Разговоры о юбилее продолжаются и в кабинете вице-мэра города, председателя комитета по финансам и контролю Раисы Ильиничны Заремба.
Раиса Ильинична, расскажите о «юбилейной” составляющей бюджета 2005 года.
Могу с уверенностью сказать, что вся идеология бюджета 2005 года посвящена празднованию 750-летнего юбилея. Уже сейчас делается многое, однако предстоит сделать еще больше. План мероприятий определен немалой суммой из федерального, областного и городского бюджетов, а также внебюджетных источников. Надеюсь, что юбилей станет для нас рывком, который позволит вывести многочисленные объекты инфраструктуры города на новый уровень. Ведь только из федерального бюджета на юбилей выделено более 1 млрд. рублей.
А расскажите об исполнении бюджета 2004 года.
Бюджет перевыполнен по доходам на 300 млн.рублей. Однако, много денег не бывает и городское хозяйство постоянно требует мощного вложения денежных средств. Наша администрация делает все возможное, чтобы горожане ощущали на себе заботу власти. Ведь все, что принимается наверху, аукается в регионах, у нас, на местах. Особенно закон о монетизации. Я считаю, что сейчас, когда государство живет по принципам рыночной экономики, и законы должны быть такими же. Не должно быть бесплатных услуг. Кто-то ведь все равно за это платит. И услуга должна быть оплачена за ее реальную стоимость. А вот забота властей должна состоять в том, чтобы все горожане могли себе позволить оплатить эту услугу. Потому что тепло, вода, канализация- услуги ЖКХ – это не выбор услуги , а необходимость.
А разъяснительная работа по монетизации льгот ведется в городе?
На мой взгляд, проблема не в разъяснительной работе, хотя и она, естественно, проводится в городе. Просто наши люди пока сами не столкнутся с проблемой, упорно ее не замечают. Ведь с начала лета ведется разъяснительная работа по телевидению, как федеральному, так и региональному, радио, через газеты. Но, когда первого января люди вошли в троллейбус- начались скандалы. В тот момент, когда люди осознали, что приходится платить за то, что раньше было бесплатно. А что дальше ? Люди продолжают болеть, и тут же встает проблема получения бесплатных лекарств. Далее узнается, что они уже не бесплатны. Снова возникает недовольство. Однако, стоит отметить, подобные законы были реализованы в свое время во всех странах бывшего соцлагеря. Хотя, там и такого процента льготников не было. Нет, я считаю, что сейчас единственно правильный выход- увеличение пенсии и заработной платы, чтобы у льготников была реальная возможность платить за услуги. Я знаю, что не все регионы имеют возможность поднять зарплату бюджетникам- нам же удалось сделать это в начале 2005 года.
Однако, калининградские пенсионеры продолжают ездить бесплатно в общественном транспорте…
Да, городской совет в очередной раз поддержал нас в сохранении этой льготы. И мы смягчили процесс перехода к ее реализации.
В России идет бюджетная реформа. Как она проходит в Вашем городе?
Суть проводимой Правительством бюджетной реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами на управление результатами и затрагивает все уровни власти. Сегодня администраторы доходов и расходов непосредственно участвуют в процессе формирования и исполнения бюджетов, несут персональную ответственность за результаты проводимых реформ.
В тоже время вносимые изменения не апробированы, поправки в налоговое и бюджетное законодательство с одновременно проводимой административной реформой негативно сказались на исполнении бюджета текущего года. А самая главная проблема, которая не учтена законодателем – человеческий фактор. Администраторы, которые десятилетиями работали в условиях потребителей бюджетных средств, сейчас коренным образом должны перейти к программно-целевым методам бюджетного планирования с выработкой четких расходных приоритетов и оценки их реализации. Раньше министерства и ведомства, в т.ч. и Минфин проводили семинары, научно-практические конференции, курсы с целью разъяснения и обучения специалистов новшествам бюджетного и налогового законодательства. Сейчас этого нет. поэтому этой работой приходится заниматься нам на местах. В прошлом году мы провели ряд семинаров с работниками бюджетной сферы, на которых разъясняли положения нормативных документов, порядок ведения бухгалтерского и бюджетного учета. Эту работу мы продолжаем и в текущем году.
Каковы основные параметры бюджета 2005 года?
Бюджет 2005 года по доходам с учетом всех оптимистических прогнозов определен в объеме 2342,8 млрд. рублей. Отмечу, что принятие нового бюджета в эпоху перемен- всегда процесс напряженный. Мы прошли процедуру перераспределения властных полномочий- в бюджете этого года продолжается увеличение субсидий из областного бюджета. В 2004 году- около 840 млн., а в 2005 году- более милиарда. В то же время, доходная база уменьшается: если раньше нам перечислялось 50 процентов «подоходного” налога, то сейчас- только 40.
А за счет каких налогов будет пополняться доходная часть бюджета 2005 года?
Около половины налоговой базы бюджета будет сформирована за счет налога на доходы физических лиц. Ожидаем получить 1 млрд. рублей. Область в порядке межбюджетных отношений закрепила за нами 40 процентов от суммы налога, поступающих от плательщиков города.
Прогнозируются серьезные поступления налогов на совокупный налог- более 600 млн. рублей. Остальные виды налогов занимают незначительный вес в объеме бюджета. Кстати, налог на имущество физических лиц и земельный налог переведены в статус местных налогов, но занимают они всего 1.7 % в объеме налоговых доходов.
Как осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджета?
Мы перешли на казначейское исполнение бюджета с 2001 года. С этого года на казначейство уже переведены все бюджетополучатели, и, конечно, сейчас уже реально видны результаты этой работы. Благодаря казначейской системе исполнения бюджета, резко сократился объем несанкционированной кредиторской задолженности и нецелевое использование бюджетных средств. Появилась возможность “видеть” весь бюджет города до конечного получателя в режиме реального времени и в различных разрезах контролировать весь процесс исполнения бюджета. Для нас нет не решаемых вопросов.
Справка «Бюджета»
Заремба Раиса Ильинична – вице-мэр города, председатель комитета по финансам и контролю мэрии Калининграда. Родилась 12 августа 1947 года в городе Миоры Витебской области в семье учителя. Образование высшее – закончила в 1976 году. Всесоюзный финансово-экономический институт, факультет финансы и кредит по специальности экономист. В финансовой системе трудится с 1965 года по окончании учебы в Минском финансовом техникуме по направлению Министерства финансов. Трудовую деятельность начала в должности инспектора по бюджету а г. Миоры, затем работала в райфо Витебска. В Калининград переехала по месту жительства мужа в 1975 году, где начала работать в финансовом отделе горисполкома экономистом по бюджету, затем – начальник бюджетного отдела, заместитель заведующего финансовым отделом. С 1990 года – заведующий финансовым отделом горисполкома, с 1994 года – вице-мэр города. В 1998 году присвоено Почетное звание "Заслуженный экономист Российской Федерации". Член Правления секции "Финансисты муниципальных образований" Сообщества финансистов России, участник Международных конференций и совещаний, парламентских слушаний по вопросам финансов. Замужем. Имеет взрослых детей: дочь и сына.
Раиса Ильинична, расскажите о «юбилейной” составляющей бюджета 2005 года.
Могу с уверенностью сказать, что вся идеология бюджета 2005 года посвящена празднованию 750-летнего юбилея. Уже сейчас делается многое, однако предстоит сделать еще больше. План мероприятий определен немалой суммой из федерального, областного и городского бюджетов, а также внебюджетных источников. Надеюсь, что юбилей станет для нас рывком, который позволит вывести многочисленные объекты инфраструктуры города на новый уровень. Ведь только из федерального бюджета на юбилей выделено более 1 млрд. рублей.
А расскажите об исполнении бюджета 2004 года.
Бюджет перевыполнен по доходам на 300 млн.рублей. Однако, много денег не бывает и городское хозяйство постоянно требует мощного вложения денежных средств. Наша администрация делает все возможное, чтобы горожане ощущали на себе заботу власти. Ведь все, что принимается наверху, аукается в регионах, у нас, на местах. Особенно закон о монетизации. Я считаю, что сейчас, когда государство живет по принципам рыночной экономики, и законы должны быть такими же. Не должно быть бесплатных услуг. Кто-то ведь все равно за это платит. И услуга должна быть оплачена за ее реальную стоимость. А вот забота властей должна состоять в том, чтобы все горожане могли себе позволить оплатить эту услугу. Потому что тепло, вода, канализация- услуги ЖКХ – это не выбор услуги , а необходимость.
А разъяснительная работа по монетизации льгот ведется в городе?
На мой взгляд, проблема не в разъяснительной работе, хотя и она, естественно, проводится в городе. Просто наши люди пока сами не столкнутся с проблемой, упорно ее не замечают. Ведь с начала лета ведется разъяснительная работа по телевидению, как федеральному, так и региональному, радио, через газеты. Но, когда первого января люди вошли в троллейбус- начались скандалы. В тот момент, когда люди осознали, что приходится платить за то, что раньше было бесплатно. А что дальше ? Люди продолжают болеть, и тут же встает проблема получения бесплатных лекарств. Далее узнается, что они уже не бесплатны. Снова возникает недовольство. Однако, стоит отметить, подобные законы были реализованы в свое время во всех странах бывшего соцлагеря. Хотя, там и такого процента льготников не было. Нет, я считаю, что сейчас единственно правильный выход- увеличение пенсии и заработной платы, чтобы у льготников была реальная возможность платить за услуги. Я знаю, что не все регионы имеют возможность поднять зарплату бюджетникам- нам же удалось сделать это в начале 2005 года.
Однако, калининградские пенсионеры продолжают ездить бесплатно в общественном транспорте…
Да, городской совет в очередной раз поддержал нас в сохранении этой льготы. И мы смягчили процесс перехода к ее реализации.
В России идет бюджетная реформа. Как она проходит в Вашем городе?
Суть проводимой Правительством бюджетной реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами на управление результатами и затрагивает все уровни власти. Сегодня администраторы доходов и расходов непосредственно участвуют в процессе формирования и исполнения бюджетов, несут персональную ответственность за результаты проводимых реформ.
В тоже время вносимые изменения не апробированы, поправки в налоговое и бюджетное законодательство с одновременно проводимой административной реформой негативно сказались на исполнении бюджета текущего года. А самая главная проблема, которая не учтена законодателем – человеческий фактор. Администраторы, которые десятилетиями работали в условиях потребителей бюджетных средств, сейчас коренным образом должны перейти к программно-целевым методам бюджетного планирования с выработкой четких расходных приоритетов и оценки их реализации. Раньше министерства и ведомства, в т.ч. и Минфин проводили семинары, научно-практические конференции, курсы с целью разъяснения и обучения специалистов новшествам бюджетного и налогового законодательства. Сейчас этого нет. поэтому этой работой приходится заниматься нам на местах. В прошлом году мы провели ряд семинаров с работниками бюджетной сферы, на которых разъясняли положения нормативных документов, порядок ведения бухгалтерского и бюджетного учета. Эту работу мы продолжаем и в текущем году.
Каковы основные параметры бюджета 2005 года?
Бюджет 2005 года по доходам с учетом всех оптимистических прогнозов определен в объеме 2342,8 млрд. рублей. Отмечу, что принятие нового бюджета в эпоху перемен- всегда процесс напряженный. Мы прошли процедуру перераспределения властных полномочий- в бюджете этого года продолжается увеличение субсидий из областного бюджета. В 2004 году- около 840 млн., а в 2005 году- более милиарда. В то же время, доходная база уменьшается: если раньше нам перечислялось 50 процентов «подоходного” налога, то сейчас- только 40.
А за счет каких налогов будет пополняться доходная часть бюджета 2005 года?
Около половины налоговой базы бюджета будет сформирована за счет налога на доходы физических лиц. Ожидаем получить 1 млрд. рублей. Область в порядке межбюджетных отношений закрепила за нами 40 процентов от суммы налога, поступающих от плательщиков города.
Прогнозируются серьезные поступления налогов на совокупный налог- более 600 млн. рублей. Остальные виды налогов занимают незначительный вес в объеме бюджета. Кстати, налог на имущество физических лиц и земельный налог переведены в статус местных налогов, но занимают они всего 1.7 % в объеме налоговых доходов.
Как осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджета?
Мы перешли на казначейское исполнение бюджета с 2001 года. С этого года на казначейство уже переведены все бюджетополучатели, и, конечно, сейчас уже реально видны результаты этой работы. Благодаря казначейской системе исполнения бюджета, резко сократился объем несанкционированной кредиторской задолженности и нецелевое использование бюджетных средств. Появилась возможность “видеть” весь бюджет города до конечного получателя в режиме реального времени и в различных разрезах контролировать весь процесс исполнения бюджета. Для нас нет не решаемых вопросов.
Справка «Бюджета»
Заремба Раиса Ильинична – вице-мэр города, председатель комитета по финансам и контролю мэрии Калининграда. Родилась 12 августа 1947 года в городе Миоры Витебской области в семье учителя. Образование высшее – закончила в 1976 году. Всесоюзный финансово-экономический институт, факультет финансы и кредит по специальности экономист. В финансовой системе трудится с 1965 года по окончании учебы в Минском финансовом техникуме по направлению Министерства финансов. Трудовую деятельность начала в должности инспектора по бюджету а г. Миоры, затем работала в райфо Витебска. В Калининград переехала по месту жительства мужа в 1975 году, где начала работать в финансовом отделе горисполкома экономистом по бюджету, затем – начальник бюджетного отдела, заместитель заведующего финансовым отделом. С 1990 года – заведующий финансовым отделом горисполкома, с 1994 года – вице-мэр города. В 1998 году присвоено Почетное звание "Заслуженный экономист Российской Федерации". Член Правления секции "Финансисты муниципальных образований" Сообщества финансистов России, участник Международных конференций и совещаний, парламентских слушаний по вопросам финансов. Замужем. Имеет взрослых детей: дочь и сына.