительным изменениям, произошедшим в рамках выделения Федерального казначейства из состава Минфина России, можно отнести присвоение Федеральному казначейству статуса главного распорядителя средств федерального бюджета.
В первую очередь это относится к средствам федерального бюджета, ассигнованным на содержание самой службы, а так же ряда других ассигнований предусмотренных в федеральном бюджете по главе 100 – Федеральное казначейство.
Таким образом, Федеральное казначейство в процессе исполнения федерального бюджета, выполняя функции главного распорядителя бюджетных средств, будет обязано соблюдать все бюджетные требования, которые распространяются и на иных участников бюджетного процесса. А это: составление бюджетных проектировок на очередной финансовый год, доведение утвержденных Министром финансов лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по подведомственным службе, распорядителям и получателям бюджетных средств; обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на содержание службы, ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
Раньше все эти функции выполняли соответствующие подразделения Минфина и, конечно, нам необходимо приложить максимум усилий к созданию и развитию этих, новых для нас направлений деятельности.
- Каковы теперь цели и задачи Федерального казначейства?
- Основные задачи Федерального казначейства как раз вытекают из необходимости должного выполнения возложенных на службу функций.
В первую очередь, как я уже сказала, это обеспечительная функция по исполнению федерального бюджета. В рамках ее реализации перед нами стоит задача улучшения взаимодействия с главными распорядителями средств федерального бюджета. Ведь это они исполняют федеральный бюджет по расходам, а мы должны посредством своих технологий обеспечивать движение распорядительной информации от главного распорядителя до самой низовой расходующей единицы. Причем Федеральное казначейство это должно делать быстро и качественно, то есть таким образом, чтобы в процессе передачи этой информации она не искажалась.
- О какой информации идет речь?
- О лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования, которые главные распорядители бюджетных средств должны довести до своей подведомственной сферы.
Уместно отметить, что в 2005 году, приказом Минфина России №50-н, был установлен новый порядок документооборота в процессе исполнения федерального бюджета по расходам.
Этот новый порядок дает неоспоримые преимущества всем участникам бюджетного процесса в ходе осуществления ими функций по исполнению федерального бюджета.
Нововведение заключается в том, что создан инструментарий, посредством которого еще до наступления нового финансового года, практически сразу после утверждения Сводной бюджетной росписи, главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) могут довести до подведомственной системы годовой объем лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и квартальные объемы финансирования как ограничение на объемы кассовых расходов. Как только это действие со стороны ГРБС произведено, то подведомственные ему бюджетополучатели, получают полномочия на заключение договоров (контрактов, соглашений) в пределах годовых ЛБО, а также могут осуществлять расходование бюджетных средств в пределах годовых ЛБО и тех финансовых ограничений, которые установлены объемом финансирования. А поскольку объемы финансирования установлены по очень агрегированным показателям (раздел, подраздел функциональной классификации), то бюджетополучатели имеют право сами определять какой именно расход им необходимо осуществить.
Кроме того, если до 2005 года, ГРБС обязаны были самостоятельно доводить по своей системе ЛБО, то сейчас эта информация интегрирована в один документ, который вводится систему Федерального казначейства и доводится ею до конкретного бюджетополучателя, указанного в расходном расписании ГРБС.
Новый документооборот, установленный вышеназванным приказом Минфина, требует серьезного переосмысления в части методов финансового управления со стороны ГРБС, четкости выполнения функций по доведению расходных расписаний со стороны Федерального казначейства. И, конечно, его развитие будет идти по направлению установления со всеми участниками бюджетного процесса, исполняющими федеральный бюджет по расходам, современного и надежного электронного документооборота.
Кроме того, мы осознаем, что внедрение нового подхода по исполнению федерального бюджета по расходам, требует от Федерального казначейства развития системы прогнозирования ликвидности единого казначейского счета (ЕКС). Ведь если мы объявим о возможности осуществлять расходы в пределах годовых ЛБО и квартальных ограничений по объемам финансирования, то нужно обезопасить бюджетную систему от потрясений, которые гипотетически могут произойти, если предположить, что в один месяц казначейству могут быть представлены на исполнение платежные документы в пределах квартального прогноза
С целью создания прочности финансовой системы с точки зрения ее способности, с одной стороны, обеспечить денежными средствами возникшее к ней платежное обязательство, а с другой стороны, недопустимости излишнего заимствования с финансовых рынков под несуществующий дефицит федерального бюджета и, тем самым, оптимизации расходов на обслуживание долга, в 2005 году нам предстоит создать систему прогнозирования ликвидности ЕКС. Это очень важная задача, которая потребует создания «исторических рядов» потоков на ЕКС, анализа этих потоков с точки зрения экономической классификации, внедрение инструмента в виде кассовой заявки на осуществление расхода и ряда других процедурных, информационных и организационных технологий, включая регламенты взаимодействия с долговым подразделением Минфина.
- Расскажите, пожалуйста, о контрольных функциях Федерального казначейства.
- Они, как известно, реализуются посредством предварительного и текущего контроля за участниками бюджетного процесса. В этом направлении наша задача состоит в максимальном применении технических средств контроля на стадии принятия от ГРБС и РБС расходных расписаний, в части контроля за непривышением доведенных до них от Минфина ЛБО и объемов финансирования. Необходимо также совершенствовать процедуры предварительного контроля в процессе учета органами федерального казначейства заключенных бюджетополучателями контрактов в части соблюдения ими ограничений доведенных в виде ЛБО. Кроме того, на стадии текущего контроля, мы должны совершенствовать механизмы, обеспечивающие уверенность в том, что кассовый расход за счет средств федерального бюджета возникает только в случае имеющихся платежных обязательств. То есть мы должны быть уверены, что к договору на выполнение или поставку работ либо услуг прилагаются соответствующие акты выполненных работ.
Конечно, мы понимаем, что все требования к бюджетополучателям должны быть максимально формализованы, чтобы не допускать субъективных решений со стороны сотрудников Федерального казначейства.
В этой связи, мы надеемся, что в текущем году Минфин России в соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом, создаст правила санкционирования расходов федерального бюджета, которые заменят разрозненные в настоящее время правовые нормы, регулирующие этот процесс.
- Назовите задачи, стоящие перед Казначейством в 2005 году.
- К задачам Федерального казначейства на 2005 год, я бы отнесла пересмотр процедур кассового обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы. Они должны отвечать положениям ст. 215 Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 01.01.2006 г. Также нам необходимо выработать предложения по передаче полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов от Федерального казначейства субъектам Российской Федерации, что также предусмотрено в вышеназванной статье.
Большие задачи стоят перед нами в реализации функций по бюджетному учету и отчетности, причем как при учете в процессе кассового обслуживания бюджетов, так и в процессе выполнения Федеральным казначейством функций ГРБС.
На самом деле, по каждому направлению - от совершенствования своей функциональной деятельности до выработки административных регламентов и кадровой работы, - перед нами стоят очень важные задачи.
В настоящее время каждое структурное подразделение Федерального казначейства формирует задачи и показатели деятельности на 2005 год, которые станут составной частью документа с аналогичным названием для всего Федерального казначейства.
- Какова стратегия развития Федерального казначейства и его структур?
- Стратегия развития Федерального казначейства ясна и понятна, поскольку она была сформулирована в Программе развития Федерального казначейства. И сейчас она реализуется посредством одноименного проекта в рамках Соглашения, заключенного Правительством Российской Федерации и Всемирным Банком. Однако, впереди у нас очень напряженная работа, направленная на создание современных технологий, соответствующих лучшей мировой практике. Причем, совершенствование казначейской системы будет происходить по всем направлениям: внедрение современных программных комплексов, технического оснащения, внедрение новых решений в процессе передачи информации - это ведомственная транспортная система. Также необходимо создать главную книгу Федерального казначейства; реализовать функции по финансовому прогнозированию и управлению ликвидностью на ЕКС. Много сил будет отдано подготовке и переподготовке кадров для Федерального казначейства и т.д.
При этом очень важно, чтобы все решения, которые принимаются и реализуются сейчас, соответствовали бы стратегии развития Казначейства и не отходили от концептуальных положений, которые в ней изложены.
- Расскажите, пожалуйста, о новых нормативных документах.
- Если говорить о нормативных документах, регулирующих процесс исполнения Федерального бюджета, то они издавались, и будут издаваться Минфином России. В 2004 году был принят целый ряд документов регулирующих бюджетный процесс. Это новая бюджетная классификация, новое положение по бюджетному учету и отчетности. Причем, изменения, которые несут за собой эти документы, настолько глобальные, что каждому из них можно посвящать отдельную дискуссию. Но на чем я не могу не останавливаться, так это на том, что все эти нормативные документы созданы в рамках и соответствуют принципам объявленной в Российской Федерации бюджетной реформе, началом которой послужило постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Если в нескольких словах выразить стратегическое направление бюджетной реформы, то они будут звучать так - среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат.
Очевидно, что реализация таких грандиозных изменений в бюджетном процессе невозможна без адекватной системы учета и отчетности, поэтому в 2004 году главные изменения произошли именно в этом направлении.
- Назовите основные изменения, произошедшие в системе бюджетного учета.
- Первое - переход на учет, основанный на методе начисления. Второе - интеграция бухгалтерского учета с бюджетной классификацией. Третье - объединение учета исполнения бюджета и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
В текущем году участникам бюджетного процесса предстоит внедрить основные положения новой инструкции по бюджетному учету и Федеральное казначейство здесь не исключение.
- Каковы направления развития нормативной базы исполнения федерального бюджета?
- На мой взгляд, направления развития нормативной базы в 2005 году будет соответствовать основным направлениям бюджетной реформы, о которой я только что говорила. При этом, я не случайно сказала: «на мой взгляд», поскольку все правоустанавливающие функции закреплены за Минфином, и этот вопрос правильнее задавать не мне, а представителям Министерства финансов.
Хотя, конечно сотрудники Федерального казначейства настолько тесно взаимодействуют с Минфином, что можно сказать, что все принципиальные вопросы мы обсуждаем вместе, и к мнению Федерального казначейства в Минфине, безусловно, прислушиваются.
Итак, основные изменения произойдут в нормативном закреплении среднесрочного бюджета, процесса его формирования, его статуса и т.д. Далее возможны изменения в классификации целевых статей и видов расходов бюджетной системы с тем, чтобы придать ей необходимую для любой классификации логику. Дальнейшее развитие и нормативное закрепление должен получить озвученный в Концепции бюджетной реформы БОР (бюджетирование, ориентированное на результат). Должен выйти нормативный документ, определяющий правила санкционирования бюджетных расходов. Должен быть изменен и нормативно закреплен подход к понятию «нецелевое использование бюджетных средств», а также изменен подход к санкциям за бюджетные правонарушения. Должны быть приняты законы, регулирующие создание новых форм некоммерческих организаций. И, конечно, все эти, а также и другие изменения в бюджетном процессе должны найти отражение в поправках к Бюджетному кодексу. Как вы видите, работы хватит всем - и Минфину и другим министерствам, да и мы не сможем стоять в стороне от этих процессов.
- Что представляет собой кадровый состав Федерального казначейства? Ведь после реорганизации многие министерства и ведомства столкнулись с кадровой проблемой из-за радикальных методов реорганизации. Как этот процесс прошел в Федеральном казначействе?
- Основой кадрового состава центрального аппарата Федерального казначейства стали сотрудники Главного управления федерального казначейства Минфина России. Что касается территориальных органов казначейства, то их реорганизация, проводимая в рамках выделения казначейства из состава Минфина вообще не коснулось. Все территориальные органы казначейства решением Правительства были просто переподчинены созданному Федеральному казначейству. Естественно, в ходе реорганизации, мы исходили из необходимости сделать безболезненным весь этот процесс. Ведь, несмотря на необходимость проведения данных преобразований, с нас никто не снимал ответственности за соблюдение установленных процедур в ходе исполнения федерального бюджета 2004 года, за своевременность представления отчетности и т.д. И не случайно в Указе Президента №314 от 09.03.04 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» только в отношении одного органа – Федерального казначейства была дана отсрочка до 01.01.2005 г., с точки зрения его создания. Все это позволило нам спокойно завершить исполнение бюджета 2004 года, подготовиться к выполнению бюджета 2005 года уже в новом качестве.
Возвращаясь к вопросу кадрового состава центрального аппарата, скажу, что помимо сотрудников ГУФК, он сформировался за счет специалистов Московского областного и Московского городского управлений федерального казначейства. Такое решение позволило нам очень быстро выйти на так называемую «проектную мощность», поскольку не требовалось времени на дополнительное обучение специалистов. В настоящее время, конечно, не все вакансии у нас заполнены, и мы продолжаем работу в этом направлении. Но уже сейчас я могу сказать, что в центральном аппарате Федерального казначейства работают одни из лучших специалистов в сфере государственных финансов.
Справка «Бюджета»
Руководитель Федерального казначейства Нестеренко Татьяна Геннадьевна.
Родилась 5 августа 1959 г., в г. Владивостоке Приморского края.
В 1981 г., окончила Хабаровский институт народного хозяйства.
После окончания института работала экономистом, ревизором-инспектором, начальником инспекции по бюджету в финансовом отделе Анадырского райисполкома.
С 1989 г., возглавила финансовый отдел Чукотского окрисполкома, в 1991 г., назначена заместителем Главы администрации, начальником финансового управления администрации Чукотского автономного округа.
В декабре 1993 г., была избрана депутатом Государственной думы Федерального Собрания РФ, где работала в Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимала активное участие в разработке Бюджетного кодекса РФ и ряда правовых документов бюджетного и налогового законодательства.
С 1998 г., назначена заместителем Министра финансов РФ - начальником Главного управления федерального казначейства.
С января 2005 г., возглавляет федеральную службу Федеральное казначейство.
Заслуженный экономист РФ, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Светлана Стрельникова.