От «русского Манчестера» до «города невест» Иванов отделяет всего два столе-тия. Какова бюджетная сфера город ситца сегодня нам рассказал заместитель главы города Иванова, начальник финансово-казначейского управления городской Админист-рации Старкин Игорь Вадимович
– Игорь Вадимович, каковы приоритеты расходной части бюджета города?
– Бюджет города Иванова при населении 424,4 тыс.человек за 2004 год по расходам составил 2 463,3 млн. руб.
Бюджетные средства выделялись исходя из обеспечения приоритетов в области соци-альной сферы и направлений, связанных жизнедеятельностью города. Особое внимание уде-лялось своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оплаты потребленной теплоэнергии. А это уже более половины городского бюджета! Для решения данных проблем привлекались заемные средства в форме беспроцентных бюджетных ссуд, в настоящее время в целях финансового обеспечения теплоснабжения также привлечены заемные средства из областного бюджета в сумме 30 млн. руб., но только уже в виде бюд-жетного кредита.
– Помимо этого как решаются другие проблемы социальной сферы?
– В 2004 году расходы по разделу «Образование» увеличились на 25,8 процентов по сравнению с 2003 годом и составили 705,2 млн. руб. Так же возрос удельный вес образова-ния в бюджете города с 25 процентов в 2003 году до 28,6 процентов в 2004 году. Это позво-лило направить значительные средства на укрепление материально-технической базы учре-ждений образования.
Сейчас мы пытаемся создать единую информационную среду в муниципальной сис-теме образования. На эти цели направлено 5,7 млн. руб. Это в 5 раз больше, чем в 2003 году. Были приобретены компьютеры, проекторы и другая оргтехника. Благодаря этому нам уда-лось выполнить федеральный и региональный нормативы оснащения школ компьютерной техникой. Теперь мы сможем более эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе и управлении.
– А каким образом пополняется материально-техническая база учреждений здравоохранения?
– В городском здравоохранении в прошедшем году были внедрены новые техноло-гии. Это дало возможность пролечить 950 человек в детском городском офтальмологиче-ском центре. А в детском нейроортопедическом отделении новое оборудование занчительно повысило эффективность лечения – более 95% пролеченных детей имеют улучшение в со-стоянии здоровья.
В городском урологическом центре была внедрена методика с использованием кон-тактного литотриптора.
– Как осуществляется социальная политика города? Существуют ли специаль-ные проекты для поддержки незащищенных слоев населения?
– Администрация города уделяет большое внимание проблемам социальной защиты населения. В городе функционирует муниципальное учреждение «Комплексный центр соци-ального обслуживания населения города Иванова». Его силами оказываются социальные ус-луги гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям, попавшим в трудную ситуацию. Кроме того, создано муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
В 2004 году образовано муниципальное учреждение «Геронтологический центр». Он занимается оптимизацией оказания социальной и медицинской помощи лицам старше 60 лет. Так же в цели его работы входит решение социальных и медицинских задач по воссоз-данию и сохранению здоровья граждан старших возрастных групп.
Но мы не забываем и другие социально незащищенные группы населения. В рамках муниципальных целевых программ «Социальная поддержка семей с детьми», «Старшее по-коление» и «Дети-инвалиды» формируются банки данных лиц, нуждающихся в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации. Нуждающимся оказывается материальная поддержка.
– Какие федеральные целевые программы действуют в городе? Как идет их реа-лизация?
– С 2003 года за счет средств федерального бюджета на территории города Иванова осуществляется реализация долгосрочных федеральных целевой программ «Жилище» с входящими в нее подпрограммами и «Дети России».
На реализацию Подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации по-следствий радиационных аварий и катастроф» входящей в состав федеральной целевой про-граммы «Жилище» в 2003-2004 годах нам выделены федеральные средства в общей сумме 701,2 тыс. рублей.
В 2003-2004 годах в город Иваново из федерального бюджета поступили субвенции на реализацию Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Их общая сумма составила 537,8 тыс. рублей.
На реализацию подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из вет-хого и аварийного жилищного фонда» из федерального бюджета в 2004 году выделены сред-ства в сумме 5 000,0 тыс. рублей. Эти средства пойдут на финансирование строительства части жилых домов.
В 2003-2004 годах мы получили средства на финансирование федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы и подпрограммы «Здоровый ребенок».
Механизм реализации федеральных программ у нас отлажен. Проблема только в не-достатке финансирования.
– Какие мероприятия предпринимаются для оздоровления жилищно-коммунального комплекса?
– Последние годы эта проблема приобрела особую остроту. Потенциал этой отрасли исчерпан полностью.
Чтобы как-то выйти из сложившегося кризиса, с прошлого года проводится финансо-вая экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ежегодный аудит деятельности предприятий и балансовые комиссии. Такими методами мы надеемся выявить и ликвидиро-вать нерациональные и необоснованные затраты.
Что бы снизить издержки и повысить качество оказываемых услуг, проводится кон-курсный отбор подрядчиков для обслуживания жилья и проведения его капитального ре-монта. К тому же это способствует эффективному использованию финансовых ресурсов и привлечению дополнительных средств для модернизации.
Определенные трудности в жилищно-коммунальном комплексе создаются в связи с неполным возмещением из федерального бюджета расходов по приемке жилого фонда в муниципальную собственность. В большинстве случаев ведомственное жилье и инженер-ные коммуникации принимается с высоким процентом износа, требующий значительных финансовых затрат.
Для повышения эффективности использования энергетических ресурсов при про-изводстве и потреблении, снижения затрат, проводится работа по переходу от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета. В городе за корот-кое время установлено более 57 тыс. индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.
Сегодня в городе проводятся мероприятия, способствующие развитию экономиче-ских отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения. В частности, фиксируются тарифы на коммунальные услуги в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тари-фов, закладываются в параметры бюджета муниципального образования в рамках бюд-жетного процесса.
В связи с тем, что степень износа основных фондов очень высока, а коэффициент их полезного действия слишком низок, появилась необходимость постепенно переходить от аварийно-восстановительных работ к планово-предупредительному ремонту. С этой целью на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства за счет средств городского бюджета в 2003-2004 годах были выполнены работы по реконструкции и техническому перевоору-жению основных производственных мощностей, на сумму более 9 млн. рублей и приобре-тена спецтехника на сумму 4 млн. рублей.
В городе активно применяются схемы по финансовому оздоровлению муниципаль-ных предприятий. Основаны они в основном на снижении их задолженности по обязатель-ным платежам в бюджет. После соответствующей корректировки городского бюджета по доходам и расходам в 2003-04 г.г. удалось снизить долги предприятий по налогу на доходы физических лиц на 32,8 млн.рублей.
В общем, муниципальный аспект экономики пока скорее жив, чем мертв и о стабиль-ности, пока говорить не приходится.
– Как обеспечивается контроль за целевым использованием бюджетных средств?
– В качестве стратегической задачи по контролю за целевым, рациональным и эф-фективным использованием бюджетных средств выбрана казначейская система исполнения бюджета города.
Так, начиная с 2000 года в городе Иванове, осуществлен поэтапный перевод бюдже-тополучателей на казначейскую систему, в том числе учет средств, получаемых бюджетны-ми учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Теперь открыты новые лицевые счета, на которых отражаются изменения бюджетных назначений, фактическое расходование средств и неиспользованные остатки. Санкционированию финан-сирования предшествует проверка первичных платежных документов за поставленные това-ры, выполненные услуги, а также доверенностей на выплату заработной платы.
– Каковы результаты пятилетнего опыта работы на казначейской системе ис-полнения бюджета?
– Перевод городского бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета несо-мненно позволил повысить качество бюджетного анализа, планирования и контрольно-ревизионной работы. Нам удалось обеспечить полную прозрачность бюджетных потоков. К тому же у нас появилась возможность получать оперативную ежедневную информацию о расходах бюджета, создать банк бюджетообразующих данных и обеспечить информацион-ный обмен между всеми участниками бюджетного процесса.
Структура движения денежных средств, стала более прозрачна. Появилась возмож-ность учитывать остатки средств, при планировании и текущем финансировании, а также перераспределять и использовать их для финансирования насущных проблем.
Кроме того, в целях реализации финансовым органом города функций финансового контроля в структуре финансово-казначейского управления был создан отдел финансового контроля. Его функцией является контроль за целевым использованием средств городского бюджета бюджетными учреждениями, предприятиями и организациями – получателей бюд-жетных средств.
Взаимосвязь отдела финансового контроля с другими отраслевыми отделами управ-ления создает возможность оперативно применять меры, направленные на предотвращение финансовых нарушений.
Заслуживает интереса тот факт, что ежемесячные планы контрольно-ревизионной ра-боты согласовываются с городской Думой. По окончании квартала депутаты получают пол-ный отчет об итогах ревизий.
– Существуют ли программы усовершенствования технического обеспечения финансово-казначейского управления города?
– На текущий момент в финансово-казначейском управлении функционируют не-сколько автоматизированных систем, которые значительно упрощают работу сотрудников.
К примеру, благодаря АС «Бюджет» появилась возможность автоматизировать функции учета доходов, планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения город-ского бюджета.
АС «Прогноз доходной части бюджета» позволяет составлять и рассчитывать раз-личные варианты прогноза доходов городского бюджета в разрезе статей бюджетной клас-сификации доходов.
Благодаря программному блоку «Учет бюджетных договоров и обязательств» авто-матизирован процесс учета договоров и бюджетных обязательств и разнообразной отчет-ность по учету и контролю исполнения принятых бюджетных обязательств.
Так же в финансово-казначейском управлении действуют автоматизированные сис-темы, которые позволяют осуществлять электронный обмен данными между клиентом (бюджетной организацией или главным распорядителем бюджетных средств) и финансовым органом, где установлена программа "Бюджет".
Программный комплекс по автоматизированному вводу платежных документов ABBYY FineReader Bank позволяет автоматизировать ввод в информационную систему пла-тежных поручений, принимаемых к исполнению.
На настоящий момент организовано электронное взаимодействие с городским ко-митетом по управлению имуществом и федеральной налоговой службой. Вся информация по поступившим платежным документам, после обработки банковской выписки, в электрон-ном виде ежедневно передается соответствующему администратору платежей в бюджет г. Иваново – городскому комитету по управлению имуществом и инспекции ФНС.
У нас работает оконечный узел автоматизированной системы банковских расчетов ЦБ РФ. Он позволяет в течение всего рабочего дня передавать и получать от Главного управления ЦБ РФ по Ивановской области электронные платежные документы, банковские выписки и оперативную информацию по состоянию счетов.
Сегодня мы уделяем огромное внимание защите сети обмена электронной информа-ции от несанкционированного доступа. Для этого функционирует целый программный ком-плекс с использованием современных криптографических методов защиты информации на базе сертифицированных российских алгоритмов.
Проблема ведения статистики действия пользователей над критически важными дан-ными решает система «Аудит». Она позволяющая проследить все действия пользователей над электронным документами, а также выполнить восстановление данных в случае их уничтожения. «Аудит» разработана с привлечением научно-технического потенциала г. Иваново. Этот факт позволил сэкономить значительные финансовые ресурсы (в десятки раз по сравнению с существующими аналогами на рынке), а также оперативно влиять на созда-ние и сопровождение системы.
Также в 2005 году планируется организация электронного обмена информацией с Управлением Федерального Казначейства Минфина России по Ивановской области.
Приоритетной задачей текущего года является организация Интернет-сайта с инфор-мацией о бюджете г. Иваново, деятельности Финансово-казначейского управления.
– Какие проблемные вопросы возникают у бюджетных организаций в связи с переходом на бюджетный учет?
– В связи с переходом в этом году на новый План счетов и на Новую инструкцию возникнет немало трудностей.
Во-первых, при ведении бухгалтерского учета по новой Инструкции № 70н необхо-димо использовать единый программный продукт для всех бюджетных учреждений. Пока что информация о нем и сроках его внедрения , отсутствует.
Во-вторых, новый бюджетный учет во многом приблизилась к учету в коммерческом секторе экономики. Бухгалтерам бюджетных учреждений придется постепенно осваивать все нововведения, переучиваясь на ходу. Именно поэтому сегодня в реформировании бух-галтерского учета особенно остро встает проблема подготовки и переподготовки специали-стов по новым правилам бухгалтерского учета, отчетности.
Уже запланировано выделить дополнительные средства из городского бюджета на решение этой задачи.
– Бюджетный учет подразумевает под собой полную автоматизацию. Насколько технически обеспечены учреждения города Иванова?
– К сожалению, в настоящее время бюджетные учреждения города Иванова испыты-вают острый недостаток программно-технических средств. Причина опять же кроется в крайне низком финансировании. К тому же катастрофически не хватает квалифицирован-ных специалистов в области информационных технологий, которые не идут работать в бюджетную сферу из-за низкой зарплаты.
– Игорь Вадимович, а как складываются взаимоотношения с налоговыми орга-нами?
– В рамках взаимодействия с налоговыми органами постоянно проводится работа по координации действий, направленных на обеспечение полного и своевременного поступле-ния налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Такое сотрудничест-во позволяет оперативно решить актуальные вопросы, связанные с исполнением городского бюджета, усилением платежной дисциплины налогоплательщиков. Осуществляем взаимный обмен необходимой информацией. В течение ряда лет между администрацией и налоговой инспекцией города заключались соглашения о взаимодействии, конечной целью которых являлось увеличение доходов бюджета города. Так, по результатам проведенной инспекцией контрольной работы в 2004 году в бюджет города дополнительно привлечено 13 млн. руб-лей. Стремимся отслеживать тенденции по снижению недоимки по платежам в городской бюджет.
– Какие трудности возникли по налоговым платежам в связи с увеличением ко-личества знаков в кодах бюджетной классификации? По возможности приведите ста-тистику.
– Несомненно, введение любых новаций на первом этапе сопровождается рядом про-блем. Исходя, из итогов первого месяца 2005 года следует отметить, что увеличение размер-ности показателя кода бюджетной классификации с семи до двадцати символов создало не-мало трудностей, в том числе и с заполнением платежных документов плательщиками. Осо-бенно это касалось кода классификации доходов, относящихся к налоговым доходам, но не-администрируемых налоговыми органами. Новые требования, предъявляемые к заполнению платежных документов в части указания администраторов доходов, соответствующих значе-ний ИНН и КПП, выявили практически полную неготовность отдельных администраторов.
Кроме того, неожиданно обозначились проблемы с кредитными организациями. Их программный продукт оказался несколько неприспособленным к новым требованиям.
Причина создавшейся ситуации просматривается в отсутствии времени на решение организационных вопросов и четких методических разъяснений, регламентирующих поря-док перехода на новую бюджетную классификацию. Кроме того, возникла необходимость корректировки отдельных условий договоров гражданско-правового характера, касающихся арендных отношений муниципального имущества, что весьма трудоемко и затратно.
Особая роль законодательством отведена администраторам поступлений в бюджеты, их взаимодействию с органами Федерального казначейства. В начале финансового года чет-кого взаимодействия не наблюдалось и управлению, как стороне, заинтересованной в испол-нении бюджета города, пришлось стать связующим и координирующим звеном между ними. В результате удалось избежать роста «неклассифицированных» поступлений.
– Удалось ли избежать дефицита городского бюджета на 2005 год?
– К сожалению, нет. Бюджет города Иванова на 2005 год был утвержден с дефицитом. Его размер на первый взгляд пугающий – почти 300 миллионов рублей... А источник финансирования дефицита – продажа муниципального имущества. Тут нужны усилия всех ветвей власти. Дума свой путь прошла: она поддержала инициативу Главы города и утвердила прогноз приватизации муниципального имущества. Если дефицит будет профинансирован, то можно говорить о неплохом городском бюджете, в котором есть предпосылки для развития городского хозяйства.
– Игорь Вадимович, каковы приоритеты расходной части бюджета города?
– Бюджет города Иванова при населении 424,4 тыс.человек за 2004 год по расходам составил 2 463,3 млн. руб.
Бюджетные средства выделялись исходя из обеспечения приоритетов в области соци-альной сферы и направлений, связанных жизнедеятельностью города. Особое внимание уде-лялось своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оплаты потребленной теплоэнергии. А это уже более половины городского бюджета! Для решения данных проблем привлекались заемные средства в форме беспроцентных бюджетных ссуд, в настоящее время в целях финансового обеспечения теплоснабжения также привлечены заемные средства из областного бюджета в сумме 30 млн. руб., но только уже в виде бюд-жетного кредита.
– Помимо этого как решаются другие проблемы социальной сферы?
– В 2004 году расходы по разделу «Образование» увеличились на 25,8 процентов по сравнению с 2003 годом и составили 705,2 млн. руб. Так же возрос удельный вес образова-ния в бюджете города с 25 процентов в 2003 году до 28,6 процентов в 2004 году. Это позво-лило направить значительные средства на укрепление материально-технической базы учре-ждений образования.
Сейчас мы пытаемся создать единую информационную среду в муниципальной сис-теме образования. На эти цели направлено 5,7 млн. руб. Это в 5 раз больше, чем в 2003 году. Были приобретены компьютеры, проекторы и другая оргтехника. Благодаря этому нам уда-лось выполнить федеральный и региональный нормативы оснащения школ компьютерной техникой. Теперь мы сможем более эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе и управлении.
– А каким образом пополняется материально-техническая база учреждений здравоохранения?
– В городском здравоохранении в прошедшем году были внедрены новые техноло-гии. Это дало возможность пролечить 950 человек в детском городском офтальмологиче-ском центре. А в детском нейроортопедическом отделении новое оборудование занчительно повысило эффективность лечения – более 95% пролеченных детей имеют улучшение в со-стоянии здоровья.
В городском урологическом центре была внедрена методика с использованием кон-тактного литотриптора.
– Как осуществляется социальная политика города? Существуют ли специаль-ные проекты для поддержки незащищенных слоев населения?
– Администрация города уделяет большое внимание проблемам социальной защиты населения. В городе функционирует муниципальное учреждение «Комплексный центр соци-ального обслуживания населения города Иванова». Его силами оказываются социальные ус-луги гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям, попавшим в трудную ситуацию. Кроме того, создано муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
В 2004 году образовано муниципальное учреждение «Геронтологический центр». Он занимается оптимизацией оказания социальной и медицинской помощи лицам старше 60 лет. Так же в цели его работы входит решение социальных и медицинских задач по воссоз-данию и сохранению здоровья граждан старших возрастных групп.
Но мы не забываем и другие социально незащищенные группы населения. В рамках муниципальных целевых программ «Социальная поддержка семей с детьми», «Старшее по-коление» и «Дети-инвалиды» формируются банки данных лиц, нуждающихся в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации. Нуждающимся оказывается материальная поддержка.
– Какие федеральные целевые программы действуют в городе? Как идет их реа-лизация?
– С 2003 года за счет средств федерального бюджета на территории города Иванова осуществляется реализация долгосрочных федеральных целевой программ «Жилище» с входящими в нее подпрограммами и «Дети России».
На реализацию Подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации по-следствий радиационных аварий и катастроф» входящей в состав федеральной целевой про-граммы «Жилище» в 2003-2004 годах нам выделены федеральные средства в общей сумме 701,2 тыс. рублей.
В 2003-2004 годах в город Иваново из федерального бюджета поступили субвенции на реализацию Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Их общая сумма составила 537,8 тыс. рублей.
На реализацию подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из вет-хого и аварийного жилищного фонда» из федерального бюджета в 2004 году выделены сред-ства в сумме 5 000,0 тыс. рублей. Эти средства пойдут на финансирование строительства части жилых домов.
В 2003-2004 годах мы получили средства на финансирование федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы и подпрограммы «Здоровый ребенок».
Механизм реализации федеральных программ у нас отлажен. Проблема только в не-достатке финансирования.
– Какие мероприятия предпринимаются для оздоровления жилищно-коммунального комплекса?
– Последние годы эта проблема приобрела особую остроту. Потенциал этой отрасли исчерпан полностью.
Чтобы как-то выйти из сложившегося кризиса, с прошлого года проводится финансо-вая экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ежегодный аудит деятельности предприятий и балансовые комиссии. Такими методами мы надеемся выявить и ликвидиро-вать нерациональные и необоснованные затраты.
Что бы снизить издержки и повысить качество оказываемых услуг, проводится кон-курсный отбор подрядчиков для обслуживания жилья и проведения его капитального ре-монта. К тому же это способствует эффективному использованию финансовых ресурсов и привлечению дополнительных средств для модернизации.
Определенные трудности в жилищно-коммунальном комплексе создаются в связи с неполным возмещением из федерального бюджета расходов по приемке жилого фонда в муниципальную собственность. В большинстве случаев ведомственное жилье и инженер-ные коммуникации принимается с высоким процентом износа, требующий значительных финансовых затрат.
Для повышения эффективности использования энергетических ресурсов при про-изводстве и потреблении, снижения затрат, проводится работа по переходу от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета. В городе за корот-кое время установлено более 57 тыс. индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.
Сегодня в городе проводятся мероприятия, способствующие развитию экономиче-ских отношений в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения. В частности, фиксируются тарифы на коммунальные услуги в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тари-фов, закладываются в параметры бюджета муниципального образования в рамках бюд-жетного процесса.
В связи с тем, что степень износа основных фондов очень высока, а коэффициент их полезного действия слишком низок, появилась необходимость постепенно переходить от аварийно-восстановительных работ к планово-предупредительному ремонту. С этой целью на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства за счет средств городского бюджета в 2003-2004 годах были выполнены работы по реконструкции и техническому перевоору-жению основных производственных мощностей, на сумму более 9 млн. рублей и приобре-тена спецтехника на сумму 4 млн. рублей.
В городе активно применяются схемы по финансовому оздоровлению муниципаль-ных предприятий. Основаны они в основном на снижении их задолженности по обязатель-ным платежам в бюджет. После соответствующей корректировки городского бюджета по доходам и расходам в 2003-04 г.г. удалось снизить долги предприятий по налогу на доходы физических лиц на 32,8 млн.рублей.
В общем, муниципальный аспект экономики пока скорее жив, чем мертв и о стабиль-ности, пока говорить не приходится.
– Как обеспечивается контроль за целевым использованием бюджетных средств?
– В качестве стратегической задачи по контролю за целевым, рациональным и эф-фективным использованием бюджетных средств выбрана казначейская система исполнения бюджета города.
Так, начиная с 2000 года в городе Иванове, осуществлен поэтапный перевод бюдже-тополучателей на казначейскую систему, в том числе учет средств, получаемых бюджетны-ми учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Теперь открыты новые лицевые счета, на которых отражаются изменения бюджетных назначений, фактическое расходование средств и неиспользованные остатки. Санкционированию финан-сирования предшествует проверка первичных платежных документов за поставленные това-ры, выполненные услуги, а также доверенностей на выплату заработной платы.
– Каковы результаты пятилетнего опыта работы на казначейской системе ис-полнения бюджета?
– Перевод городского бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета несо-мненно позволил повысить качество бюджетного анализа, планирования и контрольно-ревизионной работы. Нам удалось обеспечить полную прозрачность бюджетных потоков. К тому же у нас появилась возможность получать оперативную ежедневную информацию о расходах бюджета, создать банк бюджетообразующих данных и обеспечить информацион-ный обмен между всеми участниками бюджетного процесса.
Структура движения денежных средств, стала более прозрачна. Появилась возмож-ность учитывать остатки средств, при планировании и текущем финансировании, а также перераспределять и использовать их для финансирования насущных проблем.
Кроме того, в целях реализации финансовым органом города функций финансового контроля в структуре финансово-казначейского управления был создан отдел финансового контроля. Его функцией является контроль за целевым использованием средств городского бюджета бюджетными учреждениями, предприятиями и организациями – получателей бюд-жетных средств.
Взаимосвязь отдела финансового контроля с другими отраслевыми отделами управ-ления создает возможность оперативно применять меры, направленные на предотвращение финансовых нарушений.
Заслуживает интереса тот факт, что ежемесячные планы контрольно-ревизионной ра-боты согласовываются с городской Думой. По окончании квартала депутаты получают пол-ный отчет об итогах ревизий.
– Существуют ли программы усовершенствования технического обеспечения финансово-казначейского управления города?
– На текущий момент в финансово-казначейском управлении функционируют не-сколько автоматизированных систем, которые значительно упрощают работу сотрудников.
К примеру, благодаря АС «Бюджет» появилась возможность автоматизировать функции учета доходов, планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения город-ского бюджета.
АС «Прогноз доходной части бюджета» позволяет составлять и рассчитывать раз-личные варианты прогноза доходов городского бюджета в разрезе статей бюджетной клас-сификации доходов.
Благодаря программному блоку «Учет бюджетных договоров и обязательств» авто-матизирован процесс учета договоров и бюджетных обязательств и разнообразной отчет-ность по учету и контролю исполнения принятых бюджетных обязательств.
Так же в финансово-казначейском управлении действуют автоматизированные сис-темы, которые позволяют осуществлять электронный обмен данными между клиентом (бюджетной организацией или главным распорядителем бюджетных средств) и финансовым органом, где установлена программа "Бюджет".
Программный комплекс по автоматизированному вводу платежных документов ABBYY FineReader Bank позволяет автоматизировать ввод в информационную систему пла-тежных поручений, принимаемых к исполнению.
На настоящий момент организовано электронное взаимодействие с городским ко-митетом по управлению имуществом и федеральной налоговой службой. Вся информация по поступившим платежным документам, после обработки банковской выписки, в электрон-ном виде ежедневно передается соответствующему администратору платежей в бюджет г. Иваново – городскому комитету по управлению имуществом и инспекции ФНС.
У нас работает оконечный узел автоматизированной системы банковских расчетов ЦБ РФ. Он позволяет в течение всего рабочего дня передавать и получать от Главного управления ЦБ РФ по Ивановской области электронные платежные документы, банковские выписки и оперативную информацию по состоянию счетов.
Сегодня мы уделяем огромное внимание защите сети обмена электронной информа-ции от несанкционированного доступа. Для этого функционирует целый программный ком-плекс с использованием современных криптографических методов защиты информации на базе сертифицированных российских алгоритмов.
Проблема ведения статистики действия пользователей над критически важными дан-ными решает система «Аудит». Она позволяющая проследить все действия пользователей над электронным документами, а также выполнить восстановление данных в случае их уничтожения. «Аудит» разработана с привлечением научно-технического потенциала г. Иваново. Этот факт позволил сэкономить значительные финансовые ресурсы (в десятки раз по сравнению с существующими аналогами на рынке), а также оперативно влиять на созда-ние и сопровождение системы.
Также в 2005 году планируется организация электронного обмена информацией с Управлением Федерального Казначейства Минфина России по Ивановской области.
Приоритетной задачей текущего года является организация Интернет-сайта с инфор-мацией о бюджете г. Иваново, деятельности Финансово-казначейского управления.
– Какие проблемные вопросы возникают у бюджетных организаций в связи с переходом на бюджетный учет?
– В связи с переходом в этом году на новый План счетов и на Новую инструкцию возникнет немало трудностей.
Во-первых, при ведении бухгалтерского учета по новой Инструкции № 70н необхо-димо использовать единый программный продукт для всех бюджетных учреждений. Пока что информация о нем и сроках его внедрения , отсутствует.
Во-вторых, новый бюджетный учет во многом приблизилась к учету в коммерческом секторе экономики. Бухгалтерам бюджетных учреждений придется постепенно осваивать все нововведения, переучиваясь на ходу. Именно поэтому сегодня в реформировании бух-галтерского учета особенно остро встает проблема подготовки и переподготовки специали-стов по новым правилам бухгалтерского учета, отчетности.
Уже запланировано выделить дополнительные средства из городского бюджета на решение этой задачи.
– Бюджетный учет подразумевает под собой полную автоматизацию. Насколько технически обеспечены учреждения города Иванова?
– К сожалению, в настоящее время бюджетные учреждения города Иванова испыты-вают острый недостаток программно-технических средств. Причина опять же кроется в крайне низком финансировании. К тому же катастрофически не хватает квалифицирован-ных специалистов в области информационных технологий, которые не идут работать в бюджетную сферу из-за низкой зарплаты.
– Игорь Вадимович, а как складываются взаимоотношения с налоговыми орга-нами?
– В рамках взаимодействия с налоговыми органами постоянно проводится работа по координации действий, направленных на обеспечение полного и своевременного поступле-ния налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Такое сотрудничест-во позволяет оперативно решить актуальные вопросы, связанные с исполнением городского бюджета, усилением платежной дисциплины налогоплательщиков. Осуществляем взаимный обмен необходимой информацией. В течение ряда лет между администрацией и налоговой инспекцией города заключались соглашения о взаимодействии, конечной целью которых являлось увеличение доходов бюджета города. Так, по результатам проведенной инспекцией контрольной работы в 2004 году в бюджет города дополнительно привлечено 13 млн. руб-лей. Стремимся отслеживать тенденции по снижению недоимки по платежам в городской бюджет.
– Какие трудности возникли по налоговым платежам в связи с увеличением ко-личества знаков в кодах бюджетной классификации? По возможности приведите ста-тистику.
– Несомненно, введение любых новаций на первом этапе сопровождается рядом про-блем. Исходя, из итогов первого месяца 2005 года следует отметить, что увеличение размер-ности показателя кода бюджетной классификации с семи до двадцати символов создало не-мало трудностей, в том числе и с заполнением платежных документов плательщиками. Осо-бенно это касалось кода классификации доходов, относящихся к налоговым доходам, но не-администрируемых налоговыми органами. Новые требования, предъявляемые к заполнению платежных документов в части указания администраторов доходов, соответствующих значе-ний ИНН и КПП, выявили практически полную неготовность отдельных администраторов.
Кроме того, неожиданно обозначились проблемы с кредитными организациями. Их программный продукт оказался несколько неприспособленным к новым требованиям.
Причина создавшейся ситуации просматривается в отсутствии времени на решение организационных вопросов и четких методических разъяснений, регламентирующих поря-док перехода на новую бюджетную классификацию. Кроме того, возникла необходимость корректировки отдельных условий договоров гражданско-правового характера, касающихся арендных отношений муниципального имущества, что весьма трудоемко и затратно.
Особая роль законодательством отведена администраторам поступлений в бюджеты, их взаимодействию с органами Федерального казначейства. В начале финансового года чет-кого взаимодействия не наблюдалось и управлению, как стороне, заинтересованной в испол-нении бюджета города, пришлось стать связующим и координирующим звеном между ними. В результате удалось избежать роста «неклассифицированных» поступлений.
– Удалось ли избежать дефицита городского бюджета на 2005 год?
– К сожалению, нет. Бюджет города Иванова на 2005 год был утвержден с дефицитом. Его размер на первый взгляд пугающий – почти 300 миллионов рублей... А источник финансирования дефицита – продажа муниципального имущества. Тут нужны усилия всех ветвей власти. Дума свой путь прошла: она поддержала инициативу Главы города и утвердила прогноз приватизации муниципального имущества. Если дефицит будет профинансирован, то можно говорить о неплохом городском бюджете, в котором есть предпосылки для развития городского хозяйства.