Благополучие и процветание Москвы ставят, в первую очередь, в заслугу ее мэру- хозяйственнику Юрию Лужкову. Однако не стоит забывать, что устойчивое функционирование всех направлений жизнедеятельности столицы напрямую зависит от деятельности Департамента финансов города. Многие региональные руководители финансовых органов с завистью отмечают, что нигде нет такого крепкого коллектива, как в Департаменте финансов Москвы. Случайных людей там нет, все работают по много лет и каждый сотрудник обладает огромным опытом именно в своей отрасли. О том, чем живет город и из чего состоит бюджет столицы нам рассказывает первый заместитель руководителя Департамента финансов, начальник Московского городского казначейства Москвы Серафим Ярных.
- Серафим Михайлович, а по средствам ли живет город?
- Вопрос риторический. Последние годы бюджет столицы, как вы знаете, является дефицитным. Однако мэром города определена верхняя планка долговых обязательств города – общая сумма государственного долга (с учетом гарантий) не может превышать 33% собственных доходов бюджета. В этом объеме мы и формируем свои потребности. Если доходы растут, мы можем увеличивать долг, если нет, то фиксируем его на достигнутой отметке. Если же доходы будут сокращаться, то при составлении проекта бюджета мы должны предусмотреть меры по сокращению долга. Эту политику поддерживают и депутаты Московской городской думы. Поэтому при утверждении бюджета по этому вопросу не бывает разногласий между исполнительной и представительной властью города.
Вместе с тем, в целом, город живет по средствам, а планируемые расходы соответствуют его потенциалу. Перспектива погашения долговых обязательств при сегодняшнем состоянии бюджетного законодательства России, доходной базы и динамики социально- экономического развития достаточно высокая. Москва, являясь заемщиком на международном финансовом рынке, имеет высокий международный рейтинг, который присуждается ведущими рейтинговыми компаниями, и поэтому наши долговые обязательства на западе котируются достаточно высоко и пользуются большим спросом.
- А если сравнивать Москву с другими столицами? Есть какие-то приоритеты у бюджета?
- Больше года назад состоялась встреча представителей крупнейших городов мира в Берлине. В этом встречи приняли участие представители исполнительных и законодательных органов власти Берлина, Парижа, Лондона и Москвы.
Я входил в состав немногочисленной делегации Москвы и принимал участие в дискуссиях по финансовым и многим другим вопросам жизни мегаполисов.
К нашему удивлению и удовлетворению оказалось, что практически все проблемы и задачи городов одинаковы: это вопросы строительства и реновации жилья, организация дорожного движения и городского пассажирского транспорта, оздоровление экологической обстановки, сбалансированность финансов и необходимость решения важнейших социальных и экономических проблем. Во время общения мы прекрасно понимали друг друга. Конечно, каждый город пытается решить их по-своему, но, в принципе, больших различий в методах решения вопросов нет, и мы с удовольствием обменивались опытом, с тем, чтобы оценить возможность его применения у себя.
Механизмы применяются везде очень похожие, тем более в единой Европе, однако законодательство государств часто различается и город, даже крупный, даже столица, не имеет возможности реализовать какие-то программы и планы.
- Назовите наиболее доходные статьи столичного бюджета.
- Сейчас у нас осталось два серьезных источника формирования доходной части бюджета - это федеральные налоги: налог на прибыль организаций и подоходный налог с физических лиц. Это более 65% доходной части.
Динамика экономических процессов, проходящих в стране и в городе, наиболее четко проявляется в поступлениях налога на прибыль, а все социальные процессы отражаются в подоходном налоге с физических лиц. Например, прибавили зарплату в социальной сфере - увеличивается и сумма подоходного налога. А если есть рост объема реализации в основных отраслях экономики - очевиден прирост налога на прибыль. Кроме того, неналоговые доходы составляют порядка 15% общей суммы доходов бюджета (это, в основном, доходы от сдачи в аренду нежилых помещений и земли, а так же средства от продажи квартир).
- Какие отрасли получают наибольшее количество льгот из городского бюджета? Кого вы поддерживаете и почему?
- Льгот по налогам практически никто не получает, так как этого не позволяет законодательство. Только по налогу на имущество субъекту Федерации предоставлено право устанавливать льготы, и городские власти используют эту возможность.
В основном, льготные условия налогообложения применяются для имущества организаций жилищно-коммунального хозяйства, городского пассажирского транспорта, железной дороги, в части пассажирских перевозок и других отраслей. То есть, отрасли, связанные с реальной экономикой, не имеют существенных налоговых преференций. Другое дело, когда в городе утверждены и реализуются целевые программы, например, для поддержки промышленности, по которой оказывается помощь в реконструкции предприятий, в модернизации оборудования и технологий.
В программе поддержки малого предпринимательства определены свои меры, связанные с оказанием помощи предпринимателям в становлении и развитии бизнеса.
В последнее время наиболее популярными инструментами помощи являются бюджетные кредиты или частичное субсидирование процентов по коммерческим кредитам или купонов по облигационным займам. Есть у производителей и преимущества при отборе исполнителей городского заказа, получение нежилых помещений или земельных участков для развития бизнеса.
- Как Вы контролируете использование средств, полученных в виде льготы? Как наказываете тех, кто использует их нецелевым образом?
- Да, контролировать хозрасчетные предприятия теперь сложно, потому как бюджетные деньги отдаются на их расчетный счет, а там, в отличие от казначейства, уже не проконтролируешь, куда они ушли. Поэтому контроль осуществляется последующий - по результату, достигнутому после реализации мероприятий. В то же время мы стараемся перечисления из бюджета проводить «зряче», на основании документов, счетов-фактур или других документов.
Так, компенсация процентной ставки проводится по банковским документам о начислении и уплате процентов. При оплате расходов по оплате купонного дохода предприятия предъявляют нам необходимые документы о начислении и уплате, а мы производим их компенсацию из бюджетных средств.
Кроме того, практикуются целевые проверки Контрольно-счетной палаты Москвы и Главного управления государственного контроля города. Если проверкой выявлены нарушения, мы имеем право взыскать средства с предприятия даже в безакцептном порядке.
- Как осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджета?
- Если одним словом, то «успешно». В основном, мы завершили внедрение казначейских технологий в 2003 году, а окончательный переход был осуществлен в прошлом году. Такие сроки были установлены правительством Москвы. Отмечу, что проводили мы его поэтапно, растянув процесс на три года с учетом разработки и внедрения новой информационной системы.
В начале сама реформа воспринималась в штыки, однако сейчас все пришли к выводу, что это намного удобнее и четче, чем банковский метод исполнения бюджета. Сегодня у нас остался ряд нерешенных технологических вопросов: мы только внедрили новую автоматизированную систему и еще не можем осуществить ряд процедур, например, функционирование единого счета по исполнению бюджета. Раньше у нас счета по исполнению бюджета были открыты в Центральном банке и Департаментом финансов, и Финансово-казначейским управлением по административным округам (это наши подразделения). С прошлого года мы организовали работу через Единый счет бюджета, который открыт Департаменту финансов. Через этот счет проводятся все расходы наших подразделений с использованием системы передачи платежных поручений в электронном виде с использованием защищенных каналов и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Завершение этой работы мы планируем в первом квартале 2005 года.
- Чем отличается бюджет Москвы в 2005 году от бюджетов предыдущих лет?
- Каких то серьезных, глобальных изменений в направлении средств бюджета нет. Основная масса по-прежнему направляется на социальную сферу. Большой удельный вес составляют расходы на выплату заработной платы работникам социальной сферы и пособий малообеспеченным и пенсионерам (в городе выплачиваются надбавки к пенсиям, также предусмотрена и их индексация два раза в год; к заработной плате работников бюджетных учреждений выплачиваются надбавки).
Также к социальным расходам следует отнести субсидии и дотации на жилищно-коммунальные услуги и строительство жилья и другие выплаты. Эти суммы достаточно ощутимы в бюджете. Каких либо серьезных изменений, связанных с передачей полномочий по ветеранам и инвалидам у нас не произошло, так как город и до реформы стабильно финансировал эти расходы. Поэтому, когда федеральный бюджет стал давать нам субвенции на эти цели, высвободившиеся средства мы смогли направить на другие социальные нужды.
Частично в городе сохранен ряд натуральных льгот (например, бесплатный проезд в пассажирском транспорте для льготных категорий граждан). В городе сохранили систему льготного предоставления медикаментов некоторым категориям москвичей.
Еще одно направление - жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь основная проблема заключается не только в поддержании того, что создано в прежние годы (содержание дорог, ремонт жилищного фонда, поддержание функционирования других объектов инфраструктуры), а в модернизации и развитии созданного. Это программа ликвидации пятиэтажек, ремонт мостов, создание новых парков и зон отдыха и т.д.
Уже идет реализация ряда мероприятий по реформе ЖКХ: в частности, организация товариществ - собственников жилья, с тем, чтобы отдать жилой фонд в управление проживающим в нем москвичам, установление приборов учета потребления воды и тепловой энергии и другое.
Достаточно большие деньги тратятся на развитие дорожной сети и жилищное строительство. Учитывая, что в городе практически не осталось неосвоенных земель, строительство идет за счет сноса старых строений, ветхого жилья или промышленных объектов. И, как уже говорилось, в городе функционируют программы поддержки реальной экономики промышленности, науки, агарного сектора, энергетики, туристического бизнеса. Удельный вес этих расходов невелик, но эти направления крайне эффективны с точки зрения стимулирования развития отечественной экономики.
- Серафим Михайлович, а по средствам ли живет город?
- Вопрос риторический. Последние годы бюджет столицы, как вы знаете, является дефицитным. Однако мэром города определена верхняя планка долговых обязательств города – общая сумма государственного долга (с учетом гарантий) не может превышать 33% собственных доходов бюджета. В этом объеме мы и формируем свои потребности. Если доходы растут, мы можем увеличивать долг, если нет, то фиксируем его на достигнутой отметке. Если же доходы будут сокращаться, то при составлении проекта бюджета мы должны предусмотреть меры по сокращению долга. Эту политику поддерживают и депутаты Московской городской думы. Поэтому при утверждении бюджета по этому вопросу не бывает разногласий между исполнительной и представительной властью города.
Вместе с тем, в целом, город живет по средствам, а планируемые расходы соответствуют его потенциалу. Перспектива погашения долговых обязательств при сегодняшнем состоянии бюджетного законодательства России, доходной базы и динамики социально- экономического развития достаточно высокая. Москва, являясь заемщиком на международном финансовом рынке, имеет высокий международный рейтинг, который присуждается ведущими рейтинговыми компаниями, и поэтому наши долговые обязательства на западе котируются достаточно высоко и пользуются большим спросом.
- А если сравнивать Москву с другими столицами? Есть какие-то приоритеты у бюджета?
- Больше года назад состоялась встреча представителей крупнейших городов мира в Берлине. В этом встречи приняли участие представители исполнительных и законодательных органов власти Берлина, Парижа, Лондона и Москвы.
Я входил в состав немногочисленной делегации Москвы и принимал участие в дискуссиях по финансовым и многим другим вопросам жизни мегаполисов.
К нашему удивлению и удовлетворению оказалось, что практически все проблемы и задачи городов одинаковы: это вопросы строительства и реновации жилья, организация дорожного движения и городского пассажирского транспорта, оздоровление экологической обстановки, сбалансированность финансов и необходимость решения важнейших социальных и экономических проблем. Во время общения мы прекрасно понимали друг друга. Конечно, каждый город пытается решить их по-своему, но, в принципе, больших различий в методах решения вопросов нет, и мы с удовольствием обменивались опытом, с тем, чтобы оценить возможность его применения у себя.
Механизмы применяются везде очень похожие, тем более в единой Европе, однако законодательство государств часто различается и город, даже крупный, даже столица, не имеет возможности реализовать какие-то программы и планы.
- Назовите наиболее доходные статьи столичного бюджета.
- Сейчас у нас осталось два серьезных источника формирования доходной части бюджета - это федеральные налоги: налог на прибыль организаций и подоходный налог с физических лиц. Это более 65% доходной части.
Динамика экономических процессов, проходящих в стране и в городе, наиболее четко проявляется в поступлениях налога на прибыль, а все социальные процессы отражаются в подоходном налоге с физических лиц. Например, прибавили зарплату в социальной сфере - увеличивается и сумма подоходного налога. А если есть рост объема реализации в основных отраслях экономики - очевиден прирост налога на прибыль. Кроме того, неналоговые доходы составляют порядка 15% общей суммы доходов бюджета (это, в основном, доходы от сдачи в аренду нежилых помещений и земли, а так же средства от продажи квартир).
- Какие отрасли получают наибольшее количество льгот из городского бюджета? Кого вы поддерживаете и почему?
- Льгот по налогам практически никто не получает, так как этого не позволяет законодательство. Только по налогу на имущество субъекту Федерации предоставлено право устанавливать льготы, и городские власти используют эту возможность.
В основном, льготные условия налогообложения применяются для имущества организаций жилищно-коммунального хозяйства, городского пассажирского транспорта, железной дороги, в части пассажирских перевозок и других отраслей. То есть, отрасли, связанные с реальной экономикой, не имеют существенных налоговых преференций. Другое дело, когда в городе утверждены и реализуются целевые программы, например, для поддержки промышленности, по которой оказывается помощь в реконструкции предприятий, в модернизации оборудования и технологий.
В программе поддержки малого предпринимательства определены свои меры, связанные с оказанием помощи предпринимателям в становлении и развитии бизнеса.
В последнее время наиболее популярными инструментами помощи являются бюджетные кредиты или частичное субсидирование процентов по коммерческим кредитам или купонов по облигационным займам. Есть у производителей и преимущества при отборе исполнителей городского заказа, получение нежилых помещений или земельных участков для развития бизнеса.
- Как Вы контролируете использование средств, полученных в виде льготы? Как наказываете тех, кто использует их нецелевым образом?
- Да, контролировать хозрасчетные предприятия теперь сложно, потому как бюджетные деньги отдаются на их расчетный счет, а там, в отличие от казначейства, уже не проконтролируешь, куда они ушли. Поэтому контроль осуществляется последующий - по результату, достигнутому после реализации мероприятий. В то же время мы стараемся перечисления из бюджета проводить «зряче», на основании документов, счетов-фактур или других документов.
Так, компенсация процентной ставки проводится по банковским документам о начислении и уплате процентов. При оплате расходов по оплате купонного дохода предприятия предъявляют нам необходимые документы о начислении и уплате, а мы производим их компенсацию из бюджетных средств.
Кроме того, практикуются целевые проверки Контрольно-счетной палаты Москвы и Главного управления государственного контроля города. Если проверкой выявлены нарушения, мы имеем право взыскать средства с предприятия даже в безакцептном порядке.
- Как осуществляется переход на казначейскую систему исполнения бюджета?
- Если одним словом, то «успешно». В основном, мы завершили внедрение казначейских технологий в 2003 году, а окончательный переход был осуществлен в прошлом году. Такие сроки были установлены правительством Москвы. Отмечу, что проводили мы его поэтапно, растянув процесс на три года с учетом разработки и внедрения новой информационной системы.
В начале сама реформа воспринималась в штыки, однако сейчас все пришли к выводу, что это намного удобнее и четче, чем банковский метод исполнения бюджета. Сегодня у нас остался ряд нерешенных технологических вопросов: мы только внедрили новую автоматизированную систему и еще не можем осуществить ряд процедур, например, функционирование единого счета по исполнению бюджета. Раньше у нас счета по исполнению бюджета были открыты в Центральном банке и Департаментом финансов, и Финансово-казначейским управлением по административным округам (это наши подразделения). С прошлого года мы организовали работу через Единый счет бюджета, который открыт Департаменту финансов. Через этот счет проводятся все расходы наших подразделений с использованием системы передачи платежных поручений в электронном виде с использованием защищенных каналов и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Завершение этой работы мы планируем в первом квартале 2005 года.
- Чем отличается бюджет Москвы в 2005 году от бюджетов предыдущих лет?
- Каких то серьезных, глобальных изменений в направлении средств бюджета нет. Основная масса по-прежнему направляется на социальную сферу. Большой удельный вес составляют расходы на выплату заработной платы работникам социальной сферы и пособий малообеспеченным и пенсионерам (в городе выплачиваются надбавки к пенсиям, также предусмотрена и их индексация два раза в год; к заработной плате работников бюджетных учреждений выплачиваются надбавки).
Также к социальным расходам следует отнести субсидии и дотации на жилищно-коммунальные услуги и строительство жилья и другие выплаты. Эти суммы достаточно ощутимы в бюджете. Каких либо серьезных изменений, связанных с передачей полномочий по ветеранам и инвалидам у нас не произошло, так как город и до реформы стабильно финансировал эти расходы. Поэтому, когда федеральный бюджет стал давать нам субвенции на эти цели, высвободившиеся средства мы смогли направить на другие социальные нужды.
Частично в городе сохранен ряд натуральных льгот (например, бесплатный проезд в пассажирском транспорте для льготных категорий граждан). В городе сохранили систему льготного предоставления медикаментов некоторым категориям москвичей.
Еще одно направление - жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь основная проблема заключается не только в поддержании того, что создано в прежние годы (содержание дорог, ремонт жилищного фонда, поддержание функционирования других объектов инфраструктуры), а в модернизации и развитии созданного. Это программа ликвидации пятиэтажек, ремонт мостов, создание новых парков и зон отдыха и т.д.
Уже идет реализация ряда мероприятий по реформе ЖКХ: в частности, организация товариществ - собственников жилья, с тем, чтобы отдать жилой фонд в управление проживающим в нем москвичам, установление приборов учета потребления воды и тепловой энергии и другое.
Достаточно большие деньги тратятся на развитие дорожной сети и жилищное строительство. Учитывая, что в городе практически не осталось неосвоенных земель, строительство идет за счет сноса старых строений, ветхого жилья или промышленных объектов. И, как уже говорилось, в городе функционируют программы поддержки реальной экономики промышленности, науки, агарного сектора, энергетики, туристического бизнеса. Удельный вес этих расходов невелик, но эти направления крайне эффективны с точки зрения стимулирования развития отечественной экономики.