Проводимые в последние годы в стране экономические преобразования, налоговая и бюджетная реформы направлены на стабилизацию экономического роста, снижение налогового бремени на экономику и усиление контроля за использованием бюджетных средств. Принимаемые меры положительно сказываются на укреплении экономики и повышении благосостояния населения. Все это находит отражение в финансово-бюджетной политике республики, в частности в росте объема консолидированного бюджета.
Галина АЙЛАРОВА, начальник бюджетного отдела Министерства финансов республики Северная Осетия-Алания
Консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания входит в консолидированный бюджет Российской Федерации и включает в себя республиканский бюджет и консолидированные бюджеты г. Владикавказа и восьми районов республики.
Консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания ежедневно растет как по доходам (на 5–9%), так и по расходам (на 6–12%).
Cреднедушевой бюджетный расход на одного жителя республики увеличился за этот период в 1,9 раза и достигнет в 2005 году 11,9 тыс. рублей против 6,4 тыс. рублей в 2001 году.
C 2001 по 2004 год собственные доходы консолидированного, республиканского и местных бюджетов республики выросли в 1,4, в 1,7 и в 1,2 раза соответственно. При этом в 2003 году по сравнению с 2002 годом наблюдалось снижение поступлений собственных доходов за счет изменения порядка зачисления акцизов на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета.
Наибольший удельный вес в собственных доходах бюджетов всех уровней республики составляют налоговые доходы. На их долю приходится более 95% доходов.
Основная часть налоговых доходов консолидированного бюджета формировалась за счет поступлений двух налогов: акцизов на алкогольную продукцию и налога на доходы физических лиц. На их долю за период с 2001 по 2004 год приходится более 65%.
Наблюдается стабильный рост по таким доходным источникам, как налог на доходы физических лиц, акцизы.
В то же время снижаются поступления по налогу на прибыль организаций (за счет снижения ставки налогообложения с 35 до 24%); по акцизам на алкогольную продукцию (в 2002 году – за счет изменения порядка уплаты акцизов на алкогольную продукцию и вино, предусматривающего перенос большей части налоговой нагрузки с производителей на оптовые акцизные склады; в 2003 году – за счет изменения порядка зачисления акцизов в пользу федерального бюджета); по прочим налогам, пошлинам и сборам (за счет отмены: в 2002 году – налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; в 2003 году – налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств; в 2004 году – налога с продаж и ряда неэффективных местных налогов и сборов.
Поступление собственных доходов (с учетом акцизов и без них) и дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности характеризуется следующими показателями:
Расходная часть консолидированного бюджета республики, так же как и субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, имеет ярко выраженную социальную направленность. В последние годы доля социальных расходов остается на уровне 50% от общего объема расходов.
По темпам роста социальных расходов за период 2000–2003 годов среди 12 субъектов Южного федерального округа (без учета Чеченской Республики) Республика Северная Осетия-Алания занимает 4-е место. Объем социальных расходов, осуществляемых из консолидированного бюджета республики на одного человека, в 2004 году составил 5196 рублей, что превысило средний уровень расходов по Южному федеральному округу на социальные цели.
Необходимо отметить, что за период 2000–2003 годов доля расходов на государственное управление и местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания в общем объеме расходов консолидированного бюджета снизилась на 13%. Показатель расходов консолидированного бюджета на государственное управление и местное самоуправление в расчете на одного человека в республике самый низкий среди субъектов Южного федерального округа.
Следует отметить, что Республика Северная Осетия-Алания среди субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, занимает 2-е место по объему расходов на правоохранительную деятельность, исчисляемых в расчете на одного человека.
Одним из приоритетных направлений финансирования расходов консолидированного бюджета республики также являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Это связано с важным социальным значением указанных расходов и необходимостью реконструкции жилищно-коммунального хозяйства. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания составляет 15,4%. Указанный показатель, а также объем расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на одного человека являются самыми высокими по Южному федеральному округу.
За период с 2001 по 2004 год расходы консолидированного бюджета республики увеличились в 1,5 раза.
Одной из основных статей консолидированного бюджета республики является заработная плата работникам бюджетной сферы, которая за последние годы выплачивается своевременно и в полном объеме.
На территории Республики Северная Осетия-Алания расположено девять муниципальных образований, каждое из которых имеет органы местного самоуправления и формирует собственный бюджет.
Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты.
Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Важность местных бюджетов подчеркивается еще и тем, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67% (дошкольное воспитание – 83, начальное и общее среднее образование – 87%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49, культуру и искусство – 45% .
Обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что в 2005 году финансистам республики, как и финансистам всей страны, необходимо решить сложные вопросы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ними.
Цель бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2005 год – обеспечить темпы роста экономики региона, укрепить социальную стабильность и повысить уровень жизни населения.
В числе первостепенных задач, которые предстоит решить в текущем году, – расширение и развитие налогового потенциала республики.
Сегодня, как и сто лет назад, актуален вывод, сделанный известным государственным деятелем, который возглавлял 11 лет Министерство финансов России, Сергеем Юльевичем Витте о том, что благополучие финансов неразрывно связано с благополучием реальной экономики. Он писал в своих воспоминаниях: «Сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами России, можно понять, что машина без топлива не пойдет. Топливо – это экономическое состояние России».
Поэтому первоочередной задачей является развитие экономического потенциала республики. От этого зависят доходы республиканского и местных бюджетов, занятость жителей республики, а значит надежная работа систем жизнеобеспечения, реализация социальных программ, а в конечном итоге – качество жизни населения.
Дополнительным резервом пополнения доходной части республиканского бюджета должна стать мобилизация неналоговых доходов, прежде всего за счет повышения эффективности управления государственным имуществом республики.
Планируется пополнить бюджет за счет поступлений от продажи земель за счет введения механизмов купли-продажи земельных участков. Государственная инвестиционная политика Республики Северная Осетия-Алания будет направлена на привлечение капитала в наиболее значимые
для экономики и социальной сферы республики проекты.
При расходовании бюджетных средств в текущем году упор будет сделан на финансирование расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, социальных льгот, пособий и компенсаций населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Капитальные расходы бюджета должны быть направлены на реконструкцию объектов ЖКХ, капитальный ремонт жилфонда, жилищное и социальное строительство.
В текущем году республике предстоит также оптимизировать сеть бюджетополучателей.
Проблемы:
– Бюджетное законодательство не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего времени.
– Сеть бюджетополучателей не является оптимальной, что снижает, на мой взгляд, эффективность использования бюджетных средств. Бюджетные ассигнования по-прежнему распределяются между бюджетополучателями вне зависимости от объема, качества и полезности предоставляемых услуг. При этом контроль за деятельностью бюджетных учреждений носит в основном формальный характер.
– Не урегулирована проблема обеспечения государственных обязательств по инвестиционным проектам и программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год, а на очередной финансовый год закладывается, как правило, погашение кредиторской задолженности.
– Механизмы закупки товаров и услуг для государственных нужд зачастую не способствуют рациональному использованию бюджетных средств, отсюда закон о государственных закупках не отвечает современным реалиям.
– Не выработаны на федеральном уровне эффективные механизмы получения медицинской помощи для неработающих граждан, либо задерживается формирование новой системы обязательного медицинского страхования.
Задачи, требующие решения:
1. Необходимо завершить налоговую реформу в 2005 году для создания такой налоговой системы, которая обеспечит финансирование бюджетных потребностей. Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
2. Расходные полномочия, передаваемые в бюджеты субъектов Российской Федерации (муниципальные бюджеты), должны приниматься только при наличии финансовых возможностей или с последующим возмещением расходов на их содержание.
Галина АЙЛАРОВА, начальник бюджетного отдела Министерства финансов республики Северная Осетия-Алания
Консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания входит в консолидированный бюджет Российской Федерации и включает в себя республиканский бюджет и консолидированные бюджеты г. Владикавказа и восьми районов республики.
Консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания ежедневно растет как по доходам (на 5–9%), так и по расходам (на 6–12%).
Cреднедушевой бюджетный расход на одного жителя республики увеличился за этот период в 1,9 раза и достигнет в 2005 году 11,9 тыс. рублей против 6,4 тыс. рублей в 2001 году.
C 2001 по 2004 год собственные доходы консолидированного, республиканского и местных бюджетов республики выросли в 1,4, в 1,7 и в 1,2 раза соответственно. При этом в 2003 году по сравнению с 2002 годом наблюдалось снижение поступлений собственных доходов за счет изменения порядка зачисления акцизов на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета.
Наибольший удельный вес в собственных доходах бюджетов всех уровней республики составляют налоговые доходы. На их долю приходится более 95% доходов.
Основная часть налоговых доходов консолидированного бюджета формировалась за счет поступлений двух налогов: акцизов на алкогольную продукцию и налога на доходы физических лиц. На их долю за период с 2001 по 2004 год приходится более 65%.
Наблюдается стабильный рост по таким доходным источникам, как налог на доходы физических лиц, акцизы.
В то же время снижаются поступления по налогу на прибыль организаций (за счет снижения ставки налогообложения с 35 до 24%); по акцизам на алкогольную продукцию (в 2002 году – за счет изменения порядка уплаты акцизов на алкогольную продукцию и вино, предусматривающего перенос большей части налоговой нагрузки с производителей на оптовые акцизные склады; в 2003 году – за счет изменения порядка зачисления акцизов в пользу федерального бюджета); по прочим налогам, пошлинам и сборам (за счет отмены: в 2002 году – налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; в 2003 году – налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств; в 2004 году – налога с продаж и ряда неэффективных местных налогов и сборов.
Поступление собственных доходов (с учетом акцизов и без них) и дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности характеризуется следующими показателями:
Расходная часть консолидированного бюджета республики, так же как и субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, имеет ярко выраженную социальную направленность. В последние годы доля социальных расходов остается на уровне 50% от общего объема расходов.
По темпам роста социальных расходов за период 2000–2003 годов среди 12 субъектов Южного федерального округа (без учета Чеченской Республики) Республика Северная Осетия-Алания занимает 4-е место. Объем социальных расходов, осуществляемых из консолидированного бюджета республики на одного человека, в 2004 году составил 5196 рублей, что превысило средний уровень расходов по Южному федеральному округу на социальные цели.
Необходимо отметить, что за период 2000–2003 годов доля расходов на государственное управление и местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания в общем объеме расходов консолидированного бюджета снизилась на 13%. Показатель расходов консолидированного бюджета на государственное управление и местное самоуправление в расчете на одного человека в республике самый низкий среди субъектов Южного федерального округа.
Следует отметить, что Республика Северная Осетия-Алания среди субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, занимает 2-е место по объему расходов на правоохранительную деятельность, исчисляемых в расчете на одного человека.
Одним из приоритетных направлений финансирования расходов консолидированного бюджета республики также являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Это связано с важным социальным значением указанных расходов и необходимостью реконструкции жилищно-коммунального хозяйства. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания составляет 15,4%. Указанный показатель, а также объем расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на одного человека являются самыми высокими по Южному федеральному округу.
За период с 2001 по 2004 год расходы консолидированного бюджета республики увеличились в 1,5 раза.
Одной из основных статей консолидированного бюджета республики является заработная плата работникам бюджетной сферы, которая за последние годы выплачивается своевременно и в полном объеме.
На территории Республики Северная Осетия-Алания расположено девять муниципальных образований, каждое из которых имеет органы местного самоуправления и формирует собственный бюджет.
Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты.
Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Важность местных бюджетов подчеркивается еще и тем, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67% (дошкольное воспитание – 83, начальное и общее среднее образование – 87%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49, культуру и искусство – 45% .
Обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что в 2005 году финансистам республики, как и финансистам всей страны, необходимо решить сложные вопросы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ними.
Цель бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2005 год – обеспечить темпы роста экономики региона, укрепить социальную стабильность и повысить уровень жизни населения.
В числе первостепенных задач, которые предстоит решить в текущем году, – расширение и развитие налогового потенциала республики.
Сегодня, как и сто лет назад, актуален вывод, сделанный известным государственным деятелем, который возглавлял 11 лет Министерство финансов России, Сергеем Юльевичем Витте о том, что благополучие финансов неразрывно связано с благополучием реальной экономики. Он писал в своих воспоминаниях: «Сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами России, можно понять, что машина без топлива не пойдет. Топливо – это экономическое состояние России».
Поэтому первоочередной задачей является развитие экономического потенциала республики. От этого зависят доходы республиканского и местных бюджетов, занятость жителей республики, а значит надежная работа систем жизнеобеспечения, реализация социальных программ, а в конечном итоге – качество жизни населения.
Дополнительным резервом пополнения доходной части республиканского бюджета должна стать мобилизация неналоговых доходов, прежде всего за счет повышения эффективности управления государственным имуществом республики.
Планируется пополнить бюджет за счет поступлений от продажи земель за счет введения механизмов купли-продажи земельных участков. Государственная инвестиционная политика Республики Северная Осетия-Алания будет направлена на привлечение капитала в наиболее значимые
для экономики и социальной сферы республики проекты.
При расходовании бюджетных средств в текущем году упор будет сделан на финансирование расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, социальных льгот, пособий и компенсаций населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Капитальные расходы бюджета должны быть направлены на реконструкцию объектов ЖКХ, капитальный ремонт жилфонда, жилищное и социальное строительство.
В текущем году республике предстоит также оптимизировать сеть бюджетополучателей.
Проблемы:
– Бюджетное законодательство не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего времени.
– Сеть бюджетополучателей не является оптимальной, что снижает, на мой взгляд, эффективность использования бюджетных средств. Бюджетные ассигнования по-прежнему распределяются между бюджетополучателями вне зависимости от объема, качества и полезности предоставляемых услуг. При этом контроль за деятельностью бюджетных учреждений носит в основном формальный характер.
– Не урегулирована проблема обеспечения государственных обязательств по инвестиционным проектам и программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год, а на очередной финансовый год закладывается, как правило, погашение кредиторской задолженности.
– Механизмы закупки товаров и услуг для государственных нужд зачастую не способствуют рациональному использованию бюджетных средств, отсюда закон о государственных закупках не отвечает современным реалиям.
– Не выработаны на федеральном уровне эффективные механизмы получения медицинской помощи для неработающих граждан, либо задерживается формирование новой системы обязательного медицинского страхования.
Задачи, требующие решения:
1. Необходимо завершить налоговую реформу в 2005 году для создания такой налоговой системы, которая обеспечит финансирование бюджетных потребностей. Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
2. Расходные полномочия, передаваемые в бюджеты субъектов Российской Федерации (муниципальные бюджеты), должны приниматься только при наличии финансовых возможностей или с последующим возмещением расходов на их содержание.