Версия для печати 3738 Материалы по теме
В Москве прошла Всесоюзная научно-практическая конференция по теме «О проблемах организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в свете изменений бюджетного и налогового законодательства».

    Конференция была организована Сообществом финансистов России, на которой присутствовали представители финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
    С приветственным словом к собравшимся обратилась Н.С. Максимова – заместитель председателя Комитета по бюджету и  налогам Государственной Думы РФ,  председатель Совета Сообщества финансистов России. Она в своем выступлении, пожелав участникам конференции успешной и плодотворной работы,  предложила обсудить вопросы, касающиеся проблем межбюджетного регулирования в условиях действия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и дать им соответствующую оценку.
    На конференции выступили: член Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Р.Ф. Кармазина, проректор по научной работе Российской правовой академии Минюста России Ю.А. Крохина, директор Центра правовой поддержки местного самоуправления М.И. Якутова, консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения «Фонда ИЭГ» М.В. Маслова, руководитель проекта – ведущий юрист-консультант направления «Городское хозяйство» «Фонда ИЭГ» Д.Ю. Хомченко.
    От Министерства финансов России с докладом «Актуальные вопросы подготовки к реализации бюджетной реформы на региональном и местном уровнях» выступил директор Департамента бюджетной политики А.М. Лавров. Он отметил, что федеральный бюджет переходит к многолетнему бюджетированию. Каждый год будет составляться бюджет на 3 года в разрезе министерств с его утверждением. Также предстоит большая работа по преобразованию бюджетных учреждений.
   Для четкой организации работы по составлению бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2006 году этим органам, по мнению А.М. Лаврова, следует решить вопрос об отмене «необеспеченных мандатов», определить территориальные границы муниципальных образований, иметь налоговую отчетность в разрезе поселений.
   Директор Департамента межбюджетных отношений А.Г. Силуанов коснулся проблем, связанных с реализацией Закона № 122. Далее он отметил, что в настоящее время вносятся поправки в Бюджетный кодекс РФ и другие законодательные акты, чтобы дать субъектам Российской Федерации право маневрировать финансовыми ресурсами  при формировании нижестоящих бюджетов: совершенствуется механизм «отрицательных трансфертов», предусматривается дополнительно отчислять в бюджет субъектов 10% подоходного налога физических лиц для распределения его между бюджетами поселений по дифференцированным нормативам. Эти нормативы, подчеркнул А.Г. Силуанов, должны быть закреплены законом на срок не менее трех лет. Федеральная налоговая служба подготовила перечень показателей необходимых субъекту и муниципальным образованиям для формирования их бюджетов.  
   В 2006 году, отметил он, будут сохранены все формы финансовой поддержки субъектов, также будет увеличен фонд реформирования региональных финансов. Участие в этом фонде могут принять и муниципальные образования, если их программа отвечает требованиям и будет одобрена в Минфине России.
   Сейчас в Правительстве РФ проводятся совещания с субъектами РФ по актуальным в настоящее время вопросам. Министерство финансов России рекомендует проведение такой же работы в субъектах РФ, заслушивая представителей муниципальных образований. На конференции была высказана рекомендация субъектам  Российской Федерации об образовании на их уровне постоянно действующих рабочих групп по формированию межбюджетных отношений.
    По итогам отчетности за I квартал текущего года, сказал А.Г. Силуанов, будет рассмотрен вопрос об оказании финансовой помощи субъектам РФ, нуждающимся в такой помощи, на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 20%, на увеличение субсидий населению в свете реформ ЖКХ. Также А.Г. Силуанов коснулся вопроса о судьбе ЗАТО в 2006 году. В марте текущего года должен быть подготовлен порядок по данному вопросу.
   Об эксперименте по реализации Федерального закона № 131 от 06.10.03 «Об общих принципах реализации местного самоуправления» очень доходчиво и подробно рассказала заместитель губернатора, министр финансов Ставропольского края Т.А. Погорелова. Ее выступление участники конференции выслушали с большим вниманием и интересом. Она подчеркнула, что Закон требует доработки. Если не сделать этого (дифференцировать налоги по нижестоящим бюджетам), то  надо признать, что реформа потребует больших затрат. «Мы плодим иждивенцев» сказал докладчик.
   Неналоговые доходы, согласно Закону № 131, не участвуют в «отрицательном трансферте», однако, темпы роста этих доходов велики. Много нерешенных вопросов: какой информационной базой должны пользоваться, готова ли налоговая служба и органы  статистики к этой работе?
   «Наше предложение – сказала  Т.А. Погорелова – Во-первых, возвратиться к тем формам отчетности, которая существовала ранее, во вторых, передать полномочия по местным налогам на места, в третьих, в каждом районе организовать налоговую службу».
    Большая дискуссия развернулась по вопросу о новой бюджетной классификации Российской Федерации, новом плане счетов бухгалтерского учета и формировании бюджетной отчетности. Освещая эту проблему, заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина РФ В.А. Зеленский, сказал, что эти вопросы решались в свете послания Президента России о реформе бухгалтерского учета.    
   Выступавшие после В.А. Зеленского начальник Управления учета  и отчетности – главный бухгалтер Департамента финансов Ярославской области М.А. Гусева, заместитель министра финансов Калужской области  Е.А. Кремень, президент координационного центра «Система» В.А. Радина, отметили, что реформа бухгалтерского  учета необходима. Однако инструкция № 70 от 26.08.04 не отвечает требованиям практической работы, в ней усложнены бюджетные процедуры. Для разработки программы потребуются огромные финансовые ресурсы. Кроме того, необходимо оборудовать рабочие места, приобрести компьютеры.
   До настоящего времени нет ни методологических указаний по применению новой инструкции, ни таблиц перехода со старого на новый план счетов, нет комментариев по статьям экономической классификации, а главное – это кадровая проблема. Озвучились и предложения, касающиеся этой проблематики: во-первых, необходимо обратиться к теоретикам бухгалтерского учета и услышать их оценку, а во-вторых, собрать бухгалтеров, чтобы обсудить эту инструкцию.
   Проректор по научной работе Российской правовой академии Минюста России Ю.А. Крохина рассказала об актуальных вопросах реформы межбюджетного законодательства в сфере межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Она отметила, что некоторые положения Бюджетного кодекса РФ противоречат юридическим моментам. «Чтобы не было таких нестыковок – подытожила Ю.А. Крохина – юристы и экономисты должны работать в связке».
    По окончании конференции был подготовлен проект протокола, который с учетом поправок с мест был одобрен и принят.

Зинаида Евсеенкова

Поделиться