Версия для печати 8369 Материалы по теме
Бельгия, Голландия и Люксембург совместно  отстаивают свои финансово-экономические интересы  в евроструктурах. Бельгийско-нидерландско-люксембургский  таможенно-экономический союз (Бенилюкс) учрежден в сентябре 1944 года - 60  лет  назад,  накануне освобождения этих государств от германской оккупации.

Он стал не только первым  интеграционным объединением в новой Европе, но и первым опытом интеграционной европейской экономической политики, в том числе бюджетной. Характерно, что Бенилюкс функционирует и сегодня, хотя все его участники входят в Европейский союз и в зону евро.
     Как полагает голландский экономист Йохан ван ден Брааде «небольшим странам Европы по многим причинам целесообразно сохранить свои таможенно-экономические союзы и в условиях общеевропейской интеграции. Прежде всего, потому, что существует вполне реальная опасность ущемления интересов малых стран в бюджетных, внешнеторговых вопросах, в уровне экспортно-импортных пошлин. В более широком контексте - вместе  таким странам легче поддерживать конкурентоспособность своей экономики”.
   Первым блоком такого рода в Европе был бельгийско-люксембургский таможенный союз, провозглашенный в 1920 году, а с 60-х годов бельгийский франк стал единой межгосударственной и национальной валютой Бельгии и Люксембурга. Союз этот действует и сегодня. Принципы же  бюджетной, да и общеэкономической политики бельгийско-люксембургского объединения повторены  в Бенилюксе.
    Бюджет Бенилюкса формируется из долевых взносов госбюджетов стран-участниц: Нидерланды - 40%, Бельгия - 35%, Люксембург - 25%. Когда в этих государствах (до 2002 г.) действовали национальные валюты, формирование блокового бюджета и бюджетную (как и общеэкономическую) политику Бенилюкса никто не контролировал, если не считать рекомендаций Евросоюза по уровню инфляции, ставке учетного процента, диапазонам золотовалютных резервов, экспортно-импортных пошлин и т. п. Вдобавок до «эпохи евро» в регионе не было трехсторонней межгосударственной валюты и, соответственно, единого эмиссионного центра.
   В настоящее время бюджетную и другие направления финансово-экономической политики Бенилюкса регламентирует европейский Центробанк (ЕЦБ). По специальному соглашению с ЕЦБ  Бенилюкс получает бюджетные деньги в размере примерно 80% от совокупной суммы бюджета этого блока. Причем пропорции долевых национальных взносов остаются прежними: за счет отчислений ЕЦБ от эмиссионной суммы для Бельгии, Голландии и Люксембурга.
   Характерно то, что Бенилюкс настоял на выделении Европейским центробанком не  из голландской бюджетно-эмиссионной доли в Бенилюксе, а из денежных средств самого ЕЦБ бюджетных ресурсов для автономий Голландии в Карибском бассейне (вблизи Панамского канала) - Арубы и Федерации Кюрасао. Приравненную к евро местную валюту «флорин»  эмитирует  Голландия в объемах, совместно регулируемых ее национальным казначейством и ЕЦБ.
   Проще говоря, эти территории в финансово-экономическом отношении примыкают к Бенилюксу.  Оно и понятно, «Карибская Голландия» располагает крупнейшими в Центральной Америке оффшорными зонами (в том числе для валютных операций), нефтехимическими комплексами и транзитными портами.     
    В регионе Бенилюкса по-прежнему действуют «коллективные» ставки учетного процента, стандарты рефинансирования, а также прежние расходные статьи. Доля производственных отраслей в расходах бюджета Бенилюкса достигает 27 - 30%; социального сектора и экологии (в целом) - до 25%;  здравоохранения, образования, науки, культуры - почти 20%.
   На форумах этого блока часто отмечается, что, так как ЕЦБ  сократил бюджетный фонд Бенилюкса, возникают проблемы с денежным обеспечением региональных бюджетных расходов, обусловленных и  финансовой политикой «евроцентробанка», ориентирующегося, главным образом, на инфляционные и другие денежные параметры наиболее влиятельных стран - членов зоны евро: Германии, Франции и Италии.
   Согласно стандартам бюджетной политики Бенилюкса первичные статьи расходов и их корректировка принимаются (утверждаются)  только при единогласии всех государств-участников. Проще говоря, «миниатюрный» Люксембург способен заблокировать бюджетные и другие экономические решения блока.
   Что касается участия Бенилюкса в бюджетной политике ЕС,  его руководство и комитет по финансам  совместно готовят и направляют Евросоюзу соответствующие предложения, как и эмиссионно-бюджетные запросы/потребности блока, которые рассматриваются, максимум через 10 дней после получения этих документов.
  Страны - члены Бенилюкса сохраняют свою прежнюю налоговую и пошлинную (т.е. экспортно-импортную) политику - национальную и общерегиональную, причем решения в этих секторах, в том числе рекомендательные,  сначала  принимаются на межгосударственном уровне (в рамках сообщества), а затем дублируются национальными ведомствами.  
    По мнению ван дер Стуула, руководителя внешнеторговой комиссии Бенилюкса, бывшего премьер-министра Нидерландов, «первичность региональных решений ориентирует правительства и предпринимательские структуры стран-участниц на синхронность и  согласованность во внутренней экономической политике. А это, в свою очередь, ускоряет не декларативную, а практическую реализацию решений Бенилюкса, исключает противоречивость межгосударственной и национальной экономической политики».
 
 Алексей Чичкин

Поделиться