Бельгия, Голландия и Люксембург совместно отстаивают свои финансово-экономические интересы в евроструктурах. Бельгийско-нидерландско-люксембургский таможенно-экономический союз (Бенилюкс) учрежден в сентябре 1944 года - 60 лет назад, накануне освобождения этих государств от германской оккупации.
Он стал не только первым интеграционным объединением в новой Европе, но и первым опытом интеграционной европейской экономической политики, в том числе бюджетной. Характерно, что Бенилюкс функционирует и сегодня, хотя все его участники входят в Европейский союз и в зону евро.
Как полагает голландский экономист Йохан ван ден Брааде «небольшим странам Европы по многим причинам целесообразно сохранить свои таможенно-экономические союзы и в условиях общеевропейской интеграции. Прежде всего, потому, что существует вполне реальная опасность ущемления интересов малых стран в бюджетных, внешнеторговых вопросах, в уровне экспортно-импортных пошлин. В более широком контексте - вместе таким странам легче поддерживать конкурентоспособность своей экономики”.
Первым блоком такого рода в Европе был бельгийско-люксембургский таможенный союз, провозглашенный в 1920 году, а с 60-х годов бельгийский франк стал единой межгосударственной и национальной валютой Бельгии и Люксембурга. Союз этот действует и сегодня. Принципы же бюджетной, да и общеэкономической политики бельгийско-люксембургского объединения повторены в Бенилюксе.
Бюджет Бенилюкса формируется из долевых взносов госбюджетов стран-участниц: Нидерланды - 40%, Бельгия - 35%, Люксембург - 25%. Когда в этих государствах (до 2002 г.) действовали национальные валюты, формирование блокового бюджета и бюджетную (как и общеэкономическую) политику Бенилюкса никто не контролировал, если не считать рекомендаций Евросоюза по уровню инфляции, ставке учетного процента, диапазонам золотовалютных резервов, экспортно-импортных пошлин и т. п. Вдобавок до «эпохи евро» в регионе не было трехсторонней межгосударственной валюты и, соответственно, единого эмиссионного центра.
В настоящее время бюджетную и другие направления финансово-экономической политики Бенилюкса регламентирует европейский Центробанк (ЕЦБ). По специальному соглашению с ЕЦБ Бенилюкс получает бюджетные деньги в размере примерно 80% от совокупной суммы бюджета этого блока. Причем пропорции долевых национальных взносов остаются прежними: за счет отчислений ЕЦБ от эмиссионной суммы для Бельгии, Голландии и Люксембурга.
Характерно то, что Бенилюкс настоял на выделении Европейским центробанком не из голландской бюджетно-эмиссионной доли в Бенилюксе, а из денежных средств самого ЕЦБ бюджетных ресурсов для автономий Голландии в Карибском бассейне (вблизи Панамского канала) - Арубы и Федерации Кюрасао. Приравненную к евро местную валюту «флорин» эмитирует Голландия в объемах, совместно регулируемых ее национальным казначейством и ЕЦБ.
Проще говоря, эти территории в финансово-экономическом отношении примыкают к Бенилюксу. Оно и понятно, «Карибская Голландия» располагает крупнейшими в Центральной Америке оффшорными зонами (в том числе для валютных операций), нефтехимическими комплексами и транзитными портами.
В регионе Бенилюкса по-прежнему действуют «коллективные» ставки учетного процента, стандарты рефинансирования, а также прежние расходные статьи. Доля производственных отраслей в расходах бюджета Бенилюкса достигает 27 - 30%; социального сектора и экологии (в целом) - до 25%; здравоохранения, образования, науки, культуры - почти 20%.
На форумах этого блока часто отмечается, что, так как ЕЦБ сократил бюджетный фонд Бенилюкса, возникают проблемы с денежным обеспечением региональных бюджетных расходов, обусловленных и финансовой политикой «евроцентробанка», ориентирующегося, главным образом, на инфляционные и другие денежные параметры наиболее влиятельных стран - членов зоны евро: Германии, Франции и Италии.
Согласно стандартам бюджетной политики Бенилюкса первичные статьи расходов и их корректировка принимаются (утверждаются) только при единогласии всех государств-участников. Проще говоря, «миниатюрный» Люксембург способен заблокировать бюджетные и другие экономические решения блока.
Что касается участия Бенилюкса в бюджетной политике ЕС, его руководство и комитет по финансам совместно готовят и направляют Евросоюзу соответствующие предложения, как и эмиссионно-бюджетные запросы/потребности блока, которые рассматриваются, максимум через 10 дней после получения этих документов.
Страны - члены Бенилюкса сохраняют свою прежнюю налоговую и пошлинную (т.е. экспортно-импортную) политику - национальную и общерегиональную, причем решения в этих секторах, в том числе рекомендательные, сначала принимаются на межгосударственном уровне (в рамках сообщества), а затем дублируются национальными ведомствами.
По мнению ван дер Стуула, руководителя внешнеторговой комиссии Бенилюкса, бывшего премьер-министра Нидерландов, «первичность региональных решений ориентирует правительства и предпринимательские структуры стран-участниц на синхронность и согласованность во внутренней экономической политике. А это, в свою очередь, ускоряет не декларативную, а практическую реализацию решений Бенилюкса, исключает противоречивость межгосударственной и национальной экономической политики».
Он стал не только первым интеграционным объединением в новой Европе, но и первым опытом интеграционной европейской экономической политики, в том числе бюджетной. Характерно, что Бенилюкс функционирует и сегодня, хотя все его участники входят в Европейский союз и в зону евро.
Как полагает голландский экономист Йохан ван ден Брааде «небольшим странам Европы по многим причинам целесообразно сохранить свои таможенно-экономические союзы и в условиях общеевропейской интеграции. Прежде всего, потому, что существует вполне реальная опасность ущемления интересов малых стран в бюджетных, внешнеторговых вопросах, в уровне экспортно-импортных пошлин. В более широком контексте - вместе таким странам легче поддерживать конкурентоспособность своей экономики”.
Первым блоком такого рода в Европе был бельгийско-люксембургский таможенный союз, провозглашенный в 1920 году, а с 60-х годов бельгийский франк стал единой межгосударственной и национальной валютой Бельгии и Люксембурга. Союз этот действует и сегодня. Принципы же бюджетной, да и общеэкономической политики бельгийско-люксембургского объединения повторены в Бенилюксе.
Бюджет Бенилюкса формируется из долевых взносов госбюджетов стран-участниц: Нидерланды - 40%, Бельгия - 35%, Люксембург - 25%. Когда в этих государствах (до 2002 г.) действовали национальные валюты, формирование блокового бюджета и бюджетную (как и общеэкономическую) политику Бенилюкса никто не контролировал, если не считать рекомендаций Евросоюза по уровню инфляции, ставке учетного процента, диапазонам золотовалютных резервов, экспортно-импортных пошлин и т. п. Вдобавок до «эпохи евро» в регионе не было трехсторонней межгосударственной валюты и, соответственно, единого эмиссионного центра.
В настоящее время бюджетную и другие направления финансово-экономической политики Бенилюкса регламентирует европейский Центробанк (ЕЦБ). По специальному соглашению с ЕЦБ Бенилюкс получает бюджетные деньги в размере примерно 80% от совокупной суммы бюджета этого блока. Причем пропорции долевых национальных взносов остаются прежними: за счет отчислений ЕЦБ от эмиссионной суммы для Бельгии, Голландии и Люксембурга.
Характерно то, что Бенилюкс настоял на выделении Европейским центробанком не из голландской бюджетно-эмиссионной доли в Бенилюксе, а из денежных средств самого ЕЦБ бюджетных ресурсов для автономий Голландии в Карибском бассейне (вблизи Панамского канала) - Арубы и Федерации Кюрасао. Приравненную к евро местную валюту «флорин» эмитирует Голландия в объемах, совместно регулируемых ее национальным казначейством и ЕЦБ.
Проще говоря, эти территории в финансово-экономическом отношении примыкают к Бенилюксу. Оно и понятно, «Карибская Голландия» располагает крупнейшими в Центральной Америке оффшорными зонами (в том числе для валютных операций), нефтехимическими комплексами и транзитными портами.
В регионе Бенилюкса по-прежнему действуют «коллективные» ставки учетного процента, стандарты рефинансирования, а также прежние расходные статьи. Доля производственных отраслей в расходах бюджета Бенилюкса достигает 27 - 30%; социального сектора и экологии (в целом) - до 25%; здравоохранения, образования, науки, культуры - почти 20%.
На форумах этого блока часто отмечается, что, так как ЕЦБ сократил бюджетный фонд Бенилюкса, возникают проблемы с денежным обеспечением региональных бюджетных расходов, обусловленных и финансовой политикой «евроцентробанка», ориентирующегося, главным образом, на инфляционные и другие денежные параметры наиболее влиятельных стран - членов зоны евро: Германии, Франции и Италии.
Согласно стандартам бюджетной политики Бенилюкса первичные статьи расходов и их корректировка принимаются (утверждаются) только при единогласии всех государств-участников. Проще говоря, «миниатюрный» Люксембург способен заблокировать бюджетные и другие экономические решения блока.
Что касается участия Бенилюкса в бюджетной политике ЕС, его руководство и комитет по финансам совместно готовят и направляют Евросоюзу соответствующие предложения, как и эмиссионно-бюджетные запросы/потребности блока, которые рассматриваются, максимум через 10 дней после получения этих документов.
Страны - члены Бенилюкса сохраняют свою прежнюю налоговую и пошлинную (т.е. экспортно-импортную) политику - национальную и общерегиональную, причем решения в этих секторах, в том числе рекомендательные, сначала принимаются на межгосударственном уровне (в рамках сообщества), а затем дублируются национальными ведомствами.
По мнению ван дер Стуула, руководителя внешнеторговой комиссии Бенилюкса, бывшего премьер-министра Нидерландов, «первичность региональных решений ориентирует правительства и предпринимательские структуры стран-участниц на синхронность и согласованность во внутренней экономической политике. А это, в свою очередь, ускоряет не декларативную, а практическую реализацию решений Бенилюкса, исключает противоречивость межгосударственной и национальной экономической политики».
Алексей Чичкин